План — конспект интегрированного урока по географии и биологии по теме: «Природные зоны Северной Америки. Особенности флоры и фауны»


Шегенова Мукарам Касимбековна, КГУ «Тимирязевская средняя школа» отдела образования акимата Сарыкольского района, учитель географии.
Снеговая Татьяна Васильевна, КГУ «Тимирязевская средняя школа» отдела образования акимата Сарыкольского района, учитель биологии.
План - конспект интегрированного урока по географии и биологии по теме: «Природные зоны Северной Америки. Особенности флоры и фауны»
Цели урока:
- формирование у учащихся представлений и знаний о природе Северной Америки; познакомить с типичными чертами природных зон материка, с распространёнными здесь растениями и животными; продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы на примере природных зон через системно - деятельностный подход в обучении; интегрировать межпредметные знания по данной теме;
- развивать  умение устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы на примере природных зон, стремление к самостоятельной добыче знаний, творчество, мышление высокого порядка, логичность и стройность мысли, речь, умение выступать на публике, защищать свой обработанный материал;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, бережное отношение к природе, чувство коллективизма, взаимопомощи.
Задачи урока:
- установить зависимость между климатом, растениями, животными и почвами в каждой природной зоне;
- выявить приспособляемость организмов к условиям окружающей среды;
- организовать творческую работу в группах;
- рассмотреть проблемы охраны и преобразование окружающей среды.
Учебно-наглядный комплекс: климатическая карта, физическая карта, карта природных зон Северной Америки, атласы для 7 класса, учебные принадлежности, презентация к уроку, Интернет, видеофильмы, флипчарт, раздаточный материал, ноутбуки по количеству групп.
Тип урока: урок  изучение нового материала, урок - проект.
Продолжительность урока: 60 минут.
Предварительная работа: за неделю класс разбивается на 4 группы равные по учебным возможностям с помощью приёма «Карусель». В каждой группе распределяются роли: географ, картограф, климатолог, ботаник, зоолог, почвовед, эколог.*Группы выбирают темы мини-проектов:
- 1 группа: природные зоны арктического и субарктического климатического пояса: арктические пустыни, тундры и лесотундры.
- 2 группа: природные зоны умеренного климатического пояса:тайги, смешанные и широколиственные леса, степи (прерии).
- 3 группа: природные зоны тропического и субтропического климатического пояса: пустыни, саванны и влажные субэкваториальные леса.
- 4 группа: высотная поясность Кордильер.
План мини-проекта:
1. Физико-географическое положение природной зоны.
2. Климат.
3. Растительный мир.
4. Животный мир.
5. Хозяйственная деятельность человека.
6. Охрана природы.
Ход урока
Организационный момент (5мин).
*Создание коллаборативной среды.
*Настрой на учебную задачу.
Учитель биологии: Каждый урок изучения нового материала – это очередная ступенька вашей лестницы познания, это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше будет ваш интеллектуальный уровень. Хотелось бы, чтобы эти шаги на пути познания были твердыми и уверенными и вели вас только вперёд, преодолевая любые трудности и преграды.
Учитель географии: Ребята, сегодня мы проводим не совсем обычный урок по природе Северной Америки. Данный урок – урок-проект. Каждая группа подготовила задания и сейчас нам их представит.
*Сообщение цели и задач урока.
Учитель географии: изучая свой материал, каждый побывал в определённой роли:
- Географ - картограф (характеристика ФГП природной зоны).
- Климатолог (характеристика климата природной зоны).
- Ботаник (растения и их приспособления).
- Зоолог (животные и их приспособления).
- Почвовед (характеристика почв природной зоны).
- Эколог (вывод об изменении природной зоны человеком).
Учитель биологии: На уроке группы будут оценивать друг друга по следующим позициям: содержание, оригинальность, временные рамки, оценка за дополнительные вопросы.
Критерии оценивания групп.
Название группы Содержание Четкая
позиция Временные рамки Оценка за дополнительные вопросы ЗкреплениеИтоговая оценка
1 группа
Первопроходцы Арктики 2 группа
Искатели приключений 3 группа
Пытливые исследователи 4 группа
Покорители вершин На столе план – таблица «Характеристика природных зон» для индивидуальной работы и оценочные листы для группы. По ходу защиты проектов группами заполняются оценочные листы и таблица «Характеристика природных зон Северной Америки».
