ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ


МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ государственное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №18» г.Воркуты
РекомендованаУТВЕРЖДАЮ
Методическим объединениемДиректор
логопедов ГУ РК « Детский дом №18» г. Воркуты
Протокол №
от«» 201 г. _______И.В. Никитина
« » 201 г.


ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
Составлена на основе примерной программы программно – методических материалов для логопедических занятий Л.М. Козыревой, А.В. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками . Ярославль, Академия развития, 2006.
Программу составил(а) учитель-логопед Круглова С.В.
г.Воркута
2012г.
Пояснительная записка.
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Преодоление нарушений письменной и устной речи» разработана с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года №189; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; Устава ГУ РК «Детский дом №18» г.Воркуты; Лицензии на образовательную деятельность.
Новизна данной программы заключается в том, что в программу включен дополнительный этап работы – подготовительный, направленный на формирование психологической базы речи: развитие высших психических функций. После этого, по нашему мнению, рационально начать работу по развитию и совершенствованию грамматического оформления речи путем овладения детьми моделями предложений различных синтаксических конструкций. Программа адаптирована для работы учащимися с ЗПР и имеющими речевое заключение: не резко выраженное общее недоразвитие речи. Кроме того, программа обеспечивается подбором дополнительных упражнений, направленных на формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, необычные упражнения, обеспечивающие формирование ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения и письма.
Актуальность данной программы состоит в том, что в настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наблюдения показывают, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые попадают в учреждения интернатного типа, имеют ряд особенностей как в интеллектуальном, так и в речевом развитии. Это обусловлено рядом факторов, и одним из основных являются социальная изоляция и, как следствие, скудость представлений об окружающем мире. Часть детей приходит в детский дом из дома ребенка, где они содержатся до 5-летнего возраста и не имеют достаточного опыта общения, в том числе и речевого; другая часть - из социального приюта, т.е. их первыми учителями и воспитателями являются пьющие родители. У всех детей дошкольного и младшего школьного возраста наблюдается отставание в формировании компонентов: звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи. 
Настоящие примерные программы развития разработаны для учащихся начальных классов, имеющих проблемы в речевом развитии.
Полноценная речь ребенка, поступающего в школу, является непременным условием его успешного обучения, тем не менее, проводимое обследование речи детей, поступающих в школу, выявляет большое количество первоклассников с речевыми затруднениями. Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
Цель программы:
- провести коррекционное обучение с учащимися 1-5 классов, не допустить перехода нарушений письменной речи, осложняющих учебно – познавательную деятельность данных учащихся, на последующие этапы обучения.
Задачи:
обеспечение условий для возможности приобретения учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения учащимися материала по родному языку в целом.
пространственного восприятия, пространственных представлений;
зрительного восприятия, зрительной памяти;
слухового восприятия;
фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;
графомоторных навыков;
зрительно-моторных координаций;
обогащение словаря учащихся;
совершенствование грамматического строя речи;
развитие связной речи.
Программы развития разработаны для учащихся 1-5 классов, имеющих проблемы в речевом развитии.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения.
Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Групповые занятия проводятся:
·     с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;
·     с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех рая в неделю;
Индивидуальные занятия проводятся не менее двух-трех раз в неделю с обучающимися, с недостатками произношения отдельных звуков.
Мониторинг речевого развития детей
Проводится в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май).  Динамика речевого развития каждого воспитанника тщательно отслеживается. В начале учебного года проводится диагностика, заполняются соответствующие документы (речевые карты); в конце учебного года также проходит диагностика для выявления результатов коррекционной логопедической работы. Мониторинг способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные  пути   коррекции речевой патологии.
1.Обследование мелкой моторики
2. Обследование звукопроизношения.
3. Обследование артикуляторной моторики.
4. Обследование фонематических функций.
5. Обследование слоговой структуры.
6. Обследование лексико-грамматического строя речи.
7. Обследование словарного запаса.
8.Обследование связной речи.
9.Обследование письменной речи.
Виды речевых нарушений
Фонетическое недоразвитие,
Фонетико - фонематическое недоразвитие
Общее недоразвитие речи
Нерезко выраженное общее недоразвитие речи,
В работах, касающихся коррекции общего недоразвития речи, раскрыты некоторые подходы к разрешению указанных противоречий:
Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева предлагают эту работу вести по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумывание рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.
А.В. Ястребова определяет, что в процессе коррекции ОНР во время занятий на первом этапе у учащихся преодолевать фонетико -фонематические нарушения и методом устного опережения создавать базу для целенаправленной работы над восполнением пробелов в лексико -грамматическом развитии.
