Конспект урока на тему:Сочинение по произведению А.С.Пушкина«Евгений Онегин» на тему: «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?»


Предмет:русская лит-ра
Класс: 9
Тема: Подготовка к сочинению. (22 – 23 уроки)
Сочинение по произведению А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
«Почему не состоялось счастье
Татьяны Лариной и Евгения Онегина?»
(Тема любви в романе А. С. Пушкина«Евгений Онегин».)Тип урока:Урок, завершающий углублённое прочтение романа.
Урок, обучающий сочинению-рассуждению.
Урок, обучающий составлению плана обычного и плана цитатного.
Цели: Уметь правильно отобрать материал, проанализировать произведение, писать соответственно с темой сочинения, правильно использовать цитирование.
Задачи: 1. Закончить углублённое прочтение романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
2. Проанализировать 8 главу и ответить на главный вопрос урока.
3. Определить, в чём своеобразие жанра сочинения- рассуждения, назвать составляющие его компоненты.
Основная задача урока:
обучение составлению плана сочинения.
Технологии:
групповой, исследовательский, творческий.
Оборудование:
-иллюстрации к роману и рисунки учащихся;
-грамзаписи арии Онегина и Татьяны;
-тексты романа;
-учебник по литературе 10 кл. В. Г. Маранцмана;
-оформленная доска.
План. (Урока и как план сочинения).
Обычный Цитатный
І. Любовь и счастье - понятия очень близкие.
ІІ. Онегин и Татьяна – два берега одной жизни – реки.
1. В плену у книг и света.
2. Встреча героев. (Деревня).
3. Письмо Татьяны.
4. Свидание в саду.
5. Разлука. (Дуэль, отъезд Онегина).
6. Новая встреча. (Петербург.)
7. Последнее свидание. Разлука навсегда.
ІІІ. 1. Своеобразие и роль компазиции в раскрытии основной сюжетной линии романа- несостоявшегося счастья любимых героев автора.
Или
«Дай бог, чтоб в книжке этой ты (читатель) хотя частицу мог найги».
А. С. ПушкинВступление.
І. «Любовь- это сердце всего».
В. В. Маяковский
Основная часть.
ІІ. «Берега, берега. Берег этот и тот - между ними река нашей жизни».
Песня
1. Она «влюблялась в романы и Ричардсона и Руссо».
Он «как Чайльд Гарольд угрюмый».
2. Она: «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала…»
Он: «Скажи, которая Татьяна?»
3. Она: «Я узнаю, ты мне послан богом».
Он «… письмом невинной Тани тронут».
4. Она «внимала чуть дыша».
Он: «Напрасны ваши совершенства. Их вовсе не достоин я».
5. Он: «Ещё одно нас разлучило, несчастной жертвой Ленский пал». (Или «Ото всего, что сердцу мило, тогда я оторвал». Она (в доме Онегина): «Уж не пародия ли он?»
6. Он: «Как изменилася Татьяна!- Богиня царственной Невы!»
Она «… его не замечает».
7. Он: «Как я ошибся, как наказан!»
Она: «Но я другому отдана, я буду век ему верна».
Заключение
ІІІ. 1. «Вечно живой, вечно новый».
В. Г. Белинский
(Мнения и суждения о романе критиков, читателей разных эпох).
Подготовительная работа.
1. Нарисовать иллюстрации к 8-ой главе романа (свои, а не срисовывать).
2. Перечитать 8-ую главу романа.
3. Ответить письменно (в рабочих тетрадях) на вопросы:
- как заканчивается роман? (8 глава).
- о ком и о чем весь роман?
- Ваше понимание (и А. С. Пушкина):
что такое любовь?
что такое счастье? Соотносятся ли они?
- При каких обстоятельствах, где, как встретились Татьяна и Евгений Онегин?
- Почему Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда?
- Почему Онегин не ответил взаимностью, хотя сразу отметил её ум, скромность, душевную красоту?
- Письмо Татьяны Онегину. Как оно раскрывает характер, натуру Татьяны?
- Исповедь Онегина Татьяне (свидание в саду) в ответ на её письмо. Как оно характеризует Онегина, какие черты характера его?
- Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским, ведь они были друзьями?
- Изменились ли наши герои (Онегин и Татьяна) за 2 года разлуки?
- Почему Онегин теперь полюбил Татьяну, светскую даму?
- Почему теперь Татьяна ответила отказом Онегину?
- Кого вам больше жаль: Татьяну или Онегина? А Пушкину?
