План-конспект занятия кружка по биологии Изучение микроскопической флоры и фауны аквариума.


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ершова Саратовской области»







Занятие дополнительного детского объединения «Юные биологи-исследователи»
Тема: «Исследование микроскопической флоры и фауны аквариума.»
Класс 9
Учитель биологии: Кожухина О.В.














2016-2017 уч. год
План – конспект учебного занятия кружка по биологии.

Тема: «Исследование микроскопической флоры и фауны аквариума.»

Цель: Изучить видовой состав флоры и фауны аквариумы, по внешним параметрам определить принадлежность их обитателей к систематическим группам живых организмов, составить возможные пищевые цепи на микроскопическом уровне, познакомиться со способами выращивания культуры инфузории туфельки в комнатных условиях, повторить особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.
Задачи занятия:
Образовательные: обобщить знания об одноклеточных организмах, закрепить знания о клетке и пищевых добавках, применяемых для производства пищевых продуктов.
Развивающие: Развивать умение работать с живыми объектами, определителями, рисунками, печатным текстом, развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни; развивать внутреннюю мотивацию к учению через исследовательскую деятельность, через содержание учебного материала и выполнение практической работы.
Воспитывающие:  воспитывать бережное отношение к природе, ответственное отношение к выполнению порученных заданий.
Подготовка к уроку: заранее выращивается живая культура инфузорий туфелек или эвглены зеленой, одноклеточных водорослей.
Оборудование: Проектор, экран, компьютер, таблица «Тип Простейшие», «Одноклеточные водоросли», презентация к занятию.
На столах уч-ся раздаточный материал: микропрепараты эвглены зеленой, инфузории туфельки, живые образцы одноклеточных водорослей из аквариума, микроскопы, дополнительные съёмные окуляры на 16, покровные стекла, препаровальные иглы, пипетки, салфетки, алгоритм приготовления живого микропрепарата, справочный материал для определения водорослей и простейших.

Ход занятия.

I. Рефлексия
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются с присутствующими: «Здравствуйте!».
на экране появляется высказывание о пылинке
Учитель: - ребята, как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься и какую пыль будем изучать?

Сегодня мы поговорим о необычной пыли Живая пыль а что это по вашему мнению могло бы быть?

Учащиеся делают предположение о том, что это какие-то микроорганизмы.

Учитель: Вы почти угадали. Сегодня на практическом занятии мы с вами будем изучать видовой микробиологический состав нашего аквариума.

Давайте проведем блиц-опрос и посмотрим, что вы помните из курса зоологии?
- Какие группы простейших вы помните? (корненожки, жгутиковые и реснитчатые) слайд 5
- Почему эту группу организмов назвали Простейшие? ( являются одноклеточными и достаточно просто устроены)
- Назовите известных вам представителей типа Простейшие? (наз-ют эвлгену, амебу, разных инфузорий)

Учитель: На ваших столах стоят микроскопы, образцы воды из аквариума и различные вспомогательные приспособления - пипетки, ложечки, препаровальные иглы, покровные стекла.
Для начала работы давайте вспомним правила работы с микроскопом.
Уч-ся: проговаривают основные правила работы с микроскопом и микропрепаратами.

Задание 1. Приготовьте микропрепарат, используйте памятку по его приготовлению.
Накройте его покровным стеклом. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Какие микроорганизмы вы обнаружили? Попробуйте определить, это растительные или животные организмы?
Зарисуйте их и занесите полученные данные в тетрадь.

