Сценарий классного часа на экологическую тему: Земля — наш общий дом


Экологическое мероприятие:
«Земля –наш общий дом!»
Цели:
1. Анализ работы детей над проектом «Земля – наш общий дом» , последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, развивать познавательную активность, речь учащихся, чувство бережного отношения к окружающему миру.
2. Формировать первоначальные представления учащихся об экологии и ее роли в жизни людей, дать информацию о Всемирном Дне Земли (22 апреля).
3. Способствовать формированию и развитию основ экологической грамотности, развивать умение рассуждать, анализировать, сопоставлять.
4. Воспитывать чувство сопереживания природе, чувство ответственности за поступки людей по отношению к Земле, воспитывать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.
5. Способствовать личностному развитию каждого ребёнка, осуществлять деятельностный подход в воспитании.
Оборудование: маски (доктор, водяной, берёзка, птицы,) знаки, цветик- семицветик, презентация, рисунки, выставки поделок для Благотворительной ярмарки, и выставки «Вторая жизнь ненужным вещам», программа контроля «Респонс».
Ход мероприятия.
Сегодня мероприятие я начну словами фран. философа Жан Жака Руссо «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Я желаю вам уже сегодня на нашем мероприятии убедиться в словах Жан Жака Руссо
Слайд1 Какую же цель мы поставим перед собой на сегодняшнем мероприятии, которое называется «Земля – наш общий дом»?
(Наверное , подвести итоги той работе, которую мы долгое время выполняли)
Мы вместе с вами и с помощью ваших родителей работаем над большим коллективно-творческим делом на тему: « Земля - наш общий дом». Эта тема важна не только для нас с вами, но и для всей нашей страны. И вот почему. «В России сложилась хорошая традиция посвящать каждый год какому-либо важному направлению жизни всего нашего общесьва, то есть у нас был Год учителя, Год молодёжи, Год семьи, российской истории. Президент России В.В.Путин
(Слайд2) своим Указом объявил этот год, 2013, годом охраны окружающей среды.
(Слайд.3) А 22 апреля – праздник, который знают во всем мире – День Земли.(День Земли)
И сегодня цель нашего мероприятия обобщить те знания, которые мы не только приобрели, но добыли путём личных исследований, представленных в нашем экологическом проекте «Земля – наш общий дом» Это лишь маленькая частица всей работы, которую нам предстоит ещё выполнить в течение года.
II Утверждение тематики проекта.
- Кто прочитает тему нашего урока? ( Земля – наш общий дом)
- Почему именно так называется наш заключительный классный час? (подумайте и на этот вопрос  вы мне ответите в конце урока). Сегодня мы работаем по такому плану. (план на доске). ПРИЛОЖЕНИЕ 1-
А что мы называем общим домом? (Природу, планету Земля).
Почему общий?
- Как вы думаете, в этом доме приятно и безопасно всем? (не всегда).
И вот об этом как раз наш рассказ.
III. Защита проекта.
- Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это маленькая часть этой природы.
Давайте проследим связь между природой и  жизнедеятельностью человека, и в этом нам помогут наши  эксперты, которые очень тщательно исследовали каждый вопрос. А чтобы было интереснее, эксперты предстанут перед нами в разных образах.
Звучит музыка: Сказки гуляют по свету.
Полина:
Здравствуйте, куда это я попала?
Ведущий:
Ты пришла к нам в школу на классный час.
Полина:
У меня для вас подарок. Вот возьмите – это цветик-семицветик. Он исполнит все ваши пожелания.
(входит плачущая берёзка)
Берёза:
Лишь только подснежник распустится в срок,
Лишь только заслышатся первые грозы-
На белых стволах появляется сок…
То плачут берёзы, то плачут берёзы..
Полина: -Что случилась берёзка, почему ты плачешь?
Слайд 4
Берёза: Наступает весна, скоро мы с подружками проснёмся от зимнего сна, придут люди в нашу рощу и порежут наши стволы ножами. Им нужен берёзовый сок. А нам очень больно!
Слайды детей
Ведущий:
Да, как ужасно, что есть люди, которые не ценят и не жалеют природу. Ведь берёзки не только украшают нашу жизнь, но и здоровье людям помогают сохранить: из их почек делают лекарства
Слайд 5. Сообщение: Ежедневно с лица Земли по вине человека исчезает одно растение. Ежеминутно на земном шаре вырубается 23 гектара леса. Редкие и исчезающие виды растений заносят в Красную книгу.
. Ребята, как же помочь растениям?
Музыка 3.
Полина: Я думаю, нам поможет цветик-семицветик.
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по-моему вели.
Хочу, чтобы все берёзки и другие растения Земли всегда были здоровыми и красивыми, цвели и зеленели на радость людям.
