Основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы

Тема урока. Основные способы образования слов в русском языке:
приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный
способы

Цель урока: знакомство с основными способами образования слов:
приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным

Цель учащихся: знать основные понятия словообразования и уметь определять способ образования слов

Задачи: формировать знания об основных способах образования слов;
дать представление о словообразовательной паре,
словообразовательной цепочке;
развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора;
воспитывать интерес к изучению языка, слова.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: частично-поисковый, словесный, проблемный

Билингвальный компонент:


Ход урока

I. Вводно-мотивационный.
1. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.

2. Словообразовательная разминка: разобрать слова по составу.

Подлить, отдать, льдина, майский, любитель, подписка, разыскание,
снежинка.

3. Наблюдение. Обращение к цели урока.
1. Образуйте однокоренные слова от слова дарить.

Подарить, дарёный, дарение.

2. Какими способами были образованы новые слова?
3. А какие ещё способы образования слов вам известны?

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

Поупражняться в определении способа образования слов, узнать новые способы образования слов, закрепить навыки морфемного разбора.
II. Операционно-познавательный.
1. Наблюдение. Построение словообразовательной цепочки слов: вода и
ехать.
Дополнить словообразовательную цепочку.

водица (сущ.) поехать
водник (сущ.) доехать
вода водный (прил.) ехать выехать
водяной (прил.) переехать
водянистый приехать

2. Знакомство с понятием «словообразование» и со способами словообразования.

Словообразование – раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.
В русском языке слова образуются следующими способами:
суффиксальный;
приставочный;
приставочно-суффиксальный;
сложение;
сложносокращенный.

3. Слово учителя (объяснение).
Способ образования слов с помощью приставок называется приставочным, а с помощью суффиксов - суффиксальным: от глагола читать образованы и прочитать, и читатель.
Есть способ, соединяющий в себе два способа, - приставочно-суффиксальный. Так образованы, к примеру, слова подснежник, сотрудник. Нет же слов сотруд или трудник. Слово образовалось одновременным присоединением приставки и суффикса. Слово подснежник образованно от существительного с предлогом (под снегом) + суффикс.


Работа по таблице «Способы словообразования в русском языке».


Способ словообразования
Что участвует в словообразовании?

Примеры

1.
Суффиксальный
Суффикс
лес - лесник


2.
Приставочный
Приставка
везти - увезти

3.
Приставочно-суффиксальный
Приставка и суффикс
снег - подснежник

4.
Сложение
Слова или основы слов;

пеший, ходить - пеш(е)ход


5.
Сложносокращенный
слоги или начальные буквы, звуки слов
высшее учебное заведение - вуз


Беседа по таблице:
Какие способы словообразования выделяются в русском языке?
С помощью какой морфемы образуются слова при суффиксальном способе? При приставочном? При приставочно-суффиксальном?
Почему способ сложения слов так называется?

При словообразовательном анализе очень важно не просто найти однокоренное, а определить ближайшее слово, от которого и образовано данное слово. Иначе нарушится словообразовательная цепочка: рассветать светать свет.
Возьмём любое слово, состоящее из одного корня, и попробуем построить небольшую словообразовательную цепочку, прибавляя морфемы: снег снежный бесснежный. Если проследить обратный путь слова, мы увидим, что прилагательное бесснежный образовалось не от существительного снег, а от прилагательного снежный приставочным способом.

5. Работа в группах. Дополнить таблицу: упр. 281.

I группа – определить суффиксальный способ образования слов;
II группа – определить приставочный способ образования слов;
III группа – определить приставочно-суффиксальный способ образования слов;
IV группа – определить способ образования слов – сложение.

Способы образования слов

Суффиксальный
Приставочный
Приставочно-суффиксальный
Сложение

внучка - внук;
лампочка - лампа;
городской - город
залаять - лаять
проговорить - говорить;
антивирусный - вирусный
подстаканник - стакан

СНГ - Содружество Независимых Государств;
книг(о)люб - книга, любить
лед(о)руб - лёд, рубить


5. Упр. 289 (устно, по цепочке). Вставить пропущенные буквы.
Определить способ образования слов.
Указать значение суффиксов.

