Групповое профориентационное занятие на тему: «Куда пойти учиться?…»


Групповое занятие
на тему:
«Куда пойти учиться?..».
(Профориентация)
План занятия.
Подготовительный этап.
Проведение занятия.
Понятие «Профориентация», «Профессиональная пригодность».
Тест ДДО.
Средние профессиональные учебные заведения в г. Орехово-Зуево.
4.Игра «Веселые профессии».
Заключительный этап.
1.Профориентационная работа.
Цели и задачи профориентационной работы.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели
оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Социальный педагог:
способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Школьный психолог:
изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
создает базу данных по профдиагностике.
К показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;
достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
Последний результативный критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.
Критерии Показатели
1.Когнитивный
2.Мотивационно - ценностный
3.Деятельностно-практический
2.Тест ДДО.
(Человек – знак)
(Человек – техника)
(Человек – природа)
(Человек – художественный образ)
(Человек – человек)
3.Учреждения начального и среднего профессионального образования.
1.
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 1 имени Героя Советского Союза В.И.Бондаренко Московской области 142608, ул. Коминтерна, д.39 412-44-53
2.
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 118 Московской области 142608, 4-й проезд Козлова, д.1 424-28-83
3.
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №114 Московской области 142608, ул. Иванова, д. 4 423-76-00
4.
ГОУ среднего профессионального образования «Орехово-Зуевский текстильный техникум» 142600, ул. Ленина, д.55 412-45-28
5.
ГОУ среднего профессионального образования «Ореховский индустриальный техникум» 142611, ул. Красина, д.1 425-78-08
6.
ГОУ среднего профессионального образования «Орехово-Зуевский педагогический колледж» 142605, ул. Красноармейская, д.10 412-05-81
7.
ГОУ среднего профессионального образования «Орехово-Зуевский медицинский колледж» 142605, ул. Красноармейская, д.11 412-02-36
8.
ГОУ среднего профессионального образования «Орехово-Зуевский государственный профессионально-педагогический колледж» 142605, ул. Пушкина, д. 3-а 422-14-20
9.
ГОУ среднего профессионального образования «Орехово-Зуевский бизнес-колледж» Московской области 142603, 1-ый проезд Дзержинского, д. 2 422-59-95
10.
Негосударственное образовательное учреждение «Колледж художественно-эстетического образования и дизайна» 142607, ул. Пролетарская, д.5 8-916-44-55-166
Классический колледж художественно-эстетического образования и дизайна
142611 г. Орехово-Зуево МО, ул. Пролетарская, 5. Тел.: (496-42) 4-6931; 5-66-77, (916) 44-55-166
Специальности: дизайн интерьера; дизайн ландшафта; дизайн рекламы; дизайн костюма; web-дизайн; декоратор; оформитель. Информация обновлена: 2009-11-23 15:24:
Орехово-Зуевский бизнес-колледж им. Саввы Морозова
142603 г. Орехово-Зуево МО, 1-й пр-д Дзержинского, 2. Тел.: (496-42) 2-5995; 2-5990
Специальности: банковское дело; государственное и муниципальное управление; налоги и налогообложение; социальная работа; программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем; менеджмент; маркетинг. Информация обновлена: 2009-08-14 10:30:03
Орехово-Зуевский государственный профессионально-педагогический колледж
142605 г. Орехово-Зуево МО, ул. Пушкина, 3а. Тел.: (496-42) 2-1420; 2-4309; 2-1404
Специальности: техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; механизация сельского хозяйства; электрификация сельского хозяйства; технология; экспертиза качества потребительских товаров; гостиничный сервис; управление и организация перевозок на транспорте; правоведение. Информация обновлена: 2009-08-31 16:58:39
Орехово-Зуевский медицинский колледж
142605 г. Орехово-Зуево МО, ул. Красноармейская, 11. Тел.: (496-41) 2-0236; 2-0136; 5-0354 Специальности: лечебное дело; фармация; сестринское дело. Информация обновлена: 2009-08-14 10:30:02
Орехово-Зуевский педагогический колледж
142605 г. Орехово-Зуево МО, ул. Красноармейская, 10. Тел.: (4964) 12-48-36, 12-05-09, 12-05-81
Специальности: иностранный язык; специальное дошкольное образование; педагогика дополнительного образования (с дополнительной подготовкой в различных областях искусства); документационное обеспечение управления и архивоведение (с дополнительной подготовкой); дошкольное образование; социальная педагогика; социальная работа. Информация обновлена: 2009-08-31 16:58:33
Орехово-Зуевский текстильный техникум
142600 г. Орехово-Зуево МО, ул. Ленина, 55. Тел.: (496-4) 2-4528; 2-7064; 2-1519
Специальности: экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); страховое дело; теплоснабжение и теплотехническое оборудование; автоматизация технологических процессов и производств; техническое обслуживание вычислительной техники и компьютерных сетей; дизайн; реклама; техническое обслуживание и эксплуатация электрического и электромеханического оборудования; коммерция. Информация обновлена: 2009-08-14 10:30:03
Ореховский индустриальный техникум
142611 г. Орехово-Зуево МО, ул. Красина, 1. Тел.: (496-42) 5-7808; 5-7810
Специальности: техническая эксплуатация и ремонт подъемно-транспортных и строительных машин; строительство и эксплуатация зданий и сооружений; программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем; экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); земельно-имущественные отношения. Информация обновлена: 2009-08-14 10:30:03
Профессиональное училище № 118
142608 г. Орехово-Зуево МО, 4-й проезд Козлова, 1. Тел. (496-42) 4-2883
Профессии: продавец; контролер-кассир; коммерсант в торговле; повар-кондитер; контролер сбербанка; официант-бармен. Информация обновлена: 2009-08-31 16:57:46
Профессиональный лицей № 114
142608 г. Орехово-Зуево МО, ул. Иванова, 4. Тел. (496-42) 3-4623
Профессии: оператор швейного оборудования; мастер строительных отделочных работ; садовник, озеленитель; художник по костюму; оператор ЭВМ; парикмахер; повар, кондитер. Информация обновлена: 2009-08-31 16:58:03
Московский областной колледж информационных технологий, экономики и управления
142670 г. Ликино-Дулево МО, Первомайский пер., 11. Тел.: (496-41) 4-2742; 4-1457
Специальности: экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); маркетинг (по отраслям); автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям); техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям); программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем; менеджмент (по отраслям); техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей; техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (по отраслям), технология машиностроения. Информация обновлена: 2009-08-28 18:07:42
Орехово-Зуевский профессиональный лицей № 41
142671 г. Ликино-Дулево МО, ул. Центральная, 2. Тел.: (496-41) 4-5389; 4-7792
Специальности: повар, кондитер; электрогазосварщик; автомеханик;. водитель категорий «В» и «С»; станочник (металлообработка); мастер столярно-плотничных и паркетных работ; агент страховой; оператор швейного оборудования; коммерсант на транспорте. Информация обновлена: 2009-08-31 16:59:14
4.Игра: «Веселые профессии».
Заготовленные заранее листочки с надписями профессий, крепятся на спину участнику,; которому потом задаются наводящие смешные вопросы. Пример: Что ты делаешь на своей работе? Участник не зная слова на спине, отвечает на вопросы.