Программа по биологии 7 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»
ПРИНЯТО
на заседании Педагогического совета протокол № ____
от «___»___________2015 г.
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______/Илюхина Т.А.
подпись
Протокол МО № 1
от «31»августа 2015 г

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора МБОУ «Новоозерновская СШ»
_____________ С.А.Шептицкаяподпись
«___»_____________2015 г УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Новоозерновская СШ»
__________________ Т.А,Полисан
подпись Приказ № ___________
от «___»_______________ 2015 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
БИОЛОГИЯ
для учащихся 7 класса
основного общего образования
на 2015/ 2016 учебный год
Количество часов: 2 час в неделю, 70 часов в год. Базовый уровень.
Рабочая программа Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Сферы,. 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. – М. Просвещение, 2011. . – 144 с.
Учебник: Биология 7 икласс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый уровень \ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.В. Иванова. –М.: Просвещение, 2014. –158, [1] с. ил. – (Сферы).
Составитель: Идюхина Т.А.
учитель биологии высшей
квалификационной категории
Новоозерное, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа для 7 класса составлена на основе:
фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном Государственном Стандарте основного общего образования, с учётом основных идей и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования;
учебного плана;
примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии, разработанной коллективом авторов под руководством Л.Н Сухоруковой, «Просвещение», 2011 год.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.

Базовый учебник: «Биология. Живой организм 7 класс», учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение», 2014г; Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников.
На изучение биологии в 7 классе выделено 70 часов (68 +2 резервных)
Место предмета в учебном плане:
Базисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения на этапе основного общего образования с 5 по 9 класс должен включать 280 учебных часов для обязательного изучения курса «Биология».
5 класс – 1 ч в неделю (35ч)
6 класс -2 часа в неделю (ч)
7 класс- 2 часа в неделю (70ч)
8 класс - 2 часа в неделю (70 ч)
9 класс - 2 часа в неделю (70ч)
Технологии обучения
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, проектная деятельность, личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий. Программа по биологии реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Внеурочная деятельность по биологии организуется по направлению общеинтеллектуального развития в таких формах, как внеклассные мероприятия (викторины, интлеллектуальные шоу), научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования (проектная деятельность, МАН «Искатель») и другие формы. Однако основной формой реализации программы является урочная форма.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть такими: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; лабораторные и практические работы.
Применяется электронное приложение к учебнику, разнообразные презентации.
В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Организация сопровождения учащихся направлена на:
создание оптимальных условий обучения;
исключение психотравмирующих факторов;
сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
развитие положительной мотивации к освоению программы;
развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Для реализации целей, задач, содержания рабочей программы по биологии используются следующие педагогические технологии:
Игровые технологии.
Технологии уровневой дифференциации.
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Система развивающего обучения Л.В. Занкова.
Информационные (компьютерные, мультимедиа, дистанционные) технологии.
Проектные и деятельностные технологии.
Технологии личностно-ориентированного образования.
Здоровьесберегающие технологии.
Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Общая характеристика учебного предмета
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественно-научные предметы» обеспечивает: формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира; овладение научным подходом к решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Программа по биологии строится с учётом следующих содержательных линий:
многообразие и эволюция органического мира; биологическая природа и социальная сущность человека; уровневая организация живой природы.
Содержание курса биологии в программе структурировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их разнообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями.
Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. Опираясь на понятия, содержащиеся в курсе «Окружающий мир», при обучении биологии в основной школе возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать сущность биологических процессов и явлений. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования. Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.

Особенности содержания обучения предмету
Данная программа адресована учащимся 7 классов основной школы МБОУ «НСШ».
Особенностью школы является экологическая и здоровьесберегающая направленности, что отражено в рабочей программе по биологии. Здоровьесберегающая направленность более выражена на уроках и во внеурочной деятельности в 8-9 классах. В 7 классе сделан акцент на формирование на уроках и во внеурочной деятельности экологического мышления, проведение экологических акций, написание учащимися научно-исследовательских работ природоохранной направленности, участие в региональных и международных экологических конкурсах.
