Конспект урока тема: особенности гороха


Тема: « Горох. Его строение и биологические особенности. Использование гороха».
ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с биологическими особенностями гороха, со строением цветка, плода».
Задачи:
Обучающая- закрепить знания об особенностях фасоли, продолжить знакомство с типичными представителями семейства бобовых, развивать умения наблюдать, сравнивать.
Коррекционно-развивающая – учить выделять главное в поставленном вопросе, развивать быстроту переключаемости внимания при работе с раздаточным материалом и живыми образцами бобовых.
Воспитательная- воспитывать трудолюбие и бережное отношение к растениям и окружающему миру.
Тип урока: урок-путешествия.
Оборудование: плакаты ,живые объекты гороха, раздаточный
материал, карточки с заданиями.
Ход урока:
Организационный момент.
Всем! Всем! Добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться!
Нам пора учиться!
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Им хочется посмотреть послушать, как вы умеете, хорошо, работать на уроке. Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи.
Спасибо.
Урок у нас сегодня необычный. С помощью волшебного цветка, «Цветика-семицветика» мы отправимся с вами в путешествие, а вот куда вы узнаете, а вот куда вы знаете, если отгадаете мою загадку.
« На жарком солнышке подсох и рвется из бобов – горох».
Правильно, горох. А путешествовать мы будем в страну Гороха. Все приготовились. Отправляемся в путь.
Мы с вами уже знакомились с зернобобовыми и поэтому по пути в страну Гороха мы заедем заодно в город Повторяйкино! Прежде чем поедим дальше, вспомним все, что было раньше!».
Повторение пройденного материала:
« Друзья, задам я вам вопрос, а вы над ним подумайте, ответьте мне одно из двух – да или нет- ответьте вслух!».
Фасоль «обыкновенная» не распространена в нашей стране? (нет). А какой правильный ответ? ( Фасоль «обыкновенная» распространена в нашей стране).
Зеленая лопатка-это недозрелые зеленые плоды?(да)
Пришла весна. Снег растаял. Почва еще мало прогрелась.
Мы перекопали грядку и посеяли фасоль?(нет). (Фасоль теплолюбивое растение. Когда почва прогревается до +12+14. Даже самые маленькие заморозки могут погубить всходы). Молодцы! Все вы очень хорошо справились с заданием.
Теперь весной мы с вами будем сеять семена фасоли, так как вы уже знаете как это делать.
Отрываем второй лепесток и говорим волшебные слова:
- Ты лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Вокруг света облети, нас с собою захвати.
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним зернобобовым растением и мы с вами прибываем в страну «Гороха» и встречает нас Царь Горох. Сейчас мы его послушаем, он расскажет нам очень интересную историю.
Горох является одним из древнейших овощных культур. Его выращивали еще самые первые садоводы. Знали же люди, что его можно употреблять в пищу , еще в первобытном обществе. По утверждению археологов, на Ближнем востоке ими были обнаружены останки блюд из гороха, которым не меньше 10 тыс.лет. Именно поэтому, родину гороха определить очень сложно. Примерно, это Север Африки-Юго- Запад Азии. Первые упоминания о горохе, в этих местах, относятся к седьмому веку до нашей эры. Спустя, приблизительно 5 веков, горох был завезен на территорию современной России. В общем, это было так давно, что никто уже и не знает точно, когда. Не зря, в таких случаях, в России принято говорить: « Было это, еще при Царе Горохе».
Вот такую интересную историю рассказал на Царь Горох.
Ну, что полетели дальше.
« Лепесточек ты лети
Дальше по нашему пути,
Но смотри не пролети
Станцию « Гороховые Усы».
Распустил усы горох шел в бобе переполох:
Спорили, что на Руси настолько пришелся по вкусу, что о нем появилось огромное количество загадок, пословиц и поговорок. « Давно, как Царь Горох с грибами воевал». « Не смейся, горох, над бобами, будешь и ты по зубами».
Ребята, а вы знаете поговорки или загадки про горох. (да)
(говорят загадки).
А у нас взошел горох,
Даша восклицала: «Ох!».
Его надо поливать
Травку с корнем вырывать
Поухаживать за ним,
А потом его съедим.
Вот какой у нас вырос горох. (показать).
Горох- это травянистое, однолетнее растение с полегающим стеблем, высотой 80-100 см.
Листья с прилистками, сложные парно-парноперистосложные с усиками.. Усики служат для зацепки за опоры.
Коневая система- стрержневая с клубеньками, в которых живут клубеньковые бактерии, мельчайшие живые организмы. Они обладают способностью создавать питательные вещества, необходимые для роста растений и обогащать ими почву.
А может вы еще встречали клубеньковые бактерии? ( на корнях фасоли). Правильно, ребята.
Горох- холодостойкое растение, семена прорастают +4,+6С.
Поэтому горох можно высевать ранней весной. Гороху необходима влажная почва, особенно в период прорастания семян. Горох- зернобобовая культура. Семена гороха богаты белком, а белок необходим нам, чтобы мы росли здоровыми, крепкими.
Боб состоит из двух половинок-створок, если раскрыть створки боба, то хорошо становиться видны зерна(семена гороха). Сначала бобы плоские, потому что семена в них еще маленькие. Затем зерна увеличиваются, и плод становится округлым.
А теперь мы обратим внимание на цветок. Скажите мне на что он похож? ( На парус. На мотылек). Цветок у гороха – мотылькового типа. Лепестков 5 (парус, 2 весла и лодочки состоят из 2 лепестков. Чашечка. Тычинок -10(9 срослись одна сверху).
Вот мы и узнали строение гороха. Ребята, а кто мне скажет в чем сходство растений фасоли и гороха? ( это травянистое растение, зернобобовые растения, вьющийся стебель, плод-боб, на корнях клубеньковые бактерии). А какое основное различие? Горох- холодостойкое растение, а фасоль- теплолюбивое. Молодцы. Вы очень хорошо меня слушали.
Лепесток лети, лети!
Подустали мы в пути.
Отнеси куда-нибудь,
Где мы можем отдохнуть!
Мы перенесемся в город «Отдыхайка».
Физминутка:
Дедушка Рох посеял горох – ходьба на месте
Землю пахал-тяжело вздыхал – наклоны вперед
Когда убирал- пот вытирал
Когда молотил – по пальцу хватил-наклоны вправо-влево
Зато когда ел, язык проглотил-
До того было вкусно!
Практическая работа:
Ну вот, мы с вами немного отдохнули.

