Итоговый отчет о процессе развития на основе анализа предварительных результатов процесса мониторинга и эвалюации на основе пунктов M, N и O.


Итоговый отчет о процессе развития на основе анализа предварительных результатов процесса мониторинга и эвалюации на основе пунктов M, N и O.
Каждый человек в современном мире мечтает быть успешным. Одна из составляющей успешной личности – это образование, которое позволит талантливому человеку добиться высокого социального статуса, быть самодостаточным и эффективным как в работе, так и в личной жизни. Образование имеет огромное значение не только для человека, но и для общества в целом. Оно является важнейшим фактором, обеспечивающим экономический рост, социальную и политическую стабильность и развитие гражданского общества. Модернизация в сфере образования, позволит повысить уровень и качество трудовых ресурсов, что в свою очередь отразится на развитии экономики. Гражданское образование способствует демократизации политической сферы общества, а юридическое образование будет способствовать укреплению правовой культуры. Можно сделать вывод, что качественное образование формирует успешную личность, как в общекультурном плане, так и в профессиональном. Личность, которая будет направлять своё развитие на самостоятельное продвижение, развивать в себе творчество, которое позволит мыслить шире, глубже воспринимать происходящие процессы.
Вот почему в настоящее время школу ассоциируют с кладовой сокровищ, в которой ученики сами определяют, сколько драгоценностей им взять, сколько они смогут унести и сами оценивают, сколько богатств они приобрели. Для того чтобы ученики понимали, что только от них зависит будущий успех, чтобы они смогли унести как можно больше сокровищ, мне, как директору школы, необходимо меняться, менять стиль руководства, а также структуру работы всего школьного коллектива.
Ежегодно ООН публикует данные по Индексу развития человеческого потенциала (HumanDevelopmentIndex). Этот индекс состоит из трех индексов: Образования (Educationindex), ВВП (GDPIndex) и Продолжительности жизни (LifeExpectancyIndex). По результатам рейтинговой таблицы «индекс уровня образованности стран мира» лидирующую позицию занимают Новая Зеландия, Норвегия и Австралия. [1]. Британское издание TheTimes опубликовало рейтинг самых лучших систем обучения в мире. Этот рейтинг был основан на результатах, полученных при помощи Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). В семёрку лучших систем образования мира вошли: Финляндия, Южная Корея, Гонконг, Япония, Сингапур, Великобритания и Нидерланды. [2]. По данным Pearson, Финляндия и Южная Корея, занявшая второе место, являются безусловными лидерами рейтинга «LearningCurve» (кривая обучения) [3].
Казахстан тоже принимает участие в международных исследованиях. Участие Казахстана в данных исследованиях необходимо для получения независимой международной оценки качества школьного образования и для совершенствования национальной системы оценки качества образования [4].
Рассмотрев образовательные системы лидеров (Финляндию и Южную Корею) и казахстанскую систему образования можно сделать вывод:
по индексу развития человеческого капитала наша страна имеет высокий уровень, но есть перспективы для развития, - повышения уровня до отметки «высокий уровень», как в странах: Финляндии и Южной Кореи, так и лидера в данной номинации – Норвегии. [5] По индексу уровня образованности (2013) Казахстан занимает 35 позицию, уступая Финляндии (24 позиция) и Южной Кореи (6 позиция), и Новой Зеландии (1 позиция). [1]
Анализируя опыт стран-лидеров по уровню образования, можно выделить основные приоритетные направления – потребность населения в получении высшего образовании, высокий профессионализм педагогов, повышение уровня компетенции учителя, которая подкрепляется внешней мотивацией и высокой оплатой труда.
Казахстанское образование, опираясь на опыт лидирующих стран, делает акцент на компетенции педагога, создавая условия: повышение квалификации, уровневые курсы, создание сетевых сообществ, внедрение микропреподавания, корпоративное обучение. Данные условия позволят каждому учителю получить необходимый уровень знаний и способов внедрения их в своей практической деятельности, которые повлекут за собой повышение качества знаний учащихся.
Вот почему современный директор школы должен обеспечить не только функционирование школы, но и ее развитие, а для этого он должен стать профессиональным менеджером и лидером, овладеть специальными знаниями и навыками, профессиональными компетенциями. Обучаясь на курсах повышения квалификации по Программе для руководителей общеобразовательных организаций РК, я узнала о том как организовать процесс взаимодействия коллектива школы, направленный на улучшение преподавания и обучения, повышение профессионального уровня педагогов, развитие компетентностей учителей, развитие распределенного лидерства в коллективе, а также дружественных и партнерских отношений с учащимися школы и родительской общественностью. Но прежде чем вводить какие-то нововведения, необходимо быть самому грамотным и мотивированным на успех в этих направлениях. Для этого необходимо уметь четко представлять идеи программы и определять пути ее реализации. Поэтому первое, с чего я начала, это повышение собственного самообразования и саморазвития, изучив опыт мировых лидеров - стран, которые благодаря проведенным преобразованиям в сфере образования достигли высоких результатов. Также мне необходимо было изучить литературу по выбранному приоритетному направлению и начать работу по внедрению изменений в практику школы. Но, как говорится в пословице «Один в поле не воин». Поэтому я привлекла в процесс реализации программы развития школы (ПРШ-2) ту же команду развития, состоявшую из 20 сертифицированных учителей разного уровня , заместителя директора по НМР в качестве менти, которая помогала реализовывать ПРШ – 1 и 3-х творческих учителей, которые широко применяют в своей практической деятельности критериальное оценивание и хотят проводить исследования по данной теме. В участниках команды я видела большой потенциал развития, как лидеров, единомышленников, осознающих и понимающих ключевые идеи программы и готовых воплотить их в реальную действительность.