- Почему Пушкин оставляет своего героя (Онегина) в такую роковую для него минуту, а роман остаётся незаконченным?
- Возможно ли его продолжение? Если да, то как бы вы его завершили? Попробуйте написать ещё одну главу (можно прозой, конечно).
- Почему же, на ваш взгляд, не состоялось счастье Онегина и Татьяны?
- А может, они обрели иное счастье? В чём же? Каков идеал поэта Пушкина?
Индивидуальные задания.
1. Подготовить краткие справки (повторение) о романтизме, сентиментализме, своеобразии их развития в России (2 ученика). Материал есть в учебнике.
2. Подготовить выразительное чтение наизусть письма Татьяны (с моими сокращениями) (1 ученица).
3. Инсценировка последнего свидания Онегина и Татьяны (Петербург). (Составила её сама на основе письма Онегина, 8 главы. Подготовила её исполнение.)4. 2 индивидуальных задания о Татьяне и Онегине:- сообщение о путешествии Онегина и каким он явился в Петербург; - сообщение о том, какие события произошли в жизни Татьяны за время отсутствия Онегина, как они объясняются?
Оформление доски к уроку.
Записи на доске: тема, цели, задачи, план. (План обычный (левая сторона) доски, а правая- пустая).
Ход урока.
І. Вступление.
«Любовь- это сердце всего». (Или любовь и счастье - понятия очень близкие.)
Беседа.
1. Ребята, о чём и о ком этот роман? (О любви, о несбывшихся надеждах, о молодых людях 10-х-20-х гг. ХІХ в.)
2. А что такое любовь? Какой смысл вы вкладываете в это слово? А у Пушкина что понимается под словом любовь? (Ребята называют слова: любовь- это страсть, страдание, болезнь, недуг, счастье или несчастье, семья; это жизнь, любимая работа, любимые друзья…)
У меня уже заранее заготовлены на листочках слова эти и нарисовано сердце. Я к нему (как лучи) прикрепляю эти слова (или всё это на плакате).
Получается вот такой опорный конспектик (ребята могут нарисовать его в тетрадях)
Любовь
Любимая работа жизнь

любимые друзья страсть

страдание
семья, дети

несчастье болезнь
счастье недуг
3. А что такое счастье? (Проделываем ту же словарную работу и с этим словом.)
Солнце (счастье): чувство исполненного долга, жизнь, любовь, свет, тепло семейного очага, дети, служение Отечеству.Записываем первый вывод:

Любовь и счастье- очень близкие понятия, они всегда соседствуют, одно раскрывается через другое. Это слова- синонимы. Роман «Евгений Онегин»- это роман о любви, но несостоявшейся, не ставшей счастьем.
- Вот и мы с вами попытаемся сегодня на уроке выяснить причины, почему же не состоялось счастье Татьяны и Онегина, каковы причины. Это и есть тема урока.
Переходим к основной части наших рассуждений.
ІІ. Основная часть.
1. В плену у книг и света.
1. Краткая литературоведческая словарная справка о сентиментализме и романтизме и особенностях их развития в России. (2 ученика подготовлены заранее.)
2. Беседа с учащимися.
- Находите ли вы, ребята, присутствие этих направлений в литературе относительно романа «Евгений Онегин»? (Да, тем более, что сам Пушкин назвал своё произведение «романом».)
-Что же этот роман: дань моде, т. е. модному в то время романтизму, или попытка автора объяснить характеры своих героев, их взаимоотношений? (И то и другое.)
-Каковы же наши главные герои Онегин и Татьяна?
Что вы можете сказать о них (по первым главам романа) об образе жизни, увлечениях, привычках?
(Для экономии времени кратко о них могут сказать 2 заранее подготовленных ученика.)
Записываем вывод: Онегин и Татьяна живут жизнью героев книг, как и вся молодёжь 10-20 гг.: Татьяна - Ричардсона, Руссо; Онегин – Байрона («Чайльд Гарольд»), Бенжамена Констана («Адольф»).
Ими увлекался и изучал их и сам Пушкин! То есть Онегин и Татьяна – типичные представители молодёжи начала ХІХ века, они – не исключение, они – та же дань моде; это плен, это обман, это ошибки, заблуждения, жизнь под впечатлением прочитанного. («Она влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо»; он «как Чайльд Гарольд угрюмый».)
Далее по ходу урока по каждому пункту обычного плана будем записывать параллельно цитатный план.