Отрываем пятый лепесток.
Пятый лепесток берем
В город едим непростой!
Нас уже давно там ждут.
Город называется – Потрудись.
И сейчас нас с вами ждет интересное задание. Что это? (Это – боб гороха). Правильно. Сейчас, я раздам вам бобы гороха. Вы их раскроете, рассмотрите, еще раз, посмотрите зерно прикрепляется к створкам боба. А давайте посчитаем, во всех ли бобах одинаковое количество у каждого из вас. Подписываем, тема: Горох. Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с новыми словами, давайте тоже их запишем. Отложите тетради в сторону.
Много мы чего узнали.
Где мы только не бывали!
Отрываем лепесток-
Подкрепиться бы чуток!
А давайте –ка узнаем,
Чем на кухне повар занят!
Вот мы сегодня много говорили о горохе. Знаем, что недозрелое зерно очень вкусное. А как вы думаете, что можно приготовить из гороха? Правильно. Суп, кашу, молодые зерна-консервируют,
замораживают. А еще горох идет на корм скоту. Его сажают с овсом(гороха-овсяная смесь). Ее скашивают, закладывают в силосные ямы, а зимой кормят коров, а они нам в знак благодарности дают очень вкусное, полезное молоко.
Горох это очень полезное растение, в нем много белка.
У нас остался последний лепесток.
Путешествовать приятно,
Но пора и в путь обратный!
А пока назад летим
Что узнали, закрепим!
Ученикам раздаются карточки следующего содержания. Обвести цифру, с правильным ответом, в кружочек.
У гороха:
Листья очень простые.
Листья сложные.
Плод стручок.
Плод боб.
Семена гороха – зерно.
Не зернобобовое растение.
Зернобобовая культура.
Теплолюбивое растение.
Холодостойкое растение.
Все сделали, а теперь давайте проверим. Я возьму карточку у …
Опрос нескольких учащихся.
Подведение итогов:
Сегодня на уроке мы с вами узнали еще одно зернобобовое растение. На следующих уроках мы узнаем, ка правильно ухаживать, сажать горох и т.д.
Сегодня наш урок подошел к концу, мне хочется сказать всем спасибо, вы хорошо работали на уроке. Оценка.
На этом наш урок заканчивается, на втором уроке у нас практическое задание.
Тема: «Комнатные растения».
Цели: повторить значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений- комнатными растениями;
. формировать понятие о правилах ухода за ними и практические умения, проверить знания названий комнатных растений;
. развивать познавательные способности учащихся; исследовательские навыки (умения сравнивать, анализировать).
. воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, прививать интерес к цветоводству;
Оборудование урока: живые комнатные растения(в горшках), компьютерная презентация по теме урока.
Ход урока:
Организационный момент:
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Повторение изученного материала:
- Сегодня мы будем на уроке маленькими исследователями.
Но для этого нам надо повторить ранее изученный материал. У вас на парте лежат карточки, надо вписать название групп растений, которые вы знаете. (по форме).
(деревья, кустарники, травы).
На какие группы делятся растения?(дикорастущие, культурные).
А какие группы культурных растений вы знаете? (овощные, плодовые, зерновые, декоративные).
Овощные плодовые зерновые декоративные
Лук груша рожь тюльпан
Картофель яблоня овес гладиолус
Томат слива ячмень астры
Морковь вишня георгины
Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием.
Новая тема:
А вот теперь вы превращаетесь в маленьких исследователей.
На моем окошке настоящий сад!
Синенькие глазки фиалки блестят.
Вспыхнул «угольками» скромный огонек
Весь под волосками кактуса пенек.
Наш урок мы посвятим необычно красивому, сказочному творению природы – растениям. Но растениям непростым, а тем, которые вы можете увидеть на ваших подоконниках. Поздней осенью, холодной зимой, когда за окном холодно – эти растения радуют нас своим великолепием! А почему эти растения называются комнатными? (Растут дома, за ними ухаживают люди).
А зачем они нужны нам в помещениях? (красота, здоровье, доброта, чистого воздуха, хорошего настроения).
- Сравните, пожалуйста, внешний вид комнатных растений с растениями в природе.
(У комнатных растений листья осенью не опадают и всю зиму остаются зелеными).
Вывод : Ребята, дружба человека с растениями уходит в глубокую древность. Домашние цветы с незапамятных времен друзья человека. О любви наших предков к садам и цветам свидетельствуют заставки в старинных рукописях, цветы на вышивках(скатерти, полотенцах). О садах и цветах много сказано в старинных песнях.
У всех народов цветы –любимые друзья человека. Цветы не только приятно ласкают наш взор, они облагораживают человека, пробуждая в нем чувство прекрасного. Прошло то время когда цветы считались роскошью. В нашей стране цветы символ радости бодрости жизни. Они украшают дома, школы, учреждения. Они согревают душу в прохладное время года, в осенние и зимние вечера. А кто ни будь замечал, что некоторые комнатные растения, даже зимой образуют новые листья, а некоторые даже цветут.
А как вы думаете почему так происходит? (в комнате тепло, а цветы находятся в помещении).
- А еще одна причина в ом, что родина большинства комнатных растений – жаркие страны, там всегда тепло, круглый год лето, поэтому человек создает и зимой для них примерно такие условия, как и летом, иначе они могут погибнуть. Мы их выращиваем в помещениях поэтому они называются –комнатными растениями. О некоторых я расскажу вам подробно, но сначала мы немного отдохнем.

