Урок по теме «Творительный падеж имён существительных» (3 класс)


КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет: Русский язык.
Класс: 3 «В».
Учитель: Гладких Татьяна Валентиновна.
Дата: «12» февраля 2003 года.
Время: 8 ч. 50 мин. – 9 ч. 30 мин.

Тема: «Творительный падеж имён существительных».

Цель: - познакомить учащихся с признаками творительного падежа имён существительных;
формировать умение правильно употреблять существительные в творительном падеже;
развивать интеллектуальные способности детей;
воспитывать любовь к русскому языку.

ХОД УРОКА

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

На доске написаны слова с пропущенными буквами:
Теитория, подстака, улца, празник
Учитель: - Прочитайте написанные на доске слова. Сформулируйте к ним задание.
Дети: - С данными словами можно выполнить такое задание: вставить пропущенные буквы, объяснить их написание.
Учитель: - Выполните это задание устно.
Дети: - Слово территория имеет удвоенную согласную р. Его написание нужно запомнить.
В слове подставка пропущен парный согласный в. Проверочное слово подставить.
В слове улица пишется непроверяемая безударная гласная и. Написание этого слова надо запомнить.
(по ходу ответов учащихся учитель пишет пропущенные буквы в словах)
Учитель: - Что могут ещё обозначать пропущенные в словах буквы?
Дети: - Пропущенные в словах буквы могут обозначать названия падежей.
Учитель: - Составьте с данными существительными словосочетания, употребив их в том падеже, на который указывает пропущенная в них буква. Напишите словосочетания в порядке изучения падежей. (учащиеся выполняют задание)
Проверим работу. Прочитайте первое словосочетание. Укажите падеж имеющегося в нём существительного. Обоснуйте свой ответ.
Дети: - Тихая улица. Существительное улица стоит в именительном падеже. Оно отвечает на вопрос что? Существительное в именительном падеже употребляется без предлога.
Учитель: - Таким же образом работаем с остальными словосочетаниями.
Дети: - Находился (около чего?) около территории. Существительное территория стоит в родительном падеже. Оно отвечает на вопрос чего? и употреблено с предлогом около.
Подготовимся (к чему?) к празднику. Существительное к празднику стоит в дательном падеже. Оно отвечает на вопрос чему? и употреблено с предлогом к.
Убрал (что?) подставку. Существительное подставку стоит в винительном падеже. Оно отвечает на вопрос что? и употреблено без предлога.
Учитель: - Скажите, как узнать падеж существительного?
Дети: - Чтобы узнать падеж существительного, надо от зависимого слова задать к нему вопрос.
Учитель: - Какой ещё признак часто помогает определить падеж существительного?
Дети: - Падеж существительного часто помогает определить предлог.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Учитель: - Исходя из наших рассуждений, определите тему сегодняшнего урока?
Дети: - Мы изучили и повторили именительный, родительный, дательный, винительный падежи имени существительного. Далее по порядку следует творительный падеж. Значит, тема сегодняшнего урока: «Творительный падеж имён существительных».
Учитель: - Ориентируясь на план, сформулируйте цель урока.
(План написан на доске заранее)
Творительный падеж имён существительных
Вопросы.
Предлоги.
Окончания.
Член предложения.
Дети: - Мы должны узнать:
на какие вопросы отвечает существительное в творительном падеже;
с какими предлогами они употребляются;
какие имеют окончания;
каким членом предложения являются.
Учитель: - Верно, но сначала проведём минутку чистописания.

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
Учитель: - Внимательно посмотрите на схему:



Она относится к одному из написанных на доске слов. Сформулируйте задание для минутки чистописания.
Дети: - Назовите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она последняя в слове, состоящем из двух слогов, и обозначает согласный звук. Какая это буква? Расскажите всё о звуке, который она обозначает.
Учитель: - Какой ответ вы можете дать на это задание?
Дети: - Это буква к. Она является последней в слове праздник, которое состоит из двух слогов. Обозначает звук 13 EMBED Equation.3 1415. Он согласный, парный, глухой, твёрдый.
Учитель: - Напишите эту цепочку букв до середины строки:
Ккя, Ккю, Ккэ, Ккы, Кко, Кки, Кке, Ккё, Кка.

