Программа логопедического обследования устной и письменной речи детей 3-12 лет
























Логопедическое обследование устной и письменной речи детей



























Авторы – составители:
М.В. Арышева, учитель-логопед высшей квалификационной категории
И.А. Коваленко, учитель-логопед высшей квалификационной категории








Рецензент:
О.Ю.Митрофанова, главный логопед территориально-медицинского округа № 1, специалист высшей квалификационной категории
Л.И. Загляда, старший преподаватель кафедры психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования ГОУ ДПО(ПК)С «КРИПКиПРО»










Логопедическое обследование устной и письменной речи: Диагностическая программа. – Анжеро-Судженск, 2014.















Коллективом учителей-логопедов детского дома рассмотрена проблема преемственности в создании комплексного подхода диагностики, способствующего формированию и сохранению здоровьесберегающего пространства. Программа предназначена для логопедического обследования устной и письменной речи детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.



СОДЕРЖАНИЕ


1. Введение.............................................................................8
1.1. Пояснительная записка........................................................8
2. Основная часть.......................................................................11
2.1. Диагностика речевого развития детей 3-4 лет..........................11
2.2. Диагностика речевого развития детей 5-12 лет........................15
3. Заключение.........................................................................19










































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее время происходят значительные изменения среды жизнедеятельности человека. Возникают совершенно новые формы организации труда, коммуникаций, требующие от человека быстрой ориентации в ситуации, включение в разные типы деятельности. Появляются абсолютно новые способы работы, освоение которых требует больших интеллектуальных и физических усилий. Увеличивается темп жизни, что связано с необходимостью быть постоянно в напряжении. Таким образом, современная социально-экономическая ситуация требует от человека физического и психического напряжения, что в свою очередь усиливает значимость здоровья. Только достаточно здоровый человек способен быть успешным в современном социальном мире. Кроме того, успешность в социальном мире требует от человека постоянного использования его резервов здоровья. Поэтому недостаточно иметь изначально здоровый организм, необходимо заботится о нем постоянно. Это возможно, если сформировался образ жизни, в котором здоровье является одной из осознанных базовых ценностей. Одним из наиболее важных компонентов здоровья является речь, лежащая в основе жизнедеятельности человека. Развитие коммуникативной функции ребенка - залог успешности в жизни, социализации, адаптации.
Нарушения речи могут быть разнообразными: от недостаточного произношения одного или нескольких звуков, до сложных полиморфных системных дефектов, затрагивающих все компоненты языковой системы (лексики, грамматики, фонематических процессов), а в дальнейшем, формирование навыков чтения и письма.
Все эти нарушения, если их вовремя не выявить и не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, влекущими за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им в овладении школьным программным материалом, в использовании своих природных способностей и интеллектуальных возможностей.
Речь является высшей психологической функцией, тесно связана с другими сторонами психики ребенка: мышлением, памятью, воображением.
Особенно высоким является процент нарушения речи у детей, воспитывающихся в условиях детских домов, школ-интернатов, детских домов-школ, вследствие социально-педагогической запущенности (СПЗ), задержки психического развития (ЗПР). Данная программа рассчитана на диагностику речевого развития (устной и письменной речи) детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, обеспечивая единство требований и подходов на разной ступени воспитания и обучения. Поэтому актуальность проблемы раннего выявления разных отклонений речевого развития от возрастной нормы, отслеживание динамики развития речи детей на разном возрастном этапе детского дома, стало основанием для составления данной программы.
Цель программы: выявление уровня речевого развития, характера и этиологии выявленных нарушений, отслеживание динамики в речи ребенка за весь период обучения и воспитания в данном учреждении.
Правильно проведенное обследование позволяет:
- дать полное и точное заключение состояния речи детей 3-12 лет;
- установить степень выраженности нарушения в каждой возрастной группе;
- подходить системно к анализу нарушения;
- выявить первооснову дефекта речи, либо его вторичность;
- определить относительно сохранные функции и процессы;
- выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.
Основная задача учителя-логопеда при обследовании - правильно оценить все проявления речевой недостаточности каждого воспитанника с учетом возрастных особенностей.
Обследование речевого развития дошкольников включает в себя диагностику устной речи, которая проводится учителем-логопедом в несколько этапов. Речь дошкольников первоначально обследуется в повседневной жизни при наблюдении в психологически комфортной обстановке (во время занятий, прогулок, самостоятельной деятельности).
После этих наблюдений общего порядка необходимо проверить речь каждого ребенка на специально подобранном материале.
Деятельность каждого типа составляет:
3-4 года 3 раза в неделю по 10 минут
5-6 лет 2 раза в неделю по 15 минут
В диагностике речи детей дошкольного возраста основное внимание обращается на:
3-4 года уровень понимания речи, активный и пассивный словарь, владение двусложной фразой.
5-6 лет звукопроизношение, грамматический строй речи, связную речь, фонематическое восприятие.
Обследование речевого развития детей младшего и среднего школьного возраста включает диагностику устной речи, которая осуществляется учителем-логопедом индивидуально с каждым воспитанником, и письменной речи, диагностика которой проводится на фронтальных занятиях. Общая продолжительность обследования на каждого ребенка - 1 час.
При обследовании устной речи школьников необходимо учитывать:
1 класс развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), звукопроизношение.
2,3 классы знаки звукобуквенного анализа и синтеза, словообразования и словоизменения.
4 класс уровень сформированности письма и чтения, владение связной речью.
5,6 классы понимание сложных лексико-грамматических конструкций, владение речью как планирующей, регулирующей, коммуникативной функцией.
Таким образом, обследование устной речи включает в себя диагностику всех основных компонентов речи: звукопроизношение, фонематические процессы, лексику, грамматику, связную речь и т.д. с обязательным сбором данных о ходе раннего речевого развития, что помогает установить более точно вид, характер и степень тяжести выявленного дефекта.
Особое внимание необходимо уделять проблеме нарушения письменной речи школьников - одной из самых важных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение - цепи начального обучения - превращается в средство дальнейшего получения знаний. Поэтому необходимо своевременно выявить и преодолевать расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность воспитанников на последующие этапы обучения. Поэтому обследование письменной речи включает диагностику чтения и письма.
В обследовании письменной речи младших школьников необходимо выявить:
- правильное соотношение звук - буква;
- обозначение мягкости согласных;
- последовательность букв в слове;
- смешение, перестановки, замены букв (и их элементов), слогов по оптическому, артикуляционно- акустическому признаку.
В среднем же звене учитывается проявление уровня сформированности орфографических, синтаксических и пунктуационных навыков, развития связной речи.
Обследование проводится 3 раза в год:
- сентябрь - первичное;
- январь - промежуточное экспресс-диагностическое;
- май - итоговое.
Все результаты обследования фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого обследуемого ребенка в индивидуальном листе развития, что обеспечивает передачу информации о ребенке в системе преемственности: дошкольное - начальное - среднее звено воспитания и обучения.
Если проводить диагностику выборочно, бессистемно, руководствуясь впечатлением, а не фактическими данными, нельзя понять подлинные истоки нарушения, полностью оценить спектр проблем, подлежащих коррекции, а также вскрыть все компенсаторные возможности ребенка.





ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Название шкалы
Автор теста
Исследуемая функция
Фактор, влияющий на результат

Анамнез
Медицинская
Наследственные заболевания у родите-
Отсутствие роди-

раннего
карта
лей, протекание беременности, родов,
телей, потеря ме-

развития

сроки начала ходьбы, стояния, сидения,
дицинской карты



перенесенные заболевания, состояние




слуха, зрение на данное время, нервно-




психическое состояние.


Анамнез
Медицинская
Сроки появления гуления, лепета, перво-
Отсутствие роди-

речевого
карта
го слова, фразы, использование тестов.
телей, потеря ме-

развития


дицинской карты

Исследо-
Из наблюдений
Общие данные
ЗПР, СПЗ, РДА

вание ре-
за ребенком
Общительность (легко вступает в кон-


чевых пси-

такт, инициативен или пассивен в обще-


хических

нии, избирательное общение, негати-


функций

визм).




Особенности внимания (устойчивое, не-




устойчивое).




Характер игровой деятельности (манипу-




лирование с предметами, игры с вообра-




жаемыми предметами, сюжетные игры).




Индивидуальные особенности.



Игра «Что зву-
Состояние слухового внимания.



чит?»,




«Где звоно-
Дифференциация звучащих игрушек;
Нарушение фи-


чек?»
Определение направления источника
зиологического


+
звука.
слуха.


Наблюдение за




ребенком




Методика
Зрительное восприятие.
Нарушение зри-


Ткаченко Т.А.
Восприятие величины (соотносит, не со-
тельной функции



относит, обозначает словом)




Восприятие цвета (красный, синий, жел-




тый, зеленый, черный, белый - соотно-




сит, не соотносит, обозначает словом)



Игра «Найди
Восприятие формы (различение основ-



такую, как у
ных геометрических форм)



меня».




