Рабочая программа курса Профилактика и коррекция нарушения письменной речи 1 этап

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования. Программа направлена на реализацию системы логопедической помощи для учащихся 1 классов с речевыми нарушениями (коррекцию недостатков в речевом развитии, социальную адаптацию учащихся) для успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.30.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Инструктивное письмом Министерства образования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А. В. Ястребовой и Т. П. Бессоновой (Москва,1996).
Основная общеобразовательная программа начального общего образования МОУ Долгодеревенской СОШ.
Учебный план МОУ Долгодеревенской СОШ. Отличительной особенностью курса является коррекционная и коммуникативно-познавательная основа. Программа очень актуальна в связи с тем, что в настоящее время увеличилось число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы. Это обусловлено рядом факторов. Изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У данной категории детей отмечаются недостатки речевого развития, первичного или вторичного генеза, что в свою очередь обуславливает трудности в освоении программы школы. Можно выделить следующие речевые нарушения, с которыми зачисляются дети в 1 - й класс: фонетическое нарушение речи (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), общее недоразвитие речи (ОНР), нерезко выраженное недоразвитие речи (НвОНР). Для предупреждения и преодоления первичных и вторичных нарушений речи (дисграфии и дислексии) учащихся, необходимо своевременно оказывать коррекционную логопедическую помощь в условиях логопункта. В целях исполнения Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013) глава IV статья 42 образовательное учреждение должно обеспечить логопедическую помощь учащимся, по заявлению родителя или законных представителей. Для этого разработана данная программа курса.
Общая характеристика программы.
Цель программы: коррекция нарушений устной речи и профилактика нарушений письменной речи у первоклассников, имеющих трудности при формировании коммуникативных и общеучебных умений и навыков (прежде всего, в усвоении программного материала по русскому языку).
Задачи:
– формирование полноценных произносительных навыков;
– развитие фонематического анализа и синтеза;
– развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста;
– уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем;
– развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
– развитие внимания, памяти, мышления;
– формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса;
– развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.
Логопедические занятия включают формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного и безошибочного письма, как показателя общей культуры человека.
III. Описание места учебного курса в учебном плане
Для реализации индивидуального подхода к учащимся с нарушениями устной и письменной речи выделяются учебные часы, предусмотренные нормативными документами для функционирования логопункта в ОУ.
Форма коррекционных занятий: групповые и индивидуальные логопедические занятия.
Программа курса рассчитана для учащихся 1 класс. В неделю проводится фронтальных 2 занятия, С определенным количеством детей в группах (ФФН, ФН – до 6 человек, ОНР-Ш – 4 человека, НвОНР – 5 человек).
Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения домашнего задания и т.д. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность.
Диагностика проводится два раза в год: вводная – в сентябре, итоговая – в мае.
Организация работы по программе.
Отклонения в речевом развитии учащихся начальной школы имеют различную структуру и степень выраженности их можно распределить на три группы:
первую группу составляют школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения звуков без других сопутствующих проявлений (фонетическое недоразвитие речи - ФН). Типичный пример подобного нарушения - это велярное, увулярное или одноударное произношение звука«Р».
вторую группу составляют школьники, у которых имеет место несформированность всей звуковой стороны речи - произношение, фонематические процессы (фонетико-фонематическое недоразвитие - ФФН). Типичным для произношения учащихся этой группы являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; сонор; твердых-мягких). В большинстве случаев нарушение распространяется лишь на какую-либо пару звуков, например, С-Ш, Ж-3, Щ-Ч, Ч-Т, Ч-Ц, Д-Т и т.д. Чаще всего неусвоенными оказываются свистящие и шипящие звуки, Р-Л, звонкие и глухие. В некоторых случаях при отсутствии выраженных дефектов отдельных звуков отмечается недостаточная четкость их произнесения. Недочеты произношения, выражающиеся в смешении и заменах звуков (в отличие от недостатков, выражающихся в искаженном произнесении отдельных звуков), следует относить к фонематическим дефектам. Школьники рассматриваемой группы, имеют выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифференциации звуков. Эти дети испытывают затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического (например: звонкие и глухие звуки) и артикуляционного (например: свистящие-шипящие звуки) сходства и различия, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (например: бочка - почка, басня - башня). Все это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова. Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звуковою состава слова и нередко служит причиной появления вторичного (по отношению к устной форме речи) дефекта, проявляющегося в специфических нарушениях чтения и письма.
третью группу составляют обучающиеся, у которых, наряду с нарушениями произношения звуков, имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка - общее недоразвитие речи (Общее недоразвитие речи - ОНР). Эти отклонения приводят к тому, что дети испытывают большие трудности в овладении чтением и письмом, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
Преимущественно в общеобразовательную школу поступают дети III уровня ОНР или с нерезко выраженной неполноценностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка – НвОНР (по классификации Р. Е. Левиной). Так, количество неправильно произносимых звуков у детей с ОРН и НвОНР не превышает 2-5 и распространяется лишь на одну-две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение всех этих звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»). При этом у всех детей остается недостаточная сформированность фонематических процессов, низкий количественный состав словарного запаса, обучающиеся данной группы допускают в самостоятельных высказываниях ряд ошибок, обусловленных смешением слов по смыслу и акустическому сходству. Грамматическое оформление устных высказываний также характеризуется наличием специфических ошибок, отражающих недостаточное усвоение детьми предложного и падежного управления, согласования, сложных синтаксических конструкций. Отставание в развитии языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй) не может, естественно, не оказывать определенного влияния и на формирование функций речи (или видов речевой деятельности). Речь первоклассника с ОНР носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога. Первоклассники испытывают определенные трудности при продуцировании связных высказываний (монологическая речь), которые нередко сопровождаются поисками необходимых для выражения мысли языковых средств. У детей еще нет навыков и умений связно излагать свои мысли. Поэтому для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений.Детям с НВОНР доступны более-менее развернутые связные высказывания в пределах обиходно-бытовой тематики. Их самостоятельные высказывания характеризуются фрагментарностью, недостаточной связностью, логичностью. Что касается обучающихся 2-3 классов с ОНР, то проявления несформированности языковых средств у них иные. Они могут ответить на вопрос, составить элементарный рассказ по картинке, передать отдельные эпизоды прочитанного, рассказать о волнующих событиях, т.