Урок-театрализованное представление на тему Древнегреческий театр (5 класс)


















































Провела: Титова О.В.
учитель истории МКОУ СОШ №3
г. Нововоронежа
Тема: Древнегреческий театр.
Цели урока:
1) Познакомиться с историей возникновения театра в Греции:


– его устройством;


– его представлениями.


2) Показать значение театра в общественной жизни древней Греции и в настоящее время.




Оборудование:
Карта "Древняя Греция",


Картина "Древнегреческий театр".

Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Опрос учащихся.
Мы продолжаем знакомиться с разделом в истории древней Греции, посвященному культуре.
Вопрос учителя:
Над какой темой мы работали на прошлом уроке? (В афинских школах и гимнасиях)
Но прежде чем мы перейдем к домашнему заданию, давайте проведем маленькую разминку по понятиям, связанным с греческой культурой:
Эллада, эллины, пифос, амфора, чернофигурный рисунок, краснофигурный, Агора, Акрополь, фронтон, портик, гражданин, метек, педагог, стиль.
А теперь переходим к домашнему заданию.
Вопросы учителя:
Школы какого полиса считались самыми лучшими в период демократии?
Назовите виды школ афинского полиса?
Чему обучали в школе с 7-12 лет?
Кто мог посещать эти школы? На чем писали?
Обучались ли в школе девочки?
Что такое палестра? Чем занимались здесь?
Для чего нужно было заниматься в палестрах?
Взрослые афиняне посещали гимнасии. Что они из себя представляли?
Кто выступал в гимнасиях? Для чего нужны были гимнасии?
Было ли различие между воспитанием и обучением афинского и спартанского полиса.
Таким образом, эти различия были. В Спартанском полисе большее внимание уделялось физическому совершенству(ведь у Спарты даже не было крепостных стен, т. к. главная их защита – их мужчины), а в Афинском полисе уделялось внимание и умственному, и физическому воспитанию. И это было правильно, ведь для успешного экономического и политического развития полиса нужны были грамотные люди. Одним из способов воспитания и общественного развития было посещение театра, который возник в древней Греции.
III. Изучение нового материала по плану.
Возникновение театра.
Устройство театра, актеры, хор.
Трагедия и комедия.
Роль театра в общественной жизни.
1) Многие из вас любят театр. Но далеко не все знают, что театр возник в Греции ( 2,5 тысячи лет назад.
Вопрос учителя:
Посчитайте, сколько лет до н. э. было это событие.
(500 тыс. лет до н. э.)
Само слово "театр" греческого происхождения и означает "место для зрелищ". Театральные представления наряду со спортивными играми были любимыми зрелищами для греков. Зарождение театра было связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов и виноградаров. В одном из мифов рассказывается, что Дионис странствует по всей земле, окруженный толпой сатиров. И вот когда он приходит в Грецию, то в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь зарождается заново.
Праздники в честь бога Диониса устраивались несколько раз в году: в декабре, в конце января, но самый главный в конце марта – Великие Дионисии.
Греки, изображая сатиров, надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Веселое шествие ряженых двигалось на улицах города и останавливалось где нибудь на площади. Вперед выходил запевала , он нараспев рассказывал о странствиях Диониса, о его приключениях, а остальные ряженые хором ему подпевали. Запевала мог изображать кого-нибудь из героев мифа. Вот эти сцены разыгрываемые участниками праздника и были первыми театральными зрелищами: запевала и ряженые – актеры, а население города – зрителями. Для ежегодных представлений стали отводить площадку обычно у подножия холма (для удобства зрителей). На площадке стояли палатка, в которой актеры меняли костюмы и маски, а зрители стоя или сидя на холме наблюдали за представлением. Актеры теперь уже разыгрывали не только мифы о Дионисе, но и другие мифы и сценки из повседневной жизни. Поэты стали писать для них пьесы.
Т. о. эти театральные зрелища и были прообразом театра, и посмотреть их могли только на праздниках в честь Диониса.
Вопрос учителя:
Повторите, как возникли театральные представления? В честь кого они возникли.
2) В дальнейшем в греческих городах с конца VI в. до н. э. стали строить для представлений специальные здания.
Почти в каждом городе, даже в небольшом был свой театр, а иногда и несколько (В Аттике было более 10 театров).
Греческие театры располагались под открытым небом, на склонах гор и вмещали тысячи зрителей. Здание состояло из 3-х частей (см. картину).
