Технологическая карта НОД в средней группе Беги, ручеек!


Технологическая карта образовательной деятельности с детьми
средней группы «Беги, ручеек!»
Составил: Копылова О.Б..,
воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 119»
Цель: Создать условия для развития познавательно - исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей знания о свойствах воды (испаряется, замерзает).
Формировать у детей навыки исследовательской деятельности.
Умение делать выводы из наблюдений за природными явлениями (горячая вода испаряется, при охлаждении появляются капельки воды, лед тает от тепла).
Развивающие:
Развивать любознательность, мышление и речь детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к экспериментированию, бережное, заботливое отношение к природе.
Активизация словаря: испарение, пар.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Виды детской деятельности: Познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, конструктивная, музыкальная.
Оборудование:
3 литровая банка с горячей водой, крышка, лед, схема «Лопатка», Д/И «Радужный зонт», фланелеграф, презентация «Беги, ручеек». На каждого ребенка: подушечки, бумажные салфетки с нарисованными точками по цвету радуги, 4 лоточка с водой, счетные палочки по 9 штук, тарелочки со льдом, салфетки для вытирания рук.
Ноутбук, мультимедийная установка, презентация «Беги, ручеек!».
Предварительная работа.
Наблюдения: за льющейся водой, за каплей воды с крана, за дождем, за лужами, замерзанием луж, таянием снега, образованием радуги.
Проведение опытов: «Свойства воды (капает, разливается, льется, плещется, булькает)», «Разноцветная вода», «Испарение», «Радуга».Игровая деятельность: «Вода – не вода», «Капелька», «Круговорот. Мир вокруг нас», «Дождик и солнышко», «Найди свой цвет», «Собери радугу», «Радужный зонт», «Мосты через реку».
Разучивание музыкального приветствия «Здравствуйте все», самомассажа «Солнышко», физминутки «Облако», загадок о воде, пословицы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Подготовка презентации «Беги, ручеек!» (об агрегатных состояниях воды)
Структура Содержание образовательной деятельности Планируемый результат
Вводная часть Дети входят в группу, проходят на осеннюю полянку, рассматривают слайд №2.
Воспитатель: Ребята куда мы с вами пришли?
П.О.Д.: В лес.
Воспитатель: Какое время года в лесу? Почему вы так решили?
П.О.Д.: Осень. Опадают листья.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с жителями полянки песенкой «Здравствуйте все».
Посидим на полянке и послушаем звуки леса.
3 слайд: (Звук речки)
Воспитатель: Ребята, вы слышите, что это за звуки?
П.О.Д.: Журчание ручейка, вода течет.
Воспитатель: Мы с вами пришли в гости к нашему другу – ручейку. А вот и он (Ручеек). Поздороваемся с ним.
П.О.Д.: Здравствуй ручеек.
Воспитатель: Вам нравится песенка ручейка? Давайте посидим, послушаем ее, на солнышке погреемся. Психологическая готовность, снятие напряжения, установка зрительного контакта.
Музыкальное приветствие.
Прослушивание звуков природы, определение - журчание воды.
Психологическая разгрузка. Самомассаж «Солнышко».
Мотивация на деятельность.
Привлечение произвольного внимания
Основная часть 4 слайд:
Воспитатель: Что – то не слышно нашего друга – ручейка? (Рассматриваем слайд). Что случилось?
П.О.Д.: Вода высохла, испарилась.
Воспитатель: Как же нам помочь ручейку? Что надо, чтобы вода в ручейке появилась?
П.О.Д.: Дождь.
5 слайд:
Воспитатель: Где же нам его взять? И куда из ручейка вода исчезла? Что с ней стало?
П.О.Д.: Испарилась. В облака превратилась.
6 слайд:
Воспитатель: Наверное, сейчас пойдет дождь и в ручейке появится вода.
П.О.Д.: Нет. Нужна грозовая туча.
Воспитатель: А я знаю, как помочь ручейку, надо позвать дождевую тучу и помочь ей наполниться водой. У меня есть помощники, и мы с вами сейчас поможем ручейку.
Эксперимент «Облако»
Физминутка "Облако".
6 слайд – клик.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое облако образовалось в банке, и капают капельки. (Рассматривание облака). И на небе появились грозовые тучи. (Рассматривание слайда).
7 слайд:
Воспитатель: Дождь пошел, мы сейчас все вымокнем. Как же нам укрыться от дождя?
П.О.Д.: Нужен зонт.
Воспитатель: На полянке я видела зонтик, только он сломан. (Показывать части зонтика).
П.О.Д.: Надо его собрать.
Воспитатель: Но он разного цвета, как же мы его соберем?
П.О.Д.: Поможет поговорка.
Воспитатель: Возьмите каждый по одной части. Давайте вместе проговорим ее и соберем зонтик.
7 слайд – клик.
Воспитатель: Вот мы и укрылись от дождя.
8 слайд.