Методика
Зрительно-пространственный гнозис и



Соломаха Т. С.
праксис.



Серебряковой Н.
Ориентировка в пространстве (вверху-




внизу-спереди-сзади)



Игра «Собери
Складывание разрезных картинок (на 2-3



картинку»
части)



Игра «Волшебные палочки»
Складывание фигур из палочек по образцу (3-4 палочки)



Методика
СоломахаТ.С, Серебряковой Н. «Узкая тропинка»
Состояние общей моторики.
Бег между двумя линиями шириной 20-25 см (3-4 раза)



«Муравьишка»
Ходьба по шнуру на полу



«Стоп!»
Остановка по сигналу, переход с шага на ходьбу.
Гиперкинезы, парезы, параличи


«Кузнечики»
Прыжки в длину с места



«Фокус»
Перекладывание предметов из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой)



«Одень Катю на прогулку»

«Веселые карандаши»
Расстегивание, застегивание пуговиц, умение держать карандаш.
Рисование горизонтальных и вертикальных линий.
Рисование круга, тела человека.



«Выложи узор»
Складывание крупной мозаики.


Исследование фонетической стороны речи
Методика
Соломаха Л.С, Серебряковой Н. Игра «Кто как кричит»

«Слушай и повторяй»
Игра «Волшебные кубики»



Воспроизведение звукоподражаний
(кошка мяукает, собака лает и т.д.)

Звукослоговая структура слова (повторение слов из 1,2,3 слогов) Состояние звукопроизношения (гласные, согласные б,п,м,в,ф,д,т,н,г,к,х,и, свистящие, аффрикаты л,л',р,р')






Алалия


Визуальный осмотр логопеда
Анатомическое строение артикуляционного аппарата (губы, зубы, челюсти, прикус, твердое и мягкое небо, язык)
Наличие парезов, параличей


«Свет мой, зеркальце»
«Сказки веселого язычка» (улыбка, трубочка, качели, маятник,
иголочка, блинчик, спать пора)
(визуальный осмотр
логопеда)
Состояние речевой моторики: мимическая мускулатура (по подражанию) Поднять брови вверх, нахмурить брови, прищуривание глаз, надувание щек.
Состояние артикуляционной моторики. Отмечается наличие или отсутствие движений, тонус, объем движений, способность к переключению движений, добавочные движения, тремор, геперсаливация, отклонение кончика языка.












Физиологи-ческое и
Игра «Нюхаем цветы»
Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное)


речевое
«Веселые сти-
объем дыхания, частота речевого дыха-


дыхание
хи»
ния, продолжительность речевого дыха




ния.


Характе-
Сказка «Три
Громкость.
Носовой

ристика
медведя»
Тембр голоса (не нарушен, хриплый)


голоса
Методика
Атака голоса (мягкая, твердая)



Соломаха Т.С.
Модуляция (наличие или отсутствие мо-



Серебряковой Н.
нотонности)


Особенно-
Методика
Темп (N, быстрый, медленный)
Тахилалия

сти просо-
Волковой Л.С.
Ритм (N, аритмия)


дической
«Игра на бара-
Паузация.


стороны
бане»
Употребление основных видов интона-


речи
Сказка «Репка»
ции.


Исследо-
Игра «Кто
Показать на картинках предметы, назы-
Нарушение слуха

вание фо-
внимательный»
ваемые логопедом


нематиче-

Стол-стул, точка-дочка,


ской сто-

Косы-козы, горка-корка, миска-мишка.


роны речи




Исследо-
Методика
Пассивный словарь.


вание лек-
Соломаха Т.С.
Понимание конкретных существитель-


сики и
Серебряковой Н.
ных (показать по словарной инструкции


граммати-
Игра «Где
предметы, части предметов)


ческого
что?"



строя им-




прессив-




ной речи
Игра «Магазин»
Понимание обобщающих слов (тема:




«Игрушки», «Посуда», «Одежда»)



Игра «Слушай
Выполнение поручения по слуховой ин-



и выполняй»
струкции (дай куклу и т.д)



Игра «Один и
Понимание форм единственного и мно-



много»
жественного числа существительных




(чашка-чашки и т.д.)




(Иншакова карт, мат-л. стр. 251-255)



Игра «Спрячь
Понимание предложно-падежных конст-



мышку»
рукций с предлогами: на, в, под, за.



