Методическая работа на тему: «Поурочное планирование занятий по аппликации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей рабочей речевой программе для детей 5-6 лет с ОВЗ в микрогрупповом режиме»


Занятие 1
Тема: «Аппликация «Белый гриб».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: познакомить с новой техникой изготовления аппликаций познакомить детей с разными видами грибов, учить различать грибы по внешнему виду, развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей, способствовать дальнейшему овладению техникой наклеивания.
Демонстрационный материал: картинки с изображениями грибов.
Раздаточный материал: листы цветного картона, ножницы, клей, листы цветной зеленой бумаги, крупа манная и гречневая, шаблоны травы и грибов. кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
Рассматриваются картинки с грибами.
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Белый гриб» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг 1. Раздается картон, готовые шаблоны гриба, травы.
Шаг 2. На картон приклеивается шаблон гриба.
Шаг 3. На «шляпку» наносится клей, далее «шляпка» посыпается гречневой крупой.
Шаг 4. На «ножку» наносится клей, далее «ножка» посыпается манной крупой.
Шаг 5. Внизу картонного листа приклеивается трава.
Занятия 2-3
Аппликация «Осень».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: учить наносить клей на детали и ровно наклеивать их на лист бумаги, познакомить детей с методом обрывания, закреплять умение соотносить цвет с его названием.
Раздаточный материал: картон, вырезанные из цветной бумаги изображения деревьев, травы, цветная бумага, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
Вот и стали дни короче,И длиннее стали ночи,Птицы тянутся на юг,Пожелтели лес и луг. (Осень.)
– О каком времени года это стихотворение?
(Ответы детей.)
Листья желтые летят,Падают, кружатся,И под ноги просто так,Как ковер ложатся!Что за желтый снегопад?Это просто … (Листопад.)
-Какие осенью листья? (желтые, красные, оранжевые)
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Осень» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг 1. Раздается картон, вырезанные из разноцветной деревья, трава, цветная бумага.
Шаг 2. Дети приклеивают траву и деревья на картон.
Шаг 3. Цветную бумагу (желтого, оранжевого, красного, зеленого цвета) рвут на маленькие кусочки.
Шаг 4. Приклеивают разноцветные кусочки на картон.
Занятия 4-5
Аппликация «Мордочка щенка».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: познакомить с оригами, учить складывать квадрат по диагонали и загибать углы, хорошо проглаживая сгибы, выполнять действия в заданной последовательности. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Закреплять умение украшать аппликацию фломастерами.
Раздаточный материал: Картон, квадраты из цветной двухсторонней бумаги желтого (серого или светло-коричневого) цвета, фломастеры.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
Прочитайте ребятам стихотворение С. Еремеева:
Это кто ко мне спешит
И от радости визжит,
А потом лежит у ног?
Это маленький щенок.
— Про кого это стихотворение? (Про щенка.)
— Что делает щенок в стихотворении? (Спешит, визжит, лежит у ног).
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Мордочка щенка» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг 1. Раздается картон (фон), заготовленные квадраты.
Шаг 2. Квадрат складывается по диагонали.
Шаг 3. Полученный треугольник кладется сгибом кверху.
Шаг 4. Верхние противоположные концы заготовки загибаются вперед.
Шаг 5. Нижний угол загибается внутрь.
Шаг 6. Рисуются глаза, нос, пасть.
Шаг 7. Мордочка наклеивается в центре картона.
- Какой щенок у вас получился? (Коричневый, веселый, озорной, смешной.)
Занятие 6
Аппликация «Мордочка лисы».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: продолжать знакомить детей с оригами, учить складывать квадрат по диагонали и загибать углы, хорошо проглаживая сгибы. Продолжать учить выполнять действия в заданной последовательности. Развивать образное мышление. Познакомить с жизнью лисы зимой. Закрепить умение украшать изделие фломастерами.
Раздаточный материал: Квадраты из цветной двухсторонней бумаги оранжевого цвета, фломастеры.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
-Дети, отгадайте загадку:
Эта хитрая плутовка
Ловит зайцев очень ловко.
Наша рыжая сестричка,
А зовут ее...
(Лисичка)
— Где живет лиса? (В лесу.)
— Меняет ли лиса окрас своей шерсти? (Нет.)
— Почему? (Лиса никого не боится.)
