Урок русского языка «Творительный падеж имён существительных» 3 класс





Урок русского языка
«Творительный падеж имён существительных»
3 класс






Подготовила и провела
Ардванова И.М
учитель нач. классов

Цель: расширить знания учащихся о творительном падеже, вырабатывать навык правописания окончаний существительных в творительном падеже.
Задачи:
-образовательные: на основе наблюдения и сравнения формировать у детей навыки правописания безударных окончаний  имён существительных в творительном падеже, умения различать безударные окончания существительных, когда окончание является орфограммой; способствовать формированию навыков грамотного письма; повторить ранее изученные темы; активизировать и расширять  словарный  запас;
- развивающие: развивать орфографическую зоркость, умение строить предложения, высказывания; развивать речь детей, мышление, воображение, память, наблюдательность;
- воспитательные: воспитывать  познавательный  интерес, ответственное отношение к учебному труду, прививать любовь к родному языку.
Оборудование:
Учебник по русскому языку А.В. Поляковой, 3 класс (1-4).
Раздаточный материал
Компьютер, проектор.
слайды, карточки с заданиями, учебник «Русский язык».
План урока:
1.Организационный момент
2.Вводный – мотивационный этап
3. Чистописание
4.Повторение изученного материала
5. Работа над новой темой
6.Физкультминутка
7. Закрепление новой темы
8. Домашнее задание
9.Рефлексия



Ход урока
1.Организационный момент
- Ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости, поприветствуем их.
(Проверка готовности класса к уроку, записать число, классная работа)
2.Вводно – мотивационный этап
(Учитель читает наизусть стихотворение А. С. Пушкина. Показ слайда №1
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.(неожиданным )
- Ребята, почему я начала урок с этих слов А. С. Пушкина?
(Нам предстоит сделать какие – то открытия, мы узнаем сегодня что – то новое, может, мы будем над чем то работать или решать какую – то проблему)
- Да, сегодня мы будем исследователями на уроке русского языка.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
Ребята, вы любите сказки? (Да).- Сейчас я вам расскажу одну. «Жил – был король. У него было две дочери – принцессы. И представте что эти принцессы -вы...Как – то раз они решили отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном (Слова на слайде № 2 ), потом зеброй, медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей».(Террариум это специальное помещение для содержания некрупных пресмыкающихся и земноводных )
 Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила) «Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: « Это хорошо, что ты сейчас встретилась с ужом»
- Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит)
«Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это время стояла за елью, потому что она очень боялась змей. Король повёл принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк».
- Прочитайте на экране имена существительные. Слайд №3
Слоном, зеброй, медведем, смелостью, ужом, умницей, сливой, елью, осенью.
- Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного   падежа)
- Правильно, назовите тему нашего исследования (Творительный падеж имён существительных).
Показ слайда № 4 «Творительный падеж имён существительных»
- Да, ребята, сегодня мы будем открывать тайны творительного языка.
3.Чистописание
 - Работу начнём  с минутки чистописания
- Какое сейчас время года? Месяц?
- Назовите первый звук в слове «февраль», дайте ему характеристику: (ф) –согласный, мягкий, глухой, парный.
- Назовите последний звук в слове, дайте ему характеристику: (л) – согласный, звонкий, непарный, мягкий.
- Какими буквами на письме обозначаются эти звуки? (ф,л)
- Повторим правописание этих букв, но сначала подготовим пальчики к работе:
Пальцы вытянулись дружно
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмёт быстрее?
пальцы, сжимают их и разжимают, повторить 2 – 3 раза).
- Записывают образцы, данные на доске:
Фф Лл
4.Повторение изученного материала
- За окном поздняя зима. В воздухе медленно кружились снежинки, но от сильного ветра слова разлетелись. Вам нужно составить вновь предложение.  
Показ слайда № 5
Укрыла, землю, пушистым, зима, белым, ковром.
Дети составили  предложение. Показ слайда № 6
Зима укрыла землю белым  пушистым ковром.
 Запишите предложение, разберите по членам предложения и частям речи. (Предложение простое, повествовательное, распространённое, – (что?) зима- подлежащее, выраженное существительным,
зима (что сделала?) укрыла – сказуемое, выраженное глаголом;
ковром (каким?) белым, пушистым  - прилагательные
-Какие орфограммы (Зима, ковром –безударные гласные в корне слова, пушистым – правописание  - жи, - ши).
- Как проверить безударную гласную в корне слова?(Надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударная гласная стала ударной) – зимы, зимушка,
·зимний; коврик.
5.Работа над новой темой
- Сколько падежей в русском языке? (Шесть падежей, каждый имеет своё название, вопрос и предлоги)
-Какой падеж нас сегодня интересует - ? (Творительный)
- На какие вопросы он отвечает? (кем? чем?), с какими предлогами он употребляется? ( над, перед, за, под, с, между).
- Каким членом предложения является имя существительное в форме творительного падежа? (второстепенными ).
-На какие группы можно разделить  эти слова? (На существительные 1, 2, 3 –го склонения)
- Вернёмся к героям сказки. Кем любовались принцессы в зоопарке?
( Показ слайда № 7)
- Спишите  эти существительные в три столбика по склонениям, выделите окончания  и поставьте знак ударения (Работа выполняется с комментированием на доске, один ученик показывает на доске образец выполнения, остальные  учащиеся в тетрадях).
1 скл. 2 скл. 3.скл.
зеброй слоном смелостью
сливой медведем елью
умницей ужом осенью
Назовите окончания существительных 1, 2, 3- го склонения (Дети называют окончания, после их ответов идёт   Показ слайда № 8)