2. Встреча. (Деревня).
Беседа.
- Коротко скажите, как, при каких обстоятельствах, где встречаются впервые Онегин и Татьяна? (В деревне, Ленский пригласил друга к Лариным.)
- Какой оказалась эта встреча для Татьяны? (Роковой!)
- Почему роковой? Что становится следствием этой встречи? (Татьяна влюбляется в Онегина, но безответно!) Она: «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала». Он: «Скажи, которая Татьяна?»
3. Письмо (Татьяны).
Ученица (в костюме Татьяны) читает наизусть (в сокращении) письмо Татьяны.
Вопрос к классу:
- Что вы можете сказать о чувствах Татьяны, каковы они?
- Как письмо раскрывает натуру, характер Татьяны? (Чувства её искренни, чисты, сильны, она полюбила на всю жизнь. Это натура цельная, но слишком доверчивая, верит в судьбу и т. д.)Она: «Я знаю, ты мне послан богом».
Он: «… письмом невинной Тани тронут».
4. Свидание. (В саду.)
Беседа.
- Почему Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда?
( Начиталась книг, ждала своего героя, увидела в Онегине именно его- загадочного, непохожего; верила в предначертания судьбы.)
- Почему Онегин не воспользовался божественным даром, который послала ему судьба?
( Не хотел потерять свободу, которую только что обрёл, покинув «свет» Петербурга; он ещё не способен был полюбить сам и не мог оценить любовь другого.) Но проявил благодарность, предупредив, к чему «неопытность ведёт».
Она: «… внимала чуть дыша».
Он: « Напрасны ваши совершенства,
Их вовсе не достоин я».
5. Разлука. (Дуэль, отъезд Онегина.)
Беседа.
-Что стало причиной разлуки Онегина и Татьяны? (Дуэль, смерть Ленского.)
- Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским? Дуэль между друзьями?
(« Пружина чести - наш кумир. И вот на чём вертится мир!»)Боязнь сплетен, молвы. Да и друзья они «от делать нечего».
Оказывается, что Онегин не способен ни на любовь, ни на дружбу, потому что не свободен от «света», его законов. Лишь потом это к нему придёт.
Он: «Ещё одно нас разлучило,
Несчастной жертвой Ленский пал».
(Или «Ото всего, что сердцу мило, Тогда я сердце оторвал».)Она (в доме Онегина): «Уж не пародия ли он?»
Далее информационная минута.
Ученик и ученица коротко рассказывают о том, как и где прожили Онегин и Татьяна два года в разлуке:
об Онегине - путешествие и каким возвратился в Петербург, как встречен;
о Татьяне – череда событий в её жизни, её чувства, мысли, новый внешний облик героини.
6. Новая встреча. (Петербург.)
Беседа.
- Каким находит петербургский «свет» Онегина, почему?
(Странным, он не похож на себя прежнего, не похож на них.)
- Что «свет» советует Онегину? (Быть как все.)
- А в чём, по-вашему, «странность Онегина»? Что в нём изменилось? (Стал замечать людей, стал способным на чувство, страдание, полюбил!)
- Какой находит он теперь Татьяну? (Не находит и следа от прежней смиренной девочки. Она неприступна, холодна: «Богиня царственной Невы!») Он: «Богиня царственной Невы!» Она: «… его не замечает».
Давайте воочию увидим это.
7. Инсценировка. «Последнее свидание».
(Сцена последнего свиданияОнегина и Татьяны.)Она составлена на основе письма Онегина, 8 главы романа.
Беседа.
- Чем отличается это свидание от первого, в саду, в деревне? (Онегин стал самим собой, любит, страдает, но не находит прежней Тани. Ситуация изменилась прямо «наоборот». Она теперь преподаёт ему урок нравственности.)- Чем мотивирует Татьяна внезапную любовь к себе Онегина? Ответьте строками текста романа. (Что знатна, что в свете, что её позор всеми был бы замечен.)
- Как вы считаете: она права? (Нет! Он любит искренне, раскаивается в прежних ошибках, что тогда «привычке не дал ходу», что «постылую свободу потерять не захъотел».)- Что понимают они оба? (что любят оба друг друга. Что Таня прежняя, что Онегин другой, но что счастье невозможно.)- Почему Татьяна просит оставить её? (Вышла замуж, верна долгу, дорожит честью мужа, уважает его, т. к. он благородный, израненный в боях, уважаемый всеми генерал.) Он: «Как я ошибся, как наказан». Она: «Но я другому отдана, я буду век ему верна».