Берёза: Спасибо за помощь!
Появляются птицы (дети в масках)
В руках у них веточки. Палочки.
Ведущий:
Музыка 4
Птицы:
Ведущий: А что это вы несёте?
- Строительный материал: дом наш разрушили. Гнёзда разворошили. Теперь вот ремонтируем, ведь скоро нам птенцов заводить надо.
Что же ещё беспокоит тебя, мудрая сова?
- Вы хорошо знаете и меня Сову. Многие считают, что сова видит ночью и не видит днем. Это не так. Мы прекрасно видит днем и в сумерках, а охотимся все-таки ночью - на слух. Все совы хорошо воспитаны: при встрече и во время ухаживания мы кланяемся друг другу. Мы издаём самые разные звуки: от свиста до устрашающего людей "хохота".
Ведущий: С 1964 года совы находятся под охраной закона. Одна серая сова убивает за лето тысячи мышей полевок, которые способны уничтожать тонну зерна за лето.
Ведущий: С какой жалобой пришла к нам ты, милая синичка?
Орнитологи приводят такие данные: из каждых десяти синичек девять погибают. Главным образом, от голода. Много птиц погибает морозными ночами, когда крошечное тельце не в состоянии согреться и замерзает. Сытая птица сохраняет тепло до утра. Она ночует, нахохлившись, а на рассвете отправляется на поиски пропитания. На активную жизнь тратится много энергии, а восполнить ее может только еда, которую нужно успеть найти под снегом и льдом за короткий зимний день. Именно поэтому перелетные птицы отправляются на юг
Слайд 6, 7
.
В список Красной книги Московской области входит 68 видов птиц, это 55% от общего числа видов птиц, которые занесены в Красную книгу России.
Музыка 5
ПолинаДавайте поможем птицам.
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по-моему вели.
Хочу, чтобы гнёзда не разрушали! Чтобы на земле было много птиц, животных. Насекомых!
Ведущий:
Молодец, ! Хорошо, что ты попросила не только за птиц, но и за всех животных. Ведь они так важны и нужны в природе.
Игровая остановка.
Я буду называть в игре только птиц, и если вы услышите, что появились не птицы, а что-то другое, дайте мне знать. Можно хлопать в ладоши.
В: Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…(хлопают)
В: Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…(хлопают)
В: Прилетели птицы:
Голуби, куницы..(хлопают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары,кукушки…(хлопают0
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы- сплюшки,
Лебеди и утки-
И спасибо шутке! (оценивается внимательность)
Ведущий: А теперь попробуйте отгадать загадку.
Музыка 6
В морях и в реках обитает
И часто по небу летает
А как наскучит ей летать
На землю падает опять  (вода)
ПолинаЧто-то мне пить захотелось, пойду к реке, попью водички.
Слайд 8
Водяной .(под музыку водяного)
- Из нашей речки пить нельзя. Сюда кто-то набросал много мусора: бутылки, пакеты, банки. Из-за этого вода в реке стала грязной, погибло много рыб, лягушек.
Вода – самое обычное и в тоже время самое удивительное вещество на Земле. Но именно от её запасов зависит климат нашей планеты. Без воды жизнь не возможна.
Ведущий: давайте вспомним добрую физкультминутку:
Физ. минутка.
Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде
То сомкнутся, разомкнутся
То зароются в песке
Полина:
Мне очень хочется помочь водяному.
Музыка 7
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по-моему вели.
Хочу, чтобы в реке вода стала чистой.
Водяной:
Земля будет благодарна нам за такой подарок. Ведь без чистой, свежей, прозрачной воды жизнь на нашей планете немыслима.
Появляется доктор Айболит. У него сильный кашель.
-Здравствуйте ребята.
Ведущий:
Доктор, вы наверно, простудились? Может вас полечить, поставить горчичники?
Доктор:
Нет, горчичники мне не помогут. Дело в том, что вокруг построили столько заводов и фабрик. Много автомобильных дорог. В воздухе стало много пыли и дыма и копоти. Все звери в нашем лесу кашляют и чихают. Ведь без свежего воздуха нет жизни ни людям ни животным.
Человеку необходимо для дыхания 600 литров кислорода только на один день. Но в процессе деятельности человека происходят загрязнение воздуха. За год  только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов тонн
Какие источники загрязнений вам известны?
Слайд 9
1) Фабрики и заводы выбрасывают в атмосферу из труб ядовитые газы, сажу, пыль.
2) Автомобили выделяют выхлопные газы.
3) Мусор выделяет вредные вещества.
4) Уничтожаются леса, цветы, травы.
Какой сделаем вывод? (берегите воздух)
Полина:
Нам опять поможет цветик-семицветик.