Возраст учащихся – 12-13 лет, что предполагает наличие у них особенностей подросткового периода - начало перехода от детства к взрослости. В возрасте от 11 до 14 -15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности.
На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. На уроках и во внеурочной деятельности продолжают совершенствоваться приемы: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и другое.
Содержание курса «Биология. Живой организм. 7 класс» опирается на сведения о живой природе полученные в курсе «Биология. Живой организм 5-6 класс» и служит основой для усвоения содержания курса «Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс».
Изучение растений, животных, бактерий и грибов с точки зрения их функций в биосфере, как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества, продолжается в 7 классе на основе положений об экосистемной организации жизни.
Курс «Биология. Живой организм. 7 класс» имеет комплексный характер, включая основы различных биологических дисциплин: экологии, эволюции, систематики, микробиологии, микологии.
Эколого-эволюционное введение в курсе 7 класса позволяет в дальнейшем раскрыть роль представителей крупных таксонов в конкретных экосистемах. Ознакомление с положениями эволюционного учения способствует объяснению возникновения признаков более высокой организации у растений, животных, установлению филогенетических связей в растительном и животном мире. Завершается курс также теоретической главой: «Биологическое разнообразие и пути его сохранения».
Обновление содержания образования происходит путем развития и углубления интеграции биологического и гуманитарного знания за счет введения понятий о биологическом разнообразии, взаимодействии природы и общества, связывающих систематику, эволюцию, экологию с проблемой устойчивости биосферы, сохранением и развитием жизни на Земле. Положения систематики позволяют осмыслить разнообразие жизни как результат эволюции.
Курс «Биология. Живой организм. 7 класс» способствует формированию межпредметных связей, в первую очередь с предметами естественного цикла (физика, химия, география), а так же с иными дисциплинами (литература, история, математика, информатика и т.д.).
Содержание и структура этого курса обеспечивает необходимые условия для достижения базового уровня биологических знаний, развивает творческие и натуралистические умения, формирует научное мировоззрение, экологическую культуру, а также прививает самостоятельность, трудолюбие, любовь к природе и заботливое обращение с природными объектами. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и биологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязи между строением и функциями живого организма.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.
Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся, закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Цели и задачи программы
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
Глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
В целом изучение биологии в 7 классе основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; об уровнях организации живой природы; об эволюции, ее причинах и доказательствах; об истории развития жизни на Земле; о систематике и классификации всего органического мира; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о видовом разнообразии и путях его сохранения;
овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Для достижения целей ставятся задачи:
Образовательные:
усвоение знаний о том, что:
организмы живут не изолированно, а образуют надорганизменные структуры различной степени сложности: популяции, виды, биоценозы, биогеоценозы, биосферу;
организмы не появились не в результате «акта творения», а возникли в результате длительного процесса эволюции, что подтверждается наличием многочисленных доказательств: морфофизиологических, эмбриологических, палеонтологических, биогеографических;
для планеты Земля характерно видовое многообразие организмов населяющих биосферу, которое является основой поддержания жизни на земле, однако, хозяйственная деятельность человека нанесла и продолжает наносить урон экосистемам; долг человека состоит в поиске и реализации путей сохранения биоразнообразия.
Развивающие:
формирование навыков и умений самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
формирование навыков и умений адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
формирование коммуникативных умений и навыков, необходимых для реализации работы в группах;
формирование умений: наблюдать, работать с увеличительными приборами, ставить опыты, применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, работать с текстом (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы), использовать дополнительные информационные ресурсы.
Воспитательные:
формирование способности ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы).
В основу отбора и структурирования содержания курса «Живой организм» положены деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный, функциональный, эколого-эволюционный и системный подходы.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
В соответствии с функциональным подходом акценты в изучении организмов четырех царств живой природы переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности, что позволяет показать роль растений, животных, грибов и бактерий как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества.
Теоретические идеи о функциональных группах организмов, круговороте веществ и энергии, связи живой и неживой природы, подготавливают к изучению курса биологии следующего класса, в котором многообразие живых организмов рассматривается в свете идей эволюции и экологии. Таким образом, достигается внутрипредметная интеграция, преемственность биологических курсов.
