Рабочая программа учеюной дисциплины ОУД.04 История для специальности СПО 26.02.03 Судовождение


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕРОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ КОЛЛЕДЖ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.04 История
Индекс Наименование дисциплины
для специальности среднего профессионального
образования
26.02.03 Судовождение
Код Наименование специальности
г. Ростов-на-Дону
2015 гЗам. директора по УР
_______________________А.А.Анпилогов«____»__________________________20__г_______________________А.А.Анпилогов«____»_________________________20__ г
_______________________А.А.Анпилогов«____»_________________________20__ г
Одобрена цикловой комиссией
______________________________________
Председатель ЦК ____________________
_________________________
(подпись)
Протокол №______
«____»_____________20___ г.
Председатель ЦК ____________________
_________________________
(подпись)
Протокол №______
«____»_____________20___ г.
Председатель ЦК ____________________
_________________________
(подпись)
Протокол №______
«____»_____________20___ г.
Организация-разработчик:
Разработчик:
Маценко Екатерина Витальевна Преподаватель первой категории
Ф.И.О. должность, категория
Рецензенты:
Ф.И.О. должность, категория
Ф.И.О. должность, категория
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от от 17.05.2012г. № 413);
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);Примерной программы общеобразовательной дисциплины История, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 23. 06. 2015).
Содержание
1.Паспорт рабочей программы учебной
дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 8
3. Характеристика основных видов деятельности
студентов. Контроль и оценка результатов освоения
УЧЕБНОЙ Дисциплины 23
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины 45
5. Рекомендуемая литература 46
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ история
Пояснительная записка
Реализация среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы по специальности 26.02.03.»Судовождение» в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «История», с учётом технического профиля получаемого профессионального образования.
Общая характеристика учебной дисциплины
Система исторического образования в России должна продолжить формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности.
Значимость исторического знания в образовании обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление молодежи.
Содержание учебной дисциплины «История» ориентировано на осознание студентами базовых национальных ценностей российского общества, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста.
Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представлены в контексте всемирно-исторического процесса, в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем мире.
Принципиальные оценки ключевых исторических событий опираются на положения Историко-культурного стандарта (ИКС), в котором сформулированы основные подходы к преподаванию отечественной истории, представлен перечень рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, а также список «трудных вопросов истории».
При отборе содержания учебной дисциплины «История» учитывались следующие принципы:
многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю сложность и многомерность предмета, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;
направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;
внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;
акцент на сравнении процессов, происходивших в различных странах, показ общеисторических тенденций и специфики отдельных стран;
ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.
Основой учебной дисциплины «История» являются содержательные линии: историческое время, историческое пространство и историческое движение.
Содержание учебной дисциплины «История» разработано с ориентацией на технический профиль профессионального образования.
В процессе изучения истории рекомендуется посещение:
исторических и культурных центров городов и поселений (архитектурных комплексов кремлей, замков и дворцов, городских кварталов и т. п.);
исторических, краеведческих, этнографических, историко-литературных, художественных и других музеев (в том числе музеев под открытым небом);
мест исторических событий, памятников истории и культуры;
воинских мемориалов, памятников боевой славы;
мест археологических раскопок.
Неотъемлемой частью образовательного процесса являются выполнение обучающимися практических заданий, индивидуальных проектов, подготовка рефератов (докладов).
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «История» завершается подведением итогов в форме устного экзамена.
1.3. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина является базовой обязательной в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин.
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины:
Изучение учебной дисциплины История должно обеспечить достижение следующих результатов:
личностных:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
предметных:
сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работыВид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 176
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 117
в том числе: лабораторные занятия практические занятия 47
контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) 59
в том числе:
Написать реферат
Составить таблицу
Ответить письменно на вопросы
Дать определение понятиям
Составить хронологию событий
Подготовить доклад
Написать историческое эссе 10
10
10
10
5
7
7
Итоговая аттестация в форме - Устный экзамен
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.04 История
Наименование разделов и тем № урока Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, индивидуальный проект (если предусмотрен) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Содержание учебного материала Древнейшая стадия истории человечества. 1 Введение. 1 1
2 Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. 1 1
3 Неолитическая революция и ее последствия. 1 1
Самостоятельная работа. 1 3
Цивилизации древнего мира. 4 Древнейшие государства. 1 1
5 Великие державы Древнего Востока. 1 1
6 Древняя Греция. 1 1
7 Древний Рим. 1 1
8 Практическое занятие №1 Культура и религия Древнего мира.
Семинар.
1.Мифологическое сознание.
2. Возникновение мировых религий.
3. Буддизм
4. Конфуцианство.
5.Иудаизм.
6. Христианство
7.Культурное наследие древних цивилизаций и его роль в становлении современного мира. 1 2
Самостоятельная работа. 2 3
Цивилизации Запада и Востока в средние века
. 9 Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе. 1 1
10 Возникновение ислама. Арабские завоевания. 1 1
11-12 Практическая работа №2 Византийская империя.
Семинар.
Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации.
Византийские государство, церковь, общество.
Особенности отношений земельной собственности.
Город и деревня: высокий уровень развития.
Культура и православие.
Пути и этапы распространения православия.
Внутренние и внешние причины гибели Византии.
Соприкосновение разных цивилизаций в пределах Византийской империи. 2 2
13 Восток в средние века. 1 1
14 Империя Карла великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе. 1 1
15 Основные черты западноевропейского феодализма. Средневековый западноевропейский город. 1 1
16-17 Практическая работа №3 Католическая церковь в средние века. Крестовые походы.
Семинар.
1.Крестовые походы.
2 Пупешественики и миссионеры XIII-XVвв. 2 2
18 Зарождение централизованных государств в Европе. 1 1
19 Средневековая культура Западноевропейской Европы. Начало Ренессанса. 1 1
Самостоятельная работа. 8 3
От Древней Руси к Российскому государству. 20-21 Практическая работа № 4 Образование древнерусского государства.
Семинар.
Племенные союзы восточных славян.
Религия восточных славян.
Норманская теория.
Антинорманская теория. 2 2
22-23 Практическая работа №5 Крещение Руси и его значение.
Семинар.
Этнополитические особенности Древней Руси.
Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX-X вв.
Владимир Святой.
Введение христианства.
Культурно-историческое значение христианизации.
Синтез язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения древней Руси. 2 2
24 Общество Древней Руси. 1 1
25-26 Практическая работа № 6 Раздробленность Руси.
Семинар.
Причины раздробленности, междоусобная борьба князей.
Древняя Русь и Великая степь.
Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.
Владимиро-Суздальское княжество.
Галицко-Волвынское княжество.
Великий Новгород.
2 2
27 Древнерусская культура. 1 1
28 Монгольское завоевание и его последствия. 1 1
29 Начало возвышения Москвы. 1 1
30-31 Практическая работа № 7 Образование единого Русского государства.
Семинар.
Предпосылки централизации.
Свержение ордынского ига.
Завершение образования единого русского государства.
Судебник 1497 г.
Церковно-политическая теория «Москва- третий Рим». 2 2
32-33-34 Урок –экскурсия. Посещение музея.
3 2
Самостоятельная работа. 9 3
Россия в XVI-XVII веках: от великого княжества к царству. 35-36 Практическая работа № 8 Россия в правление Ивана Грозного.