е. построить свое высказывание в пределах близкой им темы. Однако, при изменении условий коммуникации, при необходимости дать развернутые ответы с элементами рассуждения, доказательства, при выполнении специальных учебных заданий у таких детей возникают значительные трудности использования лексико-грамматических средств, указывающие на недостаточное их развитие. А именно: ограниченность и качественную неполноценность словарного запаса, недостаточную сформированность грамматических средств языка (проявления аграмматизма, семантические ошибки). Звуковая сторона речи также является недостаточно сформированной. Несмотря на то, что у этих школьников наблюдаются лишь отдельные недочеты в произношении звуков, они испытывают затруднения в различении акустически близких звуков, в последовательном произношении слогов в многосложных незнакомых словах, со стечением согласных звуков (второстительные - второстепенные, транстит - транспорт). Подобные сглаженные отклонения в развитии устной речи описанной группы детей в совокупности создают серьезные препятствия при обучении их грамотному письму и правильному чтению. Именно поэтому у них наиболее ярко проявляются не дефекты устной речи, а нарушения чтения и письма. Письменные работы этой группы детей изобилуют разнообразными ошибками - специфическими, орфографическими и синтаксическими. Причем количество специфических ошибок у детей с общим недоразвитием речи значительно больше, чем у детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. В этих случаях наряду с ошибками, которые являются следствием недостаточного развития фонематических процессов, имеется целый ряд ошибок, связанных с недоразвитием лексико-грамматических средств языка (ошибки предложно-падежного управления, согласования и т.д.). Наличие подобных ошибок свидетельствует о том, что процесс овладения грамматическими закономерностями языка у рассматриваемой группы детей еще не закончен.
В случаях, когда ученик имеет аномалию строения и подвижности артикуляционного аппарата (дизартрия, ринолалия), или заикание, необходимо выявить уровень сформированности языковых средств (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй). В соответствии с выявленным уровнем они могут быть отнесены либо к I, либо ко II, либо к III группе.
Приведенная выше группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе. Основной контингент логопункта составляют дети, недостатки речи, которых препятствуют их успешному обучению, т.е. учащиеся второй и третьей групп. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь.
При организации логопедических занятий со школьниками, имеющими дефекты звукопроизношения и недостаточное развитие фонематических процессов, наряду с устранением произношения необходимо предусмотреть работу по воспитанию фонематических представлений, формированию навыков анализа и синтеза звукового состава слова. Такая работа должна проводиться последовательно по дифференциации смешиваемых оппозиционных звуков и отработке навыков анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова, что позволит восполнить пробелы в развитии звуковой стороны речи. Эффективная помощь учащимся с ОНР, у которых недостатки произношения фонем составляют лишь одно из проявлений речевого недоразвития, возможна лишь в случае взаимосвязанной работы в нескольких направлениях, а именно: коррекции произношения, формирования полноценных фонематических представлений, развития навыков анализа и синтеза звукового состава слова, уточнения и обогащения лексического запаса, овладения синтаксическими конструкциями (разной сложности), развития связной речи, осуществляемой в определенной последовательности.
Логопедическая помощь обучающимся, имеющим только недостатки произношения звуков (фонетические дефекты - I группа) в основном сводится к коррекции неправильно произносимых звуков и закреплению их в устной речи детей. Но учащиеся первой группы (ФН) также проходят курс логопедических занятий по формированию полноценных фонематических представлений, развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова, что позволит последовательно развить у обучающихся языковые навыки и речевые умения.
Таким образом, программа курса логопедии по профилактике и коррекции письменной речи построена исходя из выше перечисленных групп школьников по ведущему проявлению речевого дефекта, начала обучения, а также этапов коррекционной работы:
Подготовительный этап: восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи у детей с ФН, ФФН, НВОНР, ОНР (1 классы) и проведение специальной работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии.
Первый этап: формирование фонетико-фонематических представлений у детей с ФФН, НВОНР, ОНР /нарушением письма, обусловленным ФФН или НВОНР, ОНР (1-2 классы) и проведение специальной работы по ликвидации акустической и оптической дисграфий.
Второй этап: восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речиу детей с НВОНР, ОНР /нарушением письма, обусловленным НВОНР, ОНР (2-3 классы исключение 4 класс (дети, которые не получили логопедическую помощь в 1-3 классах, вновь прибывшие)) и проведение специальной работы по ликвидации аграмматической дисграфии.
Третий этап: восполнение пробелов в формировании связной речи у детей с НВОНР, ОНР/нарушением письма, обусловленным ОНР (3-4 классы).
Особенность построения программы в том, что после прохождения подготовительного этапа дети с ФН выпускаются из логопедического кабинета, после прохождения 1 этапа дети с ФФН/нарушением письма, обусловленным ФФН, а дети с НВОНР, ОНР/нарушением письма, обусловленным НВОНР или ОНР, продолжают коррекцию. Дети с ФФН/нарушением письма, обусловленным ФФН зачисляютсяна 1-1,5 года прохождения обучения и коррекции, а дети с НВОНР, ОНР/нарушением письма, обусловленным НВОНР или ОНР, на 2 - 3 года.
Программа позволяет последовательно формировать у обучающихся языковые навыки и речевые умения в процессе коррекции письменной речи с учетом их речевой патологии. Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что предлагаемая методика носит коррекционно-пропедевтический характер, то есть позволяет предупреждать появление устойчивых ошибок, а не «бороться» с ними по мере появления их в письменных работах детей. Также в процессе логопедических занятий одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, память и формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Система работы по программе позволяет обеспечить хорошую основу для формирования навыков письменной речи младших школьников, решения многоплановых задач коррекции, развития и обучения, обучающихся в условиях логопедического кабинета при общеобразовательной школе.
IV. Ценностные ориентиры содержания программы
Выделяя ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа, следует отметить как фундаментальную теорию Л.С. Выготского о комплексном взаимодействии анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речедвигательного), где овладение письменной речью рассматривается как установление новых связей между слышимым и произносимым словом, словом видимым и записываемым. Согласно теории Н.А. Бернштейна, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, по мере совершенствования навыка, отдельные операции автоматизируются, и из регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, в не контроля сознания. В завершении этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима и к навыкам чтения и письма. Кроме того, теоретической основой данной программы стала осмысление А.Н. Леонтьевым письма как вида деятельности, включающей в себя три основные операции: символическое обозначение звуков речи (фонем), моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов и графомоторная операция.
V. Методологическая и теоретические основы программы.
Программа логопедических занятий для учащихся начальных классов имеет под собой методологические и теоретические основания. В основе создания программы лежат общедидактические принципы: научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой – формы, виды и методы проведения занятий:
соблюдение интересов ребёнка - определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