Игра «Гном и
Понимание уменьшительно-ласкательных



Гномик»
суффиксов существительных




(показ на картинке)



Исследо-
Методика
1. Общая характеристика речи (есть речь


вание лек-
Ткаченко Т.А.
или отсутствует)


сики и
Иншаковой Т.В.
2.Активный словарь. Существительные


граммати-

(стр.129 Иншакова + стр.31 Ткаченко)


ческого

Глагольный словарь (Ткаченко стр.32,


строя экс-

Иншакова стр. 189-193)


прессив-

Прилагательные (Ткаченко стр.33,3, Ин-


ной речи

шакова стр.201-209)




3.Состояние грамматического строя (при




наличии фразовой речи)




Употребление существительных в Им.




падеже ед. и мн. числа




(стол-столы, мяч-мячи и т.д.)



«Что ты ви-
Употребление существительных в Вини-



дишь?»
тельном падеже



«Хвосты»
Употребление существительных в Роди-




тельном падеже ед. числа без предлога



«Чудесный
Согласование имен прилагательных с



мешочек»
существительными ед. числа мужского и




женского рода



«Где кошка?»
Употребление предложно-падежных кон-




струкций с предлогами: в, на, под, за



Игра «Превра-
Употребление существительных с



щение»
уменьшительно-ласкательными суффик-




сами.


Состояние
Методика
Исследуется умение детей пользоваться в
ЗРР

связной
Ткаченко Т.А.
речи простыми предложениями, сложно-


речи (при

сочиненным предложением, передавать


наличии

содержание картинки.


фразовой




речи)









ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-12 ЛЕТ

Название шкалы
Автор теста,
название
Исследуемая функция
Факторы,
влияющие на результат


методики
5-6 лет
7-8 лет
9-10 лет
11-12 лет










1. Анализ раннего
Медицинская
Течение беременности, родов,
Отсутствие родителей,

речевого
карта
сроки начала ходьбы, ползания,
утеря медицинской карты

развития

сидения, сроки появления гуления,




лепета, первых слов, фраз.


2. Строение пе-
Визуальный
Состояние, подвижность языка,
Наличие парезов,

риферического
осмотр логопеда
форма и внешний вид губ, зубов,
параличей.

речевого аппарата

прикуса, челюстей, нёба.







3. Понимание
В течение
Выполнение словесной инструкции
Сенсорная алалия,

обращенной речи
обследования
учителя- логопеда.
патология физиологического




слуха.

4. Общая характеристика
Выяснение в
ходе
Исследуется тип дыхания, объём дыхания, его плавность, продолжительность
Заикание,
сопутствующие

звучащей
обследования
речевого выдоха,
движения,

речи
с
восприятие и воспроизведение
засорение речи


использованием
ритмических структур,
ненужными повторениями


методики
интонирование, внятность.
(«как», «это»,


Волковой

«вот» и т.д.)


Л.С.



5. Обследование





устной речи





5.1. Фонемати-





ческие процессы





Восприятие
Методика
Определение наличия
Состав
Нарушение физиологичес


Спировой Л.Ф.
или отсутствия звука в
ление
кого слуха,



слове; нахождение картинки
пред-
сенсорная алалия,



с заданным звуком,
ложе-
ЗПР, СПЗ.



определение на
ний с




слух слова: с заданным
задан-




звуком, слова-паронимы
ным





звуком,





слова-





паро-





нимы


Анализ
Методика
Определение места звука в




Спировой Л.Ф.
слове (гласного или согласно-




Фотековой Т.А
го), количество звуков




Ткаченко Т.А.
в слове и их последовательнос





ти






Классификация звуков речи.





Гласные (ударные и безударные),





Согласные: твёрдые – мягкие,





звонкие – глухие.












Парные - непарные






согласные по звон-






кости - глухости,






твёрдости - мягкоcти



Синтез
Методика
Способность составлять слова из
Нарушение физиологичес-


Спировой Л.Ф. Игра «Звёздный час».
разного количества звуков, стоящих в
кого слуха,




различной последовательности.
сенсорная алалия,




ЗПР, СПЗ.



до 3 зв.
3-5 зв.
5-7 зв.
до 7 зв.


Представления
Методика
Умение
Умение подбирать слова



Спировой Л.Ф. Фотековой Т.А
подбирать слово на
определённой тематики



Ткаченко Т. А
заданный
на заданный звук




звук, на тот

Подби- рать слово




же звук, что и

на заданный




названное

звук с




логопе-дом

указанием его






места в






слове









5.2. Обследование
Дошкольники:
Выявляют произношение звука
Полностью не говорящий

звукопроизношения
методика
Волковой Л.С.
изолированно, в слогах, в словах, использование в самостоятельной речи. Обследование проводится по
ребёнок, моторная алалия, дизартрия, ринолалия


Коноваленко
фонетическим группам (гласные,



В.Г., Иншако-
свистящие, шипящие, аффрикаты,



вой О.Б.
соноры). Проверка различения



Школьники:
звуков: смешение, замена.