— Какого цвета шерсть у лисы? (Рыжего.)
— В каких сказках мы встречались с лисой? («Колобок», «Теремок» и др.)
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Мордочка лисы» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг 1. Раздаются картон (фон), заготовленные квадраты.
Шаг 2. Квадрат складывается по диагонали.
Шаг 3. Полученный треугольник кладется сгибом кверху.
Шаг 4. Верхние противоположные концы заготовки отгибаются назад и вверх, проглаживаются сгибы.
Шаг 5. Рисуются глаза, нос.
Шаг 6. Мордочку наклеивается в центре картона.
- Какая лиса у вас получилась? (Рыжая, красивая, хитрая.)
Занятие 7
Аппликация «Цыпленок».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: учить наклеивать детали аппликации в определённых местах основы листа согласно образцу. Закреплять приемы нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры. Продолжать закреплять умение прикладывать намазанную клеем деталь к листу бумаги и плотно прижимать ее салфеткой.
Материалы: бумага желтые салфетки, клей, краски или карандаши, альбомный лист на котором уже нарисован контур цыпленка.
Ход занятия.
1.Предварительная работа. Специалист проводит с детьми вступительную беседу, можно использовать следующие вопросы: сегодня на занятии мы будем делать цыпленка. Какая у цыпленка окраска, форма и т.п.?
2. Специалист наглядно демонстрирует пошаговую последовательность выполнения работы:
Шаг 1. Скомкать из желтой салфетки шарик (туловище) и вклеить его на предназначенное для него место на альбомном листе.
Шаг 2. Скомкать из желтой салфетки шарик меньшего размера (голова) и вклеить его на предназначенное для него место на альбомном листе.
Шаг 3. Дорисовать недостающие детали красками или карандашами.
Шаг 4. Дорисовать фон.
Занятие 8
Аппликация «Теремок».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: формировать навык разрезания прямоугольника на длинные полосы. Развивать умение составлять из полос задуманный предмет. Учить располагать предмет в центре листа, аккуратно и ровно наклеивать, изображать с помощью движений слова стихотворения. Развивать точность и координацию движений.
Раздаточный материал: прямоугольники из цветной бумаги 6x8 см, картон, ножницы, цветные карандаши, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
Стоит в поле теремок.
Кто в нем живет? (Присядьте на корточки, накрыв
голову руками, ладони под прямым углом в виде крыши.)
Дверка открывается,
Кто-то появляется. (Медленно раскрывайте руки
над головой.)
Бам, бам! (Подпрыгните, вытянув руки вверх.)
Попрыгунчик там!
— Кто живет в теремке? (Попрыгунчик.)
— Почему его так называют? (Он высоко прыгает.)
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Теремок» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг 1. Раздаются заготовленные прямоугольники, картон (фон).
Шаг 2. Прямоугольник разрезается на полоски.
Шаг 3. На картоне составляется контур терема (четыре полосы образуют края стен (снизу, сверху и по бокам), а из двух пересекающихся вверху полос составляется крыша).
Шаг 4. Детали терема наклеиваются в центре картона.
Шаг 5. Недостающие детали дорисовываются.
Занятие 9
Аппликация «Ежик».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: учить отрывать от листа бумаги кусочки небольшого размера, наносить на них клей и наклеивать на картон внутри контура. Продолжать учить оформлять аппликацию с помощью фломастеров.
Раздаточный материал: картон с контурным изображением ежика, цветная двухсторонняя бумага, фломастеры или цветные карандаши, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
В лесу деревья высокие. (Прямые руки вытянуты вверх.)
Вот подул ветер
И закачал деревья. (Движения поднятых рук в разных
направлениях.)
Ежик маленький замерз. (Прямые пальцы одной руки
проходят через пальцы другой, ладони находятся под
углом друг к другу.)
И в клубок свернулся. (Сцепленные пальцы сгибаются,
образуя замочек.)
Солнце ежика согрело,
Ежик развернулся. (Сцепленные в замочек па/1ьцы
выпрямляются, образуя колючки ежа.)
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Ежик» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг 1. Раздается картон с нарисованным контуром ежика, черная (серая) цветная бумага.
Шаг 2. Отрываются от бумаги маленькие кусочки.
Шаг 3. Клей наносится на кусочки бумаги, которые приклеиваются на спинку ежа внутри контура.
