Статья, Дифференцированный подход к развитию восприятия и воспроизведения устной речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушением слуха.


Дифференцированный подход к развитию восприятия и воспроизведения устной речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушением слуха.
Differential approach to the development of perception and reproduction of speech of pupils of special (correctional) educational establishments for children with hearing disorders.
Марачковская Ольга Семеновна, Юсупова Ирина Владимировна
Marachkovskaya Olga Semenovna, Yusupova Irina Vladimirovna Одной из наиболее важных задач обучения детей с недостатками слуха является формирование у них устной речи. Оттого, насколько свободно будет владеть устной коммуникацией выпускник нашей школы, будет зависеть его профессиональное обучение, трудоустройство и достижение определенного социального статуса.
К настоящему времени в отечественной сурдопедагогике сложилась целостная система формирования устной речи как одного из факторов полноценного развития личности глухих и слабослышащих детей, наиболее полной адаптации их в обществе. Она постоянно совершенствуется под влиянием технического прогресса. Так, например, прочно вошедшая и все стремительнее распространяющаяся в социуме людей с нарушенным слухом кохлеарная имплантация потребовала новых подходов к речевому развитию неслышащего ребенка в условиях коммуникативной системы обучения языку. Постоянно развивающаяся технология производства электроакустической аппаратуры подняла на новый уровень значимость коррекционной работы по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи неслышащих школьников.
Вместе с тем в последние годы выросло количество детей, имеющих наряду с глухотой одно или несколько нарушений различной тяжести: нарушения интеллекта, ЗПР, патологию зрительной функции, центральной нервной системы, внутренних органов. Мы это можем наблюдать на примере неоднородности контингента учащихся нашей школы. В этих условиях дифференцированный подход к восприятию и воспроизведению устной речи таких учащихся с учетом особенностей их личностного, речевого развития, состояния слуховой функции, психофизических особенностей становится единственно правильным и результативным для успешного овладения ими устной речью.
Дифференцированное обучение, в соответствии с современными психолого-педагогическими тенденциями, является одной из продуктивных педагогических технологий, отражающей идеи личностно-ориентированного подхода к учащимся, который предполагает учет особенностей психофизического, личностного и слухоречевого развития каждого ученика.
В настоящее время в Казанской школе-интернате I-II вида имени Е.Г. Ласточкиной достигнуты определенные успехи в осуществлении дифференцированного обучения: при формировании состава учащихся классов учитывается состояние слуховой функции учащихся, их психофизические особенности. В школе-интернате есть классы для глухих и классы для слабослышащих учащихся, появились классы, где обучаются слабослышащие дети и дети с кохлеарной имплантацией и классы для детей c ЗПР, обучающихся по программе VIII вида. Это требует от педагогического коллектива школы использования различных методик и разработки собственных программ. Учителя, работающие в таких классах, перерабатывают базовые учебные программы для учащихся школ I-II вида, создавая вариативные программы, учитывающие особенности детей своего класса. Эти программы рассматриваются методическим советом школы и утверждаются на педагогических советах.
Дифференцированный подход к восприятию и воспроизведению устной речи школьников с нарушением слуха в первоначальный период обучения предполагает следующее:
Комплексное обследование состояния слуховой функции, устной речи (ее восприятия и воспроизведения) и психофизического развития учащихся на начало обучения в школе.
Такое обследование детей, поступающих в нашу школу-интернат, проводится по специально разработанной методике, включающей педагогическое обследование состояния слуха (без использования электроакустической аппаратуры), выявление состояния слухового восприятия речи (с использованием электроакустической аппаратуры), аналитическую проверку произношения и тестирование психологом, последние пять лет. На этом этапе задействована целая команда специалистов: врач-сурдолог, психолог, учитель-дефектолог слухового кабинета, учитель индивидуальной слуховой работы, учитель начальной школы.
Обследование учащихся проводится в присутствии родителей. Процесс обследования записывается на видео. В конце учебного года вновь проводится проверка произношения учащихся, и родители имеют возможность сравнить результаты на начало и конец учебного года.
Опыт работы показал, что привлечение родителей к обследованию произношения детей играет положительную роль. Поскольку семья занимает важное место в процессе формирования и развития личности любого ребенка, необходимо вовлечь родителей наших учащихся в систематическую коррекционную работу по формированию устной речи детей. Очень важно сделать их нашими союзниками, продолжателями нашего дела. Для этого недостаточно индивидуальных консультаций, которые проводятся многими учителями индивидуальной слуховой работы, классными руководителями. Педагогами школы разрабатывается общешкольная программа работы с родителями по формированию устной речи детей. В эту программу входят Дни открытых дверей для родителей, постоянно действующие семинары, практикумы, на которых родители знакомятся с тем, как они должны работать дома над речью ребенка, как нужно работать с книгой и так далее.
Использование разноуровневых программ по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи, разработанных для типичных групп учащихся с учетом состояния их речевого развития, слуховой функции, навыков восприятия (слухозрительно и на слух) и воспроизведения устной речи. В разноуровневых программах для учащихся одного класса должен использоваться речевой материал из одних и тех же коммуникативных ситуаций, при определенных различиях в словаре и объеме речевого материала, используемых грамматических и синтаксических конструкций для сильных и слабых учащихся.
Анализ речевого материала, собранного в слуховом кабинете школы, уроков по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи показал, что многие учителя-сурдопедагоги используют личностно-ориентированные технологии, рассматривая каждого ребёнка как уникальную, неповторимую личность. Для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития. При этом в эту программу включаются не только, посильные для учащегося задания, чтобы выполнив их, он почувствовал свою успешность, но и «непосильный» для него на данном этапе материал, выполнив который в сотрудничестве с учителем, он продвигается на еще один шаг в « зоне своего ближайшего развития». Такая работа требует от учителя высокого уровня профессионализма и больших временных затрат. И в этих условиях незаменимым его помощником становится компьютер. В слуховом кабинете нашей школы собран и продолжает пополняться всеми учителями - сурдопедагогами методический материал для проведения уроков индивидуальной слуховой работы в электронном виде, куда входят красочные презентации по различной тематике, вариативные тексты по развитию речевого слуха для различных групп учащихся, материалы для проведения контрольных работ, конспекты уроков и другие методические пособия…… Формирование у детей слухо-зрительно–кинестетической системы на основе интенсивного развития нарушенной слуховой функции в условиях специально-созданной слухоречевой среды при постоянном использовании электроакустической аппаратуры различных типов;
На этом направлении есть проблемы……….. Для эффективного функционирования слухоречевой среды в школе необходимы понимание важности этого направления коррекционной работы всеми работниками школы, включая технический персонал. Однако, к сожалению, приходится часто наблюдать, как слабослышащие дети с хорошими слуховыми возможностями на бытовом уровне общаются со своими глухими сверстниками жестовой речью. Воспитателю и учителю на перемене легче и быстрее общаться с ребенком на жестовом языке, а не приучать ребенка слушать и воспринимать с губ обращенную к нему речь. Часто во внеурочное время мы в спешке не исправляем ошибки учащихся в произношении звуков, не даем образец речи. Индивидуальными слуховыми аппаратами систематически пользуются не все учащиеся школы (особенно это относится к старшеклассникам).

Дифференцированное обучение восприятию и воспроизведению устной речи включает специальную работу, направленную на активизацию устной коммуникации учеников при широком использовании диалогов.
В этом направлении учителями – сурдопедагогами школы выбран верный курс: у большинства учителей планируется и отрабатывается на индивидуальных занятиях речевой материал в диалоговой форме по всем запланированным темам, широко применяется моделирование типичных ситуаций общения, отраженных в диалогах, часто вводятся игровые приемы (с фигурками, игрушками). Прежде всего, используются ситуации из тех сфер коммуникации, которые будут необходимы детям в повседневном общении («Я заболел», «В магазине», «Помогаем маме», «В школе», «Мои друзья» и т. д.) Работа с диалогами способствует развитию речевой памяти учеников: определенная смысловая последовательность реплик, а также предложений в одной реплике облегчает их запоминание. Эту работу продолжают учителя русского языка школы. Такое сотрудничество вошло в систему работы над речью учащихся.
Текущий и периодический учет развития навыков восприятия и воспроизведения устной речи и психофизического развития учащихся 1 и 4 классов; в конце учебного года проведение совместного обсуждения результатов на школьном консилиуме. Опыт данной работы в школе–интернате имени Е.Г. Ласточкиной уже имеется. Последние два года такие консилиумы успешно проводятся под руководством завуча и учителя слухового кабинета.
Преемственность в работе над устной речью в разных организационных формах обучения в специальной школе: на общеобразовательных уроках, индивидуальных и музыкально-ритмических занятиях, в слуховом кабинете, во внеурочное время. В период школьного обучения в работе над произношением и развитием слухового восприятия каждого ребенка в школе-интернате работают пять педагогов: учитель класса, учитель индивидуальной работы, учитель слухового кабинета, учитель ритмики и воспитатель класса. Оттого, насколько слаженно работает эта команда, зависит результат. У каждого члена команды свои, особые функции. Учитель класса проводит специальные фронтальные упражнения по автоматизации произносительных навыков, сформированных на индивидуальных занятиях, уроках ритмики и в слуховом кабинете, в ходе фонетических зарядок. Учитель слухового кабинета и учитель ритмики, прежде всего, ведут работу над ритмико-интонационной стороной речи. Учитель индивидуальной слуховой работы основное внимание уделяет формированию и коррекции именно звуковой стороны речи, а также специальной работе над словом и фразой, в том числе и над их ритмико-интонационной структурой с учетом умений, сформированных на уроках ритмики и в слуховом кабинете. Воспитатель класса закрепляет полученные результаты во внеурочное время.
Таким образом, для успешного овладения речью детьми с нарушением слуха в условиях неоднородного контингента учащихся в Казанской школе- интернате I-II вида имени Е.Г. Ласточкиной используется дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности каждого ученика и типичных групп обучающихся. Постоянный рост числа глухих и слабослышащих детей с различными сопутствующими нарушениями требует дальнейшей дифференциации всего педагогического процесса, вплоть до разработки индивидуальных образовательных и оздоровительных траекторий.