На другой день в небе хозяйничало солнце. Это был прехорошенький оленёнок, с желтым пушком и тоненькими ножками. Он вытягивал тонкую шейку вперёд, чтобы захватить веточку повыше.
Хозяйничало - хозяйничать (суффиксальный), прехорошенький - хорошенький (приставочный), оленёнок - олень (суффиксальный), пушок - пух (суффиксальный), тоненький – тонкий (суффиксальный), ножка - нога (суффиксальный), шейка - шея (суффиксальный).

Прехорошенький – в значении очень.

III. Контрольно-оценочный.
1. Разноуровневая работа.

I уровень – упр. 284.
II уровень – упр. 295.
III уровень – упр. 300.

1. Упр. 284. Определить способ образования слов и слово, от которого и
образовано данное слово.

Календарик - календарь (ик), камышинка - камыш (инк), лучик - луч (ик), канавка - канава (к), золотишко - золото (ишк), коврик - ковер (ик), золотко - золото (к), кабинетик - кабинет (ик), каютка - каюта (к), калачик - калач (ик), кинжальчик - кинжал (чик), шоколадка - шоколад (к), кирпичик - кирпич (ик), кисточка - кисть (очк), клинышек - клин (ышек), кабинка - кабина (к), кнопочка - кнопка (очк), ковшик - ковш (ик), лапка - лапа (к), лимончик - лимон (чик), лисонька - лиса (оньк), лобик - лоб (ик), магазинчик - магазин (чик), мармеладка - мармелад (к), ротик - рот (ик).

Способ образования слов – суффиксальный.

2. Упр. 295. Списать, вставить пропущенные буквы.
Определить слово, от которого образовано данное слово.
Обозначить приставку.

Безличный (личный), разрывать (рвать), безынтересный (интересный), безвкусный (вкусный), извлечь (влечь), расплескать (плескать), безжалостный (жалостный), расколоть (колоть), безыдейный (идейный), paсписать (писать), избаловать (баловать), безыскусный (искусный), исписать (писать), разыграть (играть), распевать (петь), разгадать (гадать), истоптать (топтать), бесчестный (честный), раскрутить (крутить), сверхизящный (изящный), раскусить (кусать), бескорыстный (корыстный), разъединить (единить), бесконечный (конечный), изгнать (гнать), разгладить (гладить), бестолковый (толковый), испечь (печь), разъехаться (ехать), сверхинициативный (инициативный), разрубить (рубить), бессрочный (срочный).
В приставках, оканчивающиеся на з- (с-), перед гласным и звонким согласным пишется з-, а перед глухим согласным – с-.
После приставок, которые оканчиваются на согласную, в соответствии с произношением вместо и пишется ы.
Исключение: взимать.
После приставок меж- и сверх- пишется буква и.

3. Упр. 300. Определить способ образования слов.

Мебельщик - мебель (суффиксальный), зажужжать - жужжать (приставочный), выжить - жить (приставочный), смягчить - мягчить (приставочный), кактусовый - кактус (суффиксальный), задремать - дремать (приставочный), гнёздышко - гнездо (суффиксальный), прогнить - гнить (приставочный), правнук - внук (приставочный), внезапно - внезапный (суффиксальный), знание - знать (суффиксальный), зубной - зуб (суффиксальный), беззубый - зуб (приставочный), зоркость - зоркий (суффиксальный), казахский - казах (суффиксальный), сверху - верх (приставочно-суффиксальный), кадровый - кадр (суффиксальный), лакировать - лак (суффиксальный), налакировать - лакировать (приставочный), лейтенантский - лейтенант (суффиксальный).


IV. Итог урока.
- Какие способы образования слов вам известны?
- Что такое морфемные способы образования слов?

V. Рефлексия.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Какие трудности возникали?

VII. Задание на дом: §18, выучить правила, упр. 286, 297.

15