Мастер-класс Способы словообразования. Морфемные способы образования слов в русском языке.


Мастер – класс/
Способы словообразования.
Морфемные способы образования слов в русском языке.
Сегодня мы говорим о задании В1. Знакомство со способами образования слов в
русском языке начинается с 5 – 6 класса (в зависимости от учебной программы).
И хотя тема рассчитана на «детский» возраст, уже который год вызывает затруднения
у учеников, сдающих ЕГЭ.
Напомню, что в заданиях ЕГЭ встречаются две формулировки:
1) дано какое-либо слово, и нужно определить, каким способом оно образовано;
2) нужно найти в тексте слово, образованное указанным способом.
Мне кажется, что причина самых распространённых ошибок в том, что многие дети
просто не усвоили, не знают, что такое словообразовательный анализ и чем он
отличается от морфемного.
Морфемный анализ – это разбор слова по составу, то есть выделение в нём всех частей
(морфем): корня, окончания, приставки, суффикса.
При словообразовательном анализе нужно определить, какую морфему прибавили
последней, чтобы получилось данное слово.
I. Поговорим о том, как образуются слова.
Что нужно сделать, для того чтобы определить, как образовалось слово?
1.Найти слово, объясняющее лексическое значение данного слова, самое близкое
ему по строению:
зимний – тот, что связан с зимой
домик - маленький дом
перебежать - совершить передвижение, бежать с одного места на другое.
2. Выделить основу (общую часть) на базе которой образуется слово.
! Помните: формообразующие морфемы (окончание, суффикс глагола прошедшего -л-, окончание или суффикс инфинитива –ть) не участвуют в словообразовании.
зимний ← зима
домик ← дом
перебежать ← бежать
3. Выделите морфему, образующую слово.
4. Сделайте вывод о способе образования данного слова.
II. Вспомним важнейшие из них. Обратимся к ОК.
Морфемные способы образования новых слов в русском языке
*суффиксальный
*приставочный
*приставочно-суффиксальный
*бессуффиксальный-- Почему эти способы так называются?
А) Поработаем со словами, образованными суффиксальным способом:
*конфетка *конфетка *конфетка
*мебельный -- для слабых *мебельный *мебельный *угольщик – для средних *угольщик
*умненький
*белеть - для
сильных
Б) Докажите, что данные ниже слова образованы приставочным способом.
*привкус *привкус *привкус
*премудрый – для слабых *премудрый *премудрый *прочитать - для средних *прочитать
*некогда – для
сильных
Слова образуются по цепочке – от самого короткого, в котором меньше всего
морфем, до самого длинного. Обычно каждый раз прибавляется только одна морфема:
равный → равнять → уравнять → уравнение.
Всё просто:
равнять – суффиксальный способ, потому что прибавили суффикс -я-
уравнять – приставочный способ, потому что прибавили приставку у-
уравнение – суффиксальный способ: прибавили суффикс -ений-
или
обида → обидный → безобидный → безобидность.
В словах уравнение, безобидность есть и приставка, и суффикс, но это не значит, что
слова образованы приставочно-суффиксальным способом.
В) Приставочно-суффиксальный способ – это когда мы прибавляем приставку и
суффикс одновременно (таких слов немало). Например, этим способом образуются
наречия типа:
по – летнему ← летний
по – русски ← русский
по – волчьи ← волк
во – первых ← первый
Чтобы найти такие слова в тексте, нужно:
1) Выделить в тексте все слова, имеющие приставки и суффиксы.
2) У каждого из выделенных слов попробовать «отбросить» сначала приставку, потом
суффикс – если при этом получаются существующие слова, значит это слово
образовано либо приставочным, либо суффиксальным способом и, следовательно, нам
не подходит.
Правильный вариант выглядит, например, так:
собеседник
В русском языке нет ни слова собесед(а), ни слова беседник. Поэтому, чтобы
получилось слово собеседник, мы к основе слова беседа прибавили приставку и
суффикс одновременно.
Ещё примеры:
разрыдаться ( от рыдать – нет слов разрыдать и рыдаться )
обессилеть ( от сила – нет слов силеть, бессилеть или обессила )
*Попробуйте определить, от какого слова образовались данные ниже слова:
объединить сотрудник
безлошадный зашторить
подсвежить узаконить
подстаканник
А теперь – внимание! Суффиксы – «невидимки».
1.Неверное выделение окончания. С этой морфемой почему-то в старших классах
начинают обращаться неаккуратно, забывая о том, что это изменяемая часть слова.
Например, в слове созвездие окончание -э, а не -ие ( созвездие, созвездия,
созвездию ), а -ий- - это суффикс. Так что это слово образовано не приставочным , а
приставочно-суффиксальным способом:
со – звед – ий – э ( от звезда – нет слов созвезда или звездие )
2. Как вы думаете, каким способом образовано слово взморье? Уж точно не
приставочным, потому что, если мы уберём приставку вз-, останется непонятное
морье, и не суффиксальным (нет слова взморье).
Не выраженный буквой суффикс -й- скрыт в окончании -е:
вз-мор-й-э ( от море – приставочно-суффиксальным способом ).
Похожие слова встречаются не так уж редко:
пере- путь-й- э (от путь)
за- рубеж- й- э (от рубеж)
при- мор- й- э (от море)
Совет: обращайте особое внимание на слова с такими концовками.
Г) А теперь, чтобы продолжить разговор о способах образования, поделимся на 2
творческие группы и понаблюдаем за словами стол, дом, заплыв, переход, трава.
Предлагаю вам обратить внимание на лексическое значение слов. Так как все слова
являются именами существительными, то они обозначают предмет. В нашем
понимании, предмет – это то, что можно представить в виде картинки. Давайте
проанализируем наши имена существительные с этой точки зрения: можно ли их
представить в виде картинки или нет?
( Можно нарисовать картинки ко всем словам, но к словам стол, дом, трава картинка будет в виде одного предмета, а к словам заплыв, переход картинка
будет состоять из нескольких предметов, например: заплыв – нарисуем
водоём, плывущих спортсменов)
Значит, имена существительные, в значении которых имеется указание на признак или
действие предмета, - произошли от слов соответствующих частей речи:
поднос – подносить
приход – приходить
заплыв - заплывать
У слова, от которого образовано новое, если есть суффикс, то он «отсекается». Такой
способ называется бессуффиксным (бессуффиксальным), этим способом образуются
имена существительные, в значении которых присутствует указание на признак или
действие предмета:
синь ← синий
зелень ← зелёный
тишь ← тихийглушь ← глухой
ласка ← ласкать
Совет: пользуйтесь приёмом «рисования», мысленно рисуйте и рассуждайте при
определении значения слов.
III. Подведём итоги.
1.Что нужно знать, для того чтобы выполнить словообразовательный разбор?
2. Какие морфемные способы образования слов вам сегодня стали известны?
*Если возникли трудности, сомнения относительно способа образования, обращайтесь
за помощью к словообразовательному словарю.
Слова в «Школьном словообразовательном словаре» А.Н.Тихонова в словарной
статье расположены в определённой последовательности, отражающей их способ
образования, например:
слаб(ый) → слаб -е- ть → о-слабеть → ослабле –ни[й-э]