Шаг 4. Мордочка закрашивается коричневыми карандашами.
Занятие 10
Аппликация «Будка для собаки».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: учить разрезать квадрат на два треугольника, а круг на два полукруга. Продолжать учить составлять и аккуратно наклеивать изображение предмета из нескольких частей. Учить понимать содержание рассказа, воспитывать отзывчивость и доброту.
Раздаточный материал: вырезанные из бумаги изображения щенков, картон, квадраты 8x8 см из цветной бумаги, квадрат 5x5 см и круг диаметром 5 см, ножницы, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
Прочитайте детям рассказ Е. Чарушина «Собака»:
«У Шарика шуба густая, теплая — он всю зиму по морозу бегает. И
дом у него без печки — просто собачья будка, и там соломка постелена,
а ему не холодно. Шарик лает, злых людей да воров во двор не
пускает, за это все его любят да сытно кормят.»
— Как зовут собаку? (Шарик.)
— Где живет Шарик? (В будке, в конуре.)
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Будка» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг 1. Раздаются картон (фон), заготовленный силуэт собаки, квадраты (большой, маленький), круг.
Шаг 2. Маленький квадрат разрезается по диагонали (крыша).
Шаг 3. Круг разрезается пополам (вход в конуру).
Шаг 4. Детали размещаются на картоне (по образцу).
Шаг 5. Детали наклеиваются на картон.
Занятия 11-12
Аппликация «Шапка и варежки для кукол».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: продолжать учить наносить клей на детали и ровно наклеивать их на лист бумаги. Закреплять умение соотносить цвет с его названием.
Демонстрационный материал: три куклы в платьях разных цветов (синем, желтом и красном).
Раздаточный материал: картон, карандаши цветные или краски, готовые изображения кукол, вырезанные из цветной бумаги шапки и варежки тех же цветов, что и платья у кукол, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
-Дети, к нам в гости пришли куклы.
-Какие на них платья? (Красное, желтое, синее).
-Посмотрите, они принесли с собой варежки и шапки. Какие цветов? (Красные, желтые, синие.)
-Куклы собрались гулять, но никак не могут подобрать варежки и шапки одного цвета. Давайте поможем им?
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Шапка и варежки для кукол» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг 1. Раздается картон с нарисованным контуром куклы, вырезанные из разноцветной бумаги шапки и варежки.
Шаг 2. Дети приклеивают шапки и варежки на куклу.
Шаг 3. Цветными карандашами или красками закрашивается платье у куклы и сапоги (все должно быть одного цвета).
Шаг 4. Полученные куклы обсуждаются (Дети, какие куклы у вас получились? Какие платья, шапки, варежки, сапоги на ваших куклах?).
Занятие 13
Аппликация «Белая снежинка».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: учить детей работать правильно держать ножницы, разрезать квадрат на полоски, учить составлять задуманный предмет из полос, расширять знания детей о зиме. Учить аккуратно и ровно наклеивать детали.
Материалы: картон, квадраты из белой бумаги 8x8 см, ножницы, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
Если ветер злющий кружит,
Застеклились за ночь лужи,
А меня упаковали
В сто одежек неуклюжих,
На деревьях, на карнизах
Кружева да бахрома.
Это значит — на снежинках
Опустилась к нам зима.
Э. Булгакова
— Что значит «застеклились лужи»? (Покрылись льдом.)
— Какая бахрома висит зимой на деревьях? (Снежная.)
— Почему надо тепло одеваться зимой? (Чтобы не простудиться.)
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Белая снежинка» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг 1. Раздается голубой картон (фон) и белые квадраты.
Шаг 2. Разрезаются белые квадраты на полоски и составляется снежинка в виде пересекающихся в центре полосок.
Шаг 3. Снежинки наклеиваются в центре картона (голубого).
Занятие 14
Аппликация «Новогодний праздник».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: учить детей работать правильно держать ножницы, учить вырезать круглые формы из квадратов, срезая углы, расширять знания детей о зиме, учить аккуратно и ровно наклеивать детали.
Материалы: картон с нарисованной зеленой елкой, квадраты из цветной бумаги, ножницы, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
Вырастала елка
В лесу на горе.
у нее иголки
Зимой в серебре.
