Урок окружающего мира «Откуда берётся и куда девается мусор?»!


Тема: Откуда берётся и куда девается мусор?»
Цель: Цели:
Личностные: формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое отношение к природе, расширить знания детей о причинах загрязнения города
Предметные: формировать представление детей об источниках бытового мусора и способов его утилизации
Метапредметные:
Регулятивные: воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.
Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности
Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые .Оборудование: медиа проектор, экран, компьютер, презентация к уроку запись песни «Пусть бегут неуклюже», коробка от конфет, видеофильм, бытовой мусор, оригами, стенгазета «Два лица одного города» Ход урока.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА ФОРМИРОВАНИЕ УУД УУД
I.ОРГ. ЭТАП
Создание мотивации к учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Под песню «Пусть бегут неуклюже» появляется муравьишка Вопросик.
Учитель: Что за праздник в муравейнике, как вы думаете? Вопросик несёт коробку своим друзьям. А что останется после того, как муравьи съедят конфеты? (пустая коробка).
Показ пустой коробки: наружная плёнка, пластиковая подложка, мягкая бумага внутри.
- что же с ней делать? Куда её выбросить?
Посмотрите на с. 62 учебника.
- а какой мусор останется после использования этих продуктов? (бутылки, банки, коробки). - Как вы думаете, какая тема нашего урока, если нам нужно ответить на вопрос: куда выбросить мусор?
Желаю успехов в работе на уроке.
Чтобы каждый в конце урока смог сказать:
Я понял…
Я умею…
Я знаю…
Коммуникативные и личностные УУД
формируются личностные ууд –мотивация к учебной деятельности.
познавательные – получение новой информацииII ЭТАП ПОДГОВКИ К АКТИВНОМУ И СОЗАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ:
В памяти у вас ещё сохранились воспоминания о лете. Вы прекрасно проводили время с семьёй.
Дети читают стихи:
1 ученик:
Мы купались, загорали,
Жгли костёр, в футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли.
2 ученик:
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора.
А что надо было людям
сделать? Коммуникативные и личностные УУД
формируются личностные ууд -
формулировка темы и цели работы на уроке самими обучающимися, принятие ими проблемных вопросов для их решения
Познавательные
получение новой информации
III ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
-Кто назовёт тему урока?
Мусор может появиться везде: и в доме, и на речке, и на улице. Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? На какие вопросы мы должны ответить, чтобы достичь цели?
-Что мы будем делать для достижения этой цели?
- Зачем нужно знать эти сведения? Нужны ли эти знания для достижения цели урока?
личностные – умение сотрудничать, регулятивные – умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения, познавательные –
получение новой информации ,умение вычленять нужную информацию из общей информации, коммуникативные – умение контролировать действия партнера, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнера.
IV ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ:
Прослушивание сценки микробов в записи.
- А это что за гости к нам пожаловали?
1 микроб: наконец– то мы до вас добрались. Здесь для нас просто рай!
2 микроб: мы уже везде побывали. Да, мы есть везде: и в воздухе, и в воде. А сколько нас на руках! Мы везде присутствуем.
Микроб 1: да… что от нас осталось – бы, если бы не люди! Они нам помогают! Без них мы никуда!
Микроб 2: помнишь, сколько они деревьев наломали, травы повытоптали, сколько мусора они оставляют…
Микроб 1: я тоже знаю, где можно найти много мусора! Пройдись по городу, полюбуйся6 красота!
Микроб 2: сколько бытового мусора от человека! Представляешь один только человек за год производит мусора в 10 раз больше собственного веса!
Учитель: ребята, а кто такие микробы? Когда они появляются?
-Как вы догадались?
-Откуда у вас эти знания?
-Что нового было в этом сообщении для вас? познавательные –
получение новой информации
умение использовать знаково – символические средства,
регулятивные – умение оценивать свои знания и делать выводы.
V. Работа со стенгазетой.
- Посмотрите на эти снимки. Правы ли микробы? Да, на улицах грязь, мусорные контейнеры полны до самого верха, мусор не вынесен. Нравится ли вам такой город? Хотели бы там жить?
А что же должны сделать люди, чтобы улицы города стали чистыми?(поставить больше урн. Вовремя убирать контейнеры с мусором, в тёплое время года устраивать субботники.)VI. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ.
За 1 год один человек выбрасывает в отходы: (на доске)
90 банок из – под напитков,
Бумагу,на изготовление которой уходит 2 дерева,
107 стеклянных банок и бутылок,
70 консервных банок,45 кг пластика.
Всё это складывается в мусорное ведро. Куда же девается мусор из ведра? Посмотрите на Мудрую черепаху. Она помогает вам проследить весь путь:
Ведро – мусоропровод –контейнер – мусоровоз
А куда же лучше вывезти мусор? Покажите стрелочкой.
На завод по переработки мусора
На свалку
На речку
VII . ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ:
Сценка:
Илья Муромец: Эх, полюшко – поле! Ни живо, ни мёртво, будто после побоища.
Алёша Попович: Что – то тут написано. Налево пойдёшь – на завод попадёшь, направо пойдёшь – на свалке пропадёшь. Вот ток заехали мы.
Добрыня Никитич: глядите, туча чёрная над полем стелется. Неужто силы поганые снова на Русь напасть хотят.
Илья Муромец: не горячись, Добрыня. То не туча, а дым из труб валит.
Алёша Попович: А скажи, Илья Муромец, почему мертво это поле, трава на нём пожухла?
Илья Муромец: Оттого, что много лет кидал здесь человек, что ни попадя.
Добрыня Никитич: Ну, а горы мусора страшные со всех сторон окружили нас, словно змей поганый.
