Тема: Культурные и дикорастущие однолетние и многолетние лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Биология 6 класс. Урок 2. Дата: 07.09.2013 г.
Тема: Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Цель: на примере пришкольного участка убедиться в разнообразии растений, познакомиться с разными жизненными формами растений, получить знания о продолжительности жизни растений и их значении в природе и для человека.
Средства обучения: различные жизненные формы растений, встречающиеся в данной местности: деревья, кустарники, травы (стержнекорневые одуванчик, корневищные пырей, кистекорневые подорожник); оборудование: лупа, копалка.
Ход урока:
Контроль знаний 
Изучение нового материала Задания по группам: (5-6 групп)
Почему наука о растениях называется ботаникой?
Мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить те из них, с которыми человек соприкасается
Какое значение имеют растения в жизни человека?
Лекарственные растения (лечебным воздействием обладают подорожник большой. Валериана, ландыш, календула. Валериана, донник лекарственный. Крапива двудомная, ромашка аптечная, мать-и-мачеха, лопух большой (заживление ран, болезни почек, репейное масло при облысении, хороший медонос), пырей ползучий (от простуды, рахита, диатеза), одуванчик лекарственный (витаминное, успокаивающее средство, ранний медонос)
Сырье для промышленности (хлопчатник, лен, косметическая пром ть)
Строительный материал, топливо
Пища человека, корм животных (кормовые растения?)
Эстетическое (Декоративные растения: ирисы. Астра многолетняя, мак декоративный, виола, бархатцы, цинния. Эшшольция. Рудбекия. Настурция, лилия и. т. д.)
Какое значение имеют растения в природе?
выделение кислорода
Поглощение углекислого газа
Участие в формировании климата
Образование гумуса
Источник образования органических веществ
Защита почвы от эрозии
Задание №1
Какие однолетние и двулетние растения растут на вашем школьном участке?

Охарактеризуйте особенности жизненных форм растений.

Жизненная форма
Особенности внешнего строения
Примеры растений

Дерево



Кустарник




Соберите и оформите коллекцию «Осенние листья»


Задание №2
Какие многолетние и однолетние растения растут на вашем школьном участке?

Охарактеризуйте особенности жизненных форм растений.


Жизненная форма
Особенности внешнего строения
Примеры растений

Кустарничек



Травянистое растение




Соберите и оформите коллекцию «Плоды и семена»


Задание № 3
Какие многолетние и двулетние растения растут на вашем школьном участке?

Охарактеризуйте особенности жизненных форм растений.

Жизненная форма
Особенности внешнего строения
Примеры растений

Дерево



Травянистое растение




Какие народные осенние приметы вы знаете. Запишите 4-5 примет.

Задание №4
Напишите 4-5 названий растений, указав для каждого растения его основное значение в природе и в жизни человека.
Названия дикорастущих растений
Значение

1)


2)


3)


4)


В чем различие между деревьями и кустарниками?
Какие пословицы, поговорки, загадки об осени вы знаете? Запишите
5 – 6.


Задание №5
Напишите 4-5 названий растений, указав для каждого растения его основное значение в природе и в жизни человека.
Названия культурных растений
Значение

1)


2)


3)


4)


Какие деревья и кустарники растут на вашем школьном участке?
Соберите и оформите коллекцию «Осенние листья».


Задание №6
Назовите известные вам лекарственные растения.
В чем различие между кустарничками и травянистыми растениями. Приведите примеры растений.
Почему надо беречь и охранять дикорастущие растения? Назовите растения Красной книги.
По продолжительности жизни различают
Многолетние растения ( деревья и кустарники, ландыш, одуванчик, крапива, мать-и-мачеха)
Двулетние растения (морковь, капуста, репа, свекла)
Однолетние (редис. Картофель, лук, томат, овес, пшеница)
Растения отличаются друг от друга окраской и формой стеблей, листьев. Плодов, продолжительностью жизни и др.
Но как бы ни различались цветковые растения, каждое из них можно отнести к одной из трех групп
Деревья – обычно крупные растения с многолетними деревенистыми стеблями. (ель, лиственница. Яблоня, самое высокое дерево на Земле 155 м высота и 6 м в диаметре эвкалипт царственный обитает в Австралии и Тасмании)) Каждое дерево имеет ствол, ветви деревьев образуют их кроны.
Кустарники имеют не один ствол, а несколько стволиков, отходящих от общего основания (малина, шиповник, сирень, смородина)
Кустарнички – низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками, высота которых не превышает 10 – 60 см. (черника, брусника)
Травы имеют травянистые сочные зеленые стебли, ежегодно отмирающие ( пырей. Клевер, подсолнечник, банан до 7 м., ряска несколько мм.)
Чем культурные растения отличаются от дикорастущих? Приведите примеры.
Дикорастущие растения возобновляются сами. Люди их мало охраняют, но активно используют для своих потребностей. В результате многие дикорастущие растения находятся на грани уничтожения. Значительно сократилась в природе численность «подснежников»: цикламен, тюльпан. Адонис, пион, сон-трава. Из-за распашки земель исчезают степные растения, активно вырубаются деревья.
Растения Красной книги Курганской Области?
Все растения – богатство Земли. Охрана растений – одна из важнейших задач нашего времени.

Д/з: параграф 2, вопр. 11 с.



15