Доклад «Мониторинг предметных и личностных результатов школьного методического объединения учителей естественно — научного цикла»


Педагогический совет
«Совершенствование системы внутреннего мониторинга оценки качества образования с учётом способностей, интересов обучающихся в рамках реализации ФГОС второго поколения»
Доклад «Мониторинг предметных и личностных результатов школьного методического объединения учителей естественно - научного цикла»
Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные  условия для достижения качественного образовательного результата.
Предметные результаты — в новом понимании, при реализации системно-деятельностного подхода, освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.Мониторинг предметных результатов проводится три раза в год: вводный контроль, контроль итогов первого полугодия, итоговый контроль.
Входная диагностика помогает учителю создать предпосылки для развития УУД, обеспечить эмоциональную комфортную образовательную среду, скорректировать формы и методы обучения, спланировать индивидуальную педагогическую работу.
Входной контроль в пятых классах наполняется понятиями на основе предмета «Окружающий мир». В шестых классах можно дать итоговую контрольную работу за пятый класс или составить новую на основе знаний полученных в пятых классах, чтобы посмотреть уровень остаточных знаний.
Контроль итогов первого полугодия основан на знаниях, полученных в течение первой второй четверти. Целью мониторинга можно считать: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации федеральных государственных стандартов ООО.
Итоговый контроль приобретает важное значение в получении качественной и объективной информации в области педагогической деятельности, приобретает важное значение, поскольку начала формироваться интеллектуальная база обучающихся при получении определенной информации. Итоговая работа призвана оценить образовательную подготовку учащихся по предмету. В ней испытывает необходимость и учитель для самооценки своей профессиональной деятельности и оценки достижений ученика с целью корректировки педагогических воздействий.
Оценка - это процесс соотнесения результата учебного труда школьника с намеченными эталонами, чтобы выявить качество знаний и определить пути их дальнейшего совершенствования.
Объект оценки предметных результатов - способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных (важный, существенный; уместный, актуальный в определённых обстоятельствах; способный служить для точного определения чего-либо) содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Цель оценочной деятельности - помочь обучающимся осмыслить изученное, утвердиться в правильности своих знаний и умений, понять зависимость результатов учения от вложенного труда, а также постепенно овладеть приемами контроля и критериями оценки, что является основой самоконтроля и самооценки.
Задачи оценочной деятельности:
Определить результат в предметных знаниях и умениях обучающегося (как в самом задании, в любой работе - в узком смысле, так и в учебном процессе в целом - в широком смысле).
Ориентировать на достижение результата, то есть освоение содержания учебных предметов (предметные результаты).
Обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами, возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе.
  Критерии выставления оценок за проверочные тесты
 1.  Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2.  Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2014
В нашем МО предметные результаты сводятся в единую таблицу, предложенную методическим советом школы. Планируемые результаты в пятом и шестом классах взяты по госреестру.
В соответствии с концепцией ФГОС личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Главные личностные результаты обучения географии осознание своей принадлежности к обществу, осознание целостности природы, населения и хозяйства, единства географического пространства России, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны и рационального использования, уважение к истории и культуре других народов.
Для оценки личностных образовательных результатов обязательными, отражающими требования ФГОС, должны стать такие показатели, как: уровень личностного развития, уровень учебно-познавательной мотивации обучающихся по отношению к предмету, уровень сформированности ценностей здорового образа жизни обучающегося, навыков организации деятельности.
Формирование и достижение указанных выше личностных результатов — задача и ответственность системы образования и образовательного учреждения. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса.
Предметом оценки становится не прогресс личностного развития учащегося, а эффективность воспитательнообразовательной  деятельности образовательного учреждения,
Это отличает оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов.
       В рамках системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности Оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента:
      – характеристику достижений и положительных качеств учащегося,
     – определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка;
    – систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.
        Другой формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития учащихся, которым необходима специальная поддержка.  Такая оценка осуществляется только по запросу родителей (или по запросу педагогов  либо  администрации и при согласии родителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области  возрастной психологии.
Примеры учебных задач на формирование личностных результатов:
Прием «Причина-следствие»
Цель: развитие у учащихся умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи.
Описание приема: учитель предлагает  найти соответствие между словами, записанными в два столбца (одно из них указывает причину, другое - следствие) и объяснить установленную связь (фронтально, в парах, группах и т.д.)
Пример.
волны землетрясения
океанические течения Луна
цунами ветер
приливы и отливы постоянные ветра
Прием «Разминка».
Цель: актуализация знаний, развитие  быстроты реакции, умения слышать и слушать, переключиться с предыдущего урока на урок географии. Всё проходит виде  игры.У меня в руках маленький мячик, и я бросая его ученику задаю вопрос, ответив учение передают мячик однокласснику, при этом тоже задаёт вопрос по теме прошлого урока. И так от ученика к ученику. Последний ученик может вернут мячик мне и тоже задать вопрос.
Описание работы - фронтальная работа, учитель задает вопросы, требующие коротких ответов.
Например, тема «Африка» включает вопросы:
1.Назоваите крайние точки материка
2. Назовите горы на востоке юго-востоке материка.
3. Какая река дважды пересекает экватор.
4. Почему материк самый жаркий  и т.д.
Прием “ рассказ”
Цель: формирование умений к использованию знаний в новой ситуации; развитие орфографической грамотности; активизация познавательных процессов.
Пример: учащиеся получают задания:
описать один день, проведённый в  влажном экваториальном лесу, в обществе первобытных людей, «Я- фермер» ит. д.;
Таким образом, педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически завершенную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы и приняты конкретные решения, намечены пути их реализации.
Такой комплексный подход к изучению личности школьника, учебной ситуации и педагогического коллектива направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей: соответствие обученности учащихся уровню их обучаемости, познавательные интересы, мотивы учения. А также на установление дидактических причин слабой успеваемости, степени удовлетворенности учащихся и учителей образовательным процессом, эмоционального состояния учащихся, характера межличностных взаимоотношений, педагогической культуры учителей.