Программа коррекции нарушений устной и письменной речи детей с РДА

Программа коррекции нарушений устной и письменной речи детей с РДА
 В настоящее время ранний детский аутизм рассматривают как вариант тяжелого диссоциированного дизонтогенеза. Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития (Лалаева Р. П., Серебрякова Н. В., 2001г. Изменение речи у детей с РДА весьма разнообразны, включают в себя нарушения различного генеза и разного патогенетического уровня:
нарушения речи как следствие задержанного развития (косноязычие, физиологическая эхолалия, бедность запаса слов и др.);
речевые нарушения в связи с задержанным становлением сознания Я в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм;
речевые нарушения кататонической природы (эхолалии, внутренняя речь затухающая, мутизм, скандирование, растянутое или ускоренное звукопроизношение , нарушения тональности, темпа, тембра речи и др.);
психического регресса (появление речи довербального фонематического уровня);
расстройства речи, связанные с патологией ассоциативного процесса(нарушения смысловой стороны речи в виде незавершенных, непоследовательных ассоциаций и др.);
При всем их разнообразии выделяют четыре основные особенности:
некоммуникативность речи;
ее искаженность: сочетание недоразвития различных компонентов, служащих взаимодействию с окружающим и акселерация аффективной речи, направленной на аутостимуляцию;
часто наличие своеобразной вербальной одаренности;
мутизм или распад речи.
Речевые расстройства, будучи в значительной мере следствием нарушений общения, усугубляют затруднения в контакте с окружающими. Работа по данному направлению является актуальной и способствующей более успешной социализации детей с РДА в обществе. В МБОУ СОШ №3 обучается 4 учащихся с РДА. Так как до настоящего времени не существует программ по коррекции устной и письменной речи детей школьного возраста с РДА, поэтому назрела необходимость создания такой программы.
Данная программа разработана на основе «Инструктивно-методического письма в работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе», адаптированной общеобразовательной программы начальной школы по русскому языку для детей с нарушением интеллекта, с использованием методических рекомендаций Л.М.Козыревой, Л.Н. Ефименковой, Г.Г.Мисаренко, И.Н. Садовниковой, Л.Г. Нуриевой,.
Цель: обеспечение коррекции недостатков речевого развития и оказание помощи учащемуся с РДА в освоении основной адаптированной общеобразовательной программы 8 вида .
Задачи:
- выявление пробелов в речевом развитии;
- оказание коррекционной (логопедической) помощи с учётом потребностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащегося (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
- создание условий для успешного овладения основной адаптированной общеобразовательной программы (8 вида) и дальнейшей успешной социализации в обществе.
Возраст детей: 10 -11 лет (учащиеся 4 «в» класса)
Срок реализации: 1 сентября 2014г. - 31 мая 2015г.
Этапы реализации: 1 – 15 сентября – подготовительный
16 сентября – 15 мая – коррекционный
16 мая – 31 мая - аналитический
Форма занятий: индивидуальная – 3 раза в неделю
Всего индивидуальных занятий:
– 68 занятий с учётом каникул по коррекции нарушений письма и чтения.
- 34 занятия с учётом каникул по коррекции звукопроизношения и развитию лексико – грамматического строя речи.
Способ контроля качества знаний – мониторинги.
Сентябрь – первичный, декабрь – январь – промежуточный, май – итоговый.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
подведение итогов коррекционной работы на итоговом педсовете - май 2015г.,
ПМПК по выводу детей из логопункта,
составление аналитического отчёта о результатах реализации программы,
открытые просмотры занятий для родителей
Основные направления логопедической помощи:
Развитие фонематического слуха
- Коррекционная работа на фонематическом уровне:
- формирование фонематического восприятия;
- дифференциация гласных звуков;
- дифференциация фонем, имеющих акустико- артикуляционное сходство.
II. Работа по развитию лексико – грамматического строя речи
1. Активизация и расширение словаря (активного и пассивного):
- предметного словаря;
- словаря признаков;
- глагольного словаря.
2. Коррекция грамматического строя речи (формирование лексико-грамматических категорий);
3. Работа по словообразованию
- формирование словообразования существительных;
- формирование словоизменения прилагательных
- формирование словообразования глаголов
III. Развитие связной речи.
- работа на уровне словосочетания;
- работы над расширением фразы, над естественным звучанием речи
- работа на уровне предложения.
IV. Коррекция нарушений письменной речи.
V. Глобальное чтение
VI Развитие психологической базы речи
VII. Медицинское сопровождение (консультация психиатра).
Планирование работы по коррекции звукопроизношения, развитию лексико-грамматического строя речи, развитию связной речи и психологической базы речи планируется для каждого обучающегося индивидуально в соответствии с результатами логопедического обследования, на основе которого составляется план индивидуальной логокоррекционной работы на учебный год.

Тематическое планирование по коррекции нарушения письма и чтения

№ п/п
Темы занятий
Кол-во часов.

1.
Обследование учащихся.
2

2.
Звуки речи.
2

3.
Звуки и буквы.
2

4.
Слово.
2

5.
Предложение.
2

6.
Гласные звуки и буквы.
2

7.
Дифференциация а - я, у - ю, о - ё, ы - и, э – е.
8

8
Согласные звуки и буквы.
2

9
Согласные твердые и мягкие.
2

10
Согласные звонкие и глухие б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
12

11
Звук и буква Ж. Звук и буква З. Дифференциация Ж-З.
2

12
Дифференциация Ш-С.
2

13
Звук и буква Ч. Дифференциация ч-ц, ч-с.
4

14
Звук и буква Щ. Дифференциация ч-щ, щ-с, ш-щ.
6

15
Предлоги.
4

16
Слова предметы.
2

17
Слова-признаки.
2

18
Составление рассказа по сюжетной картине.
4

19
Работа с деформированным текстом.
4

20
Повторение.
2


Условия реализации программы:
Для успешного выравнивания стартовых возможностей необходимо :
А) Кадровые:
взаимодействие всех участников образовательного процесса : педагогических работников, медицинских работников и родителей.
Б) Методические условия программы:
Разработка методических рекомендаций по темам:
«Основные направления развития фонематического слуха у детей с РДА»
«Развитие связной речи у детей с РДА»
Литература:
Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.,1998
Т.В. Жукова «Логопедия»
Л.Г. Нуриева «Развитие речи аутичный детей»
Методика "глобального чтения" Б.Д. Корсунской
А.Л. Сиротюк «Коррекция обучения и развития школьников»
Программа индивидуального обучения. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом/сост. И.В.Ковалец. Мн. 1998. 32 с.


15