а) Места для зрителей (это каменные скамьи, поднимающиеся полукругом снизу вверх). Они разделялись проходами на секции. В первом ряду сидели почетные гости, жрецы Диониса, стратеги, победители Олимпийских игр. Остальные места были платными: на билете из свинца или обожженной глины буквой указывалась секция, а место разрешалось любое (рис. на стр. 180 учебника). Театр редко бывал полупустым. Чтобы сделать посещение театра доступным даже беднейшим гражданам государство в Афинах выдавало деньги для покупки входных билетов.
б) Другая часть театра – орхестра (отсюда наше слово – оркестр). Это круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор. Участниками представления были только мужчины. Они выступали в мужских или женских масках очень сильно раскрашенных, чтобы было хорошо издали, и в особой обуви на толстой подошве, чтобы казаться выше ростом. Участники хора также надевали маски. Хор выражал свое выражение к поступкам действующих лиц пьесы, порицание, одобрение, сочувствие.
в) Скене (Отсюда наше слово сцена). Это была примыкающая к орхестре постройка. К ее стене прикрепляли декорации. А внутри скене хранились костюмы актеров. В театре была прекрасная слышимость. Если бросить монету в центре орхестры, то звон ее будет слышен на самых задних скамьях. Здание театра имело форму огромной чаши, которая как рупор усиливала звуки, человеческий голос.
Вопрос учителя:
Из каких частей состояло здание театра? Какие части греческого театра имеются в современном театре? Кто играл в театрах?
3) Театральные представления начинались часов в 7 утра, и продолжалось до заката солнца. Ставили подряд несколько спектаклей.
Вопрос учителя:
Чем объяснить, что театральные постановки не устраивались вечером, как это принято сейчас? (не было хорошего искусственного освещения)
В греческом театре было два главных вида представления – трагедия и комедия.
Трагедиями называются представления серьезного содержания, часто кончавшиеся гибелью действующих лиц.
Трагедия – по-гречески "песнь козлов".
Примером греческой трагедии может служить трагедия Эсхила "Прометей прикованный" и Софокла "Антигона".
Греческие трагедии прославляли смелых, мужественных людей, преданных родине, верных своему долгу.
Из насмешливых сценок произошли комедии – веселые забавные пьесы.
Комедия в переводе "песни веселых поселян".
Комедии не только веселили зрителей. Не редко в них выдвигались вопросы, волновавшие в то время граждан: о продолжении войны или заключении мира, о борьбе в народном собрании. Авторы комедий изображали своих противников мошенниками, лгунами тупицами. Зрители легко угадывали в действующих лицах своих современников. Особым остроумием и злой насмешкой отличались комедии Аристофана.
Вопрос учителя:
Какие виды представлений ставились в греческом театре? Чем они отличались друг от друга?
Далее, показывается мини театрализованное представление по древнегреческому мифу "Орфей и Эвридика" (5 минут).
После просмотра вопросы.
Вопрос учителя:
Какой вид театрального представления вы посмотрели? Почему? Какие проблемы затронуты в этой трагедии? Есть ли различия нашей постановки от древнегреческой? (назовите не менее 3-х отличий)
4) Греки очень любили театр. В дни представлений они приходили в театр на рассвете и проводили здесь весь день. На представления в Афины приезжало много людей из других городов. Особенность греческого театра – его народный характер. Театральные постановки проводились в форме состязаний: перед началом представления выбирались десять судей из зрителей, которые должны были распределить 1, 2, 3 места между тремя поэтами, тремя актерами и тремя богатыми гражданами, которые дали деньги на театральные постановки. Все участники состязания получали награды – венки, ценные подарки. Но только первая награда означала победу, третья же была равносильна провалу.
Театральные представления наряду с Олимпийскими играми были любимыми зрелищами эллинов.
VI. Закрепление материала
Аристофан так писал о роли театра: "Как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых учат поэты". Что он имел в виду?
Почему театр в Греции называли "школой для взрослых"?
Вывод.
Театр действительно был школой для взрослых, он воспитывал граждан, заставлял их задумываться над вопросами долга, чести, справедливости, достоинства, любви, так же, как и современный театр заставляет нас быть лучше, добрее, чище душой.
Это говорит о большом значении театра в общественной жизни Греции.
V. Домашнее задание параграф 39