Музыка 8
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по-моему вели.
Хочу, чтобы воздух на Земле был чистым и свежим!
Физкультминутка – игра «да, нет»
Правила игры: если вы согласны, то топаете ногами.
Если нет – присядьте.
- Я мусорю на улице
- Я не выключаю свет, когда меня в комнате нет
- Я берегу воду и закрываю кран
- Бабочку я отпускаю на волю
- Бумагу трачу попусту
- Овраги это хорошо
- Охрана природы приносит пользу
- Я люблю нюхать выхлопные газы
- Планета Земля наш общий дом
Учитель:
Ребята, сегодня нам помогал цветик-семицветик. Но мы с вами знаем, что в настоящей жизни такого волшебства нет. Что же делать? Как помочь нашей планете? Что зависит от нас с вами?
Слайд 10
- Ребята, для охраны нашей природы в настоящее время создаются разные организации. Одна из самых крупных – «Гринпис». Активисты этой организации всегда готовы прийти природе на помощь.
- Активисты «Гринпис» борются за чистоту природы. Членам этой организации удалось добиться очень многого.
VI. Давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу.
(дети говорят правила и развешивают знаки)
Правила поведения в лесу:
В лесу ходи по тропинкам и дорожкам! Помни: в траве очень много маленьких животных, их можно нечаянно раздавить
Не шуми в лесу! Не приноси с собой громкую музыку. Помни: крик и громкая музыка пугают лесных жителей и они покидают свои домики
Не рви цветы в лесу, на лугах! Помни: сорванные растения быстро гибнут и не дают семян Не будет семян- не будет новых растений
Не лови бабочек! Они украшают природу и опыляют растения.
Не разрушай муравейники! Муравьи- санитары леса. Они не дают размножаться вредным насекомым.
Не сбивай несъедобные грибы! Грибы нужны лесу. Животные ими лечатся.
Не лови в лесу зверьков! Лес- их родной дом, в квартире им будет плохо.
Не рви паутину! Пауки охотятся на мух и комаров.
Голосовалки
1.
Все-все на свете, на свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд!
Кто делает мёд, и кто делает яд!
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется…
Все, все на свете, на свете нужны
И это все дети запомнить должны!
Вы в поход пришли, ребята
Вы в поход пришли, ребята…
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться…
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять из здесь нельзя!
Не поленимся друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберём его с собой!
Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.
Не разоряйте птичьего гнезда
Дети запомнить должны и понять:
Гнёзда у птичек нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо
Или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезьте туда
И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.
Берегите землю, люди!Нашу Родину и место, где живём,И город наш, который все мы любим,Улицу родную, где растём!
Берегите красоту родного края,Шелест листьев, трав весенних цвет,Угрешский край сравнить мы можем с раем,Ведь красивей места для меня уж нет!Люди, берегите вы всё это,Берегите всё, что дал вам Бог!Чтоб родной землёю этой,Каждый житель бы гордиться мог!
Учитель: Ребята, представьте, что вам дано право обратиться ко всем людям по телевидению, с призывом беречь природу. Что бы вы сказали?
(Люди земли! Все мы обязаны жизнью нашей планете. Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась прекрасной, чтобы цвели сады и пели птицы! (Калужский)
Средний - мне было трудно (мне не понравилось):
Безымянный – мое настроение:
Мизинец – мои предложения: Голосовалки
Что бы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком.
Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.
Будущее благополучие и сохранение её ресурсов в наших руках дорогие ребята!
Ведущий.
Но охранять нужно не только животных, птиц, растения, воду, воздух, но и окружающих людей. Ведь человек – это часть природы и он тоже нуждается в защите, поддержке. Заботе. Я знаю, что в нашем классе учатся добрые, милосердные ребята, готовые прийти на помощь другим людям ребята.
Совсем недавно была объявлена благотворительная акция. Юному жителю нашего города требовалась помощь. Было принято решение вместе с вами сделать различные поделки для благотворительной ярмарки. И уже вечером на электронную почту мне пришли письма от родителей с готовностью помочь. Это говорит о том. Что чужое горе не оставило вас равнодушными, вы донесли информацию до своих родителей. Но нуждающихся в такой помощи сейчас очень много. И я думаю. Что те поделки, которые сейчас стоят на выставке будут маленькой частичкой вашей заботы о человеке.
У меня в руках японский журавлик, который мы с вами делали на внеурочной деятельности «Мастер – Самоделкин. » По разным преданиям он является символом здоровья и счастья. Уважаемые гости, мы с ребятами хотели бы приподнести каждому из вас этих журавликов. Пусть они станут маленькими частичками вашего крепкого здоровья , большого счастья и мира на Земле.