Проанализировав результаты деятельности команды развития по реализации ПРШ 1, который был направлен на исследование целей и результатов урока, постановки целей – SMART, было внесено изменение в ПРШ 2, на основании проведенных исследований и полученных результатов Talis 1, была выявлена потребность коллектива в «методике оценивания» (100%). Поэтому был обозначен приоритет развития школы «Использование в практической деятельности критериального оценивания». Большая часть членов коллектива понимают структуру постановки SMART-целей, которая отражается в результатах урока. В практической деятельности учителями широко применяются листы оценивания, но возникают трудности в составлении критериев и дескрипторов, поэтому было изменено направление, которое направлено на раскрытие содержания критериального оценивания. При посещении уроков в практике учителей были выявлены следующие трудности:
1. Листы оценивания, составляемые учителями, были условными, так как учителя не четко формулировали дескрипторы, поэтому оценивание было формальным.
Для решения этой проблемы команда развития провела коучинги, выявила основные критерии, которые необходимо было рассмотреть на фокус-группах и предоставить обратную связь. Результативность была представлена на педагогическом совете, на котором была предложена универсальная форма оценочного листа, которую могут использовать учителя разных дисциплин.
2. Учителя, работающие в первых классах, испытывали затруднения в оценивании деятельности учащихся, формативном оценивании на уроке, осуществлении обратной связи, как с учениками, так и с родителями.
Для решения данной проблемы команда развития изучила литературу по обновленному преподаванию, получила консультации тренеров ЦПМ по Павлодарской области, а также тренеров НЦПК «Орлеу». Данные проблемы были рассмотрены в фокус-группе учителей начальных классов более подробно, а в других – ознакомительно, так как в следующем году будет произведен переход на обновление в 5-7 классах.
Вывод: Совместная командная работа позволила справиться с возникшими трудностями.
Из результатов аудита на уровень сформированности профессиональных компетентностей, было выявлено, что у коллектива учителей имеется потребность в овладении умениями составлять и разрабатывать критерии и дескрипторы для повседневной практики (в августе 55%, а в ноябре 32%) а по Talis 2 – 82% испытывают потребность в методике оценивания. Для устранения этой потребности были запланированны и разработаны коучинг-сессии. Менти предложила проводить тим-коучинги, используя энергию и опыт двух учителей, работающих на разных ступенях обучения (начальная или средняя, и старшая), чтобы организовать дифференцированную и адресную подачу материала. Группы для коучиг-сессий были сформированы по направлениям. Содержание коучингов было направлено на развитие компетенций, в которых учителя испытывают потребность, выявленную в процессе аудита.
Также были организованы фокус-группы для проведения коучингов по интересам, в соответствии с уровнем компетенций каждого учителя. Еженедельно нами проводился аудит как среди учителей, так и среди учащихся для выявления улучшения практики работы учителя.
Тематика коучинг- сессий была опреледелена исходя из потребностей коллектива в осмыслении процесса оценивания. В результате данной деятельности была осуществлена дифференцированная подача материала по составлению смарт-целей, критерий и дескрипторов оценивания, составления листов оценивания, формативного и суммативного оценивания в рамках обновления преподавания в 1 классах.
Процесс ментроинга был организован через парную работу сертифицированных учителей разных уровней, а также сертифицированного и несертифицированного учителя. В данной деятельности прослеживалась двойная связь, которую считаем положительным моментом. Один учитель (менти), получая поддержку другого сертифицированного, повышал свой профессиональный уровень, набирался опыта, становился уверенным в выборе методов и стратегий, - это одна сторона взаимодействия. С другой стороны при парном взаимодействии друх сертифицированных учителей, происходило тесное сотрудничество, внедрение иннновационных и творческих форм преподавания, рождались новые идеи. Вместе с тем, каждый ментор в паре получал опыт распределенного лидерства и менеджмента своей деятельности. Участвуя в данных процессах, коллектив учителей повысил уровень профессиональных компетенций (отчет О).
Трудности в организации процесса коучинга заключались в том, что коллектив учителей не в полной мере осмысливал представленный материал. Выходом из данной проблемы стало использование дефференцированной подачи материала, разбиение на группы, согласно уровням компетенции. А также определения выбора формы проведения в зависимости от уровня компетенции учителей: семинар-практикум, тренинг, тренинг с коучинговым подходом. коучинг, мастер класс.
