Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс (1 час в неделю)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бахчисарайская средняя общеобразовательная школа №2» города Бахчисарай Республики Крым
 
 
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
Подпись______ Л. П. Лисавкина
Протокол №____________
от «24» августа 2016 г. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Подпись_________ В. Е. Петрова

«25» августа 2016 г. УТВЕРЖДЕНО
Директор
Подпись _____З. Э. СейдаметоваПриказ №_____
от «31» августа 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
8 КЛАСС
НА 2016/ 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Информатика и ИКТ
КЛАСС 8
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1; всего за год 34
УЧИТЕЛЬ Усеинова Эльмаз НаримановнаКАТЕГОРИЯ
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
В соответствии с примерной программой по информатике для основной школы, авторской программой основного общего образования по информатике (8–9 класс) (Семакин И.Г. и др. Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы. / И.Г. Семакин, М. С. Цветкова и др. - ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний», 2012 г.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные) Информатика. 7 класс. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
Рабочая программа создана в соответствии с действующим в настоящее время Базисным учебным планом (ФК БУП) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательными стандартами по информатике и информационным технологиям для основного и среднего (полного) образования (от 2004 г.)Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089)
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004), опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин.-2-е изд. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.»
Авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин.-2-е изд. . – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.»
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.). Курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 102 учебных часа, в том числе в VIII классе – 34 учебных часов (из расчета 1 час в неделю) и в IX классе – 68 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю).
Содержание дисциплины
8 класс (34 часа)
Введение в предмет – 1 час.(1+0)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8–9 классах.
Человек и информация –4 час.(3+1)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Учащиеся должны знать:
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка как способа представления информации;
что такое естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
Компьютер: устройство и программное обеспечение – 7 час.(3+3+1)
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране каталог диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
Текстовая информация и компьютер – 9 час.(3+6)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок. Учащиеся должны знать:
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Графическая информация и компьютер – 5 час.(2+3)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
Учащиеся должны знать:
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
Мультимедиа и компьютерные презентации – 7 час.(2+4+1)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
Учащиеся должны знать:
что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий учащиеся должны
знать/понимать:
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
что такое мультимедиа;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях;
уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
включать и выключать компьютер;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране каталог диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание курса 8 класса и распределение учебного времени
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№ Тема Кол-во часов Теория Контрольные работы Практические
работы
Контрольные Обучающие
Введение в предмет 1 1 Человек и информация 4 3 1
Компьютер: устройство и программное обеспечение 6+1 3 1 1 2
Текстовая информация и компьютер 9 3 3 3
Графическая информация и компьютер 5 2 1 2
Мультимедиа и компьютерные презентации 6+1 2 1 2 2
Резерв 1 1 Всего: 34 15 2 7 10

Календарно-тематическое планирование
№ урока Коррекция
№ урока Проведение урока
по плану Проведение урока
по факту Наименования разделов
и тем уроков
Форма проведения обязательного вида работы Примечание
Введение в предмет
01.09 Предмет информатики. Техника безопасности Человек и информация
08.09 Информация и знания. Восприятие и представление информации 15.09 Информационные процессы
Практическая работа №1: «Освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования» контроль практической работы 22.09 Измерение информации 29.09 Единицы измерения информации Компьютер: устройство и программное обеспечение
06.10 Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память. 13.10 Архитектура и устройство ПК, подключение внешних устройств.
Практическая работа №2: «Знакомство с комплектацией устройство персонального компьютера, подключение внешних устройств» контроль практической работы 20.10 Программное обеспечение компьютера (ПО). 27.10 Пользовательский интерфейс Файлы и файловые структуры Практическая работа №3: «Пользовательский интерфейс» контроль практической работы 10.11 Системное ПО. Операционные системы (ОС). 17.11 Практическая работа №4 «Работа с файловой структурой операционной системы». контроль практической работы 24.11 Контрольная работа №1 итоговый тестовый контроль Текстовая информация и компьютер
01.12 Тексты в компьютерной памяти 08.12 Текстовые редакторы и текстовые процессоры 15.12 Основные приемы ввода и редактирования текста. Практическая работа № 5: «Ввод и редактирование текста» контроль практической работы 22.12 Практическая работа №6: «Форматирование текста» контроль практической работы 12.01 Практическая работа №7:
Буфер обмена. Поиск и замена фрагментов текста. контроль практической работы 19.01 Практическая работа №8: «Таблицы в текстовом документе» контроль практической работы 26.01 Дополнительные возможности текстового процессора 02.02 Интеллектуальные системы работы с текстом. Практическая работа №9: «Создание гиперссылок в текстовом документе» контроль практической работы 09.02 Итоговая практическая работа №10: «Создание и обработка текстовых документов» контроль практической работы Графическая информация и компьютер
16.02 Компьютерная графика. Технические средства компьютерной графики 02.03 Практическая работа №11: «Работа с растровым графическим редактором» контроль практической работы 09.03 Растровая и векторная графика. Растровый графический редактор 16.03 Векторный графический редактор
Практическая работа №12: «Создание и редактирование векторного изображения» контроль практической работы 23.03 Практическая работа №13: «Технические средства компьютерной графики» контроль практической работы Мультимедиа и компьютерные презентации
06.04 Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации. 13.04 Дизайн презентации.
Практическая работа №14: «Создание презентации» контроль практической работы 20.04 Виды анимации. Практическая работа №15: Использование анимации в презентации. контроль практической работы 27.04 Практическая работа №16 «Разработка учебной презентации» контроль практической работы 04.05 Основные понятия курса. 11.05 Контрольная работа №2 итоговый тестовый контроль 18.05 Технические средства мультимедиа
Практическая работа № 17 «Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора» контроль практической работы 25.05 Резервный урок