Л.Н. Ефименкова и Г.Г. Мисаренко предлагают работу по формированию связной речи начинать с расширения и совершенствования словарного запаса.
Наиболее привлекательными в целях данного исследования нам кажутся рекомендации И.Н. Садовниковой, которая предлагает учитывать принцип опережающего развития устной речи по отношению к письменной, позволяющий учащимся в разнообразных устных упражнениях закреплять слухо - произносительные, зрительно - слуховые и слухо - моторные связи, которые способствуют обогащению лексико - грамматического строя речи младших школьников.
Речевые затруднения (синонимы: расстройства речи, речевые нарушения, дефекты речи, недостатки речи, речевые отклонения, речевая патология) - отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
С точки зрения коммуникативной теории: «Нарушения речи - есть нарушения вербальной коммуникации.» (Л.С. Волкова). Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия. которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. (Л.С. Волкова).
С детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, необходимо проводить коррекцию нарушений речи - исправление или ослабление симптоматики нарушений речи (бытующие термины: «устранение». «преодоление речевых нарушений»).
Дети с общим недоразвитием речи принадлежат к той категории учащихся, которые нуждаются в логопедической помощи в первую очередь. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определенной мере предотвратить обусловленные им отрицательные последствия.
Оптимизация коррекционного обучения требует соблюдения специфического требования к его организации: необходимость одновременной работы над всеми компонентами речевой системы - звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Правомерность и обязательность выполнения этого требования очевидны: в силу пониженной наблюдательности к языковым явлениям, несовершенного набора речевых средств, а также невысокой способности к переключению, ребенок с общим недоразвитием речи не в состоянии с равной степенью внимания и сосредоточенности производить осознанные наблюдения над фонематическими, морфологическими и синтаксическими признаками используемых в коррекционных упражнениях слов и предложений. Уточнение:
•Одновременная работа над всеми компонентами речевой системыосуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда (и учащихся) на основной задаче каждого из этапов,например, формирование полноценных представлений (обобщений) озвуковом составе слова на первом этапе, о морфологическом составе -на втором, синтаксических обобщений - на третьем.
Восполнение пробелов в развитии прочих компонентов речевой системы (при общей подчиненности всей работы решению основной задачи этапа) ведется методом устного опережения.
Иными словами: специфическое требование работать одновременно над всеми компонентами речи реализуется в процессе логопедических занятий методом устного опережения в плане создания базы для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя — логопеда и детей на решение основной задачи каждого этапа.
Решение проблемы оптимизации коррекционного обучения учащихся с общим недоразвитием речи и формирования у них таких важных свойств личности, как мыслительная и речевая активность, может быть продуктивным только тогда, когда устранение пробелов в формировании языковых средств и развитие полноценных фонетических, морфологических и синтаксических обобщений осуществляется как вил учебной деятельности. В связи с этим выполнение детьми различных видов заданий по коррекции устной речи (всех ее компонентов), письма и чтения следует рассматривать (на первых порах) как вид осваиваемой учебной деятельности, а позже -как формулируемое речевое умение.
Такой подход к организации коррекционного воздействия создает предпосылки к активному переносу отрабатываемых на логопедических занятиях навыков и умений в условиях работы в классе.
Коррекционные упражнения должны служить активизации мыслительной деятельности учащихся, сокращению малоэффективной механической работы, реализации принципа взаимосвязанности знаний школьников с умениями и навыками. И, кроме того, они должны обеспечить повторяемость практических действий и применение усваиваемого материала в процессе коррекционно-учебной и практической деятельности.
Содержание данной программы включает в себя материал, предполагающий создание оптимальных условий для коррекции НВОНР.
Этапы коррекционного обучения:
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого - звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения. Развитие навыков связного высказывания.
Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии: уточнение имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение значения используемых синтакс. конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
Восполнение пробелов в формировании связной речи. Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии: развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой структуры высказывания; установление логики (связности, последовательности) изложения; точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции для построения высказывания в тех или иных целях общения.
Коррекция звукопроизношения происходит поэтапно:
Подготовка к постановке звука.
Постановка звука.
Автоматизация звука в обратных слогах.
Автоматизация звука в прямых слогах.
Автоматизация звука в простых словах.
Автоматизация звука в словах со стечением согласных.
Автоматизация звука в предложениях.
Автоматизация звука в скороговорках.
Автоматизация звука в тексте.
