Интеллектуальная игра Школа сыщиков для 3 — 4 классов


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.П. ФЕДОРОВА
Интеллектуальная игра – расследование
«Школа сыщиков»
3 класс
Заболотних Марта Александровна,
учитель начальных классов
г. Тихвин
2016 – 2017 учебный год
Ведущий предлагает детям поиграть в детективов и выполнить ряд интересных, в основном шуточных, заданий на развитие внимания, нестандартного мышления.
Участвуют две команды с любым количеством игроков. Побеждает та, которая наберет наибольшее количество жетонов за правильные ответы.
Мероприятие рассчитано на учащихся 3 — 4 классов.
Ведущий. Давайте поиграем в детективов. Приглашаю вас на стажировку в детективное агентство. Основными качествами хорошего детектива являются наблюдательность, нестандартное мышление, решительность. Какая команда в большей степени обладает этими качествами, мы узнаем в конце игры.
Первый конкурс называется «Разминка».
• Кто совершил первое в истории человечества правонарушение? (Ева)
• Наука о приемах и средствах раскрытия преступления. (Криминалистика)
• Популярный советский детективный сериал называется «Следствие ведут...» (знатоки).
• Кто придумал знаменитого Шерлока Холмса? (Артур Конан Дойл)
• Дактилоскопия — наука, изучающая ... (отпечатки пальцев).
• Знаменитая писательница, придумавшая Эркюля Пуаро и мисс Марпл. (Агата Кристи)
• Киллер — это... (убийца).
• Киднепинг — это ... (похищение детей).
• Самая знаменитая собака, соучастница преступления, совершенного на торфяных болотах. (Собака Баскервилей)
• Вещественное доказательство, оставленное на месте преступления. (Улика)
• Кто ведет дело по раскрытию преступления? (Следователь)
• Как называется преступник, неоднократно совершивший преступления? (Рецидивист)
• Как называется процедура получения у правонарушителя сведений по делу, происходящая в кабинете следователя? (Допрос)
• Кто определяет степень вины обвиняемого? (Суд)
Второй конкурс называется «Следствием установлено...». О ком идет речь?
1. Некая особа, используя свой опыт и знания, принуждала недавно появившегося на свет при странных обстоятельствах мальчика заниматься не свойственным для ребенка первого года жизни делом, а именно — обучением школьным наукам. Особые приметы. Она: имеет волосы голубого цвета. Он: выдающийся нос. (Мальвина и Буратино)
2. Лицо восточной национальности, чей возраст исчисляется тысячелетиями, занималось умышленным обманом несовершеннолетнего по фамилии Костыльков, что выражается в предоставлении ему ложных сведений о том, что земля имеет форму плоского диска, стоит на шести слонах, а те, в свою очередь, — на черепахе. Особые приметы пожилого человека: длинная седая борода; носит чалму. (Хоттабыч и Волька Костыльков)
3. Три злоумышленницы, находясь на государственной службе, ввели в заблуждение царя относительно появления на свет наследника, а также совершили подлог документов, следствием которого явился распад семьи, а также нависла угроза жизни и здоровью матери и ребенка. (Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха)
4. Могущественная особа женского пола, владеющая силами магии и чародейства, была уличена в киднепинге, т. е. похищении ребенка, и совращении малолетнего посредством поцелуев, в результате которых он стал холодным и бесчувственным. (Снежная Королева и Кай)
5. Задержанный, уроженец Дании, по прозвищу «Закрой глазки», занимался проникновением по ночам в чужие квартиры, а именно — в спальни детей, раскрывал над юными гражданами магические зонтики и посредством гипноза внушал им сновидения, которые они, по его мнению, заслуживали. (Оле-Лукойе)
6. Существо, чьей средой обитания является водная стихия, замечено в превышении своих служебных полномочий, что послужило необоснованному продвижению по социальной лестнице пожилой женщины, от крестьянки до вольной царицы, что, в свою очередь, повлекло за собой избиение данной властолюбивой особой своего супруга в присутствии свидетелей». (Золотая рыбка, старуха)
7. В результате природных катаклизмов фургон, являющийся местом проживания американской семьи из штата Канзас, рухнул вместе с его обитателями — несовершеннолетней девочкой и собакой — на постоянное местожительство чародейки, что привело к смертельному исходу последней. В данном деле преступных действий не усматривается». (Элли, Тотошка, Гингема)
8. Двое представителей животного мира подозреваются в мошенничестве с целью завладения чужим имуществом, а именно — пятью золотыми монетами. Особые приметы подозреваемых. Она: рыжий хвост. Он: в черных очках, при ходьбе пользуется тростью. (Лиса Алиса, кот Базилио)
Третий конкурс называется «Специализация преступников».
Как правило, преступники имеют свою специализацию и придерживаются ее всю жизнь. Так, например, мошенник специализируется на подлоге документов, подкупе, но никогда не убивает. Шантажист добывает компрометирующие человека сведения и, спекулируя на этом, заставляет платить.
Подберите код и расшифруйте специализацию преступника, который...
♦ взламывает сейфы
МОЕОДОВОЕОЖОАОТОНОИОКО
♦ грабит квартиры
ДУОУМУУУШУНУИУКУ♦ вытаскивает ценности из карманов и сумочек граждан
КИАИРИМИАИНИНИИИКИ
Ответы: медвежатник, домушник, карманник.
Четвертый конкурс называется «Загадочные истории». (Ведущий читает текст.)
У одного короля было три дочери — Мария, Елена и Анна. Все три — красавицы, глаз не отведешь. Одна белокурая, волосы до колен волнами спадают, у другой — глаза зеленые, сияют ярче изумрудов, у третьей — талия тонкая, тоньше самой тонкой березки в королевском саду. И еще: одна из сестер пела лучше всех в королевстве, другая — лучше всех танцевала, а третья умела такие загадки загадывать, что их никто отгадать не мог!
Целыми днями король искал для своих дочерей достойных женихов.
Приезжали королевичи из заморских стран, и даже из тридевятых царств и тридесятых государств, но никто не подходил, по мнению короля, его дочерям: одни были слишком бедные, другие — недостаточно умные. Поэтому приезжих королевичей дочерям даже и не показывали.
Но вот, наконец, нашелся достойный жених для принцессы Анны — королевич Обжорий Первый. Жених он был видный, очень даже заметный.
— Завтра свадьба! — объявил король свою королевскую волю и приказал на всякий случай до завтрашнего дня не выпускать Анну из королевского дворца.
— Что же мне делать? — заламывала руки принцесса Анна, обливаясь слезами. (Дело в том, что ее сердцу был мил молодой лесник, который жил в королевском лесу — ему-то и обещала Анна свою руку.)
— Погоди реветь! — сказала сестра, которая умела загадки загадывать. — Надо предупредить твоего лесника, и вы сегодня же обвенчаетесь в церкви, что в соседнем городке!
— Сейчас предупредим! — поддержала ее Елена.
Она взяла лук и стрелу, подошла к окну, которое выходило в королевский сад, прицелилась и выстрелила.
Стрела со звоном вонзилась в большой дуб, который рос возле домика лесника. Тот, конечно, сразу догадался, что это означает, и дал знак своему верному псу. Заливистый лай наполнил весь лес.
— Пора! — сказала Елена. — Лесник ждет тебя.
— Но как же я выйду из дворца? — спросила Анна, осушив слезы и деловито осматриваясь. — Кругом королевская стража!
— Кажется, я что-то придумала! — воскликнула, сверкнув зелеными глазами, Мария. — Где белый парик? И давай сюда свой плащ!
Через несколько минут Мария, надев парик и накинув плащ сестры, уже мчалась на лошади по королевскому парку.
— Держи ее! Держи! Вот она! — закричали стражники, приняв ее за Анну, и устремились в погоню.
Теперь путь был свободен, и через несколько минут Елена проводила свою сестру до маленькой потайной калитки в королевском саду.
— Желаю удачи! — сказала Елена, целуя сестру и закрывая за ней калитку. — Завидую твоему будущему мужу: никто в нашем королевстве не сможет петь ему лучше, чем ты!
Вскоре Анна была уже у домика лесника. Рядом со счастливым лесником стояла сестра Анны, которая благополучно ушла от погони.
— Твой жених чуть не повел к венцу меня! — смеясь, сообщила сестра, возвращая Анне плащ и снимая парик. — С тобой от волнения перепутал!
Через пару часов принцесса Анна под руку с лесником предстала перед отцом. На пальце у Анны блестело обручальное кольцо.
Король сначала рассердился, но, увидев, как вытянулось прежде круглое лицо Обжория Первого, захохотал.
Вот и конец нашей истории.
Команды получают по 9 табличек с надписями: «Елена», «Анна», «Мария», «Зеленые глаза», «Тонкая талия», «Белокурые волосы», «Поет», «Танцует», «Загадки загадывает».
Задание: в ходе повторного чтения выложить данные таблички в три столбика так, чтобы было понятно, кто есть кто.
Ответ.

Примечание: повторное чтение ведущий осуществляет с небольшими паузами в соответствующих местах, чтобы игроки успели положить таблички.
Ведущий. И еще одна загадочная история.
Шел Иван по лесу — вдруг видит: стоит избушка на курьих ножках, а из окна выглядывает любопытная Баба Яга. Его, видать, поджидает.
— Здравствуй, бабушка! — поклонился Иван.
— Да уж стараюсь, здравствую пока, — проскрипела в ответ Баба Яга. — Вот только с каждой новой сотней лет здоровья не прибавляется... А ты куда путь держишь, добрый молодец?
— Кто ж расспросами гостей встречает? — упрекнул ее Иван. — Сначала накорми, напои, баньку истопи, отдохнуть уложи, а уж потом и расспрашивай!
— Твоя правда, — согласилась Баба Яга. Сделала она все, как Иван велел, а потом села с ним рядом и просит:
— Ну, давай, рассказывай скорее!
— Похитил Кащей мою невесту, Василису Прекрасную, — вздохнул Иван. — Вот иду в Кащеево царство невесту вызволять. Знаешь туда дорогу?
— А то как же! — охотно отозвалась Баба Яга.
— Как выйдешь из моей избушки, иди прямо на север! Где север, знаешь?
— Сейчас узнаем! — сказал Иван, вытаскивая компас из дорожной сумки. — А сколько идти- то?
— Ровно один день, — ответила Баба Яга. — А потом повернешь налево. Запомнил?
— Запомнил, — кивнул Иван и на компас взглянул. — На запад, значит. А сколько идти?
— Еще один денечек.
— И я попаду в Кащеево царство? — недоверчиво спросил Иван.
— Еще нет, — сказала Баба Яга. — Повернешь снова налево и пройдешь еще столько же, сколько прошел за эти два дня...
— На юг, значит, идти буду, — заметил Иван.
— А потом?
— Еще раз повернешь налево...
— На восток, получается, пойду. Странно... И сколько идти-то?
— Как раз еще денечек! — радостно сообщила Баба Яга. — А потом еще раз налево повернешь и всего один денечек пройдешь...
— Ну что ж, бабушка, считай, что все эти денечки я уже прошел! — рассердился вдруг Иван. — А теперь правду говори, старая, — как идти к Кащею?!
Вопрос: как вы думаете, почему Иван так невежливо обошелся с Бабой Ягой? Что случилось бы, если бы он последовал ее советам? (Иван снова вернулся бы к ее избушке на курьих ножках, так как Баба Яга его специально запутала.)
Ведущий. А сейчас мы поиграем. Игра называется «Детектив» (пятый конкурс). Я попрошу выйти по одному человеку от команды. Повернитесь, пожалуйста, спиной друг к другу. Детектив, или сыщик, должен быть очень внимателен. По команде повернитесь лицом друг к другу и в течение пяти секунд постарайтесь запомнить внешность визави. Затем по команде встаньте вновь спинами друг к другу и по очереди опишите внешний вид соперника.
Шестой конкурс — «Из задачника Григория Остера».
Задание: решить задачи. (Ответ записывается, затем озвучивается.)
• Преступники провели в банке всего 13 минут. Из них 2 минуты пошло на привязывание директора банка к стулу, 3 минуты на взлом сейфа и 7 минут на складывание денег в мешок. Сколько минут
пошло на то, чтобы сдаться подоспевшей милиции и выйти из банка с поднятыми руками? (1)
• В одной квартире преступники украли 3 тапочки, а в другой 1 тапочку. Сколько пар тапочек украли преступники в обеих квартирах? (2)
• Шерлок Холмс на каждых 12 страницах разоблачает трех преступников. Сколько преступников разоблачит он на 48 страницах? (12)
• Длина канализационной трубы от входа до выхода 96 метров. Спасаясь от милиционеров, преступник прополз по трубе 27 метров. Сколько метров осталось ползти преступнику до выхода, у которого его ждет другой милиционер? (69)
• Один преступник собрался ограбить собственную бабушку и направил на нее два пистолета. Но бабушка сама была старая преступница и направила на внука в два раза больше пистолетов. Сколько всего пистолетов направили друг на друга внук и бабушка? (6)
• Одна маленькая служебная милицейская собака получила в награду за храбрость 9 вкусных косточек. 3 косточки она сразу сгрызла, а остальные зарыла во дворе милиции. Ночью преступники перелезли через забор и украли половину косточек. Сколько косточек осталось храброй собаке на завтрак? (3)
Седьмой конкурс — «Гастролер».
Ведущий. Гастролер — преступник, который совершает свои преступления, каждый раз переезжая в другие места, таким образом скрываясь от правоохранительных органов. В руки милиции попал саквояж «гастролера». Догадайтесь по наклейкам, из какого города начал свое путешествие преступник и где он сейчас находится. (См. приложение)
Ответ. Начал путешествие в Токио, а закончил в Киеве.
Конкурс восьмой — «Внимание: розыск!»
• Разыскивается опасная преступница преклонного возраста, неприятной внешности, одета неряшливо. Возможно, скрывается в лесу. Имеет в своем распоряжении личный воздушный транспорт. Кличка — Костяная Нога. (Баба Яга)
• Разыскивается бывший продюсер кукольного театра. Отличается особой жестокостью в обращении с детьми. Особые приметы: длинная борода; всегда носит при себе плетку. (Карабас Барабас)
• Разыскивается мальчик, потерянный в джунглях. (Маугли)
• Разыскиваются четверо домашних животных, ушедших от жестоких хозяев. (Бременские музыканты)
• Разыскивается женщина восточной национальности, знатного происхождения. Обладает искусством очарования мужчин. Место проживания непостоянное, имеет привычку жить в шатре. (Шамаханская царица)
• Разыскивается мальчик, ушедший из дома вместе с котом. Возможное место пребывания — сельская местность. (Дядя Федор)
Конкурс восьмой — «Знатоки школы!» Участники получют карточки с вопросами, ответы на которые они узнают у работников школы. Какая команда справляется с заданием правильно получает большее количество баллов.
Вопросы:
Сколько учителей работают в школе?
Назовите Фамилию Имя Отчество учителя 4 А класса.
Сколько работников в столовой?
Назовите Фамилию Имя Отчество главного повара столовой.
Какая любимая книга библиотекаря?
Есть ли животное у вахтера школы? Если есть, то какая у него кличка?
Как зовут завуча школы?
Какого цвета глаза у учителя физкультуры?
Сколько окон в столовой?
Конкурс девятый – «Попробуй – не ошибись». Хороший детектив должен быть очень внимательным. Проверим, насколько внимательны вы!Ведущий спрашивает ребят, сидящих в зале:- Сможете ли вы сейчас повторить за мной три коротенькие фразы?Никто, конечно, в этом не сомневается. “Дважды два - четыре ”, - говорит ведущий. Все уверенно повторяют эту первую фразу.“Трижды три девять ”, - говорит он. Ошибки снова нет, все повторили.“Вот вы и ошиблись”, радостно заявляет ведущий. Ребята в недоумении: “Почему?”. Ведущий объясняет: “Вот вы и ошиблись” - это и была моя третья фраза. Никто ее не повторил”. Ну а, если нашелся очень внимательный и повторил ее, то ему полагается приз - конфета
Ведущий. А теперь подведем итоги...
Подсчет количества жетонов. Награждение победителей.