Семинар.
Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии.
Избранная Рада и ее реформы.
Судебник 19550 г.
Опричнина.
Основные направления внешней политики Ивана Грозного.
Борьба за выход к Балтийскому морю.
Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака, Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства. 2 2
37 Смутное время начала XVII века. 1 1
38 Экономическое и социально развитие России в XVII веке. Народные движения. 1 1
39 Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в XVII веке. 1 1
40 Практическая работа № 9 Культура Руси конца XII-XVII веков.
Семинар.
Литература, живопись, архитектура.
Религиозные споры.
Публицистика.
«Домострой»
Социальная роль женщины.
Быт и нравы.
«Обмирщение» русской культуры в XVII в.
Расширение культурных связей с Западной Европой.
Создание школ. Славяно-греко-латинская академия.
Новые жанры в литературе.
Симеон Полоцкий. Протопоп Аввакум. 1 2
Самостоятельная работа.
3 3
Страны Запада и Востока в XVI-XVIII веках. 41 Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе. 1 1
42-43 Практическая работа № 10 Великие географические открытия. Образование колониальных империй.
Семинар.
Причины и предпосылки Великих географических открытий.
Освоение «ближней Атлантики».
Каравеллы.
Роль Испании и Португалии в развитии мореплавания.
Великие географические открытия.
Карта мира.
Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада.
Формирование нового пространственного восприятия мира. 2 2
44-45 Практическая работа № 11 Возрождение и гуманизм в Западной Европе.
Семинар.
Социальный смысл феномена Возрождения.
Гуманизм.
Эразм Роттердамский.
Героизация человеческой личности и культ творчества.
Торжество индивидуальности и индивидуализма. 2 2
46-47 Практическая работа № 12 Реформация и контрреформация.
Семинар.
Европа в период реформации и контрреформации.
Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства.
Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности.
Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира. 2 2
48 Становление абсолютизма в европейских странах. 1 1
49 Англия в XVI-XVIII веках. 1 1
50 Страны Востока в XVII-XVIII веках. Колониальная экспансия европейцев. 1 1
51 Урок проверки знаний. Контрольная работа за семестр. 1 1
52 Международные отношения в XVII-XVIII веках. 1 1
53-54 Практическая работа № 13 Развитие европейской культуры и науки в XVII- XVIII веках. Эпоха Просвещения.
Семинар.
Основные научные открытия и технические достижения.
Появление экспериментальной науки.
Леонардо да Винчи, Андреас Везалий, Николай Коперник.
Культура повседневности.
Понятие «Просвещения» и его содержание.
Теория естественного равенства. «Общественный договор», «Народный суверенитет», культ разума, идея прогресса.
Особенности Просвещения во Франции, Германии, Англии и России.
Просвещенный абсолютизм.
Просветительские идеи в литературе и искусстве.
2 2
55 Война за независимость и образование США. 1 1
56 Французская революция конца XVIII века. 1 1
57-58-59 Урок экскурсия Посещение музея
3 2
Самостоятельная работа.
4 3
Россия в конце XVII-XVIII веке: от царства к империи. 60-61 Практическая работа № 14 Россия в эпоху петровских преобразований.
Семинар.
Особенности модернизационного процесса в России.
Северная война и ее итоги.
Реформы Петра Великого.
«Регулярное государство». 2 2
62-63 Практическая работа № 15 Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные движения.
Семинар.
Развитие промышленности и торговли во второй четверти – конце XVIII века.
Рост помещичьего землевладения.
Основные сословия российского общества, их положение. Усиление крепостничества.
Восстание под предводительством Е Пугачева.
2 2
64 Внутренняя и внешняя политика России в середине – второй половине XVIII века. 1 1
65-66 Практическая работа № 16 Русская культура XVIIIвека.
Семинар.
Русская культура в XVIII веке.
Идеи Просвещения и просвещенное общество в России.
Достижения архитектуры и изобразительного искусства.
Барокко и классицизм в России.
Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества.
Итоги развития русской культуры XVIII века. 2 2
Самостоятельная работа.
2 3
Становление индустриальной цивилизации. 67 Практическая работа № 17 Промышленный переворот и его последствия.
Семинар.
Технический переворот в промышленности.
Появление новых видов транспорта и средств связи.
Социальные последствия промышленной революции.
Индустриальное общество.
Экономическое развитие Англии и Франции в XIX в.
Конец «свободного капитализма».
Монополии и их фирмы. Финансовый капитал.
Роль государства в экономике. 1 2
68 Международные отношения. 1 1
69 Политическое развитие стран Европы и Америки. 1 1
70 Практическая работа № 18 Развитие западноевропейской культуры.
Семинар.
Литература.
Изобразительное искусство.
Музыка.
Романтизм, реализм, символизм в художественном творчестве.
Секуляризация науки.
Теория Ч. Дарвина.
Важнейшие научные открытия.
Революция в физике.
Влияние культурных изменений на повседневную жизнь людей. 1 2
Самостоятельная работа. 1 3
Процесс модернизации в традиционных обществах Востока. 71 Колониальная экспансия европейских стран. Индия. Китай и Япония. Российская империя в XIX веке. 72 Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века. 1 1
73-74 Практическая работа № 19 Движение декабристов.
Семинар.
Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники.
Южное общество. «Русская Правда»П.И. Пестеля.
Северное общество. Конституция Н.М. Муравьева.
Выступление декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 года) и на юге, их итоги.
Значение движение декабристов. 2 2
75 Внутренняя политика Николая I. Общественное движение во второй четверти XIX века 1 1
76 Внешняя политика России во второй четверти XIX века 1 1
77-78 Практическая работа № 20 Отмена крепостного права и реформы 60-70-х годов XIX века. Контрреформы.
Семинар.
Планы и проекты переустройства России.
Подготовка крестьянской реформы.
Разработка проекта реформы в редакционных комиссиях.
Основные положения Крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян.
Значение отмены крепостного права.
Земская и городская реформы, создание местного самоуправления.
Судебная реформа и суд присяжных.
Введение всеобщей воинской повинности.
Реформы в области образования и печати.
Причины контрреформ, их основные направления и последствия. 2 2
79 Общественное движение во второй половине XIX века. Экономическое развитие во второй половине XIX века. 1 1
80 Внешняя политика России во второй половине XIX века. 1 1
81 Практическая работа № 21 Русская культура XIX века.
Семинар.
Великие реформы и русская культура.
Перемены в системе образования : училища, школы, гимназии, университеты. Женское образование. Книгоиздание.
Рост национального самосознания народов империи.
Развитие науки и техники.
Университеты и научные общества.
Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр. 1 2
82-83-84 Урок-экскурсия. Посещение музея. 3 2
Самостоятельная работа. 6 3
От Новой истории к Новейшей 85 Мир в начале ХХ века. Россия на рубеже XIX –ХХ веков. 1 1
86 Революция 1905-1907 годов в России. 1 1
87-88 Практическая работа № 22 Серебряный век русской культуры.
Семинар.
Открытия российских ученых в науке и технике.
Русская философия: поиски общественного идеала.
Развитие литературы: от реализма к модернизму.
Поэзия Серебряного века.
Изобразительное искусство: традиции реализма, авангардизм, его направления.