непрерывности - гарантирует ребёнку и его родителям непрерывность помощи, до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;
системности - гарантирует рассмотрение ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка;
системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;
межпредметной связи - основой должны являться знания, поученные обучающимися на уроках русского языка, опираясь на эти знания, логопед совершенствует речевые навыки;
занимательности - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к логопедическим занятиям: это достигается путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности – картин, средств ИКТ - ЭОР, презентаций, онлайн ресурсов.
VI. Планируемые результаты
В результате прохождения логопедических занятий у обучающихся будут созданы условия для формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, как основы умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
VII.Содержание программы
Подготовительный этап - 1 класс.
Длительность подготовительного этапа коррекционно-развивающего обучения продолжается с 15 сентября по 30 декабря, что составляет, примерно, 30 занятия. Программа рассчитана на проведение 2 групповых занятий в неделю для учеников 1 класса. По необходимости, развитие фонетических представлений: постановка и закрепление поставленных звуков, выносится на индивидуальные занятия. Диагностика проводится два раза в год: вводная – в сентябре и итоговая – в декабре (для детей с ФН), в мае (для детей с ФФН и НвОНР и ОНР). Обследование письменной речи (май) происходит во время обследования всего класса детей.
Обследование проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
Основной целью подготовительного этапа в 1 классе является: восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи детей и проведение специальной работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии, способствующей успешной адаптации к учебной деятельности.
Чем раньше начинается коррекция речевых нарушений у обучающихся, тем выше ее результативность как в плане ликвидации собственно речевых недостатков, не осложнённых первичными и вторичными последствиями, так и сопутствующейим педагогической запущенности. Именно поэтому особое внимание учитель-логопед должен уделять школьникам первых классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.
Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим основная работа подготовительного этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи, а второстепенная/параллельная – профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Это значит, что как для группы детей, имеющих фонетико-фонематическое, фонематическое недоразвитие, так и для группы детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:
сформировать полноценные фонематические процессы;
сформировать представления о звуко-буквенном составе слова;
сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
уточнить и сопоставить звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
учить выделять определённый звук на уровне словосочетания, предложения и текста;
учить определять положение звука по отношению к другим;
скорректировать дефекты произношения (если таковые имеются).
Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь начало коррекционно-развивающего обучения.
Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми.
Во время этих занятий выделяется время для развития фонематических представлений: постановка и закрепление поставленных звуков; формирование полноценных психологических предпосылок (внимания, памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать педагога) к полноценной учебной деятельности. 
Структура занятий.
15 минут – фронтальная часть занятия, направленная на формирование фонематического слуха детей, развития внимания на звуковую сторону речи (работа строится на правильно произносимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению;
5 минут – подготовка артикуляционного аппарата (комплекс упражнений определяется конкретным составом группы);
15 минут – уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 человека) в зависимости от этапа работы над звуком.
На последующих занятиях I этапа проводится автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незначительном количестве детей в группе с дефектами произношения или при отсутствии у детей дефектов произношения большая часть времени отводится фронтальной работе. Или наоборот, если у ребят простая форма фонетического недоразвития (нарушен один звук), то все занятие можно посвятить коррекции этого нарушения. В ходе фронтальной части занятий формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова, кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации словарного запаса, моделей простых синтаксических конструкций, развитию связной речи.Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы.
Таким образом, фронтальная часть занятий складывается из работы по:
развитию фонематических процессов,
формированию навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы, отработанные слова-термины,
формированию готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова,
закреплению звуко-буквенных связей,
автоматизации поставленных звуков.
Логопедическая работа предусматривает включение игр и заданий на развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации; развитие психических процессов (внимания, памяти, воображения). Эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных и здоровьесберегающих технологий. По мере устранения нарушений звукопроизношения фронтальная работа занимает все больше времени. Работа при этом осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе к каждому ученику с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого дефекта, степени отработанности каждого звука. Индивидуализация коррекционного обучения должна находить обязательно отражение в планировании каждого занятия.
Предполагаемый результат подготовительного этапа
Своевременное устранение речевой патологии у обучающихся, объективная квалификация имеющихся у них дефектов устной речи и организация адекватному дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у детей-логопатов нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания школьников при усвоении программного материала по родному языку.
В результате регулярных занятий улучшается артикуляционная моторика у детей, развивается мелкая и общая моторика, речь их становится более четкой, эмоционально окрашенной и выразительной, обогащается и активизируется словарь обучающихся. Программа по русскому языку легче усваивается, в письменной речи становится меньше ошибок (замен, искажений, пропусков букв, слогов).
При завершении подготовительного этапа коррекционно-развивающего обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания данного этапа.
В результате освоения учебного материала подготовительного этапа программы, обучающиеся 1 класса получат возможность научиться:
Артикуляционным умениям:
это значит хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо;
точность, сила и дифференцированность движений этих органов;
выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Речевым:
выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять их количество, слышать интонацию, с которой каждое произносится;
использовать средства создания выразительности: окраску голоса (интонацию), мимику;
понимать вопросы и задания, инструкцию учителя;
создавать устные высказывания на основе схем, рисунков.
Фонетическим:
разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно произносить и называть звуки и буквы;
выделять звуки слова и характеризовать их; выделять слоги, различать ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости-звонкости согласные.
Языковым (грамматические и фонетико-фонематические):
определять границы предложений, правильно обозначать их при письме с помощью схем.
задавать вопросы к словам-предметам (в том числе разграничивать вопросы кто? что), отличать от слов-предметов слова-действия и слова-признаки;
