Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса (1час в неделю)

Приложение №6 к ООП ООО (ФК ГОС)
утвержденной приказом директора
от 01.09.2016г. № 53/1-д

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 
«Слободо – Туринская средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО с зам. по УВР приказом директора № 45/1-д
протокол № 1 «19» августа_2016_г. от «_22_»_августа_2016 г.
от «_17»_августа_2016г. ________/_А.Н.Фефелова/ ________/_О.М.Сидорова_/
руководитель ШМО
______/_Л.А.Дунаева_/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Информатика и ИКТ»
основного общего образования
(8-9 классы)






Составитель:

Первухина Надежда Геннадьевна,
первая квалификационная категория
















2016 г.
Обязательный минимум содержания
основных образовательных программ

Информационные процессы

Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. УПРАВЛЕНИЕ, ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ, скорость передачи информации.
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, ГРАФЫ. ВОСПРИЯТИЕ, ЗАПОМИНАНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИГНАЛОВ ЖИВЫМИ ОРГАНИЗМАМИ.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

Информационные технологии

Основные устройства ИКТ
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Образовательные области приоритетного освоения <*>: информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).
--------------------------------
<*> Предметные области, в рамках которых наиболее успешно можно реализовать указанные темы раздела образовательного стандарта по информатике и информационным технологиям.
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):
- изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
- текстов (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);
- музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
- таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Создание и обработка информационных объектов
Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство.
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии.
ЗВУКИ И ВИДЕОИЗОБРАЖЕНИЯ. КОМПОЗИЦИЯ И МОНТАЖ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ АНИМАЦИОННЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ.
Образовательные области приоритетного освоения: языки, искусство; проектная деятельность в различных предметных областях.

Поиск информации
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение, естественнонаучные дисциплины, языки.

Проектирование и моделирование
Чертежи. Двумерная и ТРЕХМЕРНАЯ графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Простейшие управляемые компьютерные модели.
Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).

Организация информационной среды
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:
знать/понимать:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


Тематическое планирование
по информатике и ИКТ в 9 классе


Тема раздела, тема урока
Кол-во часов
Содержание урока


Информационные технологии
23



Организация информационной среды
3


1
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
1
Вводный инструктаж. Понятия «информация», «информационные ресурсы»

2
Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Практическая работа №1 «Работа с электронной почтой».
1
Назначение e-mail, что такое почтовый ящик, электронный адрес, структура электронного письма. Информационные услуги компьютерных сетей

3
Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них. Организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
1
Сохранение и передача информации через сети, ссылки и коллективные взаимодействия


Поиск информации
3


4/1
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги.
1
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы).

5/2
Поисковые машины. Формулирование запросов. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из интернета и ссылок на них. Практическая работа №2 «Поиск информации в Интернет».
1
Познакомиться со способами поиска информации в Интернете, искать информацию с помощью поисковых программ, осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера.

6/3
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде веб-страницы с использованием шаблонов.
1
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.


Основные устройства ИКТ
3


7/1
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (школьной жизни, семейной истории):
- изображений и звука с использованием различных устройств.
1
Научиться использовать средства ИКТ для записи информации, используя звук и изображение

8/2
Запись средствами ИКТ таблиц результатов измерений и опросов.
1
Научиться заполнять таблицы измерений, опросов

9/3
Работа над проектом. Практическая работа № 3 «История моей семьи (школы, класса)»
1
Выполнить проект, используя знания ИКТ


Создание и обработка информационных объектов
5


10/1
Базы данных. Назначение информационных систем и баз данных (БД). Классификация БД. Структура реляционной базы данных
1
Познакомиться со способами поиска информации в Интернете, искать информацию с помощью поисковых программ, осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера.

11/2
Создание записей в базе данных. Практическая работа №4 «Создание базы данных».
1
Научиться создавать БД

12/3
Условия поиска информации, логические выражения. Поиск данных в готовой базе.
1
Знать что такое сложное логическое выражение, как они выполняются, таблицы истинности

13/4
Логические операции. Сложные условия поиска.
1
Научиться выполнять логические операции, используя сложные условия поиска

14/5
Сортировка записей, ключи сортировки. Практическая работа №5 «Создание запросов на удаление и изменение».
1
Основные понятия: ключ сортировки, порядок сортировки


Проектирование и моделирование
9


15/1
Модели натурные и информационные. Типы информационных моделей. Простейшие управляемые компьютерные модели.
1
Виды и типы компьютерных моделей

16/2
Использование стандартных и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.
1
Назначение и виды компьютерных объектов

17/3
Чертежи. Двумерная и трехмерная графика Диаграммы, планы, карты.
1
Рассмотреть графические возможности табличного процессора, типы диаграмм, условная функция.

18/4
Простейшие управляемые компьютерные модели.
Практическая работа №6 «Проведение компьютерных экспериментов».
1
Ввести понятие «управляемые компьютерные модели», научиться проводить компьютерные эксперименты

19/5
Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.
1
Знать типы систем счисления;
системы счисления, используемые в вычислительной технике; правила перевода чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления используемые в компьютере, и наоборот.

20/6
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы. Таблица как средство моделирования. Математическое моделирование с использованием ЭТ.
1
Структура ЭТ, данные в ЭТ, режимы отображения данных.
Тексты в ЭТ, правила записи чисел и формул, подготовка таблицы к расчетам

21/7
Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Практическая работа №7 «Работа с готовой ЭТ».
1
Закрепить на практике основные информационные единицы электронной таблицы

22/8
Абсолютная и относительная адресация. Встроенные функции. Ввод математических формул и вычисление по ним. Логические функции.
1
Виды адресации. Внесение формул в таблицы и вычисления по ним

23/9
Представление формульной зависимости на графике. Практическая работа №8 «Построение диаграмм».
1
Рассмотреть графические возможности табличного процессора, типы диаграмм, условная функция.


Информационные процессы
12


24/1
Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
1
Возникновение кибернетики, что такое управление, алгоритм управления, линейный алгоритм, обратная связь, модель управления с обратной связью.

25/2
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

Происхождение понятия алгоритм и программа, исполнитель алгоритма, алгоритмический язык, свойства алгоритма, определение алгоритма.

26/3
Алгоритмические конструкции. Практическая работа №9 «Построение линейных алгоритмов».
1
Присваивание, свойства присваивания, описание линейного вычислительного алгоритма

27/4
Логические значения, операции, выражения.
1
Применение логических понятий для операций и выражений

28/5
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
1
Что такое вспомогательный алгоритм, обращение и описание процедуры, метод последовательной детализации, сборочный метод.

29/6
Представление о программировании. Языки программирования, их классификация. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
1
Кто такие программисты, что такое язык и система программирования

30/7
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания. Правила записи программы. Практическая работа №10 «Разработка линейных программ».
1
Компьютер как исполнитель алгоритмов, константы и переменные, команды присваивания, ввода и вывода.

31/8
Правила записи оператора ветвления. Правила записи программы.
1
Представление ветвлений на алгоритмическом языке

32/9
Правила записи оператора цикла. Правила записи программы. Практическая работа №11 «Циклы».
1
Этапы решения расчетной задачи на компьютере. Задача о перестановке букв, программирование цикла

33/10
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
1
Понятие информационных процессов, национальные информационные ресурсы, их виды

34/11
Личная информация, информационная безопасность. Информационные этика и право.
1
Что такое информационное общество, информатизация, информационные преступления и безопасность, меры обеспечения безопасности.

35/12
Резерв
1






15