Использование компьютерных инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях 12 -летнего обучения.

Тихомолова В.Н.
учитель русского языка и литературы высшей категории, директор
КГУ «Приреченская СОШ» ГУ «Отдел Образования г.Семей ВКО»

Использование компьютерных инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях 12 -летнего обучения.

Постиндустриальная триада – образование, наука, инновации – это мост
по которому Казахстан перейдет к новому уровню
стабильного и устойчивого развития.
Н.А.Назарбаев

Мы живем в ХХІ веке. Это век научно – технического прогресса, век международных, политических, экономических отношений, культурного расцвета, развития бизнеса, век демократии и гласности. И сейчас особенно важно,чтобы образование не осталось в стороне в деле повышения международной узнаваемости Казахстана, демонстрации его успехов, культурной уникальности.
В век информационного простанства компьютер все активнее входит в нашу жизнь. Практически ни одна область деятельности не обходится без использования компьютера в той или иной степени. Главной компетенцией учителя становится его обновленная роль – роль проводника знаний, помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.Е. Селевко, задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального маршрута и способов его прохождения, т.е. « навигации в образовании...»
Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьника, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности.
Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационно - коммуникационные технологии (ИКТ), которые позволяют:
построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;
коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;
рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно – воспитательного процесса;
использовать компьютеры с целью индивидуального учебного процесса;
охватить обучением одновременно значительное количество учащихся, обеспечив высокое качество подготовки;
последовательно отслеживать уровень знаний и приобретенных навыков.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками.
Работая 36-й год учителем – словесником в сельской школе, понимаю, что просто словом, будь оно эмоциональным и правильным, урок не провести.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы и внекласной работе может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. К наиболее эффективным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности.
На уроках – лекциях, обобщающих уроках по творчеству писателей – классиков в старших классах по темам «Петербург Достоевского», «Мысль семейная в романе «Война и мир», при проведении урока – портрета «Маяковский – сам» презентации позволяют упорядочить наглядный материал, привлечь смежные литературе виды искусства; иллюстрацию показать фрагментами, выделив и увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Учащиеся при этом не только видят и воспринимают, но и переживают эмоции. Как отмечал Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, «именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».
В условиях модернизации содержания образования, в условиях перехода на 12 – летнее обучение (наша школа вот уже в течение 12 лет работает по эскперименту - внедрению 12 – летнего обучения) значительное место уделяется новым технологиям в обучении.
Как учитель – экспериментатор, с целью развития познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информациооном пространстве в своей педагогической практике использую исследовательский метод обучения и метод проектной деятельности с применением информационно - коммуникационных технологий.
Мы, учителя – словесники, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах над проектом – мультимедийной презентацией уже в среднем звене ( экспериментальных классах ) направлена на развитие творческих и аналитических способностей учащихся, что является прекрасным стимулом для поддержания интереса к чтению, к изучению русского языка и литературы.
Хочу поделиться опытом работы по организации «Виртуального литературного музея» по приключенческому роману Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», знакомство с которым предусмотрено по программе 12 –летнего обучения в 6 классе и вызывает неподдельный интерес у детей. Помогали нам в создании музея во внеурочное время учитель информатики Абдуллина Д.М., учащиеся старших классов, которые были назначены консультантами в группах, родители и, конечно же, большим подспорьем в работе являются Интернет – ресурсы.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Создание музея протекало в три этапа:
Первый этап – подготовительный. Его цель – диагностика. Мы выяснили, что знают ребята о музее, видах музеев и их назначении, о специфике пространства и музейной деятельности.
Второй этап, основной – взаимодействие школьника с пространством виртуального литературного музея. Создание музея началось с разработки его научной концепции. Для этого нужно было ответить на целый ряд вопросов. Какова наша цель, зачем нужен этот музей, какие функции он будет выполнять? Какие залы в нем будут, каково назначение каждого из них, какова логика их расположения? Какие экспонаты должны быть в каждом зале, как выглядит экспозиция, какие мысли и чувства она должна вызвать у посетителей?
Третий - заключительный этап – создание виртуального музея (сбор материалов, перевод их в электронную форму и размещение в музейном пространстве, сочинение, набор и аудиозапись текстов, музыкальных произведений).
После того как были определены основные тематические страницы музея, учащиеся были распределены на группы и готовили презентацию следующих страниц музея:
«Зал автора» (мы назвали его « Отец Робинзона Крузо)»: поиск и отбор информации о Даниэле Дефо – биография, статьи о его творчестве,фотографии)
«Зал Героя» - Зал Робинзона Крузо (раскрывает систему образов – персонажей романа, погружает в мир художественного произведения: серия портретов, отражающих образ героя в различных ситуациях, в которые он попадает на необитаемом острове)
Зал «Библиотека» (серия книг Даниэля Дефо)
Зал «Наши работы» (рисунки, викторины, ребусы, кроссворды )
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Данной работой мы попытались вызвать у школьников интерес к книге Даниэля Дефо и чтению другой литературы. Защищали свой проект ребята в форме мультимедийной презентации на общешкольном конкурсе проектов.(Проект «Виртуального литературного музея» прилагается)
По словам Абая, ребенок рождается на свет, наследуя два начала. Первое - пищевая потребность, второе - тяга к познаниям. Природное, генетически предопределенное стремление ребенка исследовать окружающий мир должно быть поддержано нами, учителями, и развитие исследовательской деятельности обучающихся с применением информационно-коммуникационных технологий относится к числу приоритетных задач современного образования. Как отметил Н.А. Назарбаев в выступлении перед студентами и преподавателями «Назарбаев Университета», « интеллектуальная нация - основа будущего».
Предложив учащимся 7 (экспериментального) класса тему для исследования «Созвучие муз и имен», посвященную 165-летию со дня рождения Абая и году Германии в Казахстане, благодаря компьютерным технологиям предоставила им возможность самостоятельного поиска материалов, приобщая и приучая их к творческой деятельности, развивая при зтом активность, навыки самооценки, воображение и модельное видение.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Учащиеся готовили к мультимедийной презентаций по данной теме слайды, подбирали материал для подготовки докладов и рефератов, самостоятельно вели поиск в Интернете, сканировали рисунки, фотографии, использовали анимации в слайдах. Совместно с учащимися мы искали ответы на проблемные вопросы:
Проблемы внешней биографии Гете и Абая – генезис?
Созвучие муз и творческого наследия поэтов?
Единство разноязычия?
Информационно-коммуникационные технологии позволили и мне, учителю, и учащимся получить удовольствие от увлекательного процесса познания. Не только силой воображения раздвигать стены школьного кабинета, но и с помощью новейших технологии погружаться в яркий красочный мир, познавая новые истины. (Проект- мультимедийная презентация «Созвучие муз и имен» прилагается)
Компьютерные технологии в образовании стали реальной частью культуры, активизируя мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, позволяя моделировать и визуализировать процессы, сложные для демонстрации в реальности, повышая и стимулируя интерес учащихся.
При проведении нетрадиционного интегрированного урока- конкурса, посвященного Дню языков народов Казахстана, по теме «Фонетика в русском и казахском языках» совместно с учителем казахского языка преследовали цель: организовать активную познавательную деятельность учащихся с применением компьютерной, игровой технологий, технологии коммуникативного обучения, прививая интерес к изучению языков. На уроке были использованы компьютеры, кодоскоп, магнитофон.