Архитектура. Скульптура. Музыка. 2 2
89 Первая мировая война. Боевые действия 1914-1918 годов. 1 1
90 Первая мировая война и общество. 1 1
91 Февральская революция в России. От февраля к октябрю. Октябрьская революция в России и ее последствия. 1 1
92 Гражданская война в России 1 1
Самостоятельная работа.
7 3
Между двумя мировыми войнами. 93 Европа и США. 1 1
94 Турция, Китай, Индия, Япония 1 1
95 Международные отношения. 1 1
96-97 Практическая работа № 23 Культура в первой половине ХХ века.
Развитие науки.
Открытия в области физики, химии, биологии, медицины.
Формирование новых художественных направлений и школ.
Развитие реалистичного и модернистского искусства.
Изобразительное искусство.
Архитектура.
Основные направление в литературе.
Музыка. Театр. Киноисскуство. 2 2
98 Практическая работа № 24 Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР.
Семинар.
Экономический и политический кризис.
Крестьянские восстания, Кронштадтский мятеж.
Переход к НЭПу.Сущность НЭПа.
Достижения и противоречия НЭПа, причины его свертывания.
Образование СССР. 1 2
99 Индустриализация и коллективизация в СССР. 1 1
100 Советское государство и общество в 1920-1930 годы. Советская культура в 1920-1930 –е годы. 1 1
Самостоятельная работа. 8 3
Вторая мировая война. 101 Накануне войны. 1 1
102 Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане. 1 1
103 Второй период Второй мировой войны. 1 1
Самостоятельная работа. 4 3
Мир во второй половине ХХ-XXI века. 104 Практическая работа № 25 Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны».
Семинар.
Итоги Второй мировой войны и новая геополитическая ситуация в мире.
Решения Потсдамской конференции.
Создание ООН и ее деятельность.
Раскол антифашистской коалиции.
Начало «холодной войны».
Создание НАТО и СЭВ.
Особая позиция Югославии.
Формирование биполярного мира.
Берлинский кризис. Раскол германии
Война в Корее. Гонка вооружений. 1 2
105 Ведущие капиталистические страны. Страны Восточной Европы. 1 1
106 Крушение колониальной системы. Индия, Пакистан, Китай. Страны Латинской Америки. 1 1
107 Международные отношения 1 1
108-109 Практическая работа № 26 Развитие культуры.
Семинар.
Крупнейшие научные открытия второй половины XX- начала XXI вв.
Освоение космоса.
Новые черты культуры.
Реалистические и модернистские направления в искусстве.
Экзистенциализм.
Поп-арт и его черты.
Развитие кинематографа.
Появление рок-музыки.
Массовая культура.
Индустрия развлечений.
Глобализм в национальной культуре. 2 2
Самостоятельная работа.
2 3
Апогей и кризис советской системы в 1945-1991 годах. 110 СССР в послевоенные годы 1 1
111 СССР во второй половине 1960-х -начале 1980-х годах. 1 1
112 СССР в годы перестройки. 1 1
113-114 Практическая работа № 27 Развитие советской культуры (1945-1991 гг.)
Семинар.
Развитие культуры в послевоенные годы.
Советская культура в конце 1950-х – 1960-е гг. Новые тенденции в художественной жизни страны.
Советская культура в середине 1960-1980-е гг.
Советская культура в середине 1980-1990 гг. 2 2
Самостоятельная работа.
2 3
Российская Федерация на рубеже XX-XXI веков. 115 Россия в конце ХХ- начале XXI века. 1 1
116-117 Итоговая контрольная работа 2 2
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2 3
Древнейшая стадия истории человечества.
Введение Актуализация знаний о предмете истории.
Высказывание собственных суждений о значении историческойнауки для отдельного человека, государства, общества.
Высказывание суждений о месте истории России во всемирной
истории Анализ предложенных понятий по изучаемой теме.
Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Рассказ о современных представлениях о происхождении человека, расселении древнейших людей (с использованием исторической карты).
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «антропогенез», «каменный век», «палеолит», «родовая община». Указание на карте мест наиболее известных археологических находок на территории России Анализ предложенных понятий по изучаемой теме.
Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Неолитическая революция и ее последствия. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «неолит», «неолитическая революция», «производящее хозяйство», «индоевропейцы», «племя», «союз племен», «цивилизация».
Раскрытие причин возникновения производящего хозяйства, характеристика перемен в жизни людей, связанных с этим событием.
Называние и указание на карте расселения древних людей на территории России, территории складывания индоевропейской общности. Обоснование закономерности появления государства Анализ предложенных понятий по изучаемой теме.
Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Тестирование.
Цивилизации древнего мира.
Древнейшие государства. Локализация цивилизации Древнего Востока на ленте времени и исторической карте, объяснение, как природные условия влияли на образ жизни, отношения в древних обществах. Характеристика экономической жизни и социального строя древневосточных обществ Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Великие державы Древнего Востока. Раскрытие причин, особенностей и последствий появления великих держав.
Указание особенностей исторического пути Хеттской, Ассирийской, Персидской держав.
Характеристика отличительных черт цивилизаций Древней Индии и Древнего Китая Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Древняя Греция. Характеристика основных этапов истории Древней Греции, источников ее истории.
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «полис», «демократия», «колонизация», «эллинизм». Умение дать сравнительную характеристику политического строя полисов (Афины, Спарта).
Рассказ с использованием карты о древнегреческой колонизации, оценка ее последствий.
Раскрытие причин возникновения, сущности и значения эллинизма Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Древний Рим. Характеристика с использованием карты основных этапов истории Древней Италии, становления и развития Римского государства.
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «патриций», «плебей», «провинции», «республика», «империя», «колонат».
Раскрытие причин военных успехов Римского государства, особенностей организации римской армии Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Культура и религия Древнего мира. Систематизация материала о мифологии и религиозных учениях, возникших в Древнем мире.
Раскрытие предпосылок и значения распространения буддизма, христианства.
Объяснение причин зарождения научных знаний. Объяснение вклада Древней Греции и Древнего Рима в мировое культурное наследие Семинар.
Тестирование.
Цивилизации запада и Востока в средние века.
Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе Раскрытие оснований периодизации истории Средних веков, характеристика источников по этой эпохе.
Участие в обсуждении вопроса о взаимодействии варварского и римского начал в европейском обществе раннего Средневековья Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Возникновение ислама. Арабские завоевания. Рассказ с использованием карты о возникновении Арабского халифата; объяснение причин его возвышения и разделения. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «ислам», «мусульманство», «халифат».
Характеристика системы управления в Арабском халифате, значения арабской культуры Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Византийская империя. Рассказ с использованием карты о возникновении Византии; объяснение причин ее возвышения и упадка.
Рассказ о влиянии Византии и ее культуры на историю и культуру славянских государств, в частности России, раскрытие значения создания славянской письменности Кириллом и МефодиемСеминар
Восток в Средние века. Объяснение и применение в историческом контексте понятий:
«хан», «сёгун», «самурай», «варна», «каста».
Характеристика общественного устройства государств Востока
в Средние века, отношений власти и подданных, системы
управления.
Представление описания, характеристики памятников культуры
народов Востока (с использованием иллюстративного материала) Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе. Раскрытие сущности военной реформы Карла Мартелла, его влияния на успехи франкских королей.