Системный подход направлен на понимание целостности природы, ее иерархической структуры. Он систематизирует материал о строении клеток, тканей, органов и систем органов, процессов жизнедеятельности организмов. Системный подход — основа интеграции биологии с другими естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.
Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся, закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
В данную программу на основе решения школьного методического объединения были внесены элементы биологического краеведения, основными задачами которого являются:
изучение местной флоры, особенно эндемичных и реликтовых видов растений Крыма в целом и Евпатории в частности;
изучение местной фауны, особенно эндемичных и реликтовых видов животных Крыма;
изучение декоративных и сельскохозяйственных растений Крыма, в том числе интродуцентов, особенностей их адаптации к климатическим, почвенным ландшафтным условиям полуострова;
изучение биографии и научной деятельности знаменитых учёных -естествоиспытателей посвятивших свою жизнь и деятельность изучению флоры, фауны и природно-климатических условий полуострова;
Этот курс позволяет вовлечь учащихся в активную практическую, творческую и исследовательскую работу по изучению природы Крыма.
Основные содержательные линии
Программа по биологии строится с учётом следующих содержательных линий:
многообразие и эволюция органического мира;
уровневая организация живой природы.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
личностная ориентация содержания образования;
деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
усиление воспитывающего потенциала;
формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет;
нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям.
Требования к результатам обучения
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
Формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
Сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты обучения в основной школе включат освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Основные предметные результаты обучения биологии: усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;
Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
Объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
Овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
Формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Контрольно-оценочная деятельность
Текущий и итоговый контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение: тестов, самостоятельных работ, контрольных работ, проектных работ. Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Формы учета достижений:
урочная деятельность;
ведение тетрадей по биологии;
анализ текущей успеваемости (тестирование, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);
аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);
аттестация по итогам года;
внеурочная деятельность;
участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах, школьных проектах.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, осуществляется при выделении базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Для описания достижений обучающихся школы используются пять уровней:
Отметка Уровень Характеристика
«1» Низкий уровень Наличие только отдельных фрагментарных знаний по предмету.
«2» Пониженный уровень Отсутствие систематической базовой подготовки, обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, имеются значительные пробелы в знаниях. Обучающийся может выполнять отдельные задания. Дальнейшее обучение затруднено. Требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказания целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
«3» Базовый уровень Освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению.
«4» Повышенный уровень Усвоение опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.
«5» Высокий уровень Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Формы и средства контроля
Формы организации учебного процесса:
фронтальные;
групповые;
индивидуальные;
индивидуально-групповые;
практические и лабораторные работы
Формы контроля ЗУН:
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
индивидуальный опрос;
тестирование
Система контроля и оценивания знаний:
промежуточные тестовые и проверочные работы (по мере необходимости);
письменные разноуровневые дифференцированные контрольные работы, которые проводятся в форме тестовых контрольных работ в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся;
уроки обобщающего повторения.
Нормы оценки:
В основу критериев и норм оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной оценке для всех установлены следующие общедидактические критерии.
Выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению педагога) поурочного балла.
Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям с учётом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.
Отметка ученических действий
В соответствии с требованиями стандарта учитель биологии во время проверки и контроля знаний по предмету может ориентироваться на следующие уровни.
Первый уровень - репродуктивный. Выполнение учащимися заданий этого уровня опирается в основном на память. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
- знание названий отдельных биологических понятий, явлений, процессов. законов, закономерностей;
- умение устно или письменно описывать биологические факты, понятия или явления (реакции);
- понимание роли, значения биологических законов, закономерностей. принципов, процессов, явлений ;
- применение биологической символики - знаков, формул и уравнений;
- знание некоторых используемых в биологии приборов, умение их использовать при выполнении биологического эксперимента.
Для проверки знаний и умений, соответствующих первому уровню, используется репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение учащимися отдельных знаний и умений. Проверка первого уровня знаний легко осуществляется формами автоматизированного учета.
