Конспект урока литературы по рассказу И.С. Тургенева Бирюк в 6 классе (ОС Школа 2100)


Фрагмент урока литературы в 6 классе «Открывая мир человека…»
( по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)
Оргмомент.
- С творчеством какого автора мы
продолжаем знакомство?
-Какой рассказ вы читали дома?
-Вспомните, что означает это слово и кого так называли?
- Почему этот, в сущности, еще молодой человек стал таким?
- С творчеством И.С.Тургенева.
-«Бирюк».
-Бирюк – человек угрюмый и одинокий. Так называли местного лесника.
- И его, и детей бросила жена.
2.Работа по теме урока.
-
- а)Уход жены – самый трагичный
Э эпизод в жизни Бирюка.
- -А какие эпизоды
с составляют основу рассказа?
- Как раскрывается в них характер заглавного героя? Обратимся к тексту. Выпишите оценочную лексику, которую использует в этих сценах автор. - Сцена поимки нарушителя и сцена обвинения Бирюка мужиком.
Работа вСцена поимки нарушителя
«железный голос Бирюка»
(т.е. строгий, сильный человек) группахСцена обвинения Бирюка мужиком
«душегубец окаянный»,
«азиат», «кровопийца», «зверь»
- А вот рассказчик называет лесника «славный малый». Какое противоречие возникает?
б) - Какой проблемный вопрос можно сформулировать на основе наших записей?
- Что нужно сделать, чтобы ответить на него? - Почему одному человеку даются такие противоречивые характеристики?
-Каков Бирюк в действительности?
- Перечитать текст внимательно.
Вв в)-Вспомните, как отзывались
Со соседские мужики о Бирюке?
Выделите в приведенном отрывке ключевую фразу.
Итак, какая же фраза является здесь главной?
- А что Бирюк говорит о себе?
-Почему же Бирюк, такой честный и добросовестный, нарушил свой долг?
Перечитаем развязку эпизода с нарушителем. Приготовьтесь задать вопросы автору.
- Какие же вопросы вы бы хотели задать автору?
- На какие из них вы можете ответить?
- Что вызывает затруднения?
Чтение последнего абзаца на с. 95.
-«Мастер своего дела».
-«Должность свою справляю. Даром господский хлеб есть не приходится» (с.96)
«… к крайнему моему изумлению…» (с.99)
(Вопросы, озвученные учащимися, демонстрируются на доску через проектор)
г)- Так какой же Бирюк в действительности? Среди предложенных слов выберите те, которые являются наиболее точными для его характеристики?
Работа в(озвученные эпитеты демонстрируются через проектор) группах (на основе ТПО)
(озвученные эпитеты демонстрируются через проектор)
д)-Кто, по вашему мнению, лучше
других понял Бирюка? Почему?
е) – А как вы считаете, разбираться в людях легко? Почему?
Умение разбираться в людях – очень важное умение, которому человек учится, наверное, всю свою жизнь.
Вернемся к тексту.
-Прочитайте последнюю фразу, которую Бирюк произносит вслед мужику.
-Почему Бирюк не договорил?
- Рассказчик. Он человек внимательный. Оценивает происходящее как бы со стороны, объективно.
- Нет. Первое впечатление не всегда бывает верным.
-«Убирайся к черту со своей лошадью!- закричал он ему вслед,- да смотри, в другой раз у меня…» (с.99)
Он, наверное, больше не отпустит мужика.
-Знает ли он, как поступит в следующий раз?
- Можем ли мы точно ответить на этот вопрос?
- А на вопрос, поставленный нами в начале урока? Почему? - Нет.
- Мы не знаем, как поведет себя Бирюк в другой ситуации.
3.Выводы.
-Вспомните, в какой раздел авторы учебника поместили этот рассказ?
(«Открывая мир вокруг».)
-Что открыл этот рассказ для вас?
(Мир человека.)
Действительно, И.С.Тургенев хочет привлечь внимание читателей к человеку, к его внутреннему миру. Да и вся литература – о нем: о человеке среди людей и наедине с самим собой, о характере, который может проявляться по-разному в разных ситуациях, о различных сторонах человеческой натуры и о том, что каждый человек индивидуален, неповторим…Надеюсь, что после сегодняшнего урока вы будете более внимательны друг к другу, к своим близким и запомните, что первое впечатление о человеке не всегда бывает правильным, ведь человек – это целый мир, открывать который нам предстоит каждый день, в том числе и на уроках литературы, которую еще называют человековедением…
Урок разработан учителем МОУ СОШ №26 г. Рыбинска
Ежовой Еленой Владимировной