Театрализованное представление на тему «Иван Фёдоров-друкарь московитии». (5-7 классы)

Программа
театрализованного представления на
районный историко – культурный фестиваль творческих коллективов
«Имя России»

Тема выступления: «Иван Фёдоров-друкарь московитии».

Ход выступления.
Под музыкальное сопровождение на сцену выходят 2 ведущих.
1 ведущий: История культуры твориться на наших глазах. Появляются новые способы хранения и передачи информации. Но их появление не было бы возможным без таких изобретений как буквы и книги, с помощью которых человечество обменивается творческим опытом.

На сцену выходит вокальная группа.
Исполняет песню «Азбука» (Слова З. Петровой, музыка А. Островского.)
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

Припев: Азбука, азбука
Каждому нужна,
Нам поможет книжки
Прочитать она!

Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку.
Надо их запоминать
Без ошибки – точно.
Припев.
Книжки могут рассказать
Обо всём на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.

2 ведущий: Более XI веков назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита, получившего название кириллица. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной, она имела имя. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро, земля, люди, покой».

На сцене танцевальная группа, исполнение танца букв, под музыку «Вальс цветов».

Аз. Здравствуйте, меня зовут «Аз». Я первая буква алфавита. Русский язык не склонен начинать слова с буквы А. Русских слов, у которых в начале стоит А, немного: слова с начальной буквой А в основном заимствованные, как и сама буква.

Буки. Меня зовут «Буки». Меня не было в греческом алфавите, меня придумал сам Кирилл. Если мы встанем с буквой «Аз» вместе, то получится слово «азбука». Нам выпала честь стоять в начале алфавита. В народе так и говорили: «Сначала «Аз» и «буки», а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний.

Веди. Меня зовут «веди». Я всё знаю, про всё ведаю.

Глаголь. А я буква «глаголь». Глаголить – значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать. В народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь».

Добро. Добрый день! Меня зовут «Добро».
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть!
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.

Люди. А я буква «Люди».
Люди, вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить. Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен, Ты в силах друзьям подарить.

Мыслете. Меня зовут «мыслете».
Мудрецам давно известно:
Там, где мыслям тесно,
Нет ни зависти, ни скуки,
Мастера там на все руки –
Шить, варить и рисовать.
Звонко петь и танцевать.

Рцы. Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие.
И только одна из них –
Буква рычащая. Я буква «рцы».
Недаром я собой горжусь,
Ведь я – начало слова «Русь».

1 ведущий. Много веков после этого изобретения успешно развивалась славянская письменная культура. Но редкой и дорогой оставалась рукописная книга. Для того чтобы знания стали достоянием народа, потребовалось изобретение книгопечатания.

1 чтец. Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо истории мы повернём
И рассказывать начнём,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!

Вокальная группа исполняет песню «Славься ты Русь моя» из оперы Глинка «Иван Сусанин».
Славься, славься ты Русь моя,
Славься ты русская наша земля
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша родная страна.

Славься, славься из рода в род
Славься великий наш русский народ,
Врагов посягнувших на край родной
Рази беспощадной могучей рукой.

Славься, славься ты Русь моя,
Славься ты русская наша земля
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша родная страна.

2 ведущий. В истории есть имена, над которым не властно время. Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими подвижниками, а вечными спутниками, и целые века потомков благоговейно твердят их добрые имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть ими завещанного.

На сцену выходит вокальная группа, исполнение русской народной песни «Долина, долинушка»

Долина, долинушка!
Раздолье широкое!
Ой, люли, ой, люли!
Раздолье широкое!
По этой долинушке
Гуляет детинушка
Ой, люли, ой, люли!
Гуляет детинушка.
Гуляет детинушка.
Удал добрый молодец.
Ой, люли, ой, люли!
Удал добрый молодец.
Удал добрый-то молодец
Иван-свет Фёдорович
Ой, люли, ой, люли!
Иван-свет Фёдорович.

1 ведущий. Просветитель, писатель, педагог и художник Иван, Фёдоров сын! Имя Ивана Фёдорова – человека, подарившего России книгопечатание, известно каждому.

2 ведущий. Родился Иван в октябре 1510 г. Жизнь его была долгой, трудной и прекрасной. С юных лет посвятил он себя книгам.

Сцена 1. Монашеская келья.
Иван и его отец Фёдор переписывают древние книги.

Иван. Я книги с детства почитал:
В них виден мудрости исток.
И с ранних лет уже мечтал,
Чтоб каждый их читать бы мог.
Но вот была в чём незадача:
Не всякий книгу и видал,
А в руки взять – уж редкая удача.

1ведущий. В новгородском монастыре Светой Троицы прилежно трудился Иван вместе со своим отцом, старым писцом Фёдором. День за днём, месяц за месяцем старательно выводил писец букву за буквой, строчку за строчкой. За маленьким оконцем, затянутым бычьим пузырём, шумели дожди, завывали вьюги, светило солнце, но писец не поднимал головы от книжного листа. И только иногда, устав от тяжкого, кропотливого труда, делал он на полях горькие, порой насмешливые приписки.

