Выступление на тему Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам.


Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам
Современная концепция обучения иностранным языкам ( как известно, развивается в гуманистическом направлении, которое связано с новыми к определению содержания , стратегий, средств, а также реального процесса обучения. Гуманизация в преподавании ИЯ предполагает появление некого существенно обновлённого “методического стандарта”, вбирающего в себя всё целесообразное и ценное, что накоплено передовой наукой и практикой .Представляется, что обновление современной психологической и методической нормы должно осуществляться прежде всего по линии переосмысления степени свободы, которую получает учащиеся в выборе содержания, стратегий, средств обучения и учения. Другими словами, речь идёт о значительном повышении ответственности школьника за ход и результаты владения ИЯ.
Каждому человеку в той или иной мере свойственны способности и желание действовать в соответствии со своими внутренними целями и потребностями, сохранять свою индивидуальность, принимать собственные решения относительно возможных поступков, которые не регулируются изв- не. С реализацией способности человека к автономному учению связывают возможность значительного повышения эффективности обучения ИЯ.
Понятие, обозначаемое словом “автономия”, рассматривается как некая альтернатива традиционному обучению ИЯ, хотя не отрицает тот факт, что последнее не лишено элемента самостоятельности со стороны учащихся, которые не редко выполняют самостоятельную работу в классе и дома. Однако степень самостоятельности учеников, особенно в старших классах, должна и может быть неизмеримо большей.
Известно, что учитель ИЯ на всех этапах подготовки, проведения и оценки результатов учебного процесса принимает целый ряд решений. До урока он определяет цели и содержания обучения, выбирает средства обучения, в том числе учебник, в котором в свою очередь реализованы решения авторов. Далее учитель принимает решения относительно путей способов предъявления материала, типов и видов упражнений, а также их количества. Решения принимаются учителем на двух уровнях: на более высоком – с позиции целей всего курса обучения; на более низком уровне, предполагающем детализацию конкретного урока. Эти решения принимаются с учетом требований школьной программы, а также потребностей учащихся данного учебного заведения, особенностей учебного плана материальной оснащенности, количества учеников в классе. Кроме того, принимаются во внимание особенности родного языка школьников и , исходя из них, трудности, которые учащиеся будут испытывать при овладении данным иностранным языком.
Решения, которые принимает учитель в ходе урока, связаны с реализацией плана урока и учетом постоянно меняющейся ситуации в классе. Учитель наблюдает за работой школьников, устанавливает и поддерживает средствами ИЯ необходимые отношения в системе учитель-класс, учитель-ученик, ученик-класс, ученик-ученик. Учитель стимулирует речевую деятельность учащихся и управляет ею, намечает объекты учета и контроля речевой деятельности учеников и определяет уровень сформированности навыков и умений. Он также определяет характер ошибок в речи школьников, стремится выявить их причины и наметить пути предупреждения и способы исправления ошибок.
После окончания урока учитель проверяет письменные работы учащихся, выполненные в классе и дома, оценивает уровень их обученности, планирует следующий урок.
Было бы неверно считать, что все это происходит без участия самих детей, что они сами не получают никаких возможностей для самостоятельного выбора. В традиционном учебном процессе также имеются элементы автономии школьников, хотя в большинстве случаев эта автономия ограничивается небольшим отрезком времени, конкретным видом деятельности, упражнением.
Количество и качество самостоятельного учебного труда ученика во многом зависят от того, верит ли учитель в эффективность автономного учения, умеет ли организовать и направить такую работу в нужное русло . Давая домашнее задание, учитель уже как бы исходит из предложения, что учащиеся способны работать самостоятельно или по крайней мере должны быть способны это делать. Однако самостоятельность работы в данном случае заключается лишь в том, что школьникам предлагается выполнить задание, выбранное их учителем, без помощи со стороны педагога.