Название природной зоны ФГП природной зоны. Климат природной зоны Почвы Растения Животные Хозяйственная деятельность человека Национальные парки
Арктические пустыни Большая часть Канадских Арктических островов и Гренландия.
Тундра Занимает северное побережье и прилегающие к нему острова, от 73° с.ш. до 50-65° с.ш.         Тайга Побережье Тихого океана, между 60° и 40° с.ш. к югу от Гудзонова залива и к северу от Великих Американских озёр         Смешанные и широколиственные леса На востоке материка, территория вокруг Великих Американских озёр         Степи и лесостепи Имеет меридиональное протяжение.
Располагается между Кордильерами и Аппалачами на севере до Мексиканского залива на юге         Субтропические пустыни Значительная часть Калифорнийского побережья, Мексиканского нагорья и внутренних плоскогорий Кордильер.  
Влажные вечнозелёные леса На склонах Карибского моря и в Центральной Америке.
Выступления учащихся каждой группы с характеристикой природных зон одного климатического пояса (на защиту мини-проекта 9минут каждой группе).
После выступления каждая группа задаёт вопросы одноклассникам по раскрытой теме.
- 1 группа «ПервопроходцыАрктики». Природные зоны арктического и субарктического климатического пояса: арктические пустыни и, тундры и лесотундры.
Данная группа подготовила к защите мини-проекта продукт:
- презентацию «Природные зоны арктического и субарктического климатического пояса арктические пустыни и, тундры и лесотундры»;
- авторский фильм Мишарина Даниила ученика 7 класса «Животные арктических и субарктических широт» в программе FotoschowPRO.
Был показан видео - фильм «Северное сияние» с сайта «Ютуб».
Выступление 1 группы оценивается другими группами в листе оценивания.
Вопросы 1 группы для одноклассников по раскрытой ими теме:
- Почему в зоне Арктических пустынь скудная растительность? (малое количество солнечной тепла и света, короткий вегетативный период).
- Какие приспособления имеются у животных Арктических пустынь, которые помогают им выдерживать сильные морозы? (маленькие уши, густой шерстяной покров, толстый слой подкожной жировой клетчатки).
- Почему шкура и птичьи перья обитателей арктических широт не намокают в воде? (организмы данных животных приспособились к суровым условиям данного пояса, в строении тела имеют специфические железы, которые смазывают шерсть и перья подкожным салом).
Представители 1 группы оценивают ответы на свои вопросы с занесением в лист оценивания.
- 2 группа «Искатели приключений». Природные зоны умеренного климатического пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса, степи (прерии).
Данная группа подготовила к защите мини-проекта продукт:
- презентация «Природные зоны умеренного климатического пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса, степи (прерии)»;
- познавательный иллюстрированный журнал «Природные зоны умеренного пояса Северной Америки».
Выступление 2 группы оценивается другими группами в листе оценивания.
Вопросы 2 группы:
- Почему в зоне прерии (степи) образуется самый толстый слой чернозёма? (степи и прерии покрыты богатой травянистой растительностью, в результате ежегодного отмирания и перегнивания происходит накопление гумусного горизонта.- Какое дерево является символом Канады? (сахарный клён)
- Как животные тайги приспособились к среде обитания? (у различных животных тайги сформировалась специфическая приспособляемость, например: медведь впадает в зимнюю спячку т.к не имеет возможности в зимний период добыть достаточное количество пищи, медведь всеяден; у кошачьих конечности приспособлены удерживать вес на поверхности снега и.т.д.).
Представители 2 группы оценивают ответы на свои вопросы с занесением в лист оценивания.
- 3 группа «Пытливые исследователи». Природные зоны тропического и субтропического климатического пояса: пустыни, саванны и влажные субэкваториальные леса.
Данная группа подготовила к защите мини-проекта следующие продукты:
- презентация «Природные зоны тропического и субтропического климатического пояса: пустыни, саванны и влажные субэкваториальные леса»;
- авторский фильм Бирманова Султана ученика 7 класса «Животные пустыни» в программе FotoschowPRO.