Физминутка:
Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают
Головой качают.
Алоэ- родина Южная Африка и пустыни Америки. Этот цветок еще называют столетником, считая, что он цветет раз в сто лет. Из-за того, что растение цветет в пустыни и долгое время находится без воды, листья у алоэ толстые, мясистые, с горьковатым но очень полезным соком. Это растение-доктор. Настой алоэ помогает от многих заболеваний.
Хлорофитум- родина Южная Африка. Переводится как, зеленое растение с пучком. На конце каждой плети маленькое, готовое растеньице из которого может вырасти новое. Это самое неприхотливое растение, которое отлично очищает воздух от пыли и выделяет много кислорода.
Кактус- родина-Мексика и полупустыни Африки. Кактусы похожи на огромных ежей. У них большой, толстый стебель, а вместо листьев колючки. Растут они в пустыне, где редко бывают дожди.
Их строение приспособлено к накоплению и сохранению влаги. Кактусы в пустыне, как бочки с водой. Они долгое время могут находиться без воды.

Мир растений огромный и обо всех растениях на одном уроке мы не сможем все узнать, поэтому на следующем уроке я расскажу вам еще о некоторых.
Закрепление:
А сейчас я вам загадаю загадки и мы посмотрим хорошо ли вы меня слушали.
-Лист грибочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас в любой день и час. (алоэ).
Зеленый, в колючках,
Похож на ежа,
А цветки атласные
Белые, желтые, красные. (кактус)
Где в природе можно встретить эти растения? (в путыне).
Какой полив им нужен? (умеренный).
( зимой 1 раз в неделю, летом через 3 дня).
Хорошо, молодцы.
Ребята, а можно сказать, что комнатные растения наши друзья?
А как надо относится к друзьям?
( Друзьям надо помогать, беречь их, заботиться о них)
Давайте вспомним, что необходимо для растения растений?
( Помощников 5 – как пять пальцев на руке: почва, свет, тепло, вода, воздух).
Почва- потому растения растут в горшках с землей.
Вода- растения надо регулярно поливать.
Свет
Воздух- что надо сделать, чтобы растения легче дышали(надо рыхлить почву, протирать горшки, мыть поддоны, а еще надо протирать листья(толстые, гладкие листья влажной тряпочкой, тонкие гладкие-сухой, мелкие- опрыскивать).
Практическая работа: А давайте сейчас попробуем сделать это на практике. (2 ученика)

Развитие логического мышления,
Произвольного мышления.
Вы хорошо знаете, как надо ухаживать за цветами, а давайте сейчас немного поиграем.
Игра «Да» и «Нет» не говори.
Это растение?
Это цветочно-декоративное растение?
Это комнатное растение?
Как называется это комнатное растение?
Этот цветок белого цвета?
Листья у цветка крупные?
Листья у цветка синие?
Цветок радует вас?
Итог:
С какими растениями на уроке мы познакомились?
Как надо ухаживать за комнатными растениями?
Наш урок подошел к концу.
Я желаю вам полюбить комнатные растения и заботится о них.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать. (С. Варгун)