Иван. Все люди спят, а я не сплю
Книга, книг, уже мне от тебя томно
Уже дымно, полезу в другую избу писать.

2 ведущий. Сколько книг мог переписать труженик за свою жизнь – 10, 20? В душе Ивана зародилась мысль о печатных книгах. И такой страстной была эта мечта, что молодой писец не выдержал, рассказал о ней митрополиту Макарию.

На сцену выходит митрополит.

Иван (митрополиту). Владыка, есть в иных странах печатные книги латинские. Хоть и запрещено православным христианам их читать, но я их видел. Нужно и нам в Москве книгопечатание начать.

Митрополит. К царю – батюшке, сын мой, обращаться нужно, и с его дозволения типографию открывать.

Фёдор (с испугом). Побойся бога, с дерзкими речами к самому митрополиту приставать. Молись богу, чтобы он твои речи забыл. А чтобы глупые мысли не лезли в голову, решил я тебя, Ванька, женить и невесту уже приглядел. Сказано, сделано (уходят).

1 ведущий. Но не забыл святой отец молодого писца. Не прошло и года – призвал митрополит Ивана в Москву. Он принял Ивана ласково, поставил его дьяконом в церкви Николы Гостунского и велел молодому дьякону вызнавать всё, что печати книжной касается.

2 ведущий. Легко началась жизнь четы Фёдоровых в Москве. Ничто, казалось, не грозило бедами. Но всё разрушилось в одночасье. В 1547 году во время великого пожара в Москве умерла у Ивана жена, оставив новорождённого сына. По церковным законам, Иван должен был либо подстричься в монахи, либо лишиться церковного сана и права священнослужения. Иван сложил с себя дьяконский сан. Но помыслов о книгах не оставил и даже вечерами сам пытался резать из дерева подвижные литеры Молва об «одержимом» книголюбе дошла и до царя Ивана Васильевича.

Сцена 2. Царский дворец.
Иван Грозный держит совет с боярами, рядом Макарий и князь Андрей Курбский.

Царь. Есть ли новости о мастерах искусных, о которых велел я вам, бояре, иметь попечение?

1 боярин. Шлёт известие бьёт челом иноземец Ганс Шлитте, коего ты, великий государь, послал в его немецкие земли с поручением.

Царь. Велел я ему привести в Москву некоторых учёных людей, хорошо осведомлённых в науках, а также некоторых искусных ремесленников. Так о чём же он челобитье пишет?

1 боярин. Он задержан в Любеке ливонскими рыцарями.

Царь (в гневе). Как они смеют мешать нам? Доколе мы будем терпеть их козни и коварство?

Курбский (тревожно). А люди, люди, которые с немцем вместе были?

1 боярин. Разбежались те люди

Митрополит. Жалости сие достойно.

Царь. И особливо жаль, что не приехал к нам мастер печатного дела.

Курбский. И то, правда, государь

2 боярин. Не сокрушайся, великий государь. Не приехал печатник – горе невеликое. Я вот и грамоты не ведаю, а знатен и богат! Непригоже нам, православным, перенимать у еретиков иноземных сие новшество.

3 боярин. Непригоже, батюшка, непригоже. Не должно соблазняться мудрствованием иноземным. От лукавого сие.

4 боярин. Остерегаться надобно. Иначе и веру свою, православную утратим, и в полон к нехристям попадём

Курбский. Неладно молвите, бояре. Веру православную терять нам не можно, а вот мастерство доброе перенять, ради пользы нашей, было бы нам потребно.
Царь. А коли не приехали сюда ремесленники из немецкой земли, - так ведь и наши люди мастера изрядные. Не пустили к нам иноземного печатника – своего мастера сыщем. (к митрополиту) О ком ты, владыка, давеча говорить изволил?

Митрополит. Ивашка, сын Фёдоров, в храме Николы Гостункого дьяконом был,
дерзкое мечтание имеет – книги священные без писцов переписывать.

Курбский. Как без писцов?

Митрополит. Сие мне не ведомо.

Царь. От Николы, говоришь? Поведать этого дьякона желаю. Пусть покажет нам своё мечтание.

Бояре кланяются, уходят.

Сцена 3. Мастерская Ивана.
Входят царь и митрополит. Иван кланяется.

Митрополит. Царь и Великий князь всея Руси пожелал самолично посмотреть на твою работу, Иван.

Царь. И как же ты, мастер, думаешь книг печатать?

Иван. Государь, не вели казнить, вели слово молвить. Подвижными литерами - буквами набирается текст и закрепляется в широкой деревянной раме. Потом эти буквы смазываются краской, к ним прижимается лист бумаги. Текст отпечатывается. А вот посмотрите опытный образец вашего царского титула, напечатанный таким способом.

1 ведущий. Царь был доволен и повелел учредить в Москве типографию. 19 апреля 1563 г. Иван приступил к изготовлению первой печатной книги.

Иван. Мне повезло, наш царь Иван, что средь народа Грозным звался,
Дал разрешенье на печатный стан, и с Божьей помощью наш труд начался.
Мы буквы, шрифты отливали – давалось дело новое непросто,
Ночами тёмными не спали, и вышла книга первая – «Апостол».