Илья Муромец: Да, пришло видать опять наше время богатырское. -Почему вы так думаете?
-Что нового было в этом задании для вас?
-Откуда вы узнали сведения, полезные для вас?
Познавательные и регулятивные –
формирование умения устанавливать причинно – следственные связи, учитывать чужое мнение, формулировать собственную позицию,
получение новой информации
VIII ЭТАП ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ НОВОГО:
Просмотр видеофильма.
Самый хороший выбор – завод. Кто сделал этот выбор?
Но, к сожалению, их пока мало, поэтому чаще вывозят мусор на свалки. Кто выбрал этот вариант? Вы видели, что свалка – это специально отведённое место для отходов. Она должна быть подальше от города или посёлка, чтобы до людей не доносился неприятный запах, рядом не должны располагаться водоёмы и заповедники. Ведь мусор содержит вредные для человека и природы вещества. А кто отправил мусоровоз на речку? Ведь его можно сбросить в реку, вода унесёт мусор и ничего не останется? Конечно, это неправильно, после такой «уборки» в реке умрёт много живых существ, живущих в воде и на берегу. Наиболее опасным является стекло, особенно битое. Оно, и пластиковые бутылки не разлагаются и могут пролежать в земле сотни лет (на доске)
Пластмасса – 500 лет.
Стекло – 1000 лет.
Полиэтиленовый пакет –более 200 лет.
Консервная банка – более 90 лет.
Деревянные, картонные, бумажные предметы разлагаются быстрее, но их лучше закапывать.
Рдеревянные изделия – несколько десятков лет.
Изделия из ткани – 2- 3 года.
Бумага – 2 – 3 года.
Пищевые отходы – шкурки, очистки, огрызки – даже полезны для природной среды, но их лучше прикапывать.
.
Нужны ли эти сведения вам и для чего?
- какими сведениями хотели бы сейчас поделиться?
личностные – проявление интереса и терпения при выполнении, познавательные – выделение общих признаков, классификация, регулятивные –удерживание цели деятельности до получения результата, коммуникативные – формировать умение сотрудничать для достижения цели.
Познавательные:
- формировать умение самостоятельно находить значения отдельных слов в Толковом словаре, находить значение незнакомых слов в словаре,
получение новой информации
VIII Минутка отдыха.
Во многих странах мусор сортируют, т.е. делят на группы. На какие группы мы можем его разделить? Скоро и у нас на улицах появятся отдельные контейнеры для бумаги, стекла, пластмассы.
3 команды раскладывают мусор: стекло, бумага, полиэтилен.
А как же сделать так, чтобы мусора оставалось меньше?
Рекомендации (на доске):
Не бери лишних пакетов, если собираешься их выбросить.
Пиши на обеих сторонах бумаги.
Старайся покупать напитки в бутылках, которые можно сдать.
Не покупай больше, чем может понадобиться.
Не спешите выбрасывать старые вещи.
При покупке товара обращайте внимание на знак экологический чистоты на упаковке.
Показ знаков на упаковках
Ну, и, конечно же, перестать мусорить самому.
1 ученик: вместе мы с тобой в ответе
За чудесное житьё.
И на голубой планете,
В чистоте жить суждено.
2 ученик: ручаюсь я, ребята,
Что хватит вам дел.
Творите добро, кто ещё не успел.

познавательные ууд – выявлять особенности разных предметов в процессе их рассматривания, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,
получение новой информации
регулятивные – оценивать уровень своих познаний, отвечая на вопрос: что я не знаю?, коммуникативные – формирование умения сотрудничать, приводить доказательства, личностные – формировать умение проявлять удивление, желание больше узнать, применять правила делового сотрудничества
регулятивные-
формировать умение выполнения учебной деятельности, самостоятельной оценки правильности выполнения действий в соответствии с поставленной целью.
IX Практическая работа.
Мы с вами учились из бросового материала делать поделки. Посмотрите на работы, которые у вас получились. Ученики 2 класса проводят акцию «Покормите птиц зимой», наши кормушки мы передаёи им, чтобы они вместе с экологическим отрядом повесили их в школьном дворе.
Часто дети не дописывают листочки в тетради. Не выбрасывать же их! Давайте выполним поделку в стиле оригами.
ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.
Работа с газетой.
Вот каким чистым может быть наш город, если все задумаются над этой проблемой, если не будут мусорить. Кто хочет жить в таком городе? -Какая была тема нашего урока?
-Какие цели и задачи мы поставили перед собой?
-Достигли ли мы задач урока? Цели?
-Что вы узнали для себя нового на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
- Где вам могут пригодиться в жизни эти знания и умения?
-Ответим на вопрос:
- Что приятнее всего? (Достичь желаемого). личностные – уважение к мнению другого, освоение роли проверяющего, познавательные – получение новой информации и
регулятивные – способность вносить коррективы, адекватное восприятие оценки своей деятельности, коммуникативные – учет другого мнения, умение работать в группе.
X. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ Какое задание больше всего понравилось на уроке?
Какое задание вызвало затруднения? Почему?
Что нового узнали на уроке?
Что вспомнили?
Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?
Самооценка.
На доске три таблички с высказываниями. Перед вами лежат кружки трех цветов. Выберите себе кружок и поместите его около того высказывания, которое ближе по смыслу вашему результату работы на уроке.
Зеленый – «Я понял».
Желтый – «Я знаю».
Красный – «Я умею».
Учитель делает выводы по самооценке учеников, мотивирует свои выводы. личностные –
формирование оценки своих эмоциональных реакций, проявление интереса и терпения при выполнении самооценки, познавательные – выделение общих признаков, классификация, регулятивные –удерживание цели деятельности до получения результата, коммуникативные – формировать умение сотрудничать для достижения цели.