Содержание коррекционного курса
Работа по предупреждению и преодолению нарушений чтения и письма является главнейшим направлением деятельности школьного логопункта. Проводится эта работа поэтапно.
1 класс
Задачи
Развитие ручной моторики.
Развитие сенсорных представлений, пространственных представлений.
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
Коррекция дефектов произношения.
Содержание
Одновременная работа двумя руками, обводка и штриховка.
Признаки сходства и различия между двумя предметами на картине.
Назвать первый и последний звук в слове. Придумывание слов на заданный звук.
Работа над обогащением словарного запаса
Слова-антонимы, словоизменение – существительные множественного числа. Развитие умения использовать в устной речи обобщающие слова. Пространственная ориентация, тренировка памяти и внимания. Развитие грамматического строя речи.
Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, штриховка, обводка). Развитие логического мышления (выделение четвертого лишнего слова, предмета).
Повышение уровня учебной мотивации, формирование коммуникативных навыков
2 класс
Задачи
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
Коррекция дефектов произношения.
Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Содержание
Работа над обогащением словарного запаса по различным лексическим темам в зависимости от тематического планирования
Развитие умения использовать в устной речи обобщающие слова.
Пространственная ориентация, тренировка памяти и внимания (использование методик на развитие психических процессов).
Развитие грамматического строя речи
Повышение уровня учебной мотивации, формирование коммуникативных навыков.
Коррекционная работа по развитию языкового анализа и синтеза;
Развитие восприятие и понимания речи;
Развитие экспрессивной речи, формирование фразы, распространение и употребление в речи простых предложений.
3 класс
Задачи
Развитие фонематического восприятия.
Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Слоговой анализ и синтез
Слова-антонимы, синонимы, омонимы.
Состав слова
Формирование связной речи
Содержание
Развитие неречевых процессов.
Развитие слухового и зрительного внимания. Тренировка памяти.
Занятия максимально насыщены изучаемыми звуками, лексическим и грамматическим материалом. Параллельно ведется работа по обогащению словаря и развитию грамматического строя речи; развитию связной речи; закреплению навыков чтения и письма.
4 класс
Задачи
Словоизменение по числам , падежам
Словообразование- суффиксальное, приставочное
Состав слова
Развитие связной речи; закрепление навыков чтения и письма
Содержание
Формирование навыка построения связных высказываний, закрепление навыков словообразования, формирование продуктивных и простых по семантике форм, усвоение различных способов связи слов в словосочетаниях и предложениях.
Развитие речевого мышления, формирование коммуникативной функции речи, развитие речевого слуха. Речевой памяти и речевого внимания. Обогащение словарного запаса.

Класс
Учащиеся 5 классов с ФФНР/НВОНР, испытывающие затруднения при овладении устной и письменной речью, имеющие стойкое неусвоение орфографических правил при письме.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.
Задачи:
Уточнение и развитие пространственно-временных представлений;
Развитие функции фонематического анализа и синтеза; звукослоговой структуры слова, языкового анализа и синтеза;
Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи;
Развитие связной речи;
Развитие и совершенствование психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
Содержание:
Содержание работы по данной программе тесно связано с программой по русскому языку и чтению. Количество часов рассчитано на один учебный год и зависит от периодичности занятий . Занятия проводятся 2 раза в неделю , в течение года ребенок занимается 64 часа.
Требования к уровню сформированности языковых средств после прохождения коррекционного курса по этапам работы
При правильной постановке дела дети, с нерезко выраженным общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием выявляются при поступлении в первый класс и своевременно получают логопедическую помощь.
При завершении I этапа коррекционно-развивающего обучения
следует проводить проверку усвоения учащимися содержания данного этапа. К этому времени у учащихся должны быть:
сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи; восполнены
основные пробелы в формировании фонематически процессов;
уточнены первоначальные представления о звуко - буквенном, слоговом составе
слова с учетом программных требований;
поставлены и отдифференцированы все звуки;
уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением); введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово. Гласные, согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие парные согласные, предложение и т.д.
Таким образом, в течение 4 этапов должны быть устранены дефекты произношения и различения оппозиционных звуков, упорядочены представления о звуковой стороне речи, сформированы навыки анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова, что создает необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.
По истечении II этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны уметь:
ориентироваться в морфемном составе слова, т.е. определять, посредством каких частей слова, стоящих до или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются при этом их значения;
активно пользоваться различными способами словообразования; правильноиспользовать слова в предложениях различных синтаксических конструкций;
передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.
Иными словами, к концу II этапа коррекционного обучения у детей должны быть заложены основы лексической системности — усвоения смысловых связей слов.
