Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе на тему I и II спряжение. Спряжение глаголов в настоящем времени.


Технологическая карта открытого урока по русскому языку «I и II спряжение. Спряжение глаголов в настоящем времени».
Класс: 4-в
Учитель: Хлестакова Зинаида Ивановна
Тип урока: изучение нового материала
Дата проведения: __________________
Задачи: создавать условия для наблюдения за личными окончаниями глаголов I и II спряжения в настоящем времени;
создавать условия для сравнения окончаний глаголов I и II спряжения в настоящем времени в разных лицах и числах;
учить определять спряжение глаголов в настоящем времени.
Планируемые результаты
Предметные:
-называть личные окончания глаголов I и II спряжения в настоящем времени по личным окончаниям;
-определять лицо, число и спряжение глаголов в настоящем времени по личным окончаниям;
-определять спряжение глаголов в настоящем времени. Метапредметные:
-понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
-анализировать информацию, представленную в таблице;
-находить нужную информацию, составлять и представлять сообщение;
-планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей;
-проводить самооценку и взаимопроверку.
Личностные:
-осознавать важность изучения русского языка;
-формировать положительную учебную мотивацию;
-проявлять учебно-познавательный интерес.
Ход урока
Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяЗадания для обучающихсяПланируемые результаты
Предметные УУД
1.Организационный момент
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней
Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки, настроя на урок.
Ребята!
Проверьте свою готовность Личностные:
-формирование положительной учебной мотивации,
потребности включения в учебный процесс к уроку! Очень хочется, чтобы урок получился интересным. Познавательным.
Давайте урок начнем со слов:
Я – человек.
Я – умею смеяться и удивляться, обижаться и огорчаться.
Я – умею думать, понимать, слушать и отвечать.
Я- могу ошибаться.
Я- умею учиться.
Я ХОЧУ УЧИТЬСЯ (слайд 2) Читают слова эмоциональной отзывчивости;
-умение организовать свое рабочее место.
2.Актуализация необходимых знаний
Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания. Предлагает открыть тетради, записать дату
-Проведем традиционную минутку чистописания
-Чем могут являться данные соединения?
-Прочитайте предложение, записанное ниже.
-В какой части слова пропущены орфограммы?
Какую букву будем писать? Учащиеся записывают в тетрадях дату.
Учащиеся прописывают в тетради соединения -ат, -ят, -ут, -ют.
Окончания глагола 3 лица, множественного числа.
Могут испытывать затруднение, так как не умеют определять написание безударного личного окончания глаголов.
Проверка по образцу на доске. Самооценка.
-формирование каллиграфического почерка;
-развитие орфографической зоркости. Регулятивные:
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Личностные:
-проявляют способность к самооценке своих знаний, умений;
-осознание своих возможностей и трудностей в учении, стремление к их преодалению.
3.Введение в тему, постановка учебной проблемы
Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока.
4.Организация познавательной деятельности
Цель: организовать усвоение темы, выполнение заданий для открытия новых знаний
Организует формулировку темы детьми, постановку цели урока.
-Какие еще личные окончания глаголов вы знаете?
Задает проблемный вопрос:
-От чего зависит личное окончание глагола? (нацеливает на уточнение информации по учебнику)
Помогает определить тему урока, составить учебную задачу.
-Прочитайте правило на с. 88 в учебнике.
-Что узнали из этой информации, что поняли?
-Прочитайте задание к упр. 180 в учебнике.
-Сделайте выводы.
-Соотнесите свои выводы с информацией в учебнике на с.88.
-Как определить спряжение глагола? Называют все личные окончания глаголов настоящего и будущего времени в единственном и множественном числе.
Высказывают свои предположения. Обсуждают все варианты.
Находят в учебнике с.88.
Читают тему урока.
(Слайд № 1)
Ставят учебную задачу – узнать личные окончания глаголов I и II спряжения настоящего времени.
(Слайд № 3)
Читают правило.
Комментируют.
Читают информацию, представленную в таблице. Проводят наблюдения по вопросам упражнения.
Делаю вывод о том, что ударные и безударные личные окончания глаголов одного и того же спряжения пишутся одинаково.
Сообщают о том, что личные окончания глаголов I и II спряжения одинаковы только в форме 1-го лица единственного числа, а в других формах они различаются.
Читают информацию в учебнике, сверяют свои выводы с информацией.
(Слайд № 4-6)
Дети повторяют алгоритм определения спряжения, сверяют с образцом.
Различаются ли ударные и безударные личные окончания глаголов одного и того же спряжения?
Чем различаются личные окончания глаголов I и II спряжения в одном и том же лице и числе? -умение определять время глагола и личные окончания глаголов I и II спряжения настоящего времени;
-умение формулировать выводы на основе полученных знаний;
-умение работать с учебником.
-умение формулировать выводы на основе полученных знаний;
-умение работать с учебником;
-умение ставить вопрос к глаголу;
-умение образовывать неопределенную форму глагола. Регулятивные:
-планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
-умение понимать познавательную задачу;
-выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
-умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности:
-выделять и формулировать цель.
Личностные:
-проявляют способность к самооценке своих знаний, умений:
-осознание своих возможностей и трудностей в учении, стремление к их преодалению.
Регулятивные:
-планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей;
-умение контролировать учебные действия;
-формулировать речевое высказывание и аргументировать свое мнение;
-устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
-умение ориентироваться в учебнике.
Познавательные:
-осуществлять смысловое чтение;
-анализировать текст таблицы.
Личностные:
-умение оценивать результат собственной деятельности.
5.Физкультминутка
Цель: организовать правильность выполнения физических упражнений Выполняют действия по образцу.