Второй уровень - продуктивный. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
- понимание формулировок важнейших биологических понятий, законов, теорий и применение их в аналогичных ситуациях;
- умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями, различными процессами и явлениями;
- умение проводить расчеты по формулам и уравнениям;
- умение самостоятельно проводить биологический эксперимент по инструкции учебника или по указанию учителя и фиксировать его результаты.
Для проверки умения применять эти знания в учебной практике используются задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основе осмысления. Поэтому наряду с психологической операцией воспроизведения широко используются узнавание и явление переноса. Для выполнения таких заданий требуется более напряженная мыслительная деятельность учащихся, чем при выполнении заданий на первом уровне.
Третий уровень - творческий. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
- умение прогнозировать функции частей биологических объектов или целостных объектов на основе знания об их составе и строении и, наоборот, предполагать строение объекта или его части на основе выполняемых ними функций;
- понимание факторов, позволяющих управлять биологическими процессами;
- умение проектировать, осуществлять биологический эксперимент, а также фиксировать и анализировать его результаты;
- умение ориентироваться в потоке биологической информации, определять источники необходимой информации, получать ее, анализировать, делать выводы на ее основе и представлять в соответствующей форме;
- умение осознавать вклад биологии в формирование целостной естественно-научной картины мира.
Для проверки знаний, соответствующих третьему уровню, и умения применять их в учебной практике используется рефлективный вид заданий, выполнение которых опирается на репродуктивные знания, но требует глубокого осмысления, владения логическими приемами умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование, классификация)
Устный ответ
Оценка «5» ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, таблицами и схемами, сопутствующими ответу и сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдает основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использует научные термины.
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка «3» ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Письменный ответ
Оценка «5» ставится в случае:
Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, соблюдение культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае:
Знания всего изученного программного материала.
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий) ставится в случае:
Знания и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится в случае:
Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
Выполнил работу без ошибок и недочетов.
Допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
Не более двух грубых ошибок.
Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
Или не более двух-трех негрубых ошибок.
Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3».
Или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предмету
Оценка «5» ставится, если ученик:
Правильно определил цель опыта.
Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов или измерений.
Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки и сделал выводы.
Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
Или было допущено два-три недочета.
Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Или эксперимент проведен не полностью.
Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в подписях рисунков, в данных таблицы или схемы и т.д.).
Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
Или опыты, наблюдения производились неправильно.
Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Примечание. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.
Оценка умений проводить наблюдения
Оценка «5» ставится, если ученик:
Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
Выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса).
Логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные.
Допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые.
Допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Допустил 3 – 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
Неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса).
Допустил 3 – 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Примечание. Оценки с анализом умений проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков учащихся учитываются все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
Незнание определения основных понятий, основных положений теории.
Незнание наименований единиц измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения познавательных задач и объяснения явлений.
Неумение делать выводы и обобщения.
Неумение читать и строить принципиальные схемы.
Неумение подготовить лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения или использовать в результате их проведения полученные данные для выводов.
Неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками.
Нарушение техники безопасности.
Небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
Неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными.
Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования.
Недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными).
Нерациональные методы работы со справочной и другой литературой.
Неумение выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
Нерациональные приемы выполнения опытов, наблюдений, заданий.
Ошибки в вычислениях.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Учебно-тематическое планирование
Тема. 1 Организация живой природы (5 ч)
Организм и вид – различные уровни живой природы. Природное сообщество. Экосистема.
Демонстрации: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, чучел и рисунки животных разных видов, схемы, рисунки, таблицы, репродукции картин, модели, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие экосистемную организацию живой природы.Лабораторная работа №1 «Составление простейших цепей питания в экосистеме»
Экскурсия №1 «Экосистема своей местности (луг, лес, водоем)»
Тема 2. Эволюция живой природы (4ч)
Эволюционное учение. Доказательства эволюции. История развития жизни на Земле. Систематика растений и животных.
Демонстрации: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, репродукции картин, схемы, рисунки, слайды, таблицы, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие движущие силы эволюции, многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям среды обитания, принципы классификации.Экскурсия №2 «Эволюция органического мира» (палеонтологический музей).
