Методическая разработка классного часа по ПДД Это каждый должен знать обязательно на пять


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Свердловская область, Артемовский район, с. Шогринское
Методическая разработка классного часа в 3 классе по ПДД
на тему «Это каждый должен знать обязательно на пять»
Педагог: Соболева Алена Владимировна
Предмет: ОБЖ
Тип урока: классный час.
Цели:
Образовательная: углубление знания учащихся о правилах безопасного поведения на дороге и на улице, о значении соблюдении их.
Развивающая: развитие умение анализировать; классифицировать, обобщать изучаемый материал; формирование положительной мотивации изучения правил дорожного движения;
Воспитательная: развитие коммуникативных навыков обучающихся, умение работать в группе; культуры общения между детьми, этических норм поведения.
Задачи: 
систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах;
формировать конкретные навыки и модели поведения в ситуациях на дорогах и общественном транспорте;
способствовать расширению у детей младшего школьного возраста интереса к знаниям Правил дорожного движения через смекалку, фантазию, эрудицию;
развивать умение логически рассуждать и делать выводы из ситуаций на дорогах и в общественном транспорте.
Оборудование: ПК, мультимедиа, дорожные знаки, у каждого ученика таблица, клубок ниток, карточки с ситуациями, конверт с картинками.
ХОД УРОКА
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся
Беседа о безопасности.
III. Работа по теме урока
1.Заполнение таблицы
2. Повторение правил дорожного движения
3. Игра «Паутинка»
4. Ситуации
IV. Физкультминутка «Светофор».
5. Игра «Найди правильный ответ»
6. Конкурс «Разрешается – запрещается»
V. Итог урока. Рефлексия
слайд 1
- Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об очень важном…
– А, что это такое правила дорожного движения? Как вы это понимаете?
- Нашу школу и дома, где вы живете, окружают дороги. По ним автомобили мчаться на большой скорости. Вы ездите с мамами на автобусе в город, ходите в магазин. Чтобы спокойно переходить улицу, надо знать…
слайд 2
–  Когда мы становимся пешеходами?
– А если мы сели в автобус, трамвай, то в этом случае кто мы?
- Знакомит со статистикой ДТП по вине пассажиров и пешеходов (слайды3-4). (Приложение 1).
– Ребята, это мало или много.  Почему люди попадают в различные ДТП? 
– Да, вы правы. Причина именно в этом. 
Скажите, что такое безопасность?
- Ребята, как думайте, о чём будем говорить сегодня на уроке?Правильно, мы с вами будем повторять правила безопасного поведения на дороге и улице. Знание ПДД необходимо и детям, и взрослым. Не только знание, но и соблюдение их. Соблюдение любых правил необходимо, а уж на дороге – просто обязательно.
- У вас на столах лежат таблицы (Приложение 2), заполните две колонки: какие правила знаю, какие правила хотел(а) бы знать. Третью колонку заполните в конце урока.
слайд 5
Объясняет правила игры «Паутинка»
Вы знаете много правил и выполняете их. А правила дорожного движения надо очень хорошо знать. Не зная, как и где перейти улицу, вы можете попасть в беду.
Вы сидите группами (3 группы). Каждой группе даётся две ситуации (Приложение 4). Вы в каждой группе должны обсудить ситуацию и дать правильный ответ. 
- В результате неправильного поведения происходят дорожно-транспортные происшествия.  Люди получают различные травмы, иногда тяжёлые. Причина этого…
- Я буду показывать вам карточку с сигналом светофора красного цвета – вы стоите на месте, если желтого - хлопаете в ладоши, а зеленого – шагаете на месте.
– Каждой группе я раздам конверт с картинками (Приложение 5). Вы должны внимательно рассмотреть картинки, обсудите и дайте правильный ответ по ситуации.
– Я задаю вопрос, а группы по очереди говорят, разрешается или запрещается. Играть на мостовой … Переходить улицу на зеленый сигнал светофора … Выбегать на проезжую часть … Переходить улицу по подземному переходу … Помогать старикам и старушкам переходить улицу …
Болтать и громко смеяться в транспорте … Играть во дворе на специально отведенных площадках … Кататься на велосипеде, не держась, за руль … Идти по тротуару слева … Уступить место в транспорте пожилым людям … Катать на велосипеде своих друзей … Соблюдать правила дорожного движения …
- А теперь давайте вспомним песню о правилах дорожного движения. (Приложение 6)
