Общая симптоматика нарушений устной и письменной речи учащихся младших классов


Общая симптоматика
нарушений письменной и устной речи.
Сейчас следует отметить резкое распространение дислексии и дисграфии у детей за несколько последних десятилетий. И удивляться этому, учитывая теперешний безудержный рост самых разнообразных патогенных факторов, уже не приходится.
Нарушения чтения и письма у детей могут быть вызваны причинами органического (органические повреждения зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения при афазии, алалии, дизартрии) и функционального характера (внутренние причины- длительные соматические заболевания, внешние- неправильная речь окружающих, билингвизм (двуязычие), недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов и др.).
Дисграфия и дислексия могут сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями; нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями).
Нарушения чтения и письма могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать и закреплять у него такие черты характера, кА неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям.
При дислексии наиболее распространёнными являются следующие группы ошибок:
- замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близкиз звуков (звонких и глухих, аффрикат, входящих в их состав);
- побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочерёдно («бухштабирование»);
- искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
- нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне отдельного слова, предложения, текста, когда в процессе чтения не наблюдаются расстройства технической стороны;
-аграмматизмы при чтении, которые проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения (отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного и др.).
Симптомы, по которым можно распознать дисграфию, заключается в специфических и повторяющихся ошибках на письме, не связанных с незнанием грамматических правил. Основная особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений («зук» вместо-жук, «наща» вместо-наша, «бом»-дом и т.д.) Не напрасно родители называют эти ошибки «странными» - лишь для специалиста ясна их своеобразная логичность и неизбежность. Вот наиболее часто встречающиеся из таких ошибок:
замены букв («сыска»-шишка, «кусто»-густо);
пропуски букв («стл»-стул, «витик»-винтик);
вставка лишних букв («ланмпа»-лампа, «вдглянул»-взглянул);
перестановки букв («снол»-слон, «вгседа»-всегда);
недописывание слов («жилезн»-железные, «работ»-работа);
слияние несколько слов в одно («детигуляли»-дети гуляли);
разделение одного слова на части («у рок»-урок, «а дежда»-одежда).
Учителю необходимо различать дисграфические ошибки учащегося от прочих, чтобы вовремя совместно с логопедом начать проводить коррекционную работу. Один из вариантов такой памятки для учителя приводится ниже. В ней логопатические ошибки разделены на два вида: ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия; ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи.
Чем можно объяснить появление на письме такого рода ошибок? Письменная речь формируется только на основе устной и между ними существует тесное взаимодействие. Так как основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь, то для обеспечения такой возможности в языке имеется целая система письменных знаков (букв), каждый из которых соответствует вполне определённому звуку устной речи. Поэтому в процессе письма мы должны каждый слышимый (или мысленно представляемый) звук речи обозначить нужной буквой, строго сохраняя, к тому же, их последовательность. Только при этом условии записанное в виде буквенных знаков слово при чтении может быть переведено в последовательность звуков и узнано. Если же по каким-либо причинам звуки будут обозначены не теми буквами и не в должном порядке, то при чтении мы уже не сможем воспроизвести и узнать записанное слово. Поэтому для успешного овладения письмом и чтением необходимы определённые предпосылки для его формирования.
При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии и дислексии сглаживается.