Рассказ о причинах, ходе и последствиях походов Карла Великого, значении образования его империи. Объяснение термина каролингское возрождение. Объяснение причин походов норманнов, указание на их последствия Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Основные черты западноевропейского феодализма. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «феодализм», «раздробленность», «вассально-ленные отношения», «сеньор», «рыцарь», «вассал».
Раскрытие современных подходов к объяснению сущности феодализма.
Рассказ о жизни представителей различных сословий средневекового общества: рыцарей, крестьян, горожан, духовенства и др. (сообщение, презентация) Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Католическая церковь и крестовые походы. Характеристика роли христианской церкви в средневековом обществе.
Рассказ о причинах и последствиях борьбы римских пап и императоров Священной Римской империи.
Систематизация материала по истории Крестовых походов, высказывание суждения об их причинах и последствиях Семинар
Зарождение централизованных государств в Европе. Раскрытие особенностей развития Англии и Франции, причин и последствий зарождения в этих странах сословно-представительной монархии.
Характеристика причин, хода, результатов Столетней войны. Систематизация знаний о важнейших событиях позднего Средневековья: падении Византии, реконкисте и образовании Испании и Португалии, гуситских войнах.
Показ исторических предпосылок образования централизованных государств в Западной Европе.
Рассказ о наиболее значительных народных выступлениях Средневековья Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса. Подготовка сообщения, презентации на тему «Первые европейские университеты».
Характеристика основных художественных стилей средневековой культуры (с рассмотрением конкретных памятников, произведений).
Высказывание суждений о предпосылках возникновения и значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Тестирование.
От Древней Руси к Российскому государству.
Образование Древнерусского государства. Характеристика территорий расселения восточных славян и их соседей, природных условий, в которых они жили, их занятий, быта, верований.
Раскрытие причин и указание времени образования Древнерусского государства.
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «князь», «дружина», «государство».
Составление хронологической таблицы о деятельности первых русских князей Семинар
Крещение Руси и ее значение. Актуализация знаний о возникновении христианства и основных его постулатах.
Рассказ о причинах крещения Руси, основных событиях, связанных с принятием христианства на Руси. Оценка значения принятия христианства на Руси Семинар
Общество древней Руси. Характеристика общественного и политического строя Древней
Руси, внутренней и внешней политики русских князей.
Анализ содержания Русской Правды.
Указание причин княжеских усобиц.
Составление характеристики личности, оценка, сравнение
исторических деятелей (на примере князей Ярослава Мудрого,Владимира Мономаха)Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Раздробленность на Руси. Называние причин раздробленности на Руси, раскрытие последствий раздробленности.
Указание на исторической карте территорий крупнейших самостоятельных центров Руси.
Характеристика особенностей географического положения, социально-политического развития, достижений экономики и культуры Новгородской и Владимиро-Суздальской земель Семинар
Древнерусская культура. Рассказ о развитии культуры в Древней Руси.
Характеристика памятников литературы, зодчества Древней
Руси.
Высказывание суждений о значении наследия Древней Руси
для современного общества Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Монгольские завоевания и их последствия. Изложение материала о причинах и последствиях монгольских завоеваний.
Приведение примеров героической борьбы русского народа против завоевателей.
Рассказ о Невской битве и Ледовом побоище. Составление характеристики Александра Невского. Оценка последствий ордынского владычества для Руси, характеристика повинностей населения Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Начало возвышения Москвы. Раскрытие причин и следствий объединения русских земель вокруг Москвы.
Аргументация оценки деятельности Ивана Калиты, Дмитрия Донского.
Раскрытие роли Русской православной церкви в возрождении и объединении Руси.
Раскрытие значения Куликовской битвы для дальнейшего развития России Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Образование ениного русского государства. Указание на исторической карте роста территории Московской
Руси.
Составление характеристики Ивана III.
Объяснение значения создания единого Русского государства.
Изложение вопроса о влиянии централизованного государства
на развитие хозяйства страны и положение людей.
Изучение отрывков из Судебника 1497 года и использование
содержащихся в них сведений в рассказе о положении крестьян
и начале их закрепощения Семинар
Тестирование
Россия в XVI-XVI веках: от великого княжества к царству.
Россия в правление Ивана Грозного. Объяснение значения понятий: «Избранная рада», «приказ», «Земский собор», «стрелецкое войско», «опричнина», «заповедные годы», «урочные лета», «крепостное право». Характеристика внутренней политики Ивана IV в середине ХVI века, основных мероприятий и значения реформ 1550-х годов.
Раскрытие значения присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири к России.
Объяснение последствий Ливонской войны для Русского государства. Семинар
Смутное время начала XVII века. Объяснение смысла понятий: «Смутное время», «самозванец», «крестоцеловальная запись», «ополчение», «национально-освободительное движение».
Раскрытие того, в чем заключались причины Смутного времени. Характеристика личности и деятельности Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Лжедмитрия II. Указание на исторической карте направлений походов отрядов под предводительством Лжедмитрия I, И.И.Болотникова, Лжедмитрия II, направлений походов польских и шведских войск, движения отрядов Первого и Второго ополчений и др. Высказывание оценки деятельности П.П.Ляпунова, К.Минина, Д.М.Пожарского.
Раскрытие значения освобождения Москвы войсками ополчений для развития России Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения. Использование информации исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII веке. Раскрытие важнейших последствий появления и распространения мануфактур в России.
Раскрытие причин народных движений в России XVII века. Систематизация исторического материала в форме таблицы «Народные движения в России XVII века» Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в XVII веке. Объяснение смысла понятий: «абсолютизм», «церковный раскол», «старообрядцы».
Раскрытие причин и последствий усиления самодержавной власти.
Анализ объективных и субъективных причин и последствий раскола в Русской православной церкви.
Характеристика значения присоединения Сибири к России. Объяснение того, в чем заключались цели и результаты внешней политики России в XVII веке Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Культура Руси конца XIII-XVII веков. Составление систематической таблицы о достижениях культуры Руси в XIII—XVII веках.
Подготовка описания выдающихся памятников культуры ХIII—XVII веков (в том числе связанных со своим регионом); характеристика их художественных достоинств, исторического значения и др.
Осуществление поиска информации для сообщений о памятниках культуры конца XIII—ХVIII веков и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона)
Семинар
Тестирование
Страны Запада и Востока в XVI-XVIII веках.
Экономическое развитие и перемены в заппадноевропейском обществе. Объяснение причин и сущности модернизации. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «мануфактура», «революция цен».
Характеристика развития экономики в странах Западной Европы в ХVI—ХVIII веках.
Раскрытие важнейших изменений в социальной структуре европейского общества в Новое время.
Рассказ о важнейших открытиях в науке, усовершенствованиях в технике, кораблестроении, военном деле, позволивших странам Западной Европы совершить рывок в своем развитии Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Великие географические открытия. Образование колониальных империй. Систематизация материала о Великих географических открытиях (в форме хронологической таблицы), объяснение, в чем состояли их предпосылки. Характеристика последствий Великих географических открытий и создания первых колониальных империй для стран и народов Европы, Азии, Америки, Африки Семинар
Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Возрождение», «Ренессанс», «гуманизм».
Характеристика причин и основных черт эпохи Возрождения, главных достижений и деятелей Возрождения в науке и искусстве.
Раскрытие содержания идей гуманизма и значения их распространения.
