Внеурочное занятие по теме «Путешествие по Азбуке родного края» (1 класс)


Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности в начальной школе «Путешествие по Азбуке родного края»
Учитель: Андриянова О.Н МБОУ «Многопрофильный лицей №11 им. В.Г. Мендельсона»Класс: 1
Предметная область: внеурочная деятельность
Аторы УМК: Прохорова С.Ю, Хасьянова Е.А.
Тема: Путешествие по родному краю.
Цель: создание условий для всестороннего развития личности младшего школьника на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности.
Задачи:
образовательные:
формировать представления о малой Родине, развивать гордость за героическое прошлое своего родного края, интерес к культуре родного края;
формировать умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации,
развивающие:
развивать образное и логическое мышление.

воспитательные:
воспитать бережное отношение к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.
Личностные результаты:
- формировать чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Ход занятия.
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Самоопределение и мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте ребята. Сегодня на занятии в путешествие с нами отправятся гости. Давайте поприветствуем их. Посмотрите друг на друга.Улыбнитесь. Садитесь.
2. Актуализация знаний
Ребята, какие открытия родного края мы с вами делаем на занятиях?
Каждая буква алфавита раскрывает перед нами чудеса родного края. Наше путешествие по Азбуке родного края остановилось на букве «Ч». Скажите, какие следующие две буквы мы будем изучать?
Сегодня на занятии мы познакомимся с нашим земляком Шатровым Николаем Яковлевичем.
Известные люди Ульян. обл.
Он был крупнейшим симбирским фабрикантом, меценатом. Какое значение имеет слово фабрикант?
Ребята, а меценат- богатый покровитель наук и искусств: тот кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию. А если сказать проще, то это человек, который вкладывает деньги в развитие какого то дела без материальной прибыли для себя.
Шатров Николай Яковлевич приобрел в Симбирской губернии суконную фабрику и в короткий срок увеличил её мощность применением механических станков. Николай Яковлевич много сил отдал общественной деятельности. Оказывал большую помощь при организации и в работе Сумбирской чувашской школы. Был членом строительского комитета строительства музея, состоял церковным старостой Николаевского собора, жертвуя на него не малые деньги.
Возьмите карточку с буквами и запишите фамилию фабриканта и мецената Шатрова Н.Я. В какую группу отнесем нашего земляка?
Интересные места Ульян. обл.
Посмотрите на иллюстрацию. Это Шиловская лесостепь. Она является природным заказником. Как вы понимаете слово заказник? Незнакомо. Найдите значения этого слова в словаре. (работа в группах)
Именно здесь, затаившись в высокой траве, можно наблюдать удивительную жизнь насекомых, занесенных в Красную книгу России: дыбки степной, пчелы- плотника, махаона, шмеля армянского и других.
Зачем или почему занесли этих насекомых в Красную книгу? Как мы должны относится к животным, растениям?
Ребята, а почему эта лесостепь называется Шиловской? Она расположена в Сенгилеевском районе в. селе Шиловка. Определите место этой лесостепи в нашем плане занятия. Запишите название лесостепи в своих карточках.
3.Физминутка.

4. Работа по азбуке. Откройте азбуку на стр 106. Прочитайте о Шалфее. Что интересного вы узнали?
Определите место этого предмета на карточке. Запишите в карточках название растения. Ребята из учебника вы узнали, что шалфей не просто красивое многолетние травянистое растение, а лекарственное, имеющее ароматный запах. Сейчас мы это докажем. Я заварила сухие листья и цветки шалфея кипятком. Открываю. Что вы чувствуете? Ребята, этот отвар применяют при воспалительных процессах полости рта, верхних дыхательных путей как противовоспалительное средство в виде полосканий.
Как вы думаете, может ли шалфей расти в Шиловской лесостепи?
5. Работа в группах.
О ком мы еще сегодня не говорили?
О каких животных пойдет речь, вы узнаете, если соберете из пазлов картинку. (работа в группах)
Кто у вас получился?
Возьмите карточки с признаками животных. Определите какие признаки подходят к вашему животному. И к какой группе ,классу животных мы отнесем?
Почему вы так решили?
У каждой группы на столах план ответа о животном.
Найдите ответы в Азбуке, прочитав текст о вашем животном. Впишите не достающие слова. Прочитайте свои ответы.
Запишите название животных на карточку.
С какой сказкой связано одно из этих животных?
Кто главные герои сказки?
Что делала щука для Емели?
Какие слова говорил Емеля для того, чтобы исполнилось его желание?
Мы сегодня с вами тоже загадаем свое заветное желание, запишем его на листочках. Положим в шкатулку. А когда закончим изучать азбуку краеведения, посмотрим сбылись наши желания или нет!
6.Домашнее задание по желанию.
Я предлагаю вам (по желанию )выполнить д/з (раскрасить героев сказки, прочитать еще об одном растении на букву Щ (Щетинник) на стр 108 в азбуке.

7. Контроль и самоконтроль.
Давайте вернемся к буквам нашей азбуки краеведения. О каком купце, фабриканте мы говорили?
Каких животных Ульяновской области вспомнили?
Какое растение, о котором мы узнали сегодня, поможет нам бороться с простудными заболеваниями?
В какой лесостепи растет лекарственное растение Шалфей?
С какой буквой мы будем работать на следующем занятие?
8. Рефлексия«Энергия, сила»
- Я предлагаю вам встать в круг. На букву «Э» есть много интересных слов, которые мы узнаем на следующем занятие. Одно из слов это Энергия. Поэтому возьмемся за ладошки и зарядим друг друга положительной энергией. Каждая ладошка излучает радость и доброту. Давайте закончим наше занятие «ручейком радости». Улыбнитесь друг другу. Вот видите: «Как тепло и радостно стало в классе от наших улыбок! Молодцы, спасибо за работу!
Настрой учащихся на учебную деятельность.
Узнаём о растения, животных, известных людях и об интересных местах Ульяновской области.
Ш, Щ
Фабрикант - владелец большой фабрики.
Известные люди Ульяновской области
Заказник - это участок территории в пределах которого под особой охраной находится не весь природный комплекс (как в заповеднике) , а лишь отдельные его элементы: растительность, все или некоторые виды животных.
Они становятся редкими и находятся под угрозой исчезновения.
Беречь, так как мы друзья природы.
Встречается в Ульян.обл.,а именно в лесостепи. Цветет в мае- июне. Фиолетового цвета. Шалфей лекарственное растение. Имеет сильный ароматный запах.
О животных?
Шершень , щука.
Шершень – насекомое
(три пары ног, 2 пары крыльев, усики)
Щука- рыба
( тело покрыто чешуйками, есть плавники, дышит жабрами.)
Работа с текстом.
Читают план ответа.
Щука. Сказка «По щучьему велению»
Емеля и щука.
Исполняла его желания
(По щучьему велению, по моему хотению)
Шатров Н.Я.
Шершень, щука.
Шалфей
Шиловская лесостепь
Э
Оценка учащимися своей работы на занятии.
Л. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
П. Осуществление поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием литературы
К.:выражение своего отношения по теме урока, участие в обсуждении, умение работать в группе, вести диалог по заданной теме.
Р.: понимание учебной задачи урока, работа в заданном темпе; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные цели, проявлять познавательную активность.
К.: принимать участие в работе группами.
К.:выражение своего отношения по теме урока, участие в обсуждении, умение работать в группе, вести диалог по заданной теме.