Реализация профильного обучения предметами естественно-научного цикла как условие социализации личности.


Малый пленум учителей ЕМН (19.08.2013г)
Реализация профильного обучения предметами естественно-научного цикла
как условие социализации личности.
(1 слайд) В соответствии с Законом об образовании (2007г), "Концепцией профильного обучения в Республике Казахстан" и ГОСО профильное обучение в 10-11 классах средней школы № 1 реализуется по естественно-математическому направлению по двум профилям:
физико-математическому и биолого-географическому. Биология, как учебная дисциплина, является базовой для продолжения обучения по многим специальностям, востребованным на рынке труда: медицина, педагогика, сельское хозяйство, биотехнология, биохимия и т.д. Это одна из причин роста числа учащихся, выбирающих предмет биология в качестве профильного на ЕНТ.
(2 слайд) Прикладной курс "Решение задач по молекулярной биологии и генетике" введен в учебный план школы 4 года назад, в основе его лежит авторская программа. Данный курс построен на интеграции биологии и химии, является практико-ориентированным, направленным как на расширение и углубление программы базового уровня, так и на формирование практических навыков учащихся.
Программа прикладного курса рассчитана на 34 часа.
(3 слайд) Цель прикладного курса:
* создать условия для формирования у учащихся умений решать задачи по молекулярной биологии
и генетике разной степени сложности и
* эффективно подготовить выпускников школы к осознанному выбору профессии, связанной с
естественными науками.
Важнейшими из задач курса являются:
- формирования естественно научного и гуманистического мировоззрения,
- воспитание биологической и экологической культуры молодого поколения,
- формирование представлений о мире профессий, связанных с предметом биология,
- развитие у школьников способности к интеграции знаний,
- применение нестандартных и рациональных способов и приемов к решению задач,
- развитие навыков самостоятельной поисковой деятельности.
Содержание курса включает изучение таких вопросов биологии как молекулярная биология, биохимия и генетика. Однако акцент делается не на усвоение теории, а на практическое применение (Например, в семье одной из сестер родился ребенок с диагнозом гемофилии. Стоит ли волноваться мужу второй сестры по поводу возможности рождения в их семье больного ребенка? ). Данная задача позволяет учащимся не только знать основы наследования признаков, сцепленных с полом, но и позволяет применить эти знания в жизни и задуматься о сознательном планировании своей будущей семьи.
(4 слайд) Практика показала, что наиболее эффективными для прикладных курсов являются современные педагогические технологии, ориентированные на активную деятельность обучающегося и их интерактивное взаимодействие. Поэтому я использую различные формы организации занятий для стимулирования и мотивации обучающихся:
(5 слайд) - самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также
иных источников информации;
- подготовка и защита проектов - презентаций по темам: "Белки", "Нуклеиновые кислоты";
- обзорные и установочные лекции;
- информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов,
ресурсов Интернета;
(6 слайд) ·     защита (презентация) решений нестандартных задач,
- защита презентаций – отчетов по теоретическому материалу;
- проведение занятий-практикумов по решению задач разного уровня сложности;
- проведение контрольных работ.
(7 слайд) Занятия строятся на оптимальном сочетании всех организационных форм: фронтальная
хороша на этапе актуализации знаний, где повторяются основные термины и их взаимосвязи, групповая работа на этапе освоения и закреплении новых знаний и индивидуальная работа при проверке знаний и умений учащихся. Однако особенностью организации работы на занятиях по сравнению с уроками является увеличение доли самостоятельной работы на изучение терминологии, отработку теории при решении тестовых заданий, применение знаний на практике посредством решения компетентностных заданий. Это позволяет учащимся глубже вникнуть в суть предмета, развить способность мыслить, выдвигать и доказывать свою точку зрения, вступать в дискуссию.
(8 слайд) При этом роль учителя сводится не столько к оценке знаний учащихся, сколько к
наблюдению за движением их мысли, направлению ученика на правильный путь к
и их поощрению.
(9 слайд) Одним из необходимых условий реализации профильного обучения в школе является
переподготовка учительских кадров и подготовка учителей нового типа. Осенью 2012 года
мне была предоставлена возможность прохождения курсов повышения квалификации
педагогических работников РК по программе третьего (базового) уровня с добавлением
элементов методики преподавания предметов (физики, химии, биологии) с участием
сотрудников компании PASCO(США) на базе ЦПМ г.Уральска.
(10 слайд) Кембриджская Программа 7 модулей внесла значительные коррективы в мою
педагогическую деятельность, поскольку подходы, пропагандируемые в рамках данных
курсов рассмотрены в едином комплексе и направлены на формирование Критического
Мышления у обучающихся, ориентированы на развитие их функциональной грамотности .
(11 слайд) Я хочу выделить некоторые формы и методы обучения, формирования основ
логического, критического и конструктивного мышления, обеспечивающего умение
учащихся применять полученные знания в учебной и практической деятельности: (12-17 слайды) 1. Кластер-пучок-созвездие
2. Логические цепочки
3. Концептуальные (сравнительные) таблицы
4. Мозговой штурм
5. Метод Джеффа - "Да-Нет - Может быть"
6. Блиц - опрос
7. Игра "Верю- не верю" - детектор лжи
8. Вопросы низкого и высокого порядка (тонкие и толстые вопросы)
9. Ромашка Блума, как вариант домашнего задания
10. Кроссворды
11. Синквейн12. Синту12. Таблица "Плюс - Минус - Вопрос"
Результативность данной программы в профильных классах можно отследить по следующим критериям:
(18 слайд) 1. Качество знаний учащихся профильных классов по биологии возросло с 63% до 80%
и остается неизменным последние три года:


(19 слайд) 2. Показатель мотивации к изучению биологии.
Одним из важных показателей является дальнейшая социализация обучающихся, продолжающих обучение по профилю биология. За четыре года количество выпускников, сдающих биологию на ЕНТ возросло на 14% с 21% до 36 %. По среднему баллу ЕНТ среди школ города выпускники 2011 года заняли I место (средний балл составил 23,6) , выпускники 2012 года - II место (средний балл составил 20,19), и в 2013 году - I место (средний балл составил 20,7).

2009-
2010 год
2010-
2011 год 2011-
2012 год 2012-
2013 год
% качества
(итоги года) 50 %
71 % 67% 100 %
% качества
(итоги ЕНТ) 100 %
100 %
100 % 100 %
средний
балл 17 23,6 20,19 20,7
(20 слайд) 3. Работа с одаренными детьми - приоритет моей педагогической деятельности.
Количество победителей очных предметных городских олимпиадах по биологии за
четыре года составило 17 учащихся из 21 участвующих учеников, что составило 81% качества:

2009 -
2010 гг2010 -
2011 гг2011 -
2012 гг2012 -
2013 ггвсего
участников 5 5 4 7
всего
призеров 4 2 4 6
качество
участия 80 % 40% 100% 86%

(21 слайд) Кроме этого, за три года я воспитала 5 призеров областных олимпиад, среди которых
Пинаева Елизавета два года была участницей Республиканских олимпиад по биологии. В
мае 2012 года Елизавета завоевала III место в Дистанционной олимпиаде (Қостанай Дарыны).
(22-23 слайды) Третий год подряд мои ученики принимают активное и качественное участие в
Международной дистанционной олимпиаде "Успех". Количество участников по
биологии возросло с 9 до 28 учеников, а по химии с 5 до 11.
Биология
2010-2011 гг 2011-2012 гг 2012 - 2013 гг
-180975-2532380
Химия
2010-2011 гг 2011-2012 гг 2012 - 2013 гг

2010 - 2011 гг2011-2012 гг2012-2013 ггбиология Диплом I степени -
9 (биология)
Диплом I степени -
6 (биология)
Диплом I степени -
16 (биология)
Диплом II степени
- 5 (биология)
химия Диплом I степени -
4 (химия) Диплом I степени -
4 (химия) В данном году 4 ученика приняли участие в 3-м туре данной олимпиады, где двое из них получили
Диплом I и III степени.
Заключение:
Данная программа прикладного курса позволила сформировать методический кейс, т.е. УМК к курсу, который включает:
- программу курса,
- методические рекомендации к проведению уроков,
- электронные презентации к основным темам курса,
- сборник задач по молекулярной биологии и генетике с решениями,
- контрольно-измерительные материалы для организации обратной связи.
Пособие предназначено для учителей биологии и химии. Данный УМК прошел экспертизу Национальной государственной Книжной палаты Республики Казахстан как авторский проект и разрешен к тиражированию и распространению.
(24 слайд) Любой цели достигнет тот, чьи мысли, слова и дела едины!
(25 слайд) Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций
Спасибо за внимание! Всем присутствующим желаю крепкого здоровья и творческих успехов в нашем нелегком педагогическом труде!!!