Pay Ф.Ф., Фомичёвой М.Ф.




Лалаевой Р.И.,




Фотековой Т.А



5.3. Обследование
Методика
Произношение слов с различной


слоговой
Марковой А.К.
слоговой структурой в зависимости


структуры слова

от их возрастающей сложности





Использование





сложных по слого-





вой структуре слов:





в пред-
в тексте





ложении



5.4. Обследование
Методика
Качественный и

Дефицит общения с

словарного
Шевченко С.Г.
количественный

окружающим миром,

запаса

анализ словарного

ЗПР, СПЗ.



состава языка





Слова - предметы,






слова - действия,






слова - признаки.







Наречия, местоиме-
Использо





ния, имена
вание при





числительные
самостоя






тельном






высказывании слов всех частей речи



5.5. Обследование грамматического строя речи
Методика
Понимание предложений с причинно- следственной связью; изменения числа существительного в предложении
Проявление дизорфографии


Иншаковой О.Б.
Ткаченко Т.А.
















Понимание
Понимание




простых предлогов.
сложных предлогов. Знание




Функции
морфологических




словообразова-
признаков




ния и словоиз-
частей речи:




менения.
существительное,





прилагательное,


Словоизменение


глагол.












Место-






имение,






наречие,






числи-






тельное.


Словообразование


Знание
Знание
Проявление дизорфогра-




частей
частей
фии.




слов:
слов:





приставка
приставка





корень,
корень,





суффикс,
суффикс,





окончание
окончание






Способы






образова-






ния слов:






приставка,






пристав-






ка-суф-






фикс





Подбор родственных





слов.


5.6. Обследование
Методика
Составление
Составление
ЗПР, СПЗ.

самостоятельной речи.
Иншаковой О.Б. Ткаченко Т.А.
предложения по картинке
рассказа по опорным словам и пред-



Фотековой Т.А.
составление
ложениям




сюжетных кар
Сочинение-
Описание




тинок, пересказ
устно по
и рассу-




Текста (знако-
серии сю-
ждение




мого и незнако-
жетных
на задан-




мого).
картинок,
ную





по одной
тему.





картине:






на темы,






близкие






учащим-






ся по






жизненно-






му опыту.




6. Обследование письменной
Методика

Различение и выделение звуков из слова; сравнение слов
Нарушение звукопроизно шения, тонуса -

речи
Бессоновой Т.П. Грибовой О.В.

по звуковому составу; выделение слов из предложений, предложений из текста
мускулатуры,
наличие гиперкинезов.






Нарушение физиологического





слуха и зрения.










.





Слуховой диктант, списывание:


6.1. Обследование-





письма.


С пе-
С печат-






чатного
ного






текста на доске.
издания







С рукописного текста.





Самостоятельное письмо:






Составле-
Сочинение






ние рассказа и
изложение






его запись







(по картинк.







различной







сложн.)



6.2. Обследование
Методика

Воспри-


Нарушение звукопроизно-

чтения.
Бессоновой Т.П. Грибовой О.В.

ятие букв, чтение


шения, парез пищевой мускулатуры, нарушение зрения




слогов















Чтение слов






Чтение текста (с учётом харак-





тера чтения) и понимание





прочитанного.


7. Обследование
По результатам
Исследуются функции внимания,
ЗПР.

неречевых процессов
диагностики
памяти, мышления; операции



педагогов-психологов.
обобщения, классификации, сравнения,




счётные операции. Ориентация в пространстве.







8. Обследование
Методика
Удержание позы, движений, переключае-
Наличие парезов,

состояния об-
Волковой Л.С.
мость. Точность выполнения.
параличей, слабость

щей и мелкой


кистей рук.

моторики.


Станов
ление- навыка письма.
Отслеживание характе ра письма (узелки, обводки и т.д.), тонус пальцевой мускулатуры.






























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, данная диагностическая программа способствует отслеживанию динамики речевого развития детей от 3 до 12 лет, определяет пути преодоления речевых и медицинских нарушений, выявленных на определенном возрастном этапе, что совершенствует коммуникативную функцию, помогает овладеть речью, как средством общения, адаптирует к возникающим условиям.
Программа может быть использована в работе учителей-логопедов, работающих в детских садах, школах, медицинских учреждениях.