Методические рекомендации по проведению практического занятия с использованием интерактивных методов обучения


Филиал «Самарский медико-социальный колледж» ГБПОУ «СМК им. Н. Ляпиной»
Методические рекомендации для преподавателя по проведению открытого практического занятия с использованием интерактивных методов обучения
ПМ.02 «Лечебная деятельность» МДК02.02 «Лечение пациентов хирургического профиля» «Оказание медицинских услуг в оториноларингологии» Урок- конкурс
Тема: "Оказание медицинских услуг при заболеваниях глотки"
основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования
специальности 060101 Лечебное дело углубленной подготовки
Составил: преподаватель
Мавричева И.В.
Самара, 2015
Пояснительная записка
Вашему вниманию предлагается одна из форм интерактивного обучения при изучении ПМ.02 «Лечебная деятельность» МДК02.02 «Лечение пациентов хирургического профиля» раздел « (Оказание медицинских услуг в оториноларингологии» специальности 060101 Лечебное дело углубленной подготовки - урок- конкурс, тема: «Оказание медицинских услуг при заболеваниях глотки». Урок- конкурс включает элементы интерактивных методов и проводится в рамках практического занятия после изучения основных вопросов темы, алгоритмов манипуляций, решения обучающих задач.
1 этап конкурса блиц-опрос.  Это кратковременные игровые взаимодействия в процессе обучения, направленные на проверку и закрепление знаний, способствующие развитию коммуникабельности, целеустремленности, познавательной и интеллектуальной активности обучающихся. В данном конкурсе в качестве вопросов участники команд используют медицинские термины по изучаемой теме.
При подготовке к уроку важна разработка комплекта заданий с эталонами ответов и критериями их оценивания. В предлагаемой ситуационной задаче задания составлены в соответствии с формируемыми профессиональными компетенциями (ПК) по данному профессиональному модулю, с указанием системы оценивания в баллах.
Например: 2 этап. Решение ситуационной задачи. Здесь важна задачная формулировка, которая погружает обучающего в профессиональную деятельность Пример задачи Вы фельдшер скорой помощи. Вызов к ребенку 6 лет, страдающему бронхиальной астмой. Заболел 3 дня назад. Появилась слабость, отсутствует аппетит, боли в горле, температура 39° С, отмечается бледность кожных покровов. При осмотре глотки наблюдается гиперемия зева, левая миндалина умеренно увеличена, в области верхнего полюса плотный налет грязно- серого цвета, при попытке снять - подлежащая ткань кровоточит. Родители ребенка являются беженцами из «горячей точки», живут в общежитии. Прививки против инфекционных заболеваний ребенок не получал в связи с постоянными противопоказаниями. Задание.
1.Сформулировать диагноз - 1балл .
2. Определить программу лечения пациента - 10баллов (ПК 2.1)
3. Определить тактику ведения пациента - 1балл (ПК 2.2)
4. Провести необходимые лечебные вмешательства - 5баллов (ПК 2.2)
5. Заполнить медицинскую документацию (карту вызова, при необходимости сопроводительный лист) - 5 баллов (ПК 2.8)
6.Выполнить алгоритм «Проведение фарингоскопии» - 9 баллов (ПК 2.3)
Критерии оценки
30-31 балл – «отлично»
25- 29 баллов – «хорошо»
20 – 24балла – «удовлетворительно»
Важно, что студенты сами оценивают ответы команды соперников, что носит обучающий характер, способствует закреплению знаний при последующем сравнивании своих ответов с эталоном. Такая система оценивания обеспечивает соревновательный характер конкурса, позволяет оценивать деятельность участников конкурса, успешность работы игровых групп.
При проведении практических манипуляций («Проведение фарингоскопии») используются элементы ролевой игры. Студенты выступают в роли фельдшера и пациента и выполняют манипуляции с соблюдением всех правил асептики. Оценку манипуляции проводят также члены команды соперников, сравнивая затем с эталоном, который предлагает преподаватель.
При подготовке презентации (3 этап) обучающиеся также знакомятся с критериями оценивания данного задания. При выполнении третьего этапа происходит освоение студентами приемов познавательной деятельности, формируется интерес к исследовательской работе.
Важно подобрать такую тему, которая будет способствовать углублению знаний, заинтересованности, возможности последующего её развития в курсовую работу или выпускную дипломную работу. Например: «Анализ распространенности заболеваний глотки на современном этапе», «Современные принципы лечения хронических тонзиллитов» и т.д.
При проведении урока важна наглядность оценивания этапов конкурса и каждой команды. С этой целью используется подготовленная таблица на доске или экране.
В рамках урока - конкурса происходит формирование профессиональных компетенций модуля. Обучающийся может продемонстрировать способность выполнять требуемые профессиональные задачи, продемонстрировать знания по изучаемой теме, навыки самостоятельной работы, т.е. урок - конкурс носит комплексный характер, доказывает эффективность процесса обучения.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт работы в среднем профессиональном образовательном учреждении позволяет сделать вывод, что применение интерактивных методов в обучении в сочетании с различными видами аудиторной самостоятельной работы, направленной на самостоятельное приобретение профессионально