– Ребята, я уверена, что вы на дороге и в транспорте такие же внимательные, как и сегодня на уроке. Соблюдайте все правила дорожного движения и   дорожно-транспортные происшествия вам не страшны.
Возьмите сейчас оценочные таблицы и заполните третий столбик.
- Какое у вас настроение от урока? Прикрепите «магниты-настроений» на доску. - о правилах дорожного движения.
Это законы улиц и дорог, которых мы с вами должны знать и соблюдать.
- правила дорожного движения.
Когда мы идем по улице, переходим дорогу.
Пассажиры.
Слушают.
Нарушают правила безопасного поведения на дорогах.
Это значит оберегать себя от какой–либо опасности, быть осторожным, внимательным, строго выполнять установленные правила, т.е. беречь себя от опасности.
Ответы.
Заполняют таблицу.
Учащиеся читают заранее подготовленные стихи и показывают знаки (Приложение 3).
Дети сидят в кругу. У водящего – регулировщика дорожного движения, в руках клубок ниток. Он бросает любому из детей, называя причину несчастных случаев на дорогах. Тот, назвав причину, в руке держит нитку, а клубок бросает дальше. Когда все дети примут участие в игре, у них в руках получилась «паутинка» и длинный рассказ о причинах несчастных случаев на дорогах.
Читают, разбирают и анализируют ситуации.
Отвечают.
– нарушение правил.
Красный - дети стоят на месте, желтый - хлопают в ладоши, зеленый - шагают на месте.
Работают в группах.
- запрещается.
- разрешается.
- запрещается. 
- разрешается.
- разрешается.
- запрещается.
- разрешается. 
- запрещается. 
- запрещается. 
- разрешается. 
- запрещается. 
- разрешается
Поют песню на мотив «Если с другом вышел в путь…»
Учащиеся заполняют третью колонку в таблице: что нового узнал(а) о ПДД.  Вопросы, оставшиеся без ответа, будут домашним заданием на следующий урок по ПДД. Повторяют источники, где можно найти информацию.
Литература:
М.Р. Максиняева. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – Москва 2004.М.А. Бочкарева. Культура общения, риторика и этика в начальной школе. – Ижевск 1996.
Приложение 1
Статистика ДТП по Артемовскому городскому округу
за 2 месяца 2017 года.
За 2 месяца 2017 года на территории Артемовского городского округа произошло 96 ДТП (02.2016 - 83), из них 6 ДТП с пострадавшими (02.2016 – 5), в которых 2 пешехода погибли и 5 участников дорожного движения получили травмы различной степени тяжести.
Зарегистрировано 1 ДТП с участием ребенка 3-х лет 8 месяцев, находящегося в санках в сопровождении 14-летней сестры. Причина ДТП: наезд на группу пешеходов, идущих по левому краю проезжей части, навстречу движущемуся транспорту, 19-летним водителем, управляющим автомобилем «ВАЗ-2106», в состоянии опьянения, не имеющим права управления.
В черте города произошло 58 ДТП, из них 3 ДТП с пострадавшими, в которых 4 человека ранены, в т. ч. ребенок. Причины ДТП: выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, несоответствие скорости конкретным условиям; в сельских населенных пунктах – 19 ДТП, из них 2 ДТП с 2 погибшими. Причины ДТП: наезд на пешеходов; на загородных дорогах областного значения – 19 ДТП, из них 1 ДТП с раненым. Причина ДТП: выезд на полосу, предназначенную для встречного движения.
Основные нарушения ПДД водителями, являющиеся причинами ДТП:
·     несоответствие скорости конкретным условиям – 35 ДТП (02.2016 – 17), из них 2 ДТП с пострадавшими, в 1 ДТП – погиб пешеход, 1- ДТП с участием ребенка, который в результате ДТП получил травмы;
·     выезд на полосу встречного движения -  3 ДТП (02.2016 – 3), из них 2 ДТП с пострадавшими, в которых 3 человека травмированы;
·     управление ТС в состоянии опьянения – 1 ДТП (02.2016 – 0), в котором ребенок получил травмы;
·     несоблюдение очередности проезда – 22 ДТП (02.2016 – 11);
·     с участием пешеходов – 3 ДТП, в которых 2 пешехода погибли, 1 ребенок получил травмы.
    Сотрудниками ОГИБДД, при проведении профилактической работы с водителями, выявлены: 39 водителей, управляющих автомобилем в состоянии опьянения,  914 пешеходов, передвигающихся по проезжей части с нарушениями, 120 водителей, не предоставивших преимущества в движении пешеходам и водителям, 447 – не пристегнутых ремнями безопасности, 132 - нарушения правил перевозки детей в автомобиле, 27 проездов на запрещающий сигнал светофора, 50 – выездов водителями на полосу, предназначенную для встречного движения. 
 