По завершении III этапа учащиеся должны научиться:
программировать смысловую структур высказывания (составлять план);
устанавливать связность и последовательность высказывания;
По завершении IV этапа учащиеся должны научиться:
Активно применять орфографические правила русского языка, обогащение словарного запаса и грамматических категорий, используемых в письменной речи.
Ориентироваться в словообразование и словоизменении.
Отбирать языковые средства, необходимые для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки и т.д.)
самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы продолжать общение-диалог;
сравнивать, обобщать, делать вывод.
После завершения коррекционного курса в результате проводимой на всех этапах коррекционно-воспитательной работы учащиеся должны уметь:
внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;
понимать и принимать задачу, поставленную в вербальной форме;
планировать предстоящую деятельность и контролировать ее ход;
применять знания в новых ситуациях.
Литература:
И.Н. Садовникова «Нарушения письменной речи у младших школьников» ,М., «Просвещение», 1983 г.
А.В. Ястребова. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы», Москва, «Просвещение», 1984 г.
Л.Н. Ефименкова. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», Москва, «Просвещение», 1991.
Л.М. Козырева. «Программно – методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками» - Ярославль, Академия развития, 2006.
Дополнительное образование
Утверждаю
Руководитель соискателя лицензии
И.В.Никитина «___»__________________20____г.

ПЕРЕЧЕНЬ
Разделов (тем), входящих в программу
по преодолению нарушений устной и письменной речи
ГУ РК «Детский дом №18» г.Воркуты
Цель: восполнение пробелов в развитие средств языка и функций речи; в процессе логопедических занятий формируются полноценные предпосылки к обучению детей родному языку.
Категория обучаемых: 2 класс
Форма обучения: урочная
Продолжительность обучения: 64 часа
№ Наименование разделов, тем Количество часов Форма контроля
всего теория практика 1 Звукобуквенный анализ и синтез слов 6 3 3 тестирование
2 Слоговой анализ и синтез слов 6 3 3 3 Ударение 4 2 2 4 Твердые и мягкие согласные звуки 12 6 6 5 Глухие и звонкие согласные буквы и звуки 15 6 9 6 Свистящие и шипящие буквы и звуки 5 2 3 7 Аффрикаты 11 5 6 8 Сонорные звуки и буквы 5 2 3 итого 64 29 35 Дополнительное образование
Утверждаю
Руководитель соискателя лицензии
И.В.Никитина «___»__________________20____г.
ПЕРЕЧЕНЬ
Разделов (тем), входящих в программу
по преодолению нарушений устной и письменной речи
ГУ РК «Детский дом №18» г.Воркуты
Цель: восполнение пробелов в развитие средств языка и функций речи; в процессе логопедических занятий формируются полноценные предпосылки к обучению детей родному языку.
Категория обучаемых: 1 класс
Форма обучения: урочная
Продолжительность обучения: 96 часов
№ Наименование разделов, тем Количество часов Форма контроля
всего теория практика 1 Уточнение пространст- венно – временных представлений 4 2 2 тестирование
2 Звуки и буквы 10 5 5 3 Твердые и мягкие согласные 16 5 11 4 Глухие и звонкие согласные (парные) 19 6 13 5 Непарные глухие и звонкие 11 5 6 6 Слоговой анализ и синтез 13 5 8 7 Формирование связной речи 23 10 13 итого 96 38 58
Дополнительное образование
Утверждаю
Руководитель соискателя лицензии
И.В.Никитина
«___»__________________20____г.
ПЕРЕЧЕНЬ
Разделов (тем), входящих в программу
по преодолению нарушений устной и письменной речи
ГУ РК «Детский дом №18» г.Воркуты
Цель: восполнение пробелов в развитие средств языка и функций речи; в процессе логопедических занятий формируются полноценные предпосылки к обучению детей родному языку.
Категория обучаемых: 4 класс
Форма обучения: урочная
Продолжительность обучения: 64 часа
№ Наименование разделов, тем Количество часов Форма контроля
всего теория практика 1 Словоизменение имен существительных 13 6 7 Игра «Умники и умницы»
2 Словоизменение имен 8 4 4 3 Словоизменение
глаголов
9 4 5 4 Словообразование. Однокоренные слова 7 5 2 5 Суффиксальное словообразование 9 4 5 6 Приставочное словообразование 7 5 2 7 Состав слова. Закрепление 2 1 1 8 Однозначные и многозначные слова 3 2 1 9 Синонимы 3 2 1 10 Антонимы 3 2 1 итого 64 35 29