Подготовка презентации об одном из титанов Возрождения, показывающей его вклад в становление новой культуры Семинар
Реформация и контрреформация. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Реформация», «протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм», «контрреформация».
Раскрытие причин Реформации, указание важнейших черт протестантизма и особенностей его различных течений. Характеристика основных событий и последствий Реформации и религиозных войн Семинар
Становление абсолютизма в европейских странах. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «абсолютизм», «просвещенный абсолютизм». Раскрытие характерных черт абсолютизма как формы правления, приведение примеров политики абсолютизма (во Франции, Англии).
Рассказ о важнейших событиях истории Франции, Англии, Испании, империи Габсбургов.
Участие в обсуждении темы «Особенности политики “просвещенного абсолютизма” в разных странах Европы» Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Англия в XVII -XVIII веках. Характеристика предпосылок, причин и особенностей Английской революции, описание ее основных событий и этапов. Раскрытие значения Английской революции, причин реставрации и «Славной революции».
Характеристика причин и последствий промышленной революции (промышленного переворота), объяснение того, почему она началась в Англии Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Страны Востока в XVI-XVIII вв. Колониальная экспансия европейцев. Раскрытие особенностей социально-экономического и политического развития стран Востока, объяснение причин углубления разрыва в темпах экономического развития этих стран и стран Западной Европы.
Характеристика особенностей развития Османской империи, Китая и Японии.
Рассказ с использованием карты о колониальных захватах европейских государств в Африке в XVI — XIX веках; объяснение, в чем состояли цели и методы колониальной политики европейцев.
Высказывание и аргументация суждений о последствиях колонизации для африканских обществ.
Описание главных черт и достижений культуры стран и народов Азии, Африки Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Международные отношения в XVII-XVIII веках. Систематизация материала о причинах и последствиях крупнейших военных конфликтов в XVII — середине XVIII века в Европе и за ее пределами.
Участие в обсуждении ключевых проблем международных отношений XVII — середины XVIII веков в ходе учебной конференции, круглого стола Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Развитие европейской культуры и науки в XVII – XVIII веках. Эпоха Просвещения. Характеристика причин и основных черт культуры, ее главных достижений и деятелей в науке и искусстве. Составление характеристик деятелей Просвещения Семинар
Война за независимость и образование США. Рассказ о ключевых событиях, итогах и значении войны североамериканских колоний за независимость (с использованием исторической карты).
Анализ положений Декларации независимости, Конституции США, объяснение, в чем заключалось их значение для создававшегося нового государства.
Составление характеристик активных участников борьбы за независимость, «отцов-основателей» США.
Объяснение, почему освободительная война североамериканских штатов против Англии считается революцией Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Французская революция конца XVIII века. Систематизация материала по истории Французской революции. Составление характеристик деятелей Французской революций, высказывание и аргументация суждений об их роли в революции (в форме устного сообщения, эссе, участия в дискуссии). Участие в дискуссии на тему «Является ли террор неизбежным спутником настоящей революции?» Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Тестирование
Россия в конце XVII-XVIII веке: от царства к империи.
Россия в эпоху петровских преобразований. Систематизация мнений историков о причинах петровских преобразований. Представление характеристики реформ Петра I:
1)в государственном управлении;
2)в экономике и социальной политике;
3)в военном деле;
4)в сфере культуры и быта.
Систематизация материала о ходе и ключевых событиях, итогах Северной войны.
Характеристика отношения различных слоев российского общества к преобразовательской деятельности Петра I, показ на конкретных примерах, в чем оно проявлялось Семинар.
Экономическое и социальное развитие в XVIIIвеке. Народные движения. Характеристика основных черт социально-экономического развития России в середине — второй половине XVIII века. Рассказ с использованием карты о причинах, ходе, результатах восстания под предводительством Е.И.Пугачева Семинар.
Внутренняя и внешняя политика России в середине – второй половине XVIII века. Систематизация материала о дворцовых переворотах (причинах, событиях, участниках, последствиях).
Сопоставление политики «просвещенного абсолютизма» в России и других европейских странах.
Характеристика личности и царствования Екатерины II. Объяснение, чем вызваны противоречивые оценки личности и царствования Павла I; высказывание и аргументация своего мнения.
Раскрытие с использованием исторической карты, внешнеполитических задач, стоящих перед Россией во второй половине XVIII века; характеристика результатов внешней политики данного периода Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Русская культура XVIII века. Систематизация материала о развитии образования в России в XVIII веке, объяснение, какие события играли в нем ключевую роль.
Сравнение характерных черт российского и европейского Просвещения, выявление в них общего и различного. Семинар
Тестирование
Становление индустриальной цивилизации.
Промышленный переворот и его последствия. Систематизация материала о главных научных и технических достижениях, способствовавших развертыванию промышленной революции.
Раскрытие сущности, экономических и социальных последствий промышленной революции Семинар
Международные отношения Систематизация материала о причинах и последствиях крупнейших военных конфликтов XIX века в Европе и за ее пределами. Участие в обсуждении ключевых проблем международных отношений ХIХ века в ходе конференции, круглого стола, в том числе в форме ролевых высказываний.
Участие в дискуссии на тему «Был ли неизбежен раскол Европы на два военных блока в конце ХIХ — начале ХХ века» Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Политическое развитие стран Европы и Америки Систематизация материала по истории революций XIX века в Европе и Северной Америке, характеристика их задач, участников, ключевых событий, итогов.
Сопоставление опыта движения за реформы и революционных выступлений в Европе XIX века, высказывание суждений об эффективности реформистского и революционного путей преобразования общества.
Сравнение путей создания единых государств в Германии и Италии, выявление особенностей каждой из стран. Объяснение причин распространения социалистических идей, возникновения рабочего движения.
Составление характеристики известных исторических деятелей ХIХ века с привлечением материалов справочных изданий, Интернета Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Развитие западноевропейской культуры. Рассказ о важнейших научных открытиях и технических достижениях ХIХ века, объяснение, в чем состояло их значение. Характеристика основных стилей и течений в художественной культуре ХIХ века с раскрытием их особенностей на примерах конкретных произведений.
Объяснение, в чем выразилась демократизация европейской культуры в XIX веке
Семинар.
Тестирование.
Процесс модернизации в традиционных обществах Востока.
Колониальная экспансия индоевропейских стран. Индия, Китай, Япония. Раскрытие особенностей социально-экономического и политического развития стран Азии, Латинской Америки, Африки. Характеристика предпосылок, участников, крупнейших событий, итогов борьбы народов Латинской Америки за независимость, особенностей развития стран Латинской Америки в ХIХ веке.
Рассказ с использованием карты о колониальных захватах европейских государств в Африке в XVI—XIX веках; объяснение, в чем состояли цели и методы колониальной политики европейцев.
Описание главных черт и достижений культуры стран и народов Азии, Африки и Латинской Америки в XVI—XIX веках
Сопоставление практики проведения реформ, модернизации в странах Азии; высказывание суждений о значении европейского опыта для этих стран Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Тестирование
Российская империя в XIX веке.
Внутренняя и внешняя политика россии в начале XIX века. Систематизация материала о политическом курсе императора Александра I на разных этапах его правления (в форме таблицы, тезисов и т. п.).