Будем ноги поднимать
Раз, два, три, четыре, пять.
Выше поднимай коленку,
Не ленись на переменке.
Головой покрутим резво,
Вправо-влево.
И попрыгаем на месте-
Ноги врозь и ноги вместе.
Переходим на ходьбу.
Выше ноги: раз, два!
Мы зарядку делать будем,
Чтоб не болела голова.
(Дети садятся.)
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровнее.
От зарядки станем крепче,
Станешь крепче и сильнее!
Личностные:
-снятие утомляемости;
-поддержание эмоционального настроя.
6.Закрепление знаний.
Цель: способствовать совершенствованию приобретенных знаний, организовать работу в паре. Организует работу в парах по заданию к упр.181 в учебнике.
Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию в учебнике.
-Выполните задание к упр.182 и оформите его в тетради.
-Какие слова автор повторяет в предложении несколько раз? Почему?
-В прямом или переносном значении употреблены глаголы? Объясните.
-В чем сходство в грамматических признаках выделенных глаголов (время, лицо, число)?
-Чем они отличаются? Почему у них разные окончания?
На экране записаны глаголы.
-Выпишите их в две группы:
в первую – глаголы I спряжения;
во вторую – глаголы II спряжения.
Выделите окончания, укажите время, лицо и число глаголов.
Взаимопроверка:
-Поменяйтесь тетрадями, проверьте выполнение задания вашего соседа.
На экране записаны схемы слов.
-Подберите глаголы к данным схемам.
На экране записаны глаголы настоящего времени.
-Найдите глаголы II спряжения настоящего времени.
Занимательный русский язык.
-Отгадайте ребусы. Поставьте глаголы в форму настоящего времени.
Тренажёр.
-Определите спряжение глаголов настоящего времени. Читают задание. Выполняют его в парах. Выполняют взаимопроверку и взаимооценку.
Читают стихотворение А.Барто, анализируют содержание. Называют время, лицо, число и спряжение глаголов, объясняя свои действия.
(Слайд № 7)
Слушают задание.
Выполняют его самостоятельно.
(Слайд № 8)
Слушают задание.
Выполняют его самостоятельно.
(Слайд № 9)
Находят глаголы II спряжения настоящего времени.
(Слайд № 10)
Отгадывают ребусы. Ставят глаголы в форму настоящего времени.
(Слайд № 11-15)
(Слайд 16-29) Прочитайте личные окончания. Кто быстрее и правильнее ответит на вопрос: в каком лице и числе и в каком спряжении глагол имеет любое из данных окончаний (-ешь, -ишь,--им, -ем, -ите,-ете,-ит,-ет,-ат,-ут,-ют,-ят?)
Дождь пошел и не проходит,
Дождь, дождь.
Дождь идет, хотя не ходит,
Дождь, дождь.
Он прохожим хлещет в лица,
Дождь, дождь.
Глаголы:
спешат, встаньте, висим, сторожат, бежит, светят, позовёшь, лежим, начнем, горит, споёт, полетите. Растут, стучишь, смотришь, шьют
Глаголы:
перебегает, думают, перепрыгнул, рассматривает, верит, засыпает, зазеленеет, сушит, перелистывает. Обдумывает.
Глаголы:
кричит, прыгает,
держит, гнёт,
смотрит, моют,
брить, думают,
верят, моет.
Глаголы:
желте…т, руб…т, решают, чертят, корм..т, спор…т, слыш…т, светле…т, грузят, тащ…т, качают, мелька…т, тратят.-умение определять лицо, число, спряжение глаголов по их личным окончаниям;
-умение анализировать применение слов в прямом и переносном значении;
-умение находить сходство в грамматических признаках глаголов.
. Регулятивные:
-планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей;
-умение контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки.
Познавательные:
-умение сравнивать, анализировать;
-устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
-организация учебного сотрудничества;
-умение работать в паре;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Личностные:
-уважительное отношение к иному мнению;
-умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
7.Домашнее задание -Записываем в дневник домашнее задание Записывают задание.
(Слайд № 33) Определить спряжение глаголов:
кричать, гореть, петь, течь.
Проспрягать их, выделить личные окончания, проверить их написание по таблице на с. 88 в учебнике. -умение определять лицо, число и спряжение глаголов в настоящем времени;
-умение спрягать глаголы. Регулятивные:
-планирование выполнения учебного задания;
-выполнять учебные действия в соответствии с целью;
-контроль и коррекция выполненного задания.
8.Самооценка собственной деятельности -Какие знания помогли справиться с заданием?
-Возьмите свой «Лист учебных достижений». Отметьте те умения, которыми вы пользовались на уроке. И как вы владеете этим умением сейчас, оцените сегодняшнюю работу. Высказывания детей.
(Слайд № 30-31)
«Сигнальными карточками» показывают свою оценку.
Лист учебных достижений. Регулятивные:
-умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Личностные:
-самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
9.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель: способствовать формированию рефлексии, вызвать чувство удовлетворенности от урока. -На этом наш урок подошел к концу.
-Что нового, интересного узнали сегодня на уроке?
-Составьте, пожалуйста, в своих группах синквейн об уроке. Высказывания учащихся.
(Слайд № 32)
Алгоритм написания синквейна (Слайд № 34)
Составление синквейна в группах.
Зачитывание синквейнов.
-умение составлять синквейн на заданную тему. Регулятивные:
-рефлексия;
-саморегуляция.
Личностные:
-проявление учебно-познавательного интереса;
-эмоциональная отзывчивость.
Коммуникативная:
-организация учебного сотрудничества.