В плане урока – конкурса были следующие виды работы:
I тур «Б‰йге» // «Байга»
II тур «Jос тіліS – Kос KанатыS» // «Два языка – два крыла»
III тур «Санды аш» // «Угадай цифру»
IY тур «Пар шыCару» // «Выпусти пар»
Y тур «С™з Kaра» // «Составь слово»
YI тур «К™кпар» // «Кокпар»
На вопросы I тура (20 вопросов) учащиеся отвечают на компьютере: кто быстрее? Задание II тура - найти нужные слова, дополнить пословицу, перевести слово на казахский (русский) язык. Через кодоскоп на доску выводится набранная на компьютерном листе пословица, на месте нужных слов многоточие 1. отKа т_с. 2. ... до Киева доведет (всего10 пословиц). Интересно детям задание 4 тура: применив компьютер, за 2 минуты заполнить таблицу, составляя слова так, чтобы первый слог в данных словах был «пар».
пар


пар


пар


Примерные ответы на русском языке: пар-кет, пар-тер
Примерные ответы на казахском языке: парта, параK.
В работе над заданием 4 тура также применяется компьютер: составить из слова «Казахстан» как можно больше существительных на русском и казахском языках в именительном падеже единственного (Астана, казан, сазан, KазаK, стан... ). И задание последнего тура «Кокпар»: в течение двух минут участникам ответить на 10 вопросов по теме «Фонетика».
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют на только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. «Знания становятся движущей силой прогресса, источником новых жизненных благ» (Н.А. Назарбаев).
Концепция развития образования в Республике Казахстан, подписание указа об утверждении Государсвенной программы развития образования на 2011-2020годы, в который вошли идеи Президента, определили основные приоритеты реформирования отечественной школы и ее интеграции в мировое образовательное пространство.
Прогрессивные тенденции развития образования в мире и Казахстане ставят перед педагогами новые профессиональные задачи, для решения которых недастаточно иметь только определенную систему знаний, умений и навыков. Перед современным педагогом стоит актуальная задача организации своей профессиональной деятельности в непрерывно изменяющихся условиях таким образом, чтобы она была не только адекватной этому времени, но и опережающей профессиональной жизнеспособностью и компетенцией. При этом под профессиональной жизнеспособностью, по мнению П.И.Третьякова, понимается «особое состояние человека, его жизненный профессиональный опыт, который обеспечивант личностную адаптацию к социуму». Это предполагает смену парадигмы образования , постепенный переход от репродуктивного, словесно- обьяснительного его характера к принципиально новому типу обучения с использованием комплекса новейших компьютерных и образовательных технологий, мобилизующий творческий потенциал человека.
Переход на 12-летнюю модель обучения требует от современного педагога инновационного и творческого мышления, умения разносторонне использовать в своей деятельности возможности ИКТ. Как отметил Глава государства РК Н.А.Назарбаев, «образование – это ценность и основа успеха как отдельного человека, так и страны в целом. Инновационная индустрия науки и знаний – стратегический ресурс Казахстана в ХХІ веке».



Аллерт Вера
Тарабанов Гриша
Сарсенбаева Карлыгаш
Тараненко Володя
Дик Егор