Задание 2. Определите названия найденных микроорганизмов, используя слайд презентации и напечатанный вариант мини-определителя.
Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось. Какие организмы вы обнаружили? Попробуйте выполнить следующее задание

Задание 3. Составьте возможные цепи питания, которые присутствуют в данном биотопе (аквариуме), пользуясь знаниями из курса зоологии.
Учитель: Назовите цепи питания, которые вы составили. (называют 2-3 ученика)

Учитель: Ребята, наверное многие из вас содержали рыбок? Расскажите, у кого и какие рыбки были.
- А они размножались? (Да, гуппи и меченосцы легко размножаются, так как эти виды аквариумных рыбок - живородящие)

Учитель:  Скажите, а чем вы кормили мальков рыб?
А как вы думаете, обычный сухой корм подходит таким маленьким питомцам?
- Нет. Им нужен мягкий, сбалансированный корм, в котором много витаминов и микроэлементов. Летом его можно наловить сачком в любом водоеме со стоячей водой. А зимой такой корм найти очень сложно. Но выход есть.
Я вам расскажу, как можно вырастить корм для них в домашних условиях.

Рекомендации по уходу за питомцами аквариума.
При выкармливании мальков и молоди аквариумных рыб есть особенная специфика для каждого вида, приведем пример: такие виды как меченосец, гуппи, моллинезия, рождают свое потомство уже сформировавшееся, то есть они могут плавать и питаться мелким кормом. Но есть, такие как цихлиды которые при рождении выклевываются из икры, и их невозможно увидеть невооруженным глазом или маленькие которые тоже питаются, в свои первые дни жизни, но совсем другим, намного более мелким, кормом. Вот поэтому, у каждого аквариумиста должены быть несколько видов разного рода кормов.
Первый и основной, на мой взгляд, это: «живая пыль»  лучший в своем классе, в нем присутствуют разного рода инфузории, коловратки, науплиусы циклопов, а как же мелкой дафнии. Но бывают такие периоды когда она состоит только из одних науплиусов или дафнии. Ловят такое добро в водоёмах при помощи сачка, потом его сортируют через сита, но нужно внимательно смотреть и убирать организмы опасные для мальков. А именно- мелких карпоедов (опасны для карповых – всех золотых рыбок и др. ) и созревших циклопов (они могут служить источником инфекции). «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»  она неплохо заменяет «живую пыль» в первое время кормления, очень хорошо разводится в домашних условиях.

Технология очень проста: берём три трёхлитровых банки, которые сначала прополаскивают кипятком, потом наливают кипяченую воду. Для использования подкормки можно применять просушенную кожуру из банана, она не дает запаха при брожении. Так же можно использовать морковь, тыкву, салат, и сено но при брожении будет, выделяется неприятный запах.
Для исключения попадания в среду болезнетворных бактерий подкормку обдают кипятком. Половина кожуры банана на одну банку, вполне нормальная дозировка. Когда это все приготовили, нужно оставить на две недели что бы перегнила кожура и опустилась на дно, вода закрасится в цвет чая.
Далее заносим культуру инфузории, взятую из чистого водоема или у аквариумистов. Устанавливаем банку в темное место при комнатной температуре, при этом количество туфелек увеличится. Отбирают их по очереди из каждой банки с жидкостью, а доливают кипяченую в замен, и капают молоко примерно две капли на сосуд.
Выливают туфелек, после обязательного 2-3 кратного промывания, вместе с водой в нерестовик или фильтруют через бумагу фильтровальную.
Учитель: В заключение проведём мини-викторину «Что мы знаем о жителях аквариума?» в слайдах презентации. (5-7 вопросов ответы - в картинках)
Как называют аквариумные рыбки с бойцовским характером? / Петушки
Самые распространенные аквариумные рыбки? / Гуппи
Какую рыбку называют аквариумным поросенком? / Золотую рыбку.
Назовите второе название элодеи канадской? / Водяная чума.
В честь каких рыб названа харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Харчевня «Три пескаря»).
Какая рыба была приглашена в няньки к глупому мышонку в сказке С. Маршака? (Щука).
Какая рыба называется человеческим именем? (Карп).


Рефлексия.
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на нашем занятии?
- В чем вам помогут полученные знания?
Наше занятие подошло к концу. Благодарю вас за хорошую работу. Всего вам доброго, ребята.



Кожухина О.В. учитель биологии МОУ СОШ №4 г.Ершова.

15