различать звуки и буквы. Выполнять звуковой анализ слов, распознавать звуки речи, выделять их из слова, давать им характеристику. Определять последовательность в слове.
Гигиеническим, графическим, орфографическим:
соблюдать правила посадки за столом, положения тетради, ручки в руке;
правильно, аккуратно, разборчиво и красиво писать буквы и оформлять их соотношение;
осмысленно обозначать при письме твердость и мягкость согласных;
графически обозначать звуки, слога и слова, границы предложения, предлоги;
писать под диктовку, списывать с печатного и письменного образца слова и предложения, применяя освоенные орфографические правила и правила переноса слов.
Таким образом, к концу подготовительного этапа у обучающихся:
должна быть сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;
поставлены и получены навыки дифференциации звуков;
уточнен и активизирован имеющийся у детей словарный запас;
уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: - звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.
проведена работа по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.
На этом исчерпывается работа с детьми, имеющими ФН, а с ФФН и ОНР продолжается. Несмотря на общность задач и приемов коррекции звуковой стороны речи у детей с ФФН и ОНР, логопедическая работа с детьми с ОНР требует использовании дополнительных специфических приемов по развитию лексико-грамматических средств языка и формированию связной речи.
Первый этап коррекционно-развивающей работы – 1класс
Длительность первого этапа коррекционно-развивающего обучения составляет, примерно, 27 занятия (без учета часов обследования) для 1 класса. Занятия проводятся два раза в неделю. По необходимости, развитие фонетических представлений: постановка и закрепление поставленных звуков, выносится на индивидуальные занятия. Диагностика проводится два раза: вводная (в начале коррекционно-развивающего обучения) и итоговая (в конце).
Основной целью первого этапа является: коррекция нарушений устной речи обучающихся и проведение специальной работы по ликвидации акустической и оптической дисграфий, недопущение их перехода на дальнейшие этапы обучения.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения этого этапа являются следующие:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
5. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти.
6. Формирование и развитие зрительного восприятия и представления.
7. Развитие зрительного анализа и синтеза.
8. Формирование речевого средства, отражающее зрительно-пространственные отношения.
9. Обучение дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
10. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса детей.
11. Коррекция дефектов произношения (по необходимости).
Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь начало коррекционно-развивающего обучения. Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и детей с ОНР могут быть одинаковыми.
Учитываются принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает его поступательное развитие. Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному. Тема и цель занятий пронизывают все этапы работы. Занятия максимально насыщены изучаемыми звуками; происходит постоянный звукобуквенный анализ и синтез на материале правильно произносимых звуков. В занятия включены лексические темы с целью уточнения, обогащения, активизации словарного запаса детей, развития связной речи, закреплению навыков чтения и письма. Выделяется время для формирования полноценных психологических предпосылок (внимания, памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать педагога) к полноценной учебной деятельности. Также предусматривается включение игр и заданий на развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков, на воспитание слухового внимания и памяти, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации, навыков чтения и письма, применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных и здоровьесберегающих технологий. При определении форм работы с ребенком-логопатом учитываются его индивидуальные особенности.
Эффективность коррекционно-развивающего обучения при устранении дисграфии достигается при условии комплексного и системного характера, осуществляется дифференцированно с учетом симптоматики, механизмов, структуры речевого дефекта и особенностей познавательной деятельности младших школьников с дисграфией.
Предполагаемая последовательность ознакомления со звуками и буквами отличается от традиционной школьной программы и опирается на порядок появления и формирования звуков в онтогенезе: сначала изучаются и дифференцируются гласные звуки, затем согласные (сначала свистящие, а затем – шипящие, аффрикаты и соноры). Работу над мягкими и твердыми согласными связывают с дифференциацией гласных А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е. Работу по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Строить ее нужно в следующей последовательности: З-С, Ж-Ш, В-Ф, Б-П, Д-Т, Г-К.
В процессе дети овладевают анализом все более и более сложных слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие.
Предполагаемый результат 1 этапа.
Правильная организация комплексного коррекционного воздействия на детей с речевой патологией позволяет вовремя устранить нарушения письма и чтения (как вторичного дефекта) и не допустить отставания в усвоении программы обучения по русскому языку. Программа легче усваивается, в письменной речи становится меньше дисграфических ошибок (замен, искажений, пропусков букв и слогов). Ребенок принимает активное участие в коллективном устном общении, вступает в диалог. Правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво начинает писать буквы и оформлять их соединение, адекватно оценивает каллиграфическую сторону своей записи.
Логопедическая работа имеет как ближайший, так и отсроченный результаты. Правильно она построенная и своевременно проведенная, позволяет заложить прочный фундамент для формирования ключевых образовательных компетенций обучающихся по всем учебным дисциплинам, социально и психологически адаптировать детей, сняв совсем либо значительно ослабив влияние дефекта на все виды деятельности детей-логопатов. Ведь очевидно, что речь, как письменная, так и устная, лежит в основе познания, общения, продуктивной деятельности.
В результате освоения учебного материала программы, обучающиеся получат возможность научиться:
узнавать и различать гласные и согласные звуки;
обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е и Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
производить фонетический разбор слова;
производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь;
подбирать слова на заданный звук;
сравнивать слова со сходными звуками;
строить звуковые схемы слогов и слов;
составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты.
Будут знать:
термины, используемые для обозначения для обозначения основных понятий – речь, звук, буква, артикуляция;
все буквы и звуки родного языка;
отличительные признаки гласных и согласных звуков;
гласные и согласные звуки;
твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости – мягкости, по звонкости – глухости.
Произойдет развитие неречевых психических процессов:
дыхания, артикуляционной, ручной и общей моторики;
совершенствование способностей зрительного анализа и синтеза;
развитие слухового и зрительного восприятия и способности узнавания;
расширение объема зрительной и слуховой памяти;
совершенствование психологических предпосылок к обучению;
устойчивости внимания, наблюдательности к языковым явлениям, способности к запоминанию;
активизация навыков и приемов самоконтроля;
развитие познавательной деятельности;
совершенствование коммуникативных умений и навыков как одного из условий успешной социализации в обществе.
Таким образом, к концу первого этапа у обучающихся:
должна быть сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;
поставлены и отдифференцированны все звуки;
уточнен и активизирован имеющийся у детей словарный запас;
уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
проведена работа по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустической и оптической.
Перспективный план