СЛОВАРНО - ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА
Учитель: - Ориентируясь на данные числа, назовите слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке:
31 12 19 12 21 18 19 10 33
Какое это слово? Как вы его определили
Дети: - Это слово экскурсия. Мы определили его по числам, которые обозначают порядок каждой буквы в алфавите.
Учитель: - Как вы понимаете значение слова экскурсия?
Дети: - Экскурсия – это посещение какого-либо места: страны, города, музея и т.д.
Учитель: - С какой целью совершаются экскурсии?
Дети: - Экскурсии совершаются для отдыха; для развлечения. Экскурсии могут проводиться для получения новых знаний.
Учитель: - Скажите полностью значение ЭКСКУРСИЯ.
Дети: - Экскурсия – это посещение какого-либо места: страны, города, музея и т.д. для отдыха, развлечения, получения новых знаний.
Учитель: - Найдите слово экскурсия в орфографическом словаре.
Прочитайте его про себя.
Прочитайте новое слово хором.
Что можете отметить в его написании?
Дети: - В слове экскурсия пишутся подряд три согласные буквы: К, С, К. Начинается слово с буквы Э.
Учитель: - Напишите новое слово в тетради, мысленно его проговаривая. Посмотрите на данную схему.
Кто? что делали? с кем? на экскурсию куда?
Сформулируйте к ней задание
Дети: - К данной схеме можно придумать такое задание: составьте предложение, отвечая на поставленные вопросы и включив слово на экскурсию.
Учитель: - Какое у вас получилось предложение?
Дети: - Школьники ходили на экскурсию в лес вместе с учителем.
Учитель: - Напишите это предложение, подчеркните орфограммы. (осуществляется проверка)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель: - Сформулируйте задание к составленному предложению в соответствии с темой урока.
Дети: - Надо найти существительное, которое стоит в творительном падеже.
Учитель: - Какое же это существительное?
Дети: - В этом предложении существительное учителем стоит в творительном падеже.
Учитель: - Почему вы так считаете?
Дети: - Оно отвечает на вопрос с кем?
Учитель: - Почему вы задали вопрос с кем?
Дети: - Существительное учитель одушевлённое.
Учитель: - Какой вопрос вы зададите к неодушевлённому имени существительному в творительном падеже?
Дети: - Вопрос чем?
Учитель: - На какие же вопросы отвечают существительные в творительном падеже?
Дети: - Существительные в творительном падеже отвечают на вопросы кем? чем?.
(Учитель отмечает эти сведения в плане, по которому определялась детьми цель урока)

Учитель: - Каким членом предложения могут быть существительные в творительном падеже?
Дети: - Существительное в творительном падеже в предложении бывает второстепенным членом.
(Делается отметка в плане)
Учитель: - Продолжим знакомство с творительным падежом. У вас на партах лежат карточки. Внимательно посмотрите.
говорить
сестра

живёт
лестница

стоять
дверь

сидеть
стол

пролежать
поле

мелькать
глаза

наслаждаться
песни

забивать
молоток

Сформулируйте к ней задание в соответствии с темой урока
Дети: - Из данных слов надо составить словосочетания, состоящие из глагола и существительного в творительном падеже с предлогом.
Учитель: - Верно. Обращаю ваше внимание: предлоги не должны повторяться.
(Учащиеся выполняют работу. Осуществляется проверка)

(Говорил с сестрой, живёт под лестницей, стоял за дверью, сидел за столом, пролетал над полем, мелькал перед глазами, наслаждался песнями, забивал молотком.

Назовите предлоги, которые употребляются с существительными в творительном падеже.
Дети: - С существительными в творительном падеже употребляются предлоги: с, под, за, над, перед.
Учитель: - Какой вы можете сделать вывод по последнему словосочетанию?
Дети: - Существительные в творительном падеже употребляются с предлогами и без предлогов.
Учитель: - На какие пункты нашего плана мы не ответили?
Дети: - Мы не ответили, какие окончания имеет существительное в творительном падеже.
Учитель: - Назовите окончания у существительных в творительном падеже.
Дети: - Существительные в творительном падеже имеют окончания: - ей, - ью, - ом, - ем, - ами, - ями.
Учитель: - Что же мы узнали о творительном падеже? Обобщите наши рассуждения по плану.
Дети: - Существительные в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? Они употребляются с предлогами: с, под, за, над, перед. Имеют окончания: - ей, - ью, - ом, - ем, - ами, - ями. В предложении являются второстепенным членом.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель: - Я буду называть падежи и вопросы к ним. Если падеж и вопросы соответствуют друг другу – хлопаете, если не соответствуют – топаете.

И.
кого? чего?

Д.
кому? чему?

В.
кого? что?

Т.
кем? чем?

Р.
кого? что?

П.
о ком? о чём?


ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Упражнение № 1.

Учитель: - Из упражнения №369 (А.В. Полякова. Русский язык. – М., 2001) спишите, поставьте существительные, данные в скобках, в нужном падеже. Укажите падежи существительных 1-го склонения.

ИТОГ УРОКА

Учитель: - Что вы узнали сегодня о творительном падеже?
Открытый урок Русский язык, 3-й класс

13PAGE 15


13PAGE 14415




Times New RomanVersion 2.95Times New Roman