У нее на шишках
Ледышки стучат,
Снежное пальтишко
Лежит на плечах.
Приходили к елке
Волки зимой...
Увезли мы елку
К себе домой. Нарядили елку
В новый наряд —
На густых иголках
Блестки горят.
Началось веселье —
Песни да пляс!
Хорошо ли, елка.
Тебе у нас?
Е. Трутнева
-Чем была украшена елка в лесу? (Серебром, снегом, шишками, ледышками.)
-К нам из леса пришла елка. Давайте украсим ее новогодними шариками.
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Новогодний праздник» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг 1. Раздается квадрат из цветной бумаги и ножницы.
Шаг 2. Показывается как правильно надо держать ножницы и срезать углы у квадратов.
Шаг 3. Наносится клей на вырезанный круг.
Шаг 4. Шарик наклеивается на елку.
Занятие 15
Аппликация «Полосатый коврик».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: учить детей правильно держать ножницы, сжимать и разжимать кольца, резать по прямой линии. Учить украшать предмет прямоугольной формы цветными полосками, чередуя их по цвету. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.
Раздаточный материал: картонные прямоугольники 12x6 см, квадраты из цветной бумаги разных цветов 6x6 см, ножницы, клей, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
Чтение стихотворения С. Михалкова «Мой щенок».
Я сегодня сбилась с ног —
У меня пропал щенок.
Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала.
Все сидела и ждала.
Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь.
Прыгает через порог.
Кто же это?
Мой щенок.
-Дети, давайте сделаем для щенка мягкий красивый коврик,
чтобы ему было удобно лежать?
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Разноцветный коврик» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг 1. Раздаются картонный прямоугольник, бумажные квадраты.
Шаг 2. Квадраты разрезаются на полоски.
Шаг 3. Полученные полоски выкладываются на картон.
Шаг 4. Полоски наклеиваются на картон (по образцу).
Занятие 16
Аппликация «Грузовик».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: продолжать учить правильно держать ножницы. Учить вырезать круглые формы из квадратов путем скругления углов, создавать образ из заранее вырезанных частей, располагать предмет в центре листа. Упражнять в умении аккуратно и ровно наклеивать детали на лист бумаги.
Раздаточный материал: картон, прямоугольник из цветной бумаги (кузов) 9x7 см, квадрат 5x5 см с обрезанным верхним левым углом (кабина), два квадрата 3x3 см, ножницы, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
Чтение стихотворения А. Барто «Грузовик»:
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.
— Почему перевернулся грузовик? (Его опрокинул кот.)
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Грузовик» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг 1. Раздаются заготовленные детали, картон (фон).
Шаг 2. Вырезаются из квадратов круги (колеса).
Шаг 3. Составляется на картоне грузовик из деталей (по образцу).
Шаг 4. Детали грузовика наклеиваются на картон.
Занятие 17
Аппликация «Я еду на автобусе».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: формировать умение у детей составлять предмет (автобус) из отдельных частей, закреплять представление о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник), способствовать дальнейшему овладению техникой наклеивания.
Раздаточный материал: картон, готовые формы- прямоугольник 7х10(корпус автобуса), 3 белых квадрата 2,5х2,5 см (окна), два черных круга диаметром 2 см (колеса), клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
-Дети, отгадайте загадку:
Дом по улице бежит,
Дом подошвами шуршит
Подбегает к остановке, пассажиров всех берет –
И опять бежит вперед.
(Автобус).
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Я еду на автобусе» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг. 1. Раздается картон, готовые формы.
Шаг 2. Дети приклеивают в центр картона корпус автобуса.
Шаг 3. Приклеивают окна и колеса (по образцу).
Занятие 18
Аппликация «Поезд».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: учить работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию, закреплять знания о геометрических фигурах (прямоугольник, круг квадрат). Воспитывать уважение к профессии водителя.
Раздаточный материал: картон, прямоугольники из цветной бумаги (кабина, вагоны), квадраты (окна), круги (колеса), ножницы, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
-Дети, отгадайте загадку:
Все дороги мне знакомы,Я в кабине словно дома. Мне мигает светофор,Знает он, что я - … (Шофёр)
-Да, это шофёры, шофер или, как еще его называют?
 -Дети: водитель.  
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель?