Этапы коррекционной работы
Содержание работы по преодолению отклонения речевого развития у детей
Грамматические термины, используемые на занятиях
Содержание коррекционной воспитательной работы

Подготовительный этап 1 класс,
I этап 1 класс.
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова Коррекция дефектов произношения.
Звуки и буквы, гласные и согласные; слог; твердые и мягкие согласные; разделительный Ь; Ъ, звонкие и глухие согласные; ударение; двойные согласные
Формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.

VIII. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся:
подготовительного этапа 1 класс (НвОНР, ФФН, ФН)

№ п/п
Тема
Количество часов
план/
факт
Основные виды учебной деятельности
Дата проведения (план)/
группы
Корректировка (факт)/
группы

I
Речь. Предложение. Слово. Звуковой состав слова: гласные звуки и буквы
10ч.

1.
Речь. Звуки речи. Звук и буква А. Знакомство с артикуляционным аппаратом.
1
Познакомиться с правилами поведения в кабинете. Осмыслить понятие «речь». Классифицировать речевые и неречевые звуки в речи. Различать виды речи. Познакомиться со строением речевого аппарата и логопедическими упражнениями. Четко произносить звук А. Соотносить звук с буквой. Различать элементы заглавной и строчной рукописной буквы А. Выделять звук А среди сочетаний гласных, слогов и слов. Проводить простые формы звукового анализа и синтеза.



2.
Предложение.
Звук и буква У.
Артикуляционная гимнастика.
1
Делить предложения на слова. Составлять схему предложения. Запомнить букву. Объяснять работу гласной буквы. Четко произносить звук У. Соотносить звук с буквой. Различать элементы заглавной и строчной рукописной буквы У. Выделять звук У среди сочетаний гласных, слогов и слов. Выполнять логопедические упражнения. Проводить простые формы звукового анализа и синтеза. Употреблять существительные в косвенных падежах. Тренироваться понимать смысл пословиц и поговорок.



3.
Слово. Звук и буква О.
Артикуляционная гимнастика.
1
Различать слово и предложение. Пользоваться терминами «слово», «предложение». Запомнить букву О. Выполнять логопедические упражнения. Четко произносить звук О, соотносить звук с буквой. Объяснять работу гласной буквы. Слышать и выделять гласные звуки из ряда слогов, звуков. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки. Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Приводить примеры гласных звуков. Осмыслить понятие «предложение». Моделировать предложение. Наблюдать: определять количество слов в предложении. Отвечать полным предложением. Составлять предложения по картинкам. Выполнять простые формы звукового анализа и синтеза. Включаться во все виды речевой деятельности на занятии: слушания, письма, чтения. Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать свое мнение. Давать характеристику ситуации общения.



4.
Слова- предметы. Звук и буква Э.
Артикуляционная гимнастика.
1
Выделять в потоке речи слова-предметы. Задавать вопросы кто? Что? Запомнить букву Э. Выполнять логопедические упражнения. Четко произносить звук Э, соотносить звук с буквой. Объяснять работу гласной буквы. Слышать и выделять гласные звуки из ряда слогов, звуков. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки. Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Приводить примеры гласных звуков. Осмыслить понятие «предложение». Моделировать предложение. Наблюдать: определять количество слов в предложении. Отвечать полным предложением. Составлять предложения по картинкам. Выполнять простые формы звукового анализа и синтеза. Включаться во все виды речевой деятельности на занятии: слушания, письма, чтения. Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать свое мнение. Давать характеристику ситуации общения.



5.
Слова-действия. Звук и буква ы.
Артикуляционная гимнастика.
1
Выделять в потоке речи слова-действия. Подбирать к словам-предметам по смыслу слова-действия. Запомнить букву ы. Выполнять логопедические упражнения Четко произносить звук ы, соотносить звук с буквой. Объяснять работу гласной буквы. Слышать и выделять гласные звуки из ряда слогов, звуков. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки. Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Приводить примеры гласных звуков. Использовать понятие «предложение». Моделировать предложение. Наблюдать: определять количество слов в предложении. Отвечать полным предложением. Составлять предложения по картинкам. Выполнять простые формы звукового анализа и синтеза.



6.
Слова-действия. Звук и буква И. Артикуляционная гимнастика.
1
Выделять в потоке речи слова-действия. Подбирать к словам-предметам по смыслу слова-действия. Составление и подбор схемам и символов. Запомнить букву. Выполнять логопедические упражнения. Четко произносить звук и, соотносить звук с буквой. Объяснять работу гласной буквы. Слышать и выделять гласные звуки из ряда слогов, звуков. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки. Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Приводить примеры гласных звуков. Использовать понятие «предложение». Моделировать предложение. Наблюдать: определять количество слов в предложении. Отвечать полным предложением. Составлять предложения по картинкам. Выполнять простые формы звукового анализа и синтеза.



7.
Слова-признаки. Буква Я. Артикуляционная гимнастика.
1
Выделять в потоке речи слова-признаки. Подбирать к словам-предметам по смыслу слова-признаки. Составление и подбор схем и символов. Запомнить букву. Характеризовать работу гласной буквы как показателя мягкости предшествующего согласного. Упражнять в образовании слогов с мягкой согласной. Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Приводить примеры гласных звуков. Наблюдать за способом обозначения звука [и'] – с помощью гласных е, ё, ю, я. Тренироваться в графических навыках письма. Тренироваться в согласовании слов в предложении.



8.
Слова-признаки. Буква Ю. Артикуляционная гимнастика.
1
Выделять в потоке речи слова-признаки. Подбирать к словам-предметам по смыслу слова-признаки. Составлять и подбирать схему и символов. Запомнить букву. Характеризовать работу гласной буквы как показателя мягкости предшествующего согласного. Упражнять в образовании слогов с мягким согласным. Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Приводить примеры гласных звуков. Наблюдать за способом обозначения звука [и'] – с помощью гласных е, ё, ю, я. Тренироваться в графических навыках письма. Тренироваться в согласовании слов в предложении.