Контрольная работа №1 «Организация живой природы и её эволюция».
Проект №1 «История развития жизни на Земле»
Проект №2 «История развития эволюционного учения»
Тема 3. Растения – производители органического вещества (22ч)
Царство растения: основные признаки, разнообразие и эволюция растений.
Подцарство Настоящие водоросли, Багрянки. Роль водорослей в экосистемах.
Подцарство Высшие растения. Отделы Моховидные. Роль мхов в образовании болотных экосистем. Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Роль папоротников, хвощей плаунов в образовании древних лесов.
Отдел Голосеменные. Роль голосеменных в экосистеме тайги. Отдел Покрытосеменные или цветковые. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Бобовые. Семейство Паслёновые. Класс Однодольные семейство Лилейные. Семейство злаки. Роль покрытосеменных в развитии растениеводства.
Семейства Лилейные, Злаки. Роль покрытосеменных.
Демонстрации: портреты ученых, микропрепараты, живые и гербарные экземпляры, таблицы, схемы, рисунки, репродукции картин, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие морфологические особенности отдельных растений, средообразующую деятельность; циклы развития высших растений, двойное оплодотворение покрытосеменных, разнообразие сельскохозяйственных растений, редкие и исчезающие видыЛабораторная работа №2 «Изучение одноклеточных водорослей».
Лабораторная работа №3 «Изучение многоклеточных водорослей».
Лабораторная работа №4 «Строение мха кукушкин лен»
Лабораторная работа №5 «Строение папоротника»
Лабораторная работа №6 «Разнообразие хвойных»
Лабораторная работа №7 «Признаки однодольных и двудольных растений».
Лабораторная работа №8 «Признаки семейства Крестоцветных»
Лабораторная работа №9 «Признаки растений семейства Бобовых».
Лабораторная работа №10 «Признаки растений семейства Паслёновых».
Лабораторная работа №11 «Признаки семейства Лилейных».
Лабораторная работа №12 «Признаки семейства Злаковых»
Практическая работа №1 «Определение растений семейства Крестоцветных».
Практическая работа №2 « Определение растений семейства Бобовых»
Практическая работа №3 « Определение растений семейства Паслёновых»
Практическая работа №4 «Определение растений семейства Лилейных»
Контрольная работа №2 «Растения – производители органического вещества»
Проект №3 «Папоротникообразные Крыма»
Проект №4 «Голосеменные Крыма»
Тема 4. Животные – потребители органического вещества (27ч)
Царство Животные. Подцарство Одноклеточные. Роль одноклеточных в экосистемах.
Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Роль червей в экосистемах. Тип Моллюски. Тип Членистоногие. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые.
Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Классы Хрящевые и Костные рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем. Класс Млекопитающие. Млекопитающие различных экосистем. Роль птиц и млекопитающих в жизни человека.
Лабораторная работа №13 «Внешнее строение дождевого червя».
Лабораторная работа №14 «Строение раковины моллюска».
Лабораторная работа №15 «Внешнее строение насекомого».
Лабораторная работа №16 «Внешнее и внутреннее строение рыб в связи со средой обитания».
Лабораторная работа №17 «Внешнее строение птиц в связи с приспособленностью к полёту».
Экскурсия №3 «Многообразие животных родного края, их значение, охрана (в краеведческий музей).
Контрольная работа №3 «Животные – потребители органического вещества»
Проект №5 «Паразитические простейшие»
Проект №6 «Гельминты»
Тема 5. Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники (5ч)
Царство Бактерии. Царство Грибы. Роль грибов в природе и жизни человека. Лишайники.
Лабораторная работа №18 «Строение плесневого гриба мукора»
Лабораторная работа №19 «Строение и разнообразие лишайников»
Практическая работа №4 «Определение ядовитых и съедобных грибов»
Проект №7 «Ядовитые грибы Крыма»
Тема 6. Биоразнообразие (5ч)
Видовое биоразнообразие. Экосистемное разнообразие и деятельность человека. Пути сохранения биоразнообразия.