2 ведущий. Работа над первой печатной книгой продолжалась целый год. Всё в ней радовало глаз: чёткий и красивый шрифт, отличная вёрстка, киноварные буквицы, затейливая вязь заглавий. Особенно хороши были заставки.

1 ведущий. После «Апостола» в трудах и муках рождается «Часовник», затем «Азбука», «Библия», «Псалтырь с часословцем» Всего 12 книг изданы Фёдоровым. Они выходили большими по тем временам тиражами – по несколько сот экземпляров. И все без исключения свидетельствовали о высоком мастерстве и безупречном вкусе создателя.

Иван. Когда же царь Москву покинул,
Мой труд тут же прерван был.
Бояре – недруги явили злую силу.
В коварстве, ереси меня оклеветав,
Печатню сжечь они пытались,
И мы с учеником моим Петром,
Что получил в народе прозвище Мстиславец,
Хозяйство не ленясь своё собрать,
В Литву далёкую подались
Святое дело наше продолжать.

2 ведущий. В дальней Литве, в имении гетмана Ходкевича, который приютил мастера, вышло в свет «Учительное Евангелие» - сборник бесед с толкованием евангельских текстов. Когда финансовые дела гетмана – мецената пришли в упадок, Иван перебрался в древний украинский город Львов.

Иван. Так начались мои скитанья
В Литве недолго я прожил,
Не все там высоко ценили знанья,
И в город Львов оттуда я отбыл.
Пошло там дело у меня –
Книг множество исправно выпускал.
Тогда и побывал в далёких странах я,
Где пользу грамоты народ признал.
Вернувшись, напечатал я «Букварь»,
Чтоб нашу азбуку весь мир услышал.
И первый русский «Календарь» -
Он тоже из моей печатни вышел.

1 ведущий. Много испытаний выпало на долю Ивана Фёдорова. Ему предлагали земли, но он отказался от жизни помещика – землевладельца. Его приглашал на службу сказочно богатый князь, но Иван пренебрёг возможностью разбогатеть. Ему предлагали перейти на службу к иезуитам, жить в славе и почёте, но даже мысль об этом Фёдоров отверг с возмущением. Он предпочёл лишения, скитания, унижения во имя служения своему делу.

2 ведущий. До последних своих дней ни разу не усомнился печатник в своей правоте, ни разу не изменил избранному пути. Постаревший, лишившийся в трудах здоровья, испортивший зрение при изготовлении шрифтов, создатель книг в конце жизни остался почти без средств.

1 ведущий. Жизнь мастера оборвалась во время работы над его последней книгой «Острожная Библия», которую он печатал в замке князя Константина Острожского. 5 декабря 1583 г. он, как всегда, был в типографии, наблюдал за получением оттисков, сердце его остановилось.

2 ведущий. На его могилу в Онуфриевском монастыре положили плиту с изображением типографской марки первопечатника. Вокруг вилась похвальная надпись: «Иоанн Фёдорович, друкарь Москвин, который своим тщанием печатание небывалое обновил» А в самом центре Москвы стоит памятник мастеру. Опершись рукою на крышку печатного станка, рассматривает Иван своё творение - печатный оттиск. Не забыли мастера и на Украине. Во Львове, рядом с местом, где когда-то была его типография, поставлен ещё один памятник первому русскому печатнику.

Чтец. Вот я стою у твоей могилы,
Науки печатной первой плугарь,
Дьяк наш суровый, учитель милый,
Первопечатник, перший друкарь.
Стою в Львове, и вижу в Москве я
Тебя, который так знаменит.
Это дыханьем бессмертия веет –
Памятник бронзовый, чёрный гранит. (В. Луговской)

1 ведущий. Чем больше времени отделяет нас от эпохи Ивана Фёдорова, тем полнее раскрывается перед нами величие его творческого дерзания. Мы восхищаемся человеческим мужеством мастера и разносторонностью его дарований.

2 ведущий. Великий энциклопедист – просветитель, талантливый литератор и педагог, крупный инженер – изобретатель, человек могучей воли и остро ума – таким остаётся в нашей памяти Иван Фёдоров. Именно ему довелось «печатание небывалое обновить».

1 чтец. Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней
Вспоминай их добрым словом-
Слава им, борцам суровым!
Слава русской стороне!

Все участники исполняют песню «Чувство родины».

Родина, суровая и милая,
Помнит наши славные дела,
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
Что грозы железная мелодия,
Радость или горькая нужда!
Всё проходит, остаётся Родина,
Та, что не изменит никогда.

Мы живём, любя, страдая, радуясь,
Падая и поднимаясь ввысь.
Над грозою торжествует радуга,
Над бедою торжествует жизнь.
Те же травы к солнцу поднимаются,
Так же розов неотцветший сад,
Так же любят и с любовью маются,
И страдают, как века назад.

И ещё немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущие пути.
Но светлей и чище чувство Родины
Людям никогда не обрести.
С этим чувством человек рождается ,
С ним живёт и умирает с ним.
Всё пройдёт, а Родина останется,
Если мы то чувство сохраним!




15