Технологическая карта урока русского языка в 4 классе Спряжение глаголов


МБОУ «Саргатский лицей»
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Спряжение глаголов».
Предмет- русский язык
Класс – 1б класс. Учитель – Григорьева Ольга Ефимовна
Тип урока – урок первичного предъявления новых знаний
Технологическая карта изучения темы: «Спряжение глаголов».
Тема Спряжение глаголов
Цели деятельности педагога
Планируемые результаты:
Предметные
Метапредметные Познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения с ударным окончанием.
Понимать смысл термина «спряжение»; знать, какие глаголы относятся к 1 спряжению, какие ко 2 спряжению; уметь определять тип спряжения по личному окончанию
Личностные УУД:
проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД:
целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план способа действия в случае расхождения эталона; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные УУД:
работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.
Коммуникативные УУД:
оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Основные понятия глагол, личное местоимение, лицо, число, склонение, спряжение, личное окончание
Межпредметные связи русский язык, литературное чтение, окружающий мир
Ресурсы:
основные
дополнительные Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/С.В.Иванов и др. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2008.
ПК, мультимедийный проектор, презентация «Спряжение глаголов», раздаточный материал: полоски с буквами, таблица «Спряжения глаголов», итоговый тест
Формы работы фронтальная, работа в парах, индивидуальная
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности Приветствует учащихся.
Создаёт условия возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Тетради в портфеле шуршали:
Что в жизни важнее – решали.
Тетрадка в линейку бормочет: «Грамматика»,
А в клетку тетрадка ворчит: «Математика».
На чем примирились тетрадка с тетрадкой –
Для нас до сих пор остается загадкой.
-А как вы считаете? Приветствуют учителя организуют рабочее место, самоорганизуются на урок.
Актуализация опорных знаний Формулирует задания; обеспечивает мотивацию выполнения заданий и контролирует выполнение работы; отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке; организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний
Запись даты, классной работы.
Слайд 2
(На слайде личные местоимения)
-Что объединяет все эти слова?
-Расположите их в нужном порядке. Запишите. Проверьте.
Слайд 3
-Над какой частью речи вы сейчас работаете?
-Почему же тогда мы вспомнили личные местоимения?
-Как определить лицо и число глагола?
Исследуют содержание слайда; выполняют задание, повторяя пройденное; формулируют выводы.
Фиксирование затруднения в пробном действии и постановка учебной задачи. Организует работу по постановке цели урока, уточняет понимание учащимися цели урока.
Слайд 4, клик
-Прочитайте стихотворение.
Верба.
Сиянье, плеск и щебет во дворе…
А верба вся в пушистом серебре.
Вот-вот сорвутся да и улетят
Комочки этих сереньких утят.
-Какие слова, выражения показались вам непонятными, интересными?
клик
-Запишите 3 предложение. Найдите глаголы, определите их лицо и число.
-Образуйте и запишите форму 2л. ед.ч. этих глаголов, помня, что при образовании новых форм данного глагола
Слайд 5
вид не менять, -ся не терять
- Выделите окончания, подчеркните в них гласную.
- Что заметили?
Слайд 6
-Попробуйте сформулировать цель урока.
Слайд 7
Выполняют предложенное задание по обнаружению глаголов в тексте и трансформации их форм; отделяют границы знания; формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Построение проекта выхода из затруднения Учит школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.
-Вспомним, не случается ли чего-либо подобного со словами других частей речи, например, имени существительного.
-Запишите словосочетания; определите число и падеж имен существительных, выделите окончания.
находиться в школе, находиться в тени
-В одинаковой или разных формах им. сущ.?
-Почему же у них разные окончания?
Слайд 8
-Попробуйте высказать предположение, почему и у глаголов, находящихся в одинаковой форме, разные окончания?
-Что же будет темой урока? А одной из задач?
Слайд 9, клик
- А будут ли другие задачи?
клик
Выдвигают гипотезу, основываясь на аналогии; формулируют тему и задачи урока.
Реализация проекта и открытие нового знания.
Физминутка
Организует поисковую работу учащихся; обеспечивает мотивацию выполнения заданий и контролирует выполнение работы; отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке; побуждает к высказыванию собственного мнения.
Организует физминутку.
Слайд 10, клик
-Из ряда букв вычеркните буквы непарных мягких согласных?
-Как называется новый признак глагола?
клик
-На с.107 учебника прочитаем, что такое спряжение.
Слайд 11
-Какую задачу выполнили?
-Измените глаголы сорвешься, улетишь по лицам и числам, другими словами, проспрягайте их. Выделите окончания.
-Как думаете, сколько типов спряжения глаголов в русском языке?
-Подчеркните те буквы в окончаниях глаголов, которыми они различаются.
-Заполните таблицу. Проверьте.
Слайд 12
-Сделаем вывод: Какие глаголы относятся к 1 типу спряжения, а какие ко 2 типу?
-Найдем подтверждение в учебнике – с.106.
- Итак, что мы узнали о спряжении глагола?
Слайд 13
-Какую задачу выполнили?
Слайд 14
Проверяют гипотезу, выполняя задания, заполняя таблицу; сверяют свои выводы с материалом учебника.
Выполняют упражнения.
Первичное закрепление.
Организует работу по составлению алгоритма; контролирует выполнение работы.
-Выполним упр.3 с.107.
Задание: Записать 1 четверостишие, найти глаголы и определить, к какому спряжению они относятся.
-Обсудим, что нужно делать, чтобы определить спряжение глагола, составим план действий, алгоритм.
Слайд 15
-Во 2 четверостишии найдите глагол в форме 3л. мн.ч. Выпишите его. Чем он нам интересен? Определите его спряжение. Участвуют в составлении алгоритма, затем самостоятельно выполняют задание; формулируют собственное мнение, аргументируя его.
Итоги урока. Рефлексия. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.
Организует рефлексию, включает детей в анализ собственной деятельности. Слайд 16
-Достигли ли мы цели урока?
-Проверим себя с помощью теста. Проверим.
Слайд 17, 18
Выполняют тест по основным позициям нового материала.
Проводят самооценку своей деятельности на уроке.