Демонстрации: схемы, модели, рисунки, таблицы, гербарные экземпляры, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие охраняемые виды растений, животных, грибов, заповедные территории.Экскурсия №4 «Биоразнообразие родного края» (в природу)
Контрольная работа №4 «Бактерии, грибы, лишайники. Биоразнообразие»
Проект №8 «Заповедники Крымского полуострова»
Резерв: 2 ч.Использование резервного времени желательно на изучение многообразия живых организмов, средообразующей деятельности представителей местной флоры и фауны.
Учебно-тематический план в 7 классе
№ п/п Наименование темы Кол-во часов Кол-во п/р Кол-во л/рКол –во к/р Количество экскурсий
1. Организация живой природы 5 --- 1 --- 1
2. Эволюция живой природы 4 --- --- 1 1
3 Растения -производители органического вещества
22 4 11 1 1
4. Животные – потребители органического вещества 27 --- 5 1 1
5. Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники.
5 1 2 --- ---
6. Биоразнообразие
5 --- --- 1 1
Итого: 68+ 2 резервных 5 19 4 5
Учебно-методический комплект«Биология 7 класс. Разнообразие живых организмов» Учебник для общеобразовательных учреждений. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. М.: «Просвещение» 2011 г. (УМК «Сферы»)
Тетрадь-практикум «Биология 7 класс. Разнообразие живых организмов»
Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. М.: «Просвещение» 2011 г. . (УМК «Сферы»)
Сухорукова Л.Н. и др. Биология. Разнообразме живых организмов. Тетрадь - тренажер. Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений М.:«Просвещение»2011 г.
Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология. Разнообразие живых организмов. Тетрадь-экзаменатор для 7 класса общеобразовательных учреждений М.:«Просвещение»2011 г.
Электронное приложение к учебнику: С^ «Биология 7 класс. Разнообразие живых организмов» (УМК «Сферы»)
Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Программа курса биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений "Биология. Разнообразие живых организмов".М.: «Просвещение» 2010 г
Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Разнообразие живых организмов. Методические рекомендации. 7 класс. Пособие для учителей М.: «Просвещение» 2009 г
Дополнительная литература:
«Методические рекомендации к учебнику «Биология - 7. Разнообразие живых организмов» Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. М.: «Просвещение» 2010 г. (УМК «Сферы»)
Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. Вопросы. Задания. Задачи Дмитриева Т.А., Суматохин С.В.. - М.: Дрофа, 2002
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ ппИнвентарный номер Наименование Количество
Комплекс технических средств обучения педагога с улучшенными характеристиками с возможностью взаимодействия с интерактивными средами и тиражирования раздаточных материалов
Состав комплекса:
–портативный компьютер педагога ((процессор Intel i3 или аналогичный, 4 Гб оперативной памяти, 500Гб жесткий диск, привод DVD-RW, веб-камера 720p, LED-экран 15,6 дюймов, Wi-Fi, BT, вес 2.4 кг., комплект предустановленного системного, офисного и прикладного программного обеспечения) - 1 шт.–мышь компьютерная (оптическая, 3 кнопки, колесико для прокрутки)- 1 шт.
Комплекс сопровождающего наглядного, демонстрационного и лабораторного оборудования с улучшенными характеристиками для закрепления знаний, полученных из интерактивных сред для курса биологии, на практике
Состав комплекса:
1.Лупа препаровальная - 8 шт.
2.Наглядные пособия (гербарии)
2.1.Гербарий «Деревья и кустарники» (22 вида с иллюстрациями) – демонстрационный - 1 шт.
2.2.Гербарий «Дикорастущие растения» (30 видов с иллюстрациями) – демонстрационный - 1 шт.
2.3.Гербарий «Культурные растения»(30 видов с иллюстрациями) – демонстрационный - 1 шт.
2.4.Гербарий «Лекарственные растения» (22 вида с иллюстрациями) – демонстрационный - 1 шт.
2.5.Гербарий «Основные группы растений. Грибы. Лишайники» (53 листа, с иллюстрациями и фотографиями) – демонстрационный - 1 шт.
3.Натуральные пособия (влажные препараты)
3.1.Влажный препарат «Беззубка» (двустворчатый моллюск) - 1 шт.