Ориентированный на обучаемого учебный процесс предполагает, что ученики определяют цели и задачи своей деятельности, что ученики определяют цели и задач своей деятельности, отбирают необходимый материал, пользуясь разнообразными источниками, планируют содержание этой деятельности. Эффективность обучения тем выше, чем в большей мере ситуация стимулирует учащихся к свободному общению. Другими словами , автономное учение предполагает более последовательную ориентацию на самостоятельность учебного труда школьников , которая может выражаться в следующем: ученики участвуют в определении целей и задач учения, в отборе тем для изучения, в планировании уроков ( сюжетные ходы, ситуации, виды взаимодействий с другими учащимися); влияют на темп прохождения материала и выбор видов деятельности с ним; при необходимости запрашивают дополнительную информацию у педагога или добывают её из различных источников ,консультируются с учителем, если необходимо; сами инициируют и организую проведения некоторых видов работ на уроке и во внеурочное время ; размышляют о процессе усвоения языка ; влияют на то; как и когда исправляют ошибки ; высказывают своё отношение к выполняемым видам деятельности и упражнениям. Всё это принято обозначать как способность и желание школьников принимать на себя определенную долю ответственности за ход и результаты процесса овладения иностранными языками.
Условия , необходимые для организации автономного учения , включают два
основных момента:1) психологическую готовность и желание учащихся отправиться в « автономное плавание» и учителя – организовать и направлять их деятельность; 2) способность учеников действовать в соответствии с собственными мотивами и целями, а не навязанными кум бы то ни было извне; способность учителя создать необходимые условия для автономного учения и правильно определить своё место в этом процессе. Обеспечение этих условий представляется делом весьма непростым.
Прежде всего большинству учащихся достаточно сложно осознать собственные желания , сформулировать конкретную конечную цель и спланировать цепь задач, решение которых ведет к достижению цели . В этом им требуются помощь и поддержка со стороны учителя, нередко и родителей, а также других учеников. Особое значение имеет атмосфера доброжелательности, доверия , взаимной помощи и творчества, которая создаётся и поддерживается учителем.
Одна из важнейших задач, которая решается учителем в тесном взаимодействии с родителями, - это формирование у школьников определённого отношения к учению : желание учиться, проявлять инициативу , стремление к сотрудничеству , динамичность , готовность обсуждать собственные успехи и неудачи в учении. Наряду с этим учащиеся нуждаются в целом ряде умений, которые необходимы для автономного учения: осознавать собственные потребности , выбирать адекватные способы и средства их реализации , оценивать результаты своего труда и т.п. Очевидно , что степень сформированности перечисленных умений у различных учеников будет неодинаковой, что не помешает им при поддержке учителя и товарищей развиваться и совершенствоваться в автономном овладении предметом.
Организация автономного учения предполагает , что учитель обладает специальными знаниями и умениями. Учитель должен знать, какой уровень автономности с учетом его личных умений, опыта, отношений доступен ему самому ; познавательные и эмоциональные характеристики учащихся, их умения и отношения к автономному учению. Учитель должен помнить принципы , лежащие в основе теории автономности учения, и особенности их реализации в практике преподавания. Учитель должен уметь направлять работу коллектива школьников, каждый из которых активно участвует в принятии решений; использовать различные способы и приемы работы, а также разнообразные учебные материалы; наблюдать за продвижением каждого учащегося и помогать ему формировать собственный стиль учения; поддерживать чувство успеха и желание ученика учиться . Кроме того, учитель должен уметь создавать учебные материалы для самостоятельной работы школьников, сотрудничать с другими учителями.
Подготовка учителя к организации автономного учения включает также необходимость овладения целым рядом ролей : помощника , источника дополнительных сведений, консультанта, партнера, который приходит на помощь только в ответ на просьбу со стороны учащихся и никогда не навязывает свои решений.
Назовем факторы, способствующие созданию благоприятных для автономного овладения ИЯ условий.
Подход к овладению ИЯ как процессу добывания знаний. Ученик строят гипотезы о законах функционирования языка и проверяют их, сравнивают значения соответствующих слов и особенности речевого этикета в родном и иностранном языках . Таким образом, школьники учатся учиться.
Создание в ходе учебного процесса ситуации, которые ставят учащегося перед необходимостью самостоятельно выбирать, что и как сказать . Такие ситуации позволяют имитировать процесс коммуникации , в которых человек вынужден принимать ряд осознанных и интуитивных решений относительно содержания и формы высказывания для достижения коммуникативной цели.
