Календарно-тематическое планирование элективного курса по русскому языку в 10 классе Культура устной и письменной речи как условие успешной коммуникации


Календарно – тематическое планирование элективного курса
«Культура устной и письменной речи как условие успешной коммуникации»
35 часов
10 класс
№ урока К-во
часов Тема урока Элементы содержания Требования
к уровню подготовки Форма занятия Дата
проведения
1-2 2 Устная речь как средство коммуникации.
Речевой этикет в устном общении. Особенности устной речи. Использование четырёх средств звучащей речи: темп, тембр, громкость, интонация; жесты и мимика, ориентация на слуховые и зрительные восприятия речи собеседника. Повторы и прерывистость речи как типичные свойства устной речи. Знать особенности устной речи.
Уметь использовать средства звучащей речи. Лекция.
Практикум. 3 1 Диалог и монолог как разновидности устной и письменной речи. Использование средств письма для передачи мысли. Ориентация на зрительное восприятие текста. Невозможность учитывать немедленную реакцию адресата. Возможность обращения к написанному, совершенствование текста. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, рецензии, статьи, репортажи, сочинения. Знать формы письменных высказываний.
Уметь использовать средства письма для передачи мысли. Практикум. 4 1 Русское литературное произношение. Орфоэпические нормы. Частотные орфоэпические ошибки. Знать орфоэпические нормы.
Уметь их соблюдать в речи. Практикум. 5-6 2 Особенности правильной русской речи.
Слово с точки зрения грамматики.
Грамматические трудности, связанные с образованием слов. Уместность употребления слов различных словообразовательных типов. Знать ошибки, связанные со словообразованием.
Уметь избегать ошибки, связанные с образованием слов. Лекция.
Практикум. 7 2 Слово с точки зрения его формы.
Ошибки, связанные с формой имени существительного. Ошибки в формах числа имени существительного. Ошибки в падежных формах имён существительных. Имена собственные склоняемые и несклоняемые. Трудности в определении рода имён существительных. Знать ошибки, связанные с образованием форм имени существительного.
Уметь предупреждать грамматические ошибки, связанные с образованием форм имени существительного. Практикум. 8 1 Ошибки, связанные с образованием форм имён числительных. Типичные ошибки в образовании форм имени числительного и способы их ликвидации. Знать ошибки, связанные с образованием форм имени числительного.
Уметь предупреждать грамматические ошибки, связанные с образованием форм имени числительного. Практикум. 9 1 Ошибки, связанные с образованием степеней сравнения прилагательных и наречий. Трудности в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий. Знать ошибки, связанные с образованием степеней сравнения прилагательных и наречий.
Уметь предупреждать грамматические ошибки, связанные с образованием степеней сравнения. Лекция.
Практикум. 10 1 Ошибки, связанные с образованием и употреблением форм местоимений. Типичные ошибки в образовании форм местоимений. Трудности в употреблении местоимений. Знать ошибки, связанные с образованием форм местоимения.
Уметь предупреждать грамматические ошибки, связанные с образованием и употреблением местоимений. Практикум. 11 1 Ошибки, связанные с образованием глагола и его форм. Трудности в образовании глагола и его форм. Нарушение видо – временных отношений глаголов – подлинное и мнимое. Знать ошибки, связанные с образованием глагола и его форм.
Уметь предупреждать грамматические ошибки, связанные с образованием глагола и его форм. Практикум. 12 1 Трудности в употреблении предлогов и союзов. Трудности в употреблении предлогов и союзов. Знать ошибки, связанные с употреблением предлогов и союзов.
Уметь предупреждать грамматические ошибки, связанные с употреблением предлогов и союзов. Практикум. 13 1 Ошибки в употреблении деепричастного оборота. Ошибки в употреблении деепричастного оборота. Знать ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота.
Уметь предупреждать грамматические ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов. Лекция.
Практикум.
14 1 Ошибки в употреблении причастного оборота. Ошибки в употреблении причастного оборота. Знать ошибки, связанные с употреблением причастного оборота.
Уметь предупреждать грамматические ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Лекция.
Практикум. 15 1 Зачётная работа. Грамматические ошибки и их предупреждение. Уметь предупреждать грамматические ошибки. Тест. 16 1 Ошибки в согласовании. Ошибки в согласовании. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Знать ошибки, связанные с согласованием.