3.2.Влажный препарат «Внутреннее строение брюхоногого моллюска» - 1 шт.
3.3.Влажный препарат «Внутреннее строение лягушки» - 1 шт.
4.Модели объемные
4.1.Модель объемная «Строение клеточной оболочки» - 1 шт.
4.2.Модель объемная «Стебель растения» - 1 шт.
4.3.Модель объемная «Строение корня» - 1 шт.
4.4.Модель объемная «Строение листа» - 1 шт.
4.5.Модель структуры ДНК (разборная) - 1 шт.
5.Модели остеологические (скелеты)
5.1.Скелет голубя - 1 шт.
5.2. Скелет кошки- 3шт.
5.3.Скелет лягушки-3 шт.
Комплекс цифровых измерительных приборов по курсу биологии для педагога с обязательной коммутацией (совместимостью) с техническими средствами обучения педагога
1.Цифровой датчик температуры (-20 +110 С) - 1 шт.
шт.
2.Переходник-разветвитель - 1 шт.
1
1
1
1
Перечень таблиц, плакатов
Общее знакомство с цветковыми растениями
Царства живой природы
Дикорастущие и культурные растения
Цветковое растение и его органы
Вегетативные органы растений
Генеративные органы растений
Жизненные формы растений
Биология. 6 класс. Растения. Грибы. Лишайники
Цветок. Соцветие.
Семя.
Плод.
Корень.
Побег и почка.
Стебель.
Лист.
Вегетативное размножение растений.
Бактерии. Грибы.
Водоросли. Лишайники.
Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники.
Голосеменные.
Покрытосеменные. Двудольные (1).
Покрытосеменные. Двудольные (2).
Покрытосеменные. Однодольные.
Биология 7 класс. Животные
Простейшие.
Кишечнополостные.
Плоские, Круглые, Кольчатые черви.
Моллюски.
Членистоногие.
Класс Насекомые (Жуки).
Рыбы.
Класс Земноводные, или Амфибии.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.
Класс Птицы.
Класс Млекопитающие, или Звери: разнообразие и значение.
Биология. 8-9 классы. Человек.
Типы тканей.
Головной мозг. Спинной мозг.
Функции нервной системы.
Строение и работа сердца.
Связь кровообращения и лимфообращения.
Дыхание.
Пищеварение.
Строение почки.
Строение и функции кожи.
Строение и типы костей.
Строение мышц.
Восприятие. Органы чувств.
Биология 10-11 классы. Цитология. Генетика. Селекция.
Строение клеток.
Органоиды клетки.
Химический состав клетки.
Биосинтез белка.
Фотосинтез.
Формы размножения организмов.
Образование клеток. Митоз. Мейоз.
Генетика. Законы Г. Менделя.
Генетика пола.
Изменчивость организмов.
Происхождение культурных растений и домашних животных.
Селекция.
Биология 10-11 классы. Эволюционное учение.
Развитие биологии до Ч. Дарвина.
Эволюционное учение Ч. Дарвина.
Виды. Образование видов.
Изменчивость организмов.
Искусственный отбор.
Естественный отбор.
Доказательства эволюции.
Главные направления эволюции.
Развитие органического мира.
Эволюция человека.
Строение тела человека.
Скелет.
Мышцы (вид спереди)
Мышцы (вид сзади)
Кровеносная и лимфатическая системы.
Дыхательная система.
Пищеварительная система.
Выделительная система.
Нервная система.
Женская половая система.
Мужская половая система.

Введение в экологию
Зарождение и развитие экологии.
Живые системы – объекты изучения экологии.
Экология – междисциплинарная наука.
Экосистема: основные компоненты.
Основные среды жизни на планете.
Классификация экологических факторов.
Основные типы взаимодействия между видами.
Комплексное действие экологических факторов.
Типы питания живых организмов.
Пищевые связи в экосистеме.
Экологические ниши.
Структура биосферы и ее границы.
Организм человека – среда обитания микроорганизмов.
Антропогенное воздействие на окружающую среду.
Рост численности населения на планете.
Глобальное потепление (1).
Глобальное потепление (2).
Доступность пресной воды.