9.
Буква Е.
Артикуляционная гимнастика.
1
Запомнить букву. Характеризовать работу гласной буквы как показателя мягкости предшествующего согласного. Упражнять в образовании слогов с мягким согласным. Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Приводить примеры гласных звуков. Наблюдать за способом обозначения звука [и'] – с помощью гласных е, ё, ю, я. Тренироваться в графических навыках письма. Тренироваться в согласовании слов в предложении.



10.
Буква Ё.
Артикуляционная гимнастика.

1
Запомнить букву Ё. Характеризовать работу гласной буквы как показателя мягкости предшествующего согласного. Упражнять в образовании слогов с мягким согласным. Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Приводить примеры гласных звуков. Наблюдать за способом обозначения звука [и'] – с помощью гласных е, ё, ю, я. Тренироваться в графических навыках письма. Тренироваться в согласовании слов в предложении.




Дифференциация звуков по их акустическому сходству
5 ч.




11.
Звуки и буквы Р-Л.
Артикуляционная гимнастика.
1
Познакомиться с буквами Р-Л и звуками Р-Л, Р*-Л*. Познакомиться с образованием согласных звуков. Освоить артикуляцию и акустические признаки согласных. Анализировать: определять звук по его характеристике. Характеризовать звуки (согласные твердые/мягкие, звонкие/глухие). Тренироваться выделять согласные звуки Р-Л, Р*-Л* из слогов, слов, словосочетаний и предложений, соотносить звуки с буквами, обогащать словарь словами-признаками, развивать графические навыки письма.



12.
Звуки и буквы М-Н.
Артикуляционная гимнастика.
1
Познакомиться с буквами М-Н и звуками М-Н, М*-Н*. Познакомиться с образованием согласных звуков. Освоить артикуляцию и акустические признаки согласных. Анализировать: определять звук по его характеристике. Тренироваться выделять согласные звуки М-Н, М*-Н* из слогов, слов, словосочетаний и предложений, соотносить звуки с буквами, обогащать словарь словами-признаками, развивать графические навыки письма.



13.
Звуки и буквы С-Ш.
Артикуляционная гимнастика.
1
Познакомиться с буквами и звуками С-Ш. Познакомиться с образованием согласных звуков. Освоить артикуляцию и акустические признаки согласных. Анализировать: определять звук по его характеристике. Тренироваться выделять согласные звуки С-Ш из слогов, слов, словосочетаний и предложений, соотносить звуки с буквами, обогащать словарь словами-признаками, развивать графические навыки письма, звукового анализа и синтеза.



14.
Звуки и буквы З-Ж.
Артикуляционная гимнастика.
1
Познакомиться со звуками З-Зь-Ж и буквами З-Ж. Давать сравнительную характеристику звукам, закреплять знание норм артикуляции звуков. Дифференцировать в слогах, словах, предложениях. Выполнять звуковой анализа слов. Строить словосочетания и предложения.



15.
Звуки и буквы Ч-Щ.
Артикуляционная гимнастика.
1
Познакомиться со звуками и буквами Ч-Щ, Научиться давать сравнительную характеристику звукам, закрепить знание норм артикуляции звуков, Дифференцировать в слогах, словах, предложениях, формировать навыки работы с обобщениями. Четко произносить слова, предложения.




Парные согласные звуки и буквы.
7 ч.




16.
Звуки и буквы Б-П.
Артикуляционная гимнастика.

1
Познакомиться с буквами Б-П и звуками Б-П, Б*- П*знать их артикуляционные и акустические признаки. Различать звонкие и глухие согласные, используя тактильно- вибрационный контроль Анализировать поэлементный состав букв. Выделять в слогах, словах, словах-паронимах. Чет Четко произносить слова, предложения.



17.
Звуки и буквы Г-К.
Артикуляционная гимнастика.
1
Познакомиться с буквами Г-К и звуками Г-К, Г*- К*, знать их артикуляционные и акустические признаки. Различать звонкие и глухие согласные, используя тактильно- вибрационный контроль Анализировать поэлементный состав букв. Выделять в слогах, словах, словах-паронимах. Четко произносить слова, предложения.



18.
Звуки и буквы В-Ф.
Артикуляционная гимнастика.
1
Познакомиться с буквами В-Ф и звуками В-Ф, В*- Ф*, знать их артикуляционные и акустические признаки. Различать звонкие и глухие согласные, используя тактильно- вибрационный контроль Анализировать поэлементный состав букв. Выделять в слогах, словах, словах-паронимах. Четко произносить слова, предложения.



19.
Звуки и буквы Д-Т.
Артикуляционная гимнастика.
1
Познакомиться с буквами Д-Т и звуками Д-Т, Д*- Т*, знать их артикуляционные и акустические признаки. Различать звонкие и глухие согласные, используя тактильно- вибрационный контроль Анализировать поэлементный состав букв. Выделять в слогах, словах, словах-паронимах. Четко произносить слова, предложения.



20.
Звуки и буквы З-С.
Артикуляционная гимнастика.
1
Познакомиться с буквами З-С и звуками З-С, З*- С*знать их артикуляционные и акустические признаки. Различать звонкие и глухие согласные, используя тактильно- вибрационный контроль Анализировать поэлементный состав букв. Выделять в слогах, словах, словах-паронимах. Четко произносить слова.



21.
Звуки и буквы Ж-Ш.
Автоматизация звука «р» в стихах и загадках.
1
Познакомиться с буквами Ш-Ж и звуками Ш-Ж, знать их артикуляционные и акустические признаки. Различать звонкие и глухие согласные, используя тактильно- вибрационный контроль Анализировать поэлементный состав букв. Выделять в слогах, словах, словах-паронимах. Четко произносить слова, предложения.



22.
Путешествие в страну Глухих звуков Щ-Х-Ц-Ч.

