Статья Использование инновационных подходов в обучении иностранным языкам – залог успешной реализации ФГОС второго поколения


Использование инновационных подходов
в обучении иностранным языкам – залог успешной реализации
ФГОС второго поколения
«Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить»
Левитес Д.Г.
В последнее время обучение иностранным языкам рассматривается как одно из важнейших направлений модернизации современного школьного образования.
Одной из основных причин таких изменений является новый социальный статус «иностранного языка» как учебного предмета. В настоящее время иностранные языки превращаются в средство, реально востребованное личностью, обществом, государством.
Невозможно игнорировать тот факт, что существование плодотворных международных отношений и успешное экономическое развитие современного общества становятся более перспективными благодаря определенному уровню владения иностранными языками (устной и письменной речью) его членов.
Это явление способствует:
повышению конкурентоспособности государства, перестройке экономики внутри страны;
интеграции государства в мировое экономическое и культурное сообщество;
доступу к «информационной вселенной» и новейшим информационным технологиям.
Появление новых вызовов нашего времени вынуждает нас, педагогов, отвечать на них модернизацией школьного образования. Эти вызовы дают рождение новым требованиям к образованию и его результатам, что объясняет разработку и внедрение новых образовательных стандартов.
Стандарт в образовании является условием обеспечения его качества, так как он направлен на:
обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации;
доступность получения качественного основного общего образования;
формирование содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
условия создания социальной ситуации развития обучающегося, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
В период перехода на новые образовательные стандарты особенно актуальным становится вопрос о том, какие учебно-методические комплексы соответствуют идеологии ФГОС, в том числе принципам системно-деятельностного подхода. Последний обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному самообразованию; активную учебно-познавательную деятельность учащихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Сегодня государственная политика в образовании направлена на обновление содержания образования и использование новых методов и технологий в преподавании, что предполагает ответственность учителя за выбор учебника. Учитель выбирает те или иные методики обучения и воспитания, что во многом определяет успешность работы по определенному учебнику.
Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных ресурсах – стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.
ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО) определяет предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования как:
формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур; оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира; в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
достижение допорогового уровня иноязычной речи;
создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
При планировании уроков учителям иностранного языка необходимо помнить, что развитие учебных умений (УУ) на уроках иностранного языка (ИЯ) имеет свою специфику:
те УУ, которыми овладевали ученики при изучении других предметов, не всегда могут быть перенесены на урок ИЯ без соответствующей коррекции. А многие из них должны быть сформированы заново. Так, при обучении пятиклассников ИЯ формировать УУ как общеучебные так и специальные приходится с нуля.
овладение ИЯ в школе происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если ученик будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока и продуктивно организовывать свои занятия дома.
во время школьного обучения закладывается только основа практического овладения ИЯ, на которой может строиться дальнейшее освоение ИЯ в объеме, необходимом для дальнейшей профессиональной работы. Для того, чтобы выполнить социальный заказ общества в области обучения ИЯ, школа должна подготовить выпускников к овладению ИЯ в автономном режиме.
На всех открытых уроках, проводимых в 5-х классах франкоязычного отделения по ФГОС ООО второго поколения, учителя Фадеева В.Г., Агабабян Е.Н., Лукаш Н.С., Доломанова О.В., Микова И.В. продемонстрировали понимание основного назначения обучения иностранному языку, которое заключается в формировании иноязычной и коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное, межличностное и межкультурное общение.Таким образом, проведенные открытые уроки подтвердили готовность учителей развивать у обучающихся умения учебной деятельности через:
баланс индивидуальной, парной и групповой работы на уроке, анализ информации наличие заданий базовой и повышенной сложности;
развитие умений работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах урока;
наличие заданий и речевых ситуаций, ориентированных на нравственное воспитание школьников (доброжелательность, трудолюбие, самостоятельность, ответственность);
развитие умений избегать конфликтов, вести себя обдуманно, учитывать мнение окружающих.
Все проведенные уроки «Дорога домой» (учитель Доломанова О.В.), «Мой дом» (учитель Агабабян Е.Н.), «Мой дом. Моя квартира» (учитель Лукаш Н.С.), «Чудесные открытия» (учитель Микова И.В.), «Моя комната» (учитель Фадеева В.Г.) получили высокую оценку администрации и присутствующих коллег.
Все вышесказанное подтверждает готовность учителей работать по новому государственному стандарту и понимание его основных векторов.
Руководитель
франкоязычного отделения