Выступление 3 группы оценивается другими группами в листе оценивания.
Вопросы 3 группы:
- Почему растения суккуленты имеют толстый сочный стебель? (суккуленты в сочных стеблях накапливают влагу для поддержания жизненного цикла в суровых климатических условиях).
- Какая причина повлияла на образование полупустынь и пустынь во внутренних районах Кордильер? (высокие вершины Кордильер не дают возможности влажным воздушным массам проникнуть во внутренние районы горной системы, что приводит к недостаточному увлажнению).
- Чем можно объяснить большое разнообразие животных и растений субэкваториальных лесов? (Разнообразный видовой состав животного и растительного мира субэкваториальных лесов связан с достаточным количеством тепла и влаги).
Представители 3 группы оценивают ответы на свои вопросы с занесением в лист оценивания.
Физминутка (4мин).
- 4 группа «Покорители вершин». Высотная поясность Кордильер
Данная группа подготовила к защите мини-проекта следующие продукты:
- презентация «Высотная поясность Кордильер»;
- книжка-раскладушка «Высотная поясность Кордильер», в которой было наглядно показано смена высотной поясности с высотой и с севера на юг.
Ученики продемонстрировали в режиме онлайн, круговую - аэрофотопанораму «Большой Коньон реки Колорадо» с сайта www.airpano.com.
Выступление 4 группы оценивается другими группами в листе оценивания.
Вопросы 4 группы:
- Какие причины влияют на смену высотной поясности в Кордильерах? (Кордильеры с севера на юг пересекают все климатические пояса материка, высотная поясность вдоль горной системы сильно различается своим разнообразием).
- Можно ли сравнить горную систему Кордильер в Северной Америке и горную систему Гималаев в Евразии относительно смены природных зон? (Можно. Северо-Американские Кордильеры пересекают материк с севера на юг, в высотной поясности гор отражены все природные зоны материка. Гималаи - горы Азии, расположенные в пределах субэкваториального и субтропического пояса северного полушария, высотная поясность данной горной системы будет отражать природные зоны, расположенные в пределах данного климатического пояса). - Как вы считаете, почему в Кордильерах большое количество природных парков? (Антропогенные факторы - интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства, рост численности населения- оказывают значительное влияние на природную среду, поэтому США и Канада уделяют большое влияние охране природы и сохранение природного разнообразия Кордильер).
Представители 4 группы оценивают ответы на свои вопросы с занесением в лист оценивания.
Закрепление нового материала. Работа с флипчартом. На каждом столе группы расположен ноутбук, на котором для закрепления материала установлен флипчарт.
Задания для закрепления (10мин):
1. Распредели природные зоны с севера на юг.
2. Задания учащимся: «Узнай по описанию природную зону».
Перед глазами встают громадные пространства с высокой травянистой растительностью с преобладанием ковыля, мятлика, пырея. По ним бродят стада степных бизонов, резво бегают антилопы - вилороги. Кайоты, рыжая лисица, барсук, хорёк, белохвостый заяц – всю эту живность можно встретить на голубых просторах зоны. (Прерии).
Грызунов же здесь не счесть. Пожалуй, именно суслики вместе с их ближайшими родственниками – луговыми собачками являются истинными властителями этой природной зоны. (Прерии)
Всюду видны летающие поморники, и горе зазевавшемуся или выбежавшему на снег леммингу. Летом яркие ковры полярных маков, куропаточной травы, лютиков. А сколько ягод - морошка, голубика, ежевика. Удивительное зрелище красок. (Тундра)
3. На карте природных зон соотнеси животного и место его расселение.
Рефлексия (4мин): Книга Отзывов. Каждая группа оставляет отзыв о проведенном уроке.
Приложение №1
Домашнее задание (1мин):
- прочитать параграф;
- дополнить таблицу и выучить;
- на контурную карту нанести природные зоны Северной Америки.
Приложение №1
Дорогие ученики запишите в «Книге отзывов» своё мнение о данном уроке, выскажите в ней свои мысли, эмоции и пожелания.
КГУ Тимирязевская средняя школа
Интегрированный Урок – проект:
«Природные зоны Северной Америки. Особенности флоры и фауны материка»
Книга отзывов
2015г.