1
Познакомиться с буквами Щ-Х-Ц-Ч , дифференцировать звуки Щ-Х-Ц-Ч между собой и с другими согласными звуками, выделять изучаемые звуки в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях, определять их место в слове. Выполнять звуковой анализ слов. Различать глухие согласные, используя тактильно- вибрационный контроль. Четко произносить слова, предложения.




Звуко-буквенный анализ и синтез
2 ч.




23.
Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

1
Различать звуки и буквы. Выполнять звуковой анализ и синтез, определять место букв и звуков в слогах и словах. Понимать и объяснять роль звуков в различии слов. Дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки. Различать гласных и согласные звуки.



24.
Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

1
Называть гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Дифференцировать согласные звуки. Четко произносить слова, предложения.




Слоговой анализ слов. Ударение.
6




25.
Слоги. Слоговой анализ слов (вводное занятие)

1
Делить слова на слоги. Четко произносить слова, предложения.Определять количество слогов, опираясь на количество гласных. Усвоить понятие о слогообразующей роли гласных. Группировать слова с разным соотношением количества слогов. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику. Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику. Проявлять активность в процессе сотрудничества на уроке.



26.
Слог.
1
Дифференцировать понятия «буква» - «слог» - «звук». Использовать уместно мужские и женские имена. Выполнять и слогового анализ слов, закреплять знания о слогообразующей роли гласных. Проявлять активность в процессе сотрудничества на уроке.



27.
Слоги. Дифференциация одно-, двухсложных слов.
1
Делить слова на слоги. Четко произносить слова, предложения. Определять количество слогов, опираясь на количество гласных. Усвоить понятие о слогообразующей роли гласных. Группировать слова с разным соотношением количества слогов. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику. Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику. Проявлять активность в процессе сотрудничества на уроке.



28.
Слог. Дифференциация одно-, двух-, трехсложных слов.
1
Делить слова на слоги. Четко произносить слова, предложения. Определять количество слогов, опираясь на количество гласных. Усвоить понятие о слогообразующей роли гласных. Группировать слова с разным соотношением количества слогов. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику. Сравнивать деление слов на слоги и для переноса. Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику.



29.
Ударение. Ударный слог. Ударная гласная.
1
Расставлять ударения в словах. Четко произносить слова, предложения. Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Отхлопывать ритмический рисунок
слова.



30.
Ударение. Ударный слог. Ударная гласная.
1
Расставлять ударения в словах. Четко произносить слова, предложения. Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Отхлопывать ритмический рисунок
слова.



Учебно-тематическое планирование первый этап 1 класс
ФФН, НвОНР, ОНР

№ п/п
Тема
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
Сроки/ группы
Корректировка/группы


Формирование фонетико-фонематических представлений на материале слов, различной слоговой структуры
5 ч.
Использовать определение понятий «гласные» и «согласные» звуки. Дифференцировать гласные и согласные звуки, делить на слоги слова, состоящие из 2, 3, 4-х слогов. Выделять гласные в словах для понимания роли гласной, как слогообразующей. Проводить звуковой, слоговой анализ и синтез. Дифференцировать одно-, двух-, трехсложные слова, соотносить слова со слоговой схемой. Использовать на уроках слова «буква», «звук», «слог», «гласные», «согласные», «ударение». Писать, проговаривая звуки во время диктантов и при самостоятельном письме. Включаться во все виды речевой деятельности на занятии: слушания, письма, чтения. Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать свое мнение. Давать характеристику ситуации общения.



Анализ односложных слов





1.
Речь.
Анализ односложных слов «кит». Обучающий диктант.
1




2.
Речь. Предложение. Анализ односложных слов «лист, «флаг», «фрукт». Обучающий диктант.
1




Анализ двусложных слов





3.
Деление слов на слоги. Анализ двусложных слов «по-ле», «бул-ка, ба-зар», «ут-ро». Обучающий диктант.
1




Анализ трехсложных слов





4.
Деление слов на слоги. Анализ трехсложных слов «по-ля-на», «ба-ра-бан, ва-лен-ки», «зем-лян-ка». Обучающий диктант.
1




Анализ слов различной слоговой структуры





5.
Анализ четырехсложных слов «ба-ра-ба-ны», «ка-ран-да-ши». Обучающий диктант.
1





Формирование фонетико-фонематических представлений на материале гласных первого и второго ряда.
8 ч.
Давать характеристику гласным А–Я, У–Ю, О–Ё, И–ы, Э-Е. Дифференцировать гласные А–Я, У–Ю, О–Ё, И–ы, Э-Е в словах, предложениях, текстах. Характеризовать работу гласной буквы как показателя мягкости предшествующего согласного. Образовывать слоги с мягкими согласными. Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Приводить примеры слова с буквами А–Я, У–Ю, О–Ё, И–ы, Э-Е. Наблюдать за способом обозначения звука [и'] – с помощью гласной Я, Ё,Ю,Е. Составлять наглядно-образные модели слов. Четко произносить слова, предложения.



6.
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными А–Я.
1




7.
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными А–Я в словосочетаниях, предложениях и тексте.
1




8.
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными У –Ю.
1




9.
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными У–Ю в словосочетаниях, предложениях и тексте.
1




10.
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О–Ё.
1




11.
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О–Ё в словосочетаниях, предложениях и тексте.
1




12.
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными И–ы.
1




13.
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э–Е.
1





Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака
3 ч.
Обозначать мягкость согласных с помощью ь знака (угол-уголь), Объяснять функцию мягкого знака как показателя мягкости. Анализировать графическую форму изучаемых букв. Писать слова с разделительным мягким знаком, составлять схемы.



14.
Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака
1




15.
Разделительный мягкий знак. Звуковой анализ слов.
1





Формирование фонетико-фонематических представлений на материале звонких и глухих согласных
12 ч
Закреплять знания о парных согласных звуках. Дифференцировать парные согласные изолированно, в слогах и словах. Проводить слоговой анализа и синтез слов. Проводить звуковой анализ слов. Подбирать и записывать схемы для слов, предложения. Тренироваться согласовывать прилагательные с существительными. Восстанавливать деформированный текста. Познакомиться с синонимами, антонимами, омонимами. Тренироваться в образование существительных с помощью суффиксов –онок-, -ёнок-, согласования слов в предложении.