Уметь предупреждать грамматические ошибки, связанные с согласованием подлежащего и сказуемого. Лекция.
Практикум. 17 1 Ошибки в управлении. Ошибки в управлении Знать ошибки, связанные с управлением.
Уметь предупреждать грамматические ошибки, связанные с управлением. Лекция.
Практикум. 18 1 Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Определение ошибок, связанных с употреблением однородных членов предложения. Знать ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения.
Уметь предупреждать грамматические ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Практикум. 1 Нарушение границ предложения как грамматическая ошибка. Нарушение границ предложения как грамматическая ошибка. Парцелляция как средство выразительности. Знать ошибки, связанные с нарушением границ предложения.
Уметь различать грамматическую ошибку, связанную с нарушением границ предложения и парцелляцию как средство выразительности. Лекция.
Практикум. 19 1 Ошибки, связанные с пропуском необходимых слов. Пропуск необходимых слов как грамматическая ошибка. Пропуск как фигура умолчания. Выразительные возможности односоставных и неполных предложений, или когда пропуск слов необходим. Знать ошибки, связанные с пропуском необходимых слов.
Уметь предупреждать грамматические ошибки, связанные с пропуском необходимых слов; различать пропуск слов как ошибку и как средство выразительности. Лекция.
Практикум. 20 1 Ошибки в построении сложного предложения Типы ошибок в построении сложного предложения. Знать ошибки, связанные с построением сложного предложения.
Уметь предупреждать грамматические ошибки, связанные с построением сложного предложения. Лекция.
Практикум. 21 1 Ошибки в построении предложений с прямой и косвенной речью. Типы ошибок в предложениях с прямой и косвенной речью. Знать ошибки, связанные с построением предложения с прямой и косвенной речью.
Уметь предупреждать грамматические ошибки, связанные с построением предложения с прямой и косвенной речью.. Практикум. 22 1 Нарушение порядка слов. Инверсия как средство выразительности Прямой и обратный порядок слов. Нарушение порядка слов как речевая ошибка и как средство выразительности. Знать ошибки, связанные с нарушением порядка слов.
Уметь предупредить ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Лекция.
Практикум. 23-24 2 Информативная насыщенность речи. Речевая неточность. Речевая недостаточность и избыточность: плеоназм, тавтология, повторение слов, длина предложений.
Редактирование текста. Знать ошибки, связанные с нарушением речевых норм.
Уметь предупредить ошибки, связанные с речевой недостаточностью и речевой избыточностью. Лекция.
Практикум. 25 1 Логичность речи. Алогизмы. Подмена понятия. Знать ошибки, связанные с нарушением логики.
Уметь предупредить ошибки, связанные с нарушением логического изложения. Практикум. 26-27 2 Точность, ясность и простота речи. Точность словоупотребления. Употребление слова в несвойственном ему значении как речевая ошибка. Знать ошибки, связанные с точностью словоупотребления.
Уметь предупредить ошибки, связанные с точностью словоупотребления. Практикум. 28 1 Лексическая сочетаемость. Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка. Оксюморон. Знать ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов.
Уметь предупредить ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов. Лекция.
Практикум. 29 1 Богатство речи. Многозначность слова. Омонимия. Паронимы. Антонимы. Синонимия. Стилистические возможности слова. Знать стилистические возможности слов.
Уметь предупредить ошибки, связанные с употреблением слов в различных стилях речи. Лекция.
Практикум. 30 1 Чистота речи. Заимствованные слова. Профессионализмы. Окказионализмы. Канцеляризмы. Речевые штампы и слова – паразиты.
Редактирование текста. Знать стилистические возможности слов.
Уметь предупредить ошибки, связанные с употреблением слов в различных стилях речи. Практикум. 31 1 Уместность речи. Речевая ситуация. Культура письменного общения. Знать речевые ситуации.
Уметь предупредить ошибки, связанные с употреблением слов в различных речевых ситуациях. Практикум. 32-33 1 Образность речи. Художественные определения, образные сравнения, метафора, синекдоха, переименование, олицетворение, литота, гипербола. Ирония и перифразы.
Анализ текста. Знать определение средств художественной выразительности.
Уметь уместно использовать средства выразительности в речи. Практикум. 34-35 2 Зачётная работа. Редактирование текста. Знать стилистические и лексические возможности слов.
Уметь предупредить ошибки, связанные с употреблением слов в различных стилях речи. Анализ текста.