-Что он должен знать и уметь? (трудолюбивый, добрый)
-А еще он должен быть ответственным, внимательным, добросовестным, дисциплинированным, трудолюбивым, вежливым.
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Поезд» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг. 1. Раздаются заготовленные детали, картон (фон).
Шаг 2. На картоне выкладывается из деталей поезд (по образцу)
Шаг 3. Наклеиваем кабину поезда, затем вагоны.
Шаг 4. Приклеиваем окна в кабине и в вагонах.
Шаг 5. Внизу кабины и вагонов приклеиваются колеса.
Занятия 19-20
Аппликация «Строим дом».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: продолжать учить детей работать с ножницами, правильно их держать, разрезать узкую полоску на части (кубики и кирпичики) одним движением ножниц, вызвать интерес к составлению композиции из самостоятельно вырезанных элементов, способствовать дальнейшему овладению техникой наклеивания.
Раздаточный материал: картон, готовые контуры домов, полоски бумаги разного цвета (3х12 см), цветные карандаши, ножницы, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
-Дети, кто строит дома?
-Правильно, строители! Мы сегодня с вами будем строить дома.
«Строим дом»
Туки-туки молотком, (Стучат кулаками одним по другому.)
Строю, строю новый дом.
Будет он большой, как ель, (Ладони располагаются под углом,
кончики пальцев соприкасаются.)
Будут окна, будет дверь. (Делают из пальцев «окно» и «дверь».)
Всех в него я поселю:
Мышку, зайчика, лису. (Хлопают в ладоши.)
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Строим дом» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг 1. Раздается картон, готовые формы контуры домов, бумажные полоски.
Шаг 2. Дети приклеивают на картон контур дома.
Шаг 3. Дети рисуют цветными карандашами окно, крышу
Шаг 4. Разрезают полоски на кирпичи.
Шаг 5. Детали (кирпичи) наклеиваются на картон.
Занятие 21
Аппликация «Доктор».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: учить детей в процессе аппликации ориентироваться на плоскостном изображении предметов, находить середину. Продолжать учить детей правильно держать ножницы и действовать ими: разрезать бумажные полоски пополам, упражнять в аккуратности наклеивания деталей, воспитывать у детей интерес к окружающему и аппликации, развивать воображение, чувство композиции, способствовать дальнейшему овладению техникой наклеивания.
Раздаточный материал: картон, готовые изображения доктора, прямоугольник (чемодан), цветная бумага, готовые полоски (красного цвета), цветные карандаши или краски, ножницы, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
Добрый доктор Айболит,
Он мышонку говорит: каждый палец стучит по большому пальцу 3 раза
Правила движения,
Все, без исключения, потирание ладоней друг о друга
Знать должны зверюшки:
Барсуки и хрюшки, Вращательные движения кистями
Зайцы и тигрята,
Мышата и котята. Сжимание и разжимание пальцев рук
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Доктор» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг 1. Раздается картон, готовые формы доктора, полоски красного цвета, прямоугольник (чемодан).
Шаг 2. Приклеиваются на картон контур доктора, прямоугольник (чемодан).
Шаг 3. Складывается пополам полоска, разрезается.
Шаг 4. Из двух полосок складывается красный крест и наклеивается на чемодан доктора.
Шаг 5. Доктор разукрашивается карандашами или красками.
Занятие 22
Аппликация «Военный корабль».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: учить обрезать прямоугольник до трапеции. Закреплять умение составлять предмет из отдельных частей. Учить располагать предмет в центре листа. Продолжать учить аккуратно и ровно наклеивать детали.
Материалы: картон голубого цвета и разноцветные прямоугольники (4x2 см, 5,5x1 см, 6x2,5 см, 14x6 см), ножницы, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
-Специалист читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Великан»:
Раз,
Два,
Три,
Четыре.
Начинается рассказ.
В сто тринадцатой квартире
Великан живет у нас.
И когда большие лужи
Разливаются весной,
Великан во флоте служит
Самым младшим старшиной.
Пароход за пароходом
Он выводит в океан.
И растет он с каждым годом,
Этот славный великан!
— Вы догадались, о каком великане идет речь в стихотворении. (О мальчике.)
— Почему его называют великаном? (Мальчик большой по сравнению со своими игрушечными пароходами.)
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Военный корабль» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг 1. Раздаются заготовленные прямоугольники.