Анализируя обратную связь учителей, определили, что учителя положительно отзываются о данных мероприятиях (отчет N). Коучинги помогли им разобраться в видах и способах оценивания, способствовали развитию умения составлять критерии оценивания. Учителя считают, что данные мероприяти полезны и необходимы для их профессионального развития.
Процесс менторинга осуществляла в 5-х направлениях:
Ментор (руководитель) и менти (заместитель директора)
Менти (заместитель директора) и команда развития
Коуч-коуч
Ментор – несертифицированный учитель
Ментор и творческая группа учителей по Lesson Study
Результатом данной деятельности стало:
- повышение профессиональных компетентностей всего коллектива учителей
- умение развивать распределенное лидерство директором
- развитие управленческих и лидерских качеств, менеджмента у заместителя директора (менти) и команды развития.
Трудностей в процессе менторинга не наблюдалось, так как каждый понимал необходимость преобразований школьной и собственной практики, имел вопросы, на которые хотел получить ответы через исследование.
Нами осуществествлялся продход Lesson Study, охвативший разные ступени обучения, параллели 4-х и 7-х классов. Фокус данного подхода заключался – как постановка целей-SMART и использование критериального оценивания влияют на результативность урока, мотивацию ученика, динамику развития А,В,С. Для реализации данного подхода была организована группа развития, в состав которой входили:
- учителя, работающие как в начальном, так и в среднем и старшем звене;
- школьный психолог, который составлял рекомендации на основе своих исследований дифференциации учащихся А, В, С;
- классный руководитель класса, на котором проводилось исследование;
- заместитель директора;
- школьный координатор и школьный тренер;
Реализация подхода Lesson Study дала новый опыт учителям, входившим в состав группы развития, который выражался в приобретении навыков:
- составления ССП и КСП;
- правильного отбора содержания и составления дифференцированных заданий;
- принципа дифференциации учащихся А,В,С;
- составления листов наблюдения и непосредственного наблюдения за учащимися А,В,С;
- составления листов оценивания;
- организации формативного оценивания и обратной связи;
- использования активных форм обучения;
- организации самостоятельной, парной и групповой деятельности;
- разработки критериев и дескрипторов к заданию, к работе пары, группы.
Вместе с тем выявились проблемы и трудности, которые выражались в:
- организации встреч в запланированное время, так как учителя группы развития работают в разные смены обучения. Данная проблема была решена после введения в группу развития менеджера школы, который выступал в роли координатора (хранителя времени)
- осуществления наблюдения в 4 классах
- анализ обратной связи
Для устранения последних двух проблем были разработаны индивидуальные листы наблюдения для А,В,С, которые позволяли более детально отслеживать их деятельность.
Вывод: Внедрение подхода Lesson Study позволило развить у учителей навыки учителя-исследователя.
Для поддержки несертифицированных учителей осуществляется программа «Рефлексия в практике», которая позволяет учителям освоить идеи Программы 7 модулей, улучшить практику преподавания и обучения. После получения теоретических знаний, учителя разрабатывали и проводили уроки по пройденной тематике, в рамках одного модуля. Учителя продемонстрировали умение использовать активные формы и методы обучения, владение ИКТ компетенциями, знание и понимание Программы 7 модулей. Уроки были проведены на хорошем и образцовом уровне, что свидетельствует об улучшении практики учителя.
Внутри школы налажена работа сетевого сообщества по единой теме. Руководители пяти фокус-групп (учителя 1 продвинутого уровня) ведут совместную работу по теме, проводя коучинги, микропреподавание, внедряют подход LS, размещают материал для изучения и закрепления на школьный сайт. Школа 2 года взаимодействует с СОШ 30 на основании подписанного меморандума. По запросу СОШ 30 проводились совместные коучинги. На первичном этапе школа находится в сотрудничестве с СОШ 28. На базе нашей школы тренером СОШ 28 был проведен семинар «Внедрение обновленных образовательных программ», а также проведен совместный коучинг по оцениванию (отчет К). Для продолжения сотрудничества сформирована руководящая группа и группа развития, планируется проведение подхода Lesson Study на базе школы-лицея № 16.
В дальнейшем планируем изменение приоритета, который будет направлен на статус школы: создание условий для развития талантливых и одаренных детей. Так как школа имеет статус лицей, то коллектив должен удовлетворять запросы родителей и учащихся.
Вывод: Если школа будет анализировать результаты мониторинга, корректировать его, правильно выстраивать планирование, осуществлять эвалюацию развития школы, то это позволит обеспечить удовлетворенность родителей и учащихся преподаванием в школе, а учителей комфортной атмосферой преподавания и саморазвития. Это позволит школе увеличить количество лицейских классов с 14 имеющихся классов комплектов (32%) до 18 классов-комплектов (41%) в 2017-2018 учебном году с постепенным увеличением их количества.
Литература
1. http://gtmarket.ru/2. http://rus.delfi.lv/news3. http://www.goodnewsfinland.ru/4. http://strategy2050.kz/5. https://ru.wikipedia.org