16.
Дифференциация согласных Б-П, Бь-Пь в слогах и словах
1




17.
Дифференциация согласных Б-П, Бь-Пь в словосочетаниях, предложениях и текстах.
1




18.
Дифференциация согласных В-Ф, Вь-Фь в слогах и словах
1




19.
Дифференциация согласных В-Ф, Вь-Фь в словосочетаниях, предложениях и текстах.
1




20.
Дифференциация согласных Г-К, Гь-Кь в слогах и словах
1




21.
Дифференциация согласных Г-К, Гь-Кь в словосочетаниях, предложениях и текстах.
1




22.
Дифференциация согласных Д-Т, Дь-Ть в слогах и словах
1




23.
Дифференциация согласных Д-Т, Дь-Ть в словосочетаниях, предложениях и текстах.
1




24.
Дифференциация согласных З-С, Зь-Сь в слогах и словах
1




25.
Дифференциация согласных З-С, Зь-Сь в словосочетаниях, предложениях и текстах.
1




26.
Дифференциация согласных Ж-Ш в слогах и словах
1




27.
Дифференциация согласных Ж-Ш в словосочетаниях, предложениях и текстах.
1





Планирование при ФН (индивидуальные занятия)

п/п
Кол-во
часов
Тема.
Звук
Дата занятия

1.

Артикуляционная гимнастика. Подготовительные упражнения для постановки звука.



2.


Постановка звука.



3.


Постановка звука.



4.


Автоматизация звука в прямых слогах.



5.


Автоматизация звука в обратных слогах.



6.


Автоматизация звука в словах.



7.


Автоматизация звука в словах.



8.


Автоматизация звука в коротких предложениях.



9.


Автоматизация звука в коротких рассказах.



10.


Автоматизация звука в стихах и загадках.



11.


Автоматизация звука в рассказах по картинкам.



12.

Автоматизация звуков и дифференциация в слогах, словах, предложениях.



13.

Автоматизация и дифференциация звуков в стихах.



14.

Автоматизация звуков в рассказах по картинкам.




IX. Оценочные материалы
Обследование учащихся и дальнейшее отслеживание речевого развития проводится по методикам Т.А. Фотековой и О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой:
«Тестовая диагностика устной речи младших школьников: метод. пособие»/ Т.А.Фотекова.- 2 изд. – М.: Айрис - пресс, 2007. – 96 с. – (Библиотека логопеда - практика ).
Дидактический материал по обследованию речи детей. Письменная и связная речь./ О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова- изд. М: АРКТИ – 1999 г. (Библиотека практикующего логопеда.
Речевые карты заполняются на каждого ученика (Приложение 1).
X. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Дидактическое и методическое обеспечение.
«Преодоление нарушений письменной речи.» Учебно-методическое пособие. /Под редакцией Н.Н. Яковлевой. - СПб.:КАРО, 2011.-160с.-Серия Коррекционная педагогика.
Ефименко, Л.Н. Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г.
Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М: «Владос», 2001 г.
Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М: «Владос», 1995г.
Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» М: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997г. 98 с.
Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников - Айрис Пресс, 2007. - 96 с.,
Тестовая методика Психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциации диагностики. Волкова Санкт-Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2006г.
Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии» Конспекты занятий для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006 г.- 184 с.
Мазанова, Е.В. «Учусь не путать звуки». Альбом 1, 2. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006 г.- 31 с.
Мазанова, Е.В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Конспекты занятий для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006 г.- 122 с.
Мазанова, Е.В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Альбом 1. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2013 г.
Мазанова, Е.В. «Коррекция оптической дисграфии.» Конспекты занятий для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006 г.- 86 с
Мазанова, Е.В. «Учусь не путать буквы». Альбом 1, 2. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006 г.- 32 с.
Мазанова, Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006 г. - 134 с
Мазанова, Е.В. «Учусь не путать буквы». Альбом 1 – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006 г.-48 с.
Дополнительное учебно-дидактическое сопровождение курса.
Пожиленко, Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
«Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза 1-3 классы» Логопедические занятия/авт. сост. Н.А. Абрамова.-Волгоград: Учитель, 2013.-79 с.
Гайдина, Л.И., Л.А. Обухова, Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2008.-112 с.- (Мастерская учителя).
Ивановская, О.Г., Л.Я. Гадасина, Т.В. Николаева, С.Ф. Савченко «Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки»: Методическое пособие. СПб.: КАРО, 2008, -544 с.
Коноваленко, В.В., Коноваленко С.В. «Парные звонкие - глухие согласные З-С» Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет. ООО «Издательство Гном», 2013г. - 32. с.
Коноваленко, В.В., Коноваленко С.В. «Парные звонкие - глухие согласные Д-Т.» Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет. ООО «Издательство Гном», 2013г. - 32. с.
Новикова, Е.В. «Секреты предлогов и падежей»: наглядно-практическое пособие - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010 г.-2-е изд.-128с. (Практическая логопедия).
Гомзяк, О.С. Я «Буду писать правильно.» Альбом упражнений по предупреждению нарушений письма. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012 г.-48 с.
Ясцель, О.С. «Коррекция Оптической дисграфии у младших школьников.» Альбом упражнений для индивидуальной работы. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2013 г.- 32 с.
Османова., Г.А., Позднякова, Л.А. «Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений.» СПб.: КАРО, 2013.-88 с.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.- 345 с.
Материально - техническое обеспечение.
Персональный компьютер 1шт,
Колонки -1 шт.
Ноутбук – 1 шт.
Зеркала индивидуальные.
Зеркало большое 1 шт.
Информационно - коммуникационные средства
Электронные ресурсы портала «Мерсибо»: http://mersibo.ru/
Авторские ЦОР по лексическим темам для групповых и подгрупповых занятий.
Авторские ЦОР по автоматизации и постановке звуков для индивидуальных занятий.
CD «Логопедические упражнения» Издательство «Учитель»., Выпуск 1., 2013 г.
CD «Супер детки. Учим буквы.» Компания Мультисофт., 2007 г.
CD «Хочу в школу». ID COMPANY., 2007 г.










13PAGE \* MERGEFORMAT14215




15