Шаг 2. Показывается и объясняется, что у самого большого прямоугольника надо срезать два нижних угла, чтобы получилась трапеция.
Шаг 3. Составляется корабль: перпендикулярно трапеции располагаем длинную полоску (мачта).
Шаг 4. На мачту помещаются остальные прямоугольники: сверху большой, снизу- маленький (паруса).
Шаг 5. Наклеиваются детали на картон (по образцу).
Занятие 23
Аппликация «Ландыш».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: продолжать учить составлять задуманный предмет из частей, отрывать от ваты небольшие кусочки, скатывать их между пальцами в комочки и наклеивать на альбомный лист в нужном месте. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Познакомить детей с внешним видом ландыша.
Демонстрационный материал: предметная картинка ландыша.
Раздаточный материал: картон любого цвета (кроме зеленого и белого), вата, полусогнутый стебель и лист ландыша из зеленой цветной бумаги, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
-Специалист читает стихотворение Е. Серовой «Ландыш»:
Родился ландыш в майский
день
И лес его хранит.
Мне кажется:
его задень —
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышат луг,
и птицы
и цветы...
Давай послушаем,
а вдруг
Услышим — я и ты?
— О чем это стихотворение? (О ландыше.)
— Как вы думаете, с каким цветком он сравнивается? (С колокольчиком.)
Детям демонстрируется картинка с изображением ландыша. Рассматриваются его белые цветки, похожие на маленькие колокольчики, и вытянутые листья.
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Ландыш» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг 1. Раздаются картон (фон), заготовленные лист и веточка ландыша.
Шаг 2. Из ваты скатываются маленькие шарики.
Шаг 3. Детали наклеивают на картон веточку ландыша, лист ландыша. На стебель наклеиваются шарики из ваты (по образцу).
Занятие 24
Аппликация «Цветы в вазе».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: учить составлять композицию из заготовленных деталей, вырезанных из открыток и журнальной бумаги. Продолжать упражнять в аккуратном и ровном наклеивании.
Материалы: картон, вырезанный из открытки букет цветов, ваза из журнальной бумаги; ножницы, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
Беседа с детьми об их мамах:
-Любите ли вы свою маму?
-Как вашу маму зовут?
-Какая у вас мама?
-Что мама любит делать и т.д.
Чтение стихотворения В. Шуграевой «Маме»
В горшочек посажу росток,
Поставлю на окне.
Скорей, росток,
Раскрой цветок —
Он очень нужен мне.
Промчатся ветры за окном
Со снежною зимой,
И будет выше
С каждым днем
Расти цветочек мой. Когда же по календарю
Весны настанет срок,
Восьмого марта
Подарю
Я маме свой цветок!
-Дети, давайте и мы с вами сделаем и подарим подарок маме?
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Цветы в вазе» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг. 1. Раздается картон, заготовленные детали- ваза, цветы.
Шаг 2. Вазу и цветы размещаются в центре картона.
Шаг 3. Детали наклеиваются на картон.
Занятия 25-26
Аппликация «Наш город».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: учить разрезать прямоугольник, сложенный по полам, для окон дома, располагать окна на одном уровне, закреплять умение правильно составлять изображения из деталей (геометрических фигур), упражнять в аккуратности наклеивания деталей, воспитывать у детей интерес к окружающему и аппликации, развивать воображение, чувство композиции, способствовать дальнейшему овладению техникой наклеивания.
Раздаточный материал: картон, готовые контуры домов, цветная бумага, готовые прямоугольники (для окон дома), готовые автомобили, цветные карандаши, ножницы, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
Рассматривание картины. Беседа с детьми о родном городе:
-Как называется город в котором мы живем?
-На какой улице вы живете? И т.д.
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Наш город» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг 1. Раздается картон, готовые формы домов, прямоугольники (для окон), готовые автомобили.
Шаг 2. Приклеивается на картон контур дома.
Шаг 3. Складывается пополам прямоугольник, разрезается.
Шаг 4. Наклеиваются получившиеся окна на дом.
Шаг 5. Наклеиваются готовые машины на картон.
Шаг 6. Дорисовываются недостающие детали.
Занятия 27-28
Аппликация «Овощи на грядке».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: расширять знания детей об овощах, закреплять приемы нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры, продолжать закреплять умение прикладывать намазанную клеем деталь к листу бумаги и плотно прижимать ее салфеткой.