Характеристика сущности проекта М.М.Сперанского, объяснение, какие изменения в общественно-политическом устройстве России он предусматривал.
Представление исторического портрета Александра I и государственных деятелей времени его правления с использованием историко-биографической литературы (в форме сообщения, эссе, реферата, презентации).
Систематизация материала об основных событиях и участниках Отечественной войны 1812 года, заграничных походах русской армии (в ходе семинара, круглого стола с использованием источников, работ историков) Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Движение декабристов. Характеристика предпосылок, системы взглядов, тактики действий декабристов, анализ их программных документов. Сопоставление оценок движения декабристов, данных современниками и историками, высказывание и аргументация своей оценки (при проведении круглого стола, дискуссионного клуба и т. п.) Семинар
Внутренняя политика Николая I. Общественное движение во второй четверти XIX века. Характеристика основных государственных преобразований, осуществленных во второй четверти XIX века, мер по решению крестьянского вопроса.
Представление характеристик Николая I и государственных деятелей его царствования (с привлечением дополнительных источников, мемуарной литературы)
Характеристика основных направлений общественного движения во второй четверти XIX века, взглядов западников и славянофилов, выявление общего и различного. Высказывание суждений о том, какие идеи общественно-политической мысли России XIX века сохранили свое значение для современности (при проведении круглого стола, дискуссии) Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Внешняя политика России во второй четверти XIX века. Составление обзора ключевых событий внешней политики России во второй четверти XIX века (европейской политики, Кавказской войны, Крымской войны), их итогов и последствий. Анализ причин и последствий создания и действий антироссийской коалиции в период Крымской войны Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Отмена крепостного права и реформы60-70-годов XIX века. Раскрытие основного содержания Великих реформ 1860— 1870-х годов (крестьянской, земской, городской, судебной, военной, преобразований в сфере просвещения, печати). Представление исторического портрета Александра II и государственных деятелей времени его правления с использованием историко-биографической литературы (в форме сообщения, эссе, реферата, презентации).
Характеристика внутренней политики Александра III в 1880— 1890-е годы, сущности и последствий политики контрреформ Семинар
Общественное движение во второй половине XIX века. Экономическое развитие во второй половине XIX века. Систематизация материала об этапах и эволюции народнического движения, составление исторических портретов народников (в форме сообщений, эссе, презентации).
Раскрытие предпосылок, обстоятельств и значения зарождения в России социал-демократического движения
Сопоставление этапов и черт промышленной революции в России с аналогичными процессами в ведущих европейских странах (в форме сравнительной таблицы).
Систематизация материала о завершении промышленной революции в России; конкретизация общих положений на примере экономического и социального развития своего края. Объяснение сути особенностей социально-экономического положения России к началу XIX века, концу XIX века Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Внешняя политика Россииво второй половине XIX века. Участие в подготовке и обсуждении исследовательского проекта «Русско-турецкая война 1877—1878 годов: военные и дипломатические аспекты, место в общественном сознании россиян» (на основе анализа источников, в том числе картин русских художников, посвященных этой войне) Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Русская культура XIX века. Раскрытие определяющих черт развития русской культуры в XIX века, ее основных достижений; характеристика творчества выдающихся деятелей культуры (в форме сообщения, выступления на семинаре, круглом столе).
Подготовка и проведение виртуальных экскурсий по залам художественных музеев и экспозициям произведений живописцев, скульпторов и архитекторов ХIХ века. Осуществление подготовки и презентации сообщения, исследовательского проекта о развитии культуры своего региона в XIX века. Оценка места русской культуры в мировой культуре XIX века Семинар
Тестирование.
От Новой истории к Новейшей.
Мир в начале ХХ века. Россия на рубеже XIX –ХХ веков. Показ на карте ведущих государств мира и их колонии в начале ХХ века.
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «модернизация», «индустриализация», «империализм», «урбанизация», «Антанта», «Тройственный союз». Характеристика причин, содержания и значения социальных реформ начала ХХ века на примерах разных стран. Раскрытие сущности причин неравномерности темпов развития индустриальных стран в начале ХХ века
Объяснение, в чем заключались главные противоречия в политическом, экономическом, социальном развитии России в начале ХХ века.
Представление характеристики Николая II (в форме эссе, реферата).
Систематизация материала о развитии экономики в начале ХХ века, выявление ее характерных черт Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Революция 1905-1907 годов в России. Систематизация материала об основных событиях российской революции 1905—1907 годов, ее причинах, этапах, важнейших событиях (в виде хроники событий, тезисов). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «кадеты», «октябристы», «социал-демократы», «Совет», «Государственная дума», «конституционная монархия».
Сравнение позиций политических партий, созданных и действовавших во время революции, их оценка (на основе работы с документами).
Раскрытие причин, особенностей и последствий национальных движений в ходе революции.
Участие в сборе и представлении материала о событиях революции 1905—1907 годов в своем регионе. Оценка итогов революции 1905—1907 годов Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Серебрянный век Русской культуры. Систематизация материала об основных событиях российской революции 1905—1907 годов, ее причинах, этапах, важнейших событиях (в виде хроники событий, тезисов). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «кадеты», «октябристы», «социал-демократы», «Совет», «Государственная дума», «конституционная монархия». Семинар
Первая мировая война. Боевые действия 1914-1915 годов. Характеристика причин, участников, основных этапов и крупнейших сражений Первой мировой войны.
Систематизация материала о событиях на Западном и Восточном фронтах войны (в форме таблицы), раскрытие их взаимообусловленности. Характеристика итогов и последствий Первой мировой войны Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Первая мировая война и общество. Анализ материала о влиянии войны на развитие общества в воюющих странах.
Характеристика жизни людей на фронтах и в тылу (с использованием исторических источников, мемуаров). Объяснение, как война воздействовала на положение в России, высказывание суждения по вопросу «Война — путь к революции?» Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Февральская революция в России.От февраля к октябрю. Октябрьская революция в России и ее последствия. Характеристика причин и сущности революционных событий февраля 1917 года.
Оценка деятельности Временного правительства, Петроградского Совета.
Характеристика позиций основных политических партий и их лидеров в период весны—осени 1917 года
Характеристика причин и сущности событий октября 1917 года, сопоставление различных оценок этих событий, высказывание и аргументация своей точки зрения (в ходе диспута).
Объяснение причин прихода большевиков к власти. Систематизация материала о создании Советского государства, первых преобразованиях (в форме конспекта, таблицы). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «декрет», «национализация», «рабочий контроль», «Учредительное собрание».
Характеристика обстоятельств и последствий заключения Брестского мира.
Участие в обсуждении роли В.И.Ленина в истории ХХ века (в форме учебной конференции, диспута) Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Гражданская война в России. Характеристика причин Гражданской войны и интервенции, целей, участников и тактики белого и красного движения. Проведение поиска информации о событиях Гражданской войны в родном крае, городе, представление ее в форме презентации, эссе.
Сравнение политики «военного коммунизма» и нэпа, выявление их общие черт и различий Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Тестирование
Между двумя мировыми войнами.
Европа и США. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Версальско-Вашингтонская система», «Лига Наций», «репарации», «новый курс», «Народный фронт».
Систематизация материала о революционных событиях 1918 — начала 1920-х годов в Европе (причин, участников, ключевых событий, итогов революций).
Характеристика успехов и проблем экономического развития стран Европы и США в 1920-е годы.