Отделение ГИБДД ОМВД России по Артемовскому району
Приложение 2
Оценочная таблица
Какие правила знаю Какие правила хотел(а) бы знать Какие правила узнал на уроке
     
Приложение 3
Стихи о дорожных знаках.
По проезжей части ездят Все по правой стороне, Это Правило движенья Действует в стране. ***Пешеходы на дороге Были бы в опасности, Но для них есть тротуар Вдоль проезжей части. ***Люди по обочине Двигаться должны Транспорту навстречу С левой стороны. ***Переход через дорогу Мы всегда найдем: Полосатая дорожка Нарисована на нем. ***Рядом знак дорожный ставят: «Пешеходный переход», Здесь дорогу переходитВесь сознательный народ. 
***
Если транспорт на дороге У обочины стоит, Он обычно пешеходам Закрывает общий вид. ***Если светофора Нет на переходе, Посмотрите влево Прежде, чем пойдете. ***Посреди дороги Вправо посмотрите, Транспорт пропустите, А потом идите. ***Где вдоль улицы барьер, Там нет перехода. Транспорт движется за ним, Не сбавляя хода. ***За барьером можно сразу Под колеса угодить: Ведь тяжёлую машину Нелегко остановить. ***Футбол – хорошая игра,Пусть каждый тренируетсяНа стадионах, во дворах,Но только не на улицах.  
(Жилая зона)***Можно встретить знак такойНа дороге скоростной,Где больших размеров ямаИ ходить опасно прямо,Там, где строится район,Школа, дом иль стадион. 
(Ремонт дороги)***
Сообщает знак о том,Что вблизи аэродрома.Коль услышишь шум ужасный,Знай, что это не опасно. Если же под перекрестком Есть подземный переход, По нему через дорогу Ходит каждый пешеход. ***Перекресток переехать И дорогу перейти Вам нельзя одновременно,Не столкнувшись на пути. ***Регулирует движенье Сложное приспособленье Под названьем СВЕТОФОР. ***Загорелся красный Свет, Это значит – хода нет. Светофор сигналит строго: «Не ходите на дорогу!» ***
А когда горит зелёный, Это значит – путь свободный. Светофор вам говорит: «Переход для вас открыт!»  ***Грузовик или автобус Обходить опасно, Это каждый пешеход Должен знать прекрасно. ***
На проезжей части Не катайтесь, дети, Ни на самокате, Ни на велосипеде. ***Эй, водитель, осторожно,Ехать быстро невозможно,Знают люди все на светеВ этом месте ходят (Дети)***
Если друг велосипедМчит тебя быстрей ракет,Никогда не нужно ехатьТам, где знак увидишь этот.(Проезд на велосипеде запрещен)***Если ты собрался с другомВ зоопарк или в кино,Подружиться с этим знакомВам придется все равно,И домчит вас быстро, ловкоЗнак… (автобусная остановка)***Не один здесь знак, а много:Здесь железная дорога!Рельсы, шпалы и пути –С электричкой не шути.
Приложение 4
Ситуации
1. Незнайка опаздывал на поезд. Красная Шапочка торопилась в аптеку, у нее заболела бабушка. Они увидели мальчика, который катался на велосипеде и стали просить его подвезти. Кого подвез мальчик? (Никого нельзя катать на велосипеде)
2. Каждый раз, когда автомобиль подъезжает к перекрёстку, он его встречает. То зелёным светом моргнёт, то красным засияет. Объясни, для чего этот предмет находится на перекрёстке.
3. Однажды Петя переходил проезжую часть улицы на зелёный сигнал светофора.  И вдруг зелёный огонёк быстро-быстро заморгал и переключился на жёлтый. Что должен делать пешеход в такой ситуации: идти вперёд на противоположную сторону улицы или вернуться назад к тротуару?
4. Подошли школьники к перекрёстку и замерли от удивления. Светофор, как всегда моргал, но только одним своим глазом – жёлтым, подавая сигналы для водителей и пешеходов. «Наверное, сломался», – подумали школьники.   Как ты думаешь, что случилось со светофором?
5. Как правильно переходить дорогу на остановке – перед автобусом или за ним? Почему?
6. Шёл Миша как-то с ребятами по тихой улице. Машин на ней мало, перекрёсток без светофора. Подошли к перекрёстку и только собрались переходить улицу, как Миша сказал: «Подождите, пропустим машину». И действительно, поворачивает автомобиль. Удивились ребята, спрашивают: «Как ты догадался?»   Как автомобили могут «разговаривать» с пешеходами?
7. Коле исполнилось 9 лет. На день рождения ему подарили велосипед. Он обрадовался, сел на него и покатил. Мальчик объехал вокруг своего домика, проехал по двору и выехал на дорогу, направляясь к дому своего друга. Все правильно сделал Коля?
8. Оля вышла из автобуса и сразу побежала на другую сторону улицы. Правильно ли поступила Оля? Где и как надо переходить улицу, выйдя из транспорта?
Приложение 5
Игра «Найди правильный ответ»
Дорожная ситуация для 1-й команды

Дорожная ситуация для 2-й команды

Дорожная ситуация для 3-й команды

Приложение 6
Песня на мелодию «Если с другом вышел в путь».
Отправляясь в дальний путь,
Отправляясь в дальний путь,
Веселей дорога,
Если правила всегда,
Если правила всегда Знаешь строго.
Припев: Не спеши, посмотри
Путь тебе пока закрыт
Когда красный свет горит.
Не робей, пешеход,
Ты вступай на переход,
Когда зеленый свет зовет.
Службу нужную всегда,
Службу нужную всегда
Мы нести решили
Чтоб дорожных катастроф,
Чтоб дорожных катастроф
Вы не совершали.
Припев: Не спеши, посмотри
Путь тебе пока закрыт
Когда красный свет горит.
Не робей, пешеход,
Ты вступай на переход,
Когда зеленый свет зовет.