Выделение учащемуся в каждый отдельный момент учебного процесса нужного ему времени. Ученик должен располагать временем, необходимым и достаточным для обдумывания и принятия решения, которое позволит ему успешно овладеть новым языковым явлением, ответить на вопрос учителя, понять текст, сделать высказывания и т.д. Школьник также должен иметь право на ошибку и располагать временем на её исправления. Это научит его не пугаться ошибок или временного затруднения в понимании сообщения.
Опора на педагогику сотрудничества . Автономное учение не исключает, а наоборот, предполагает сотрудничество учащихся в классе: они обмениваются идеями , мнениями , информацией , учатся друг у друга. Поэтому значительное место в учебном процессе отводится работе в парах, группах , командах. Как известно , в таких формах работы ученики добиваются поставленной цели, сотрудничая с одноклассниками . Работая в малых группах или командах, каждый получает возможность реализоваться в том , что является его сильной стороной, и получить помощь в том, в чем он слабее других. Это способствует созданию ситуации взаимной поддержки , облегчает формирование коммуникативных умений, стимулирует речевое творчество. Сотрудничая , школьники учатся работать без контроля со стороны учителя, но совместно с товарищами стремиться к единой самостоятельно выбранной цели.
Наличие перечисленных факторов является необходимым , но недостаточным условием организации автономного учения. Оно также предполагает создание для учащихся возможности обсудить конечные цели обучения, конкретные задачи каждого этапа и в рамках общих задач, решаемых классом или группой, отобрать свои специфические задачи, за решение которых они несут личную ответственность .Очевидно , что такая организация работы требует соответствующих учебных материалов, адаптированных для самостоятельного изучения. Их разработка и создание, по-видимому , не по силам отдельного взятому учителю и требуют усилий авторских коллективов.
По существу новое поколение учебников , издаваемых в нашей стране и за рубежом ,в той или иной мере реализует важнейшую современную тенденцию в образовании – проективность и , следовательно , в определенной степени пригодны в качестве учебных материалов для автономного учения. В ходе автономного учения школьник овладевает целым рядом важнейших умений узкого учебного и широкого специального характера : осознавать свои учебный процесс; отбирать необходимые материалы, а также способы и приемы учения; пользоваться различными видами учебных материалов; справляться с разнообразными заданиями; осмысливать и обсуждать ход и результаты , а также собственных стиль учения; взаимодействовать с учителем и товарищами ; сотрудничать , оказывать поддержку и пр.
Исследования по проблеме автономии в овладении ИЯ, проведенные в ряде европейских стран ,показали следующее.Учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлеченности в учебный процесс, мотивации и радости познания. Они более уверены в себе, у них высокий уровень самооценки , а также степень доверия к учителю и одноклассникам.
Введение элементов автономии в учебный процесс должно осуществляться поэтапно и осторожно, наращиваться от класса к классу, а все изменения – соотноситься с возможностями и потребностями учащихся. Степень автономии каждого школьника будет различной в зависимости от особенности его личности, которые должны быть осмыслены и учтивы и учителям, самими учениками.
Исследования, проведённые в ряде европейских стран, показали, что автономное учение способствует повышению эффективности овладения ИЯ. Оно является средством мотивации учащихся и повышения результативности их учебного труда, особенно на среднем и старшем этапах, когда школьники в большинстве случаев утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех.
Для выпускников школы автономное учение может стать целью, реализовав которую они получают возможность самообразования и в подготовке к ЕГЭ. Отдавая должное идее автономии учения, отметим, что целесообразной представляется та система обучения, которая носит смешанный характер.
На начальном этапе доля учебного времени, отводимая на самостоятельное учение, не должна превышать одной трети. Учащиеся сами выбирают виды самостоятельной работы в соответствии со своими интересами и потребностями. Эта работа может носить игровой характер и выполняется в парах или небольших группах. Таким образом, уже на начальном этапе школьники учатся учиться и получать удовольствие от учения.
После второго года обучения время, отводимое на самостоятельное (автономное) учение, может быть увеличено, что естественно, так как и потребности, и интересы учеников со временем становятся более специфическими.
Очень большое значение, особенно на старшем этапе, имеет ролевое общение.
В заключение отметим, что идея автономного учения продуктивна лишь при условии, что роль учителя как организатора обучения, важного источника сведений, партнёра по общению, воспитателя не будет недооценена.