Раскрытие причин мирового экономического кризиса 1929— 1933 годов и его последствий.
Объяснение сущности, причин успеха и противоречий «нового курса» президента США Ф.Рузвельта
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «мировой экономический кризис», «тоталитаризм», «авторитаризм», «фашизм», «нацизм».
Объяснение причин возникновения и распространения фашизма в Италии и нацизма в Германии.
Систематизация материала о гражданской войне в Испании, высказывание оценки ее последствий Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Турция, Индия, Китай и Япония. Характеристика опыта и итогов реформ и революций как путей
модернизации в странах Азии.
Раскрытие особенностей освободительного движения 1920—
1930-х годов в Китае и Индии.
Высказывание суждений о роли лидеров в освободительномдвижении и модернизации стран Азии.
Высказывание суждений о причинах и особенностях японскойэкспансии Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Международные отношения. Характеристика основных этапов и тенденций развития международных отношений в 1920—1930-е годы. Участие в дискуссии о предпосылках, характере и значении важнейших международных событий 1920—1930-х годов Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Культура в первой половины ХХ века. Характеристика основных течений в литературе и искусстве 1920—1930-х годов на примерах творчества выдающихся мастеров культуры, их произведений (в форме сообщений или презентаций, в ходе круглого стола).
Сравнение развития западной и советской культуры в 1920— 1930-е годы, выявление черт их различия и сходства Семинар
Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР. Участие в семинаре на тему «Нэп как явление социально-экономической и общественно-политической жизни Советской страны». Сравнение основных вариантов объединения советских республик, их оценка, анализ положений Конституции СССР (1924 года), раскрытие значения образования СССР. Раскрытие сущности, основного содержания и результатов внутрипартийной борьбы в 1920—1930-е годы Семинар
Индустриализация в СССР. Представление характеристики и оценки политических процессов 1930-х годов.
Характеристика причин, методов и итогов индустриализации и коллективизации в СССР.
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «пятилетка», «стахановское движение», «коллективизация», «раскулачивание», «политические репрессии», «враг народа», «ГУЛАГ».
Проведение поиска информации о ходе индустриализации и коллективизации в своем городе, крае (в форме исследовательского проекта) Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Советское государство и общество в 1920-1930 годы. Советская культура в 1920-1930 –е годы. Раскрытие особенностей социальных процессов в СССР в 1930-е годы.
Характеристика эволюции политической системы в СССР в 1930-е годы, раскрытие предпосылок усиления централизации власти.
Анализ информации источников и работ историков о политических процессах и репрессиях 1930-х годов, оценка этих событий.
Систематизация информации о политике в области культуры ры в 1920—1930-е годы, выявление ее основных тенденций. Характеристика достижений советской науки и культуры. Участие в подготовке и представлении материалов о творчестве и судьбах ученых, деятелей литературы и искусства 1920— 1930-х годов (в форме биографических справок, эссе, презентаций, рефератов).
Систематизация информации о политике власти по отношению к различным религиозным конфессиям, положении религии в СССР.Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Тестирование.
Вторая мировая война.
Накануне мировой войны. Характеристика причин кризиса Версальско-Вашингтонской системы и начала Второй мировой войны. Приведение оценок Мюнхенского соглашения и советско-германских договоров 1939 года Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане. Называние с использованием карты участников и основных этапов Второй мировой войны.
Характеристика роли отдельных фронтов в общем ходе Второй мировой войны.
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «странная война», «план “Барбаросса”», «план “Ост”», «новый порядок», «коллаборационизм», «геноцид», «холокост», «антигитлеровская коалиция», «ленд-лиз», «коренной перелом», «движение Сопротивления», «партизаны». Представление биографических справок, очерков об участниках войны: полководцах, солдатах, тружениках тыла. Раскрытие значения создания антигитлеровской коалиции и роли дипломатии в годы войны. Характеристика значения битвы под Москвой Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Второй период Второй мировой войны. Систематизация материала о крупнейших военных операциях Второй мировой и Великой Отечественной войн: их масштабах, итогах и роли в общем ходе войн (в виде синхронистических и тематических таблиц, тезисов и др.).
Показ особенностей развития экономики в главных вою ющих государствах, объяснение причин успехов советской экономики.
Рассказ о положении людей на фронтах и в тылу, характеристика жизни людей в годы войны с привлечением информации исторических источников (в том числе музейных материалов, воспоминаний и т. д.).
Высказывание собственного суждения о причинах коллаборационизма в разных странах в годы войны.
Характеристика итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн, их исторического значения.
Участие в подготовке проекта «Война в памяти народа» (с обращением к воспоминаниям людей старшего поколения, произведениям литературы, кинофильмам и др.)
Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Тестирование.
Мир во второй половине ХХ- начале XXI века.
Послевоенное устройство мира.Еачало «холодной войны». Высказывание собственного суждения о причинах коллаборационизма в разных странах в годы войны.
Характеристика итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн, их исторического значения.
Участие в подготовке проекта «Война в памяти народа» (с обращением к воспоминаниям людей старшего поколения, произведениям литературы, кинофильмам и др.) Семинар
Ведущие капиталистические страны. Страны восточной Европы Характеристика этапов научно-технического прогресса во второй половине ХХ — начале ХХI века, сущности научно-технической и информационной революций, их социальных последствий.
Раскрытие сущности наиболее значительных изменений в структуре общества во второй половине ХХ — начале XXI века, причин и последствий этих изменений (на примере отдельных стран).
Представление обзора политической истории США во второй половине ХХ — начале XXI века.
Высказывание суждения о том, в чем выражается, чем объясняется лидерство США в современном мире и каковы его последствия.
Раскрытие предпосылок, достижений и проблем европейской интеграции
Характеристика основных этапов в истории восточноевропейских стран второй половины XX — начала XXI века. Сбор материалов и подготовка презентации о событиях в Венгрии в 1956 году и в Чехословакии в 1968 году. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «мировая социалистическая система», «СЭВ», «ОВД», «Пражская весна», «Солидарность», «бархатная революция», «приватизация».
Систематизация и анализ информации (в том числе из дополнительной литературы и СМИ) о развитии восточноевропейских стран в конце ХХ — начале ХХI века Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Крушение колониальной системы. Индия, Пакистан, Китай. Страны латинской Америки. Характеристика этапов освобождения стран Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости, раскрытие особенностей развития этих стран во второй половине ХХ — начале ХХI века.
Характеристика этапов развития стран Азии и Африки после их освобождения от колониальной и полуколониальной зависимости.
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «страны социалистической ориентации», «неоколониализм», «новые индустриальные страны», «традиционализм», «фундаментализм»
Характеристика особенностей процесса национального освобождения и становления государственности в Индии и Пакистане.
Объяснение причин успехов в развитии Китая и Индии в конце ХХ — начале ХХI века, высказывание суждений о перспективах развития этих стран.
Участие в дискуссии на тему «В чем причины успехов реформ в Китае: уроки для России» с привлечением работ историков и публицистов
Сопоставление реформистского и революционного путей решения социально-экономических противоречий в странах Латинской Америки, высказывание суждений об их результативности.
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «импортозамещающая индустриализация», «национализация», «хунта», «левый поворот».
