Урок русского языка «Личные окончания глаголов. Спряжение глаголов.» 3 класс


Тема: Личные окончания глаголов. Спряжение глаголов.Цели: формировать представление о том, что глаголы настоящего и простого
будущего времени изменяются по лицам; что при изменении глаголов
по лицам изменяются их окончания;
учить правильно писать личные окончания глаголов;
познакомить с понятием – спряжение глаголов;
закреплять знания детей о лице и числе глаголов, разбирать слова по составу;
способствовать развитию речи, памяти, внимания.
Ход урока.
Организация класса.
Повторение изученного.
На доске:
Взгляд, прочитает, они, приглядывает, читали.
- Прочитайте слова, разделите их на три группы так, чтобы большую по количеству группу можно было также разделить на три группы.
(взгляд – им. сущ.; они – местоим.; прочитает, приглядывает, читали – глаголы)
- Что вы можете рассказать о глаголе по данным примерам?
III. Минутка чистописания.
- Назовите буквы, которые мы будем сегодня писать. С первой буквы начинается корень глагола настоящего времени.
(г – с неё начинается корень –гляд- глагола настоящего времени приглядывает)
- Вторая буква находится в приставке глагола будущего времени и обозначает в ней непарный твёрдый согласный звук.
(р – находится в приставке про- глагола будущего времени прочитает)
- Составьте цепочку из букв г и р таким образом, чтобы количество букв г в каждой последующей ячейке увеличивалось на одну, а количество букв р поочередно то увеличивалось, то уменьшалось.
гр ггрр гггр ггггрр …
- Как вы думаете, о глаголах какого времени мы узнаем сегодня новое?
( О глаголах настоящего и будущего времени)
IV. Словарно – орфографическая работа.
- Для того, чтобы вы смогли назвать новое слово из словаря, вам надо выполнить моё задание.
На доске:
мне (д), меня (о), я (р), меня (и), обо мне (а), мной (н)
- Каждой форме местоимения я соответствует определённая буква, указанная в скобках. Вы сможете назвать новое слово из словаря, если правильно выстроите эти местоименные формы в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках. (рóдина)
- У этого слова несколько значений. Какие значения вы можете назвать?
Работа со словарём.
1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.
2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н: Москва - его р. Индия - р. шахмат. * Вторая родина- место, давшее кому-н. приют, ставшее родным.
- Объясните смысл пословиц.
Кто за родину дерется, тому сила двойная дается. Кто служит родине верно, тот долг исполняет примерно. Родина начинается с семьи.
- Назовите глаголы, охарактеризуйте их.
V. Работа над новым материалом. - Как связаны глаголы с личными местоимениями?
(От личных местоимений зависит лицо глагола)
- Сколько лиц у глагола?
- Какие глаголы изменяются по лицам?
- Что мы знаем о глаголах несовершенного вида? (Имеют три формы времени: прошедшее, настоящее и сложное будущее.)
- Что мы знаем о глаголах совершенного вида? (Имеют две формы времени: прошедшее и будущее.)
- Измените по лицам глаголы: говорить, сочинить, петь в настоящем времени.
Составляется таблица окончаний:
ед. ч. мн.ч.
1-е лицо -у, –ю -ем, -ём, -им
2-е лицо -ешь, -ёшь, -ишь -ете, -ёте, -ите 3-е лицо -ет, -ёт, -ит -ут, -ют, -ат, -ят- Что вы заметили? (Глаголы меняют окончания в зависимости от лица, в котором они стоят)
- Изменение глаголов по лицам называется спряжением. Проспрягайте эти же глаголы в простом будущем и сложном будущем времени.
- Что заметили?
Знакомство с правилом.
Упр. 57 стр. 155
VI. Закрепление изученного.
– К данным глаголам подберите глаголы, близкие по значению. Обозначьте спряжение, выделите безударные личные окончания.
Блестит - …, бранит - …, мыслит - …, рыдает - ….
Запишите глаголы во 2-ом лице ед.ч., выделите окончания.
Прочитаю - …, запишу - …, строю - …, пишу -….
VII. Домашнее задание.
Написать сочинение о весеннем облачном небе.
VIII. Итог урока.
- Какие окончания у глаголов в форме единственного числа в 1-ом лице, во 2-ом лице, в 3-ем лице, а в множественном?
- А какие окончания у глаголов в форме будущего времени?
- Что мы называем спряжением?
- Что сегодня было самым трудным?
- Кто понял как различать спряжения глаголов?