1 скл. 2 скл. 3 скл.
-ой (ей) -  ом(ем) -(ь) ю
-Ребята, что ещё вы заметили? ( Есть окончания ударные и безударные)
- Правильно, падежные окончания бывают ударными и безударными. Это вы сделали первое открытие!
6. Физкультминутка
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Продолжим работу по учебнику на странице 40 -41, правило...
.Показ слайда № 9
- Сравните окончания одушевлённых  и неодушевлённых существительных 1, 2, 3–го склонения в творительном падеже (У одушевлённых и неодушевлённых существительных 1,2 3 - го склонения - безударные окончания)
- Как вы думаете, что ещё необходимо и очень важно знать? В каком месте при написании существительных  вы можете допустить ошибку? (При написании окончаний имён существительных.) (Они – орфограммы)
Правильно! Безударные окончания имён существительных в творительном падеже являются орфограммами. Это второе открытие!
- Ребята, вспомните, как мы проверям написание безударной  гласной в корне существительного. (Изменяем слово или подбираем однокоренное слова чтобы ударная стала гласная).
- Что мы можем сказать...что (Безударные окончания имён существительных  тоже можно проверить.)
Это уже третье открытие! А кому из вас хочется узнать, как проверяются безударные окончания имён существительных?().
- Проверим безударные окончания у существительных – мамой, волей, другом.
 - Запишите существительные на доске страна, земля, стол и  сравните склонения этих существительных с существительными мама, воля, друг (Страна, земля, мама, воля- 1 склонение, друг, стол – 2 склонение; типы  склонения - одинаковые).  Один ученик работает у доски.
 - Сейчас поставьте существительные страна, земля, стол  в форме творительного падежа: Страной Мамой
землёй волей
столом другом
- Какие окончания у этих существительных? (первый столбик ударные..второй безударный).
Сравните окончания у существительных:
мамой – страной, волей – землёй, другом  - столом
- Что вы заметили (Ударные и безударные окончания одинаковые)
-Чем являются существительные страной, землёй, столом  по отношению к существительным мамой, волей, другом? (Проверочными словами)
Да. Это следующее открытие.
- Теперь попробуйте  сами сделайте вывод: как проверить безударные окончания имён существительных в творительном падеже?
1.Для этого надо определить склонение существительного.
2. Узнать его падеж.
3.Подставить существительное этого склонения в этом же падеже, но с ударным окончанием.
4.Ударное  и безударное окончания будут одинаковыми.
Показ слайда № 9
7. Закрепление новой темы
Теперь поработаем в учебниках. (стр.40 упр.82. )-устно..
Далее следующее задание:( стр.41. Упр. 84.)- письменно
- А сейчас проверим, сумеете ли вы правильно написать безударные окончания. (Задания на карточках )
Показ слайда №11
(карточки)
1.Запишите словосочетания с существительными в творительном падеже,.
Пришла ( с кем?) с (метель, ветер, вьюга)
занесло (чем?)(снег)
украсила (чем?)(серебро, узор)
Пришла ( с кем?) с (метель, ветер, вьюга)
занесло (чем?)(снег)
украсила (чем?)(серебро, узор)
2.Найти существительные в творительном падеже.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалося сосна. ( у детей взаимопроверка работ).
7.Домашнее задание(с.42 упр.85)
8.Рефлексия
- Сколько открытий сделали по теме нашего исследования?
1.Окончания существительных в творительном падеже бывают ударными и безударными;
2.Безударные окончания можно проверить;
3.Чтобы проверить безударное окончание имени существительного, надо определить его склонение, падеж и ударное окончание в этом падеже.
- Какие задания показались наиболее интересными?
Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?
- Молодцы, ребята! Все замечательно работали.
Показ слайда №14. Спасибо за урок!










































15