Характеристика крупнейших политических деятелей Латинской Америки второй половины ХХ — начала ХХI века Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Международные отношения. Объяснение сущности «холодной войны», ее влияния на историю второй половины ХХ века.
Характеристика основных периодов и тенденций развития международных отношений в 1945 году — начале XXI века. Рассказ с использованием карты о международных кризисах 1940—1960-х годов.
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «биполярный мир», «холодная война», «железный занавес», «НАТО», «СЭВ», «ОВД», «международные кризисы», «разрядка международной напряженности», «новое политическое мышление», «региональная интеграция», «глобализация». Участие в обсуждении событий современной международной жизни (с привлечением материалов СМИ) Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Развитие культуры. Характеристика достижений в различных областях науки, показ их влияния на развитие общества (в том числе с привлечением дополнительной литературы, СМИ, Интернета). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «постмодернизм», «массовая культура», «поп-арт». Объяснение причин и последствий влияния глобализации на национальные культуры
Семинар
Тестирование
Апогей и кризис советской системы в 1945-1991 годах.
СССР в послевоенные годы. Систематизация материала о развитии СССР в первые послевоенные годы, основных задачах и мероприятиях внутренней и внешней политики.
Характеристика процесса возрождения различных сторон жизни советского общества в послевоенные годы. Проведение поиска информации о жизни людей в послевоенные годы (с привлечением мемуарной, художественной литературы). Участие в подготовке презентации «Родной край (город) в первые послевоенные годы»
Характеристика перемен в общественно-политической жизни СССР, новых подходов к решению хозяйственных и социальных проблем, реформ.
Проведение обзора достижений советской науки и техники во второй половине 1950 — первой половине 1960-х годов (с использованием научно-популярной и справочной литературы), раскрытие их международного значения Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
СССР во второй половине 1960-начале 1980-х годов. Систематизация материала о тенденциях и результатах экономического и социального развития СССР в 1965 — начале 1980-х годов (в форме сообщения, конспекта).
Объяснение, в чем проявлялись противоречия в развитии науки и техники, художественной культуры в рассматриваемый период. Проведение поиска информации о повседневной жизни, интересах советских людей в 1960 — середине 1980-х годов (в том числе путем опроса родственников, людей старших поколений). Оценка государственной деятельности Л.И.Брежнева. Систематизация материала о развитии международных отношений и внешней политики СССР (периоды улучшения и обострения международных отношений, ключевые события) Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
СССР в годы перестройки Характеристика причин и предпосылок перестройки в СССР. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «перестройка», «гласность», «плюрализм», «парад суверенитетов».
Проведение поиска информации об изменениях в сфере экономики и общественной жизни в годы перестройки. Составление характеристики (политического портрета) М.С.Горбачева (с привлечением дополнительной литературы). Участие в обсуждении вопросов о характере и последствиях перестройки, причинах кризиса советской системы и распада СССР, высказывание и аргументация своего мнения Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Развитие советской культуры (1945-1991 гг.) Характеристика особенностей развития советской науки в разные периоды второй половины ХХ века.
Подготовка сравнительной таблицы «Научно-технические открытия стран Запада и СССР в 1950—1970-е годы». Рассказ о выдающихся произведениях литературы и искусства. Объяснение, в чем заключалась противоречивость партийной культурной политики.
Рассказ о развитии отечественной культуры в 1960—1980-е годы, характеристика творчества ее выдающихся представителей Семинар.
Тестирование.
Российская Федерация на рубеже XX-XXI веков.
Россия в конце XX- начале XXIвв. Объяснение, в чем заключались трудности перехода к рыночной экономике, с привлечением свидетельств современников. Характеристика темпов, масштабов, характера и социально-экономических последствий приватизации в России. Сравнение Конституции России 1993 года с Конституцией СССР 1977 года по самостоятельно сформулированным вопросам. Объяснение причин военно-политического кризиса в Чечне и способов его разрешения в середине 1990-х годов. Оценка итогов развития РФ в 1990-е годы.
Систематизация и раскрытие основных направлений реформаторской деятельности руководства РФ в начале ХХI века. Рассказ о государственных символах России в контексте формирования нового образа страны.
Представление краткой характеристики основных политических партий современной России, указание их лидеров. Указание глобальных проблем и вызовов, с которыми столкнулась России в ХХI веке.
Характеристика ключевых событий политической истории современной России в XXI веке.
Систематизация материалов печати и телевидения об актуальных проблемах и событиях в жизни современного российского общества, представление их в виде обзоров, рефератов. Проведение обзора текущей информации телевидения и прессы о внешнеполитической деятельности руководителей страны. Характеристика места и роли России в современном мире Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Тестирование.
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «общественных дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, подключенные к сети Интернет;- проектор;
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Основная литература.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.
Гаджиев К.С, Закаурцева Т.А., Родригес А.М., Пономарев М.В. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: в 3 ч. Ч. 2. 1945 — 2000. — М., 2010.
Горелов А.А. История мировой культуры. — М., 2011.
Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.
Санин Г.А. Крым. Страницы истории. — М., 2015.
Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.
Дополнительная литература.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. — М., 2012.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории. — М., 2015.
Шевченко Н.И. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации. — М., 2013.
История России. 1900—1946 гг.: кн. для учителя / под ред. А.В.Филиппова, А.А.Данилова. — М., 2010.
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. — 2014. — № 13. — С. 10 — 124.
Интернет-ресурсы
www.gumer.info (Библиотека Гумер).
www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).
www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социал-демократа).
www.bibliotekar.ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
https://ru.wikisource.org (Викитека: свободная библиотека).
www.wco.ru/icons (Виртуальный каталог икон).
www.militera.lib.ru (Военная литература: собрание текстов).
www.world-war2.chat.ru (Вторая Мировая война в русском Интернете).
www.kulichki.com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).
www.old-rus-maps.ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVI—XVIII столетиях).
www.biograf-book.narod.ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР).
www.magister.msk.ru/library/library.htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электронные издания произведений и биографических и критических материалов).
www.intellect-video.com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео).
www.historicus.ru (Историк: общественно-политический журнал).
www.history.tom.ru (История России от князей до Президента).
www.statehistory.ru (История государства).
www.kulichki.com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи).
www.raremaps.ru (Коллекция старинных карт Российской империи).
www.old-maps.narod.ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России).
www.mifologia.chat.ru (Мифология народов мира).
www.krugosvet.ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).
www.liber.rsuh.ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»).
www.august-1914.ru (Первая мировая война: интернет-проект).
www.9may.ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»).www.temples.ru (Проект «Храмы России»).
www.radzivil.chat.ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).
www.borodulincollection.com/index.html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. — коллекция Льва Бородулина).
www.rusrevolution.info (Революция и Гражданская война: интернет-проект).
www.rodina.rg.ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал).
www.all-photo.ru/empire/index.ru.html (Российская империя в фотографиях).
www.fershal.narod.ru (Российский мемуарий).
www.avorhist.ru (Русь Древняя и удельная).
www.memoirs.ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях).www.scepsis.ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал).
www.arhivtime.ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток, документов).
www.sovmusic.ru (Советская музыка).
www.infoliolib.info (Университетская электронная библиотека Infolio).
www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова).www.library.spbu.ru (Научная библиотека им. М.Горького СПбГУ).
www.ec-dejavu.ru (Энциклопедия культур Dеjа Vu).