Материалы: муляжи овощей, картинки с изображением овощей, цветная бумага, картон, клей, ножницы.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
-Специалист:
Как на нашем огороде
Овощи созрели.
Первым зайка прискакал —
И морковку он достал.
(Один ребенок назначается зайцем, прыгает к столу с овощами и забирает морковь.)
А козе листы капусты
Показались очень вкусны.
(Другой ребенок назначается козой, подходит к столу и забирает капусту.)
Петух в огород пришел —
Он горошину нашел.
(«Петух» важно подходит к столу и берет горох.)
Свинка носом землю рыла
И про репу не забыла.
(«Свинка» забирает репу.)
-Подводится итог, вспомнив, кто из героев стихотворения чем питается.
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Овощи на грядке» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг 1. Раздаются изображения овощей и грядки (морковка, картошка, лук, капуста, помидор, репа, свекла, баклажан, огурец) и накладываются на картон.
Шаг 2. Изображение грядки и все овощи приклеиваются на картон.
Шаг 3. Все овощи называются (На грядке растет помидор, огурец, морковка и т.д.).
Занятия 29-30
Аппликация «Консервируем овощи».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: учить наклеивать готовые формы в определённых местах основы листа согласно образцу, закреплять знания форм (круглый, овальный) и цветов (красный, зеленый, желтый и т.д.). Закреплять приемы нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры. Продолжать закреплять умение прикладывать намазанную клеем деталь к листу бумаги и плотно прижимать ее салфеткой.
Материалы: картинки с изображением овощей, картинка с изображением банки, цветная бумага, картон, клей, ножницы.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
Специалист предлагает детям рассмотреть картинки с изображением овощей и назвать их форму и цвет. Специалист рассказывает детям о том, что овощи можно консервировать на зиму.
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Консервируем овощи» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг 1. Раздаются изображения овощей и банки и накладываются на картон.
Шаг 2. Приклеиваются изображения банки и овощей.
Шаг 3. Называется форму и цвет овощей (Огурец- овальный и зеленый и т.д.).
Занятия 31-32
Аппликация «Фрукты на тарелке».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: закреплять умение детей работать с готовыми формами, учить располагать детали на листе, подбирать детали по размеру и цвету, расширять знания детей о фруктах. Закреплять приемы нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры. Продолжать закреплять умение прикладывать намазанную клеем деталь к листу бумаги и плотно прижимать ее салфеткой.
Материалы: муляжи фруктов, картинки с изображением фруктов, готовые формы (тарелка, фрукты), цветная бумага, картон, клей, ножницы.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
Перед детьми выкладываются изображения фруктов. Совместно называются все фрукты.
Игра «Четвертый лишний»
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Фрукты на тарелке» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг 1. Раздаются готовые формы фруктов и тарелки, накладываются на картон.
Шаг 2. Приклеиваются изображения тарелки и фруктов на картон.
Шаг 3. Называются фрукты (На тарелке лежит яблоко, груша, банан и т.д.).
Занятие 33
Аппликация «Ромашки на лугу».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: учить вырезать круги из квадратов, учить составлять композицию и аккуратно наклеивать силуэты цветов на основу. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.
Раздаточный материал: лист-зеленого картона, желтые круги, белые квадраты (5x5 см), ножницы, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия.
1.Предварительная работа.
Чтение стихотворения Ф. Грубина «Ромашки»:
Белые ромашки-сестрички,
У ромашек белые реснички.
Пляшут ромашки среди луга.
До чего ж похожи друг на друга!
— О чем это стихотворение? (О ромашках)
— Где растут ромашки? (На лугу.)
2. Специалист сообщает, что на занятии дети будут делать аппликацию «Ромашки на лугу» и показывает порядок выполнения действий.
Шаг. 1. Раздаются заготовленные квадраты, картон (фон).
Шаг 2. Вырезаются из квадратов белые круги.
Шаг 3. Составляется на картоне ромашка.
Шаг 4. Наклеиваются детали ромашки на картон.
Закончить занятие можно отрывком из стихотворения Г. Новицкой «Ромашки»:
Разметались белые ромашки
По лугам, среди высоких трав,
Словно кто-то разбросал бумажки,
Солнышко на них нарисовав.