8. Какие ошибки совершили они оба?
(Татьяна вышла замуж, уступив мольбам матери, а ей «все были жребии равны»; Онегин не поверил когда-то себе («привычка свыше нам дана»), не смог когда-то стать выше «света».)
Вывод: Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.
- Какой же урок жизни, какую науку любви преподал нам Пушкин? (Жизнь сурова, в отличие от её красивости в книгах, в мечтах; она наполнена человеческими страданиями, разлуками, поздним осознанием своих ошибок и невозможностью их исправить, так как невозможно повернуть вспять время, прожить заново (в одну реку войти дважды нельзя). Так было всегда, так есть и так будет…
- Какие примеры подобной судьбы героев произведений классической и современной литературы вы знаете?
(«Ромео и Джульетта»- лит. герои; М. Волконская- в жизни. Она вышла замуж, как и Татьяна (в р. «Евгений Онегин») не по любви, но высокое чувство долга пронесла через всю жизнь, поехала за мужем в Сибирь…) О таких же судьбах, о страданиях, ошибках жизни поётся и в песне «Берега» в исполнении А. Малинина. Послушаем её.
9. (Музыкальная пауза.)
ІІІ. Заключительная часть урока.
«Даль свободного романа».
1. Роль композиции, её своеобразие в раскрытии идейного замысла романа.
Вопросы к классу:
- Что вы можете сказать о композиции романа?
- Какова в ней роль 8 главы?
- В чём своеобразие композиции романа «Евгений Онегин»? (отвечают)
Затем Я. (Композиция традиционна, проста, так как роман раскрывает типичную судьбу героев в развитии их любовных отношений.Сначала: Она любит его,
Он не замечет её.
Она пишет ему письмо, выслушивает его проповедь.
Затем: Он любит её, она не замечает его; он пишет ей письмо, выслушивает её проповедьЧасто в жизни так и бывает. Это простое построение романа (зеркальная композиция, отражение обратное.) Но оно подчёркивает сложность человеческих отношений, переживаний наших героев.
Критики, читатели о романе.
2. А теперь давайте обратимся к мнениям критиков, литературоведов (современников Пушкина и сегодняшних). Что нашли они в романе, что думают о его героях?
(Заканчиваются высказывания Белинского, Герцена, Достевского, Мережковского, Лотмана, Кюхельбекера, Гуковского.) Читаем по учебнику и слушаем отдельные информации уч-ся.
Вопрос к классу: -Однозначны ли их мнения?
Ответ: «Нет, разные. Да, многие совпадают…»
Вопрос: «А почему так?»
Ответ: …
Вывод (учитель): потому что наша жизнь наполнена разнообразием, движением мыслей, судеб. Главное в ней- умение преодолевать трудности, способность мыслить, чувствовать, любить, согревать других своей любовью, светить другим, как свеча в тёмной ночи, согревать теплом протянутой тобой руки другому, кто в этом нуждается. На это и надеялся великий Пушкин, об этом и молил Бога: «Дай бог, чтоб в книжке этой, читатель, ты хотя крупицу мог найти». Об этом же поют И. Моисеев и А. Пугачёва в песне «Две свечи в тёмной ночи». (Зажигаем свечи от одного к другому, соединяем руки и слушаем песню.)
2-я музыкальная пауза.
вот и закончилось наше путешествие по страницам любимого романа Пушкина «Евгений Онегин», закрылась последняя страница жизни его любимых героев. Возьмите с собой в жизнь его мудрые советы, бережно, как свечу, несите по жизни любовь свою и помните, что любовь (как сказал нам поэт)- это бесценный дар, божественный дар! Учитесь у Пушкина всю жизнь.
Оценки за урок. Они выставляются по количеству жетонов, их цвета, которые уч-ся заработали на уроке.
Домашнее задание.
Написать сочинение на одну из предложенных тем. (Темы были даны заранее на одном из уроков в начале комментированного прочтения романа.)
Вот перечень этих тем.
1. Почему не состоялось счастье Онегина и Татьяны? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)
2. Роль эпизода («Сон Татьяны») в раскрытии характера и судьбы главной героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
3. «Где нет страстей,
Где нет печали-
Там нет жизни.
В. Белинский
(По роману «Евгений Онегин» или по выбору учащегося.)
4. «Я так люблю Татьяну милую мою».
А. Пушкин
5. Особенности жанра и композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
6. Моё мнение об Онегине. (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)