Воспитатель: Посмотрите, дождь закончился. Так блестит ручеек. А что бывает после дождя?
П.О.Д.: Радуга.
(При затруднении ответов детей загадать загадку о радуге «Цветное коромысло над рекою повисло»).
Воспитатель: Что – то радуга не выходит. Я предлагаю вам, самим сделать радугу.
Дети проходят за столы (Опыт «Радуга»).
Пока проводится опыт, на полянке разбрасывается мусор.
8 слайд – клик.
Воспитатель: А вот и радуга засияла.
9 слайд.
Воспитатель: И в ручейке вода прибыла, побежал он дальше. А вы, наверное, устали, давайте посидим на полянке отдохнем. (Возвращаемся на полянку). Но что здесь произошло? Здесь много мусора.
10 слайд:
Воспитатель: Что – то и ручейка не слышно. (Рассматриваем слайд). Как же нам помочь ручейку?
П.О.Д.: Собрать мусор. (Собираем мусор).
Воспитатель: Надо оставить табличку, что в лесу не мусорят.
10 слайд – клик.
Рассматриваем табличку на слайде.
11 слайд.
Воспитатель: Вот и побежал наш ручеек дальше.
12 слайд.
Воспитатель: Что за преграда у ручейка на пути?
П.О.Д.: Песок.
Воспитатель: Ручеек не может дальше течь, чем мы можем ему помочь.
П.О.Д.: Убрать песок.
Воспитатель: Нам нужны инструменты. Чем можно убрать песок?
П.О.Д.: Лопата.
Воспитатель: Я предлагаю вам смастерить лопатки, и помочь ручейку.
Выкладывание лопатки из счетных палочек по схеме.
12 слайд – клик - клик.
Воспитатель: Вот и помогли ручейку, он говорит вам спасибо.
Воспитатель: Ребята, а куда бежит ручеек?
П.О.Д.: К реке.
13 слайд.
Воспитатель: Почему так громко шумит вода? (Рассматриваем слайд).
П.О.Д.: Камни в реке.
Воспитатель: А как же можно будет перейти через реку? Чего здесь не хватает?
П.О.Д.: Моста.
Воспитатель: Ручеек говорит, что вы можете помочь построить мост. Он появится, если ребята отгадают загадки о воде.
П.О.Д.: Отгадывают загадки о воде.
Течёт, течёт — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)
Лежало одеяло, мягкое, пушистое.
Солнце припекло, одеяло утекло. (Сугроб).
Серебряные нити небо с землей сшили. (Дождь).
Лёгкий, белый и пушистый,
А на солнышке искристый,
Лишь зимой у нас бывает
И в ладошке быстро тает. (Снег).
13 слайд. С каждой загадкой клик.
14 слайд.
Воспитатель: Вот и мост построен, ручеек говорит вам спасибо за помощь. Теперь и он может дальше отправиться.
15 слайд.
Воспитатель: Как – то холодно стало, что случилось?
П.О.Д.: Снег выпал? (Рассматриваем слайд).
Воспитатель: А что с ручейком?
16 слайд.
П.О.Д.: Льдом покрылся.
Воспитатель: Наступила поздняя осень, пришли морозы, реки льдом покрываются. А можно выходить на лед?
П.О.Д.: Нет.
Воспитатель: Давайте проверим прочность осеннего льда. Проходите за столы.
Эксперимент со льдом.
Воспитатель: Можно ли на тонкий лед выходить. Поставим табличку об опасности
16 слайд – клик. Дать элементарные знания о природном явлении – испарение воды и образование облаков.
Активизация самостоятельного мышления детей.
Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Физическая разгрузка.
Показать образование конденсата в банке с горячей водой.
Овладение способами познавательной деятельности.
Дети на фланелеграфе собирают зонтик, проговаривая поговорку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Овладение способами познавательной деятельности.
Показать свойства бумаги впитывать воду и растягивать краску.
Активизация самостоятельного мышления детей.
Решение проблемной ситуации.
Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи.
Овладение умениями работать по схеме, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Активизация самостоятельного мышления детей через загадывание загадок.
Дети составляют связные высказывания, делают выводы
(с помощью воспитателя).
Овладение способами действия в ходе эксперимента, применение знаний, навыков и умений о свойствах льда.
Заключительная часть Воспитатель: Теперь ручеек будет отдыхать до весны. Легко ли ручейку добежать до реки?
П.О.Д.: Много препятствий.
Воспитатель: Какие препятствия были у ручейка.
Что вам понравилось?
А нам пора возвращаться. Но мы можем с вами и в группе играть с ручейком.
17 слайд. Игра «Ручеек». Осознали себя как участники познавательного, творческого процесса.
Сформировались элементарные навыки самооценки.
Дата_19.11.2015 г.___ Подпись аттестуемого __________________
Используемая литература:
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина (отв. ред.) – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 192 с. (Серия «Вместе с детьми»). Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»). – стр. 55.