Об эффективности применения некоторых приемов Технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья


Об эффективности применения некоторых приемов
Технологии «Развития критического мышления
через чтение и письмо» в процессе формирования
коммуникативных универсальных учебных действий
у старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья
в учебном диалоге на уроках русского языка и литературы.
Курманаева М.В., учитель русского языка и
литературы
ГБОУ Уфимская школа-интернат № 13 VI вида,
Республиканский Центр Дистанционного Обучения
Актуальность рассматриваемой проблемы обосновывается, во-первых, усилением роли и значимости теоретических и экспериментальных исследований в решении проблем формирования коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников с ОВЗ; во-вторых, необходимостью теоретического изучения и экспериментальной проверки системы педагогических условий обучения диалогическому общению на уроке детей старшего возраста; в-третьих, недостаточным количеством теоретических и экспериментальных исследований по системе оценивания сформированности коммуникативной компетенции, проявляющейся в устном и письменном диалоге.
С переходом всех образовательных учреждений России на новый Федеральный государственный образовательный стандарт целью образования становится развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.[1] Стандарт ориентирован на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ежегодно в нашей стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными и наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами. При обучении таких школьников в качестве одного из средств, оптимальным образом обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программ в объеме и качестве, предусмотренными государственными образовательными стандартами, выступают ресурсы сети Интернет. Использование ресурсов Интернет в средствах ИКТ позволяет снять основные ограничения, которые препятствуют получению образования детьми со слабым здоровьем: невозможность посещения школы, частые пропуски занятий по болезни, необходимость щадящего режима обучения, отсутствие специального педагогического подхода, информационных и иллюстративных возможностей преподавателей в учебном процессе. Помимо этого, включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в виртуальное сообщество в определенной степени разрешает основную проблему «особых» детей, которая заключается в ограниченности социальных контактов и общения с другими людьми, в особенности, со сверстниками, определяющей бедность социального опыта, затруднения в формировании социальной и коммуникативной компетентностей, что сказывается на их социализации. В основу программы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья нами была положена Технология «Развитие критического мышления», а, в частности, применительно к филологии -- «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Дистанционная форма обучения позволяет использовать технологию в полной мере.
Нет необходимости останавливаться на истории возникновения данной программы и на самой технологии: она известна широкому кругу читателей, более того, многие педагоги успешно применяют ее в своей работе и получают весьма существенные результаты. Но, по мнению автора, эта модель может весьма эффективно работать именно в коррекционной (специальной школе) среди старшеклассников с ОВЗ. «Переложенные» на язык практики идеи технологии звучат следующим образом:
дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи;
роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления;
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов.
В нашей работе диалог рассматривается как способ организации взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, реализующий возрастную потребность учащихся 8-12 классов в общении, формирующий коммуникативную компетенцию. Данная группа детей обучается дистанционно. Не все учащиеся пока еще достаточно активны, сохраняется желание наблюдать за происходящим со стороны. Часть учащихся ждёт, чтобы был дан «правильный ответ», нет ещё ответственности за своё обучение. Но те, кто просто замкнут, или, например, не идут на устный контакт (диагноз ранний детский аутизм) обучаются вести письменный диалог и, соответственно, и у них формируются коммуникативные действия. И, что немаловажно, те учащиеся, которым сложно по тем или иным причинам вести устный диалог, имеют возможность нарисовать свой ответ, передать в виде схемы, использовать всевозможные комбинации фигур, передать свое отношение к осмысляемому через цвет, то есть у них есть безграничные технические возможности для построения ответа на вопрос.
Еще один неоспоримый плюс в пользу использования данной технологии: очевидна связь между ТРМЧП и ФГОС. Связь эта не что иное как «ступенька» от транслятора знаний к роли учителя как модератора учебного процесса. В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия.
По ФГОС метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
смысловое чтение
В предметных программах по ФГОС
11.1. Филология
Изучение предметной области «Филология»
Литература. Родная  литература:
1) осознание значимости чтения; формирование потребности в систематическом чтении;
4) воспитание квалифицированного читателя, сознательно планирующего своё досуговое чтение;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления;
Примерная основная образовательная программа
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ
1.2.3.4. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Выпускник научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
различать темы и подтемы специального текста;
выделять не только главную, но и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Коммуникативные действия как ни что другое и обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Другими словами, мы стараемся научиться владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично, выразительно излагать свою точку зрения; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила речевого этикета и в этом нам, по нашему глубокому убеждению, призвана помочь технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Что формируют приемы ТКМЧП, применяемые для работы с текстом?
-выделять причинно-следственные связи;
-рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
-отвергать ненужную или неверную информацию;
-понимать, как различные части информации связаны между собой;
-выделять ошибки в рассуждениях;
-делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек
-избегать категоричности в утверждениях.
Из вышесказанного следует, что настоящая работа примыкает к исследованиям, связанным с проблемами, от решения которых зависит уровень коммуникативной компетентности учащихся, их самореализация в школе, а в последующем - их профессиональная самореализация. Хотя модель обучения диалогическому общению на уроке не претендует на оптимальность и предполагает последующее ее совершенствование, уже сейчас возможно внедрение ее в учебный процесс работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы
Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.
Дорожкина Т.Н., Першина Л.Р.Проектирование урока по русскому языку и литературе в свете требований ФГОС: Методические рекомендации. – Уфа: ИРО РБ. – 2013. – 46с.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. -- 236 с.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 112с. – (Стандарты второго поколения)
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия -- к мысли. Система заданий/ Под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – Серия «Работаем по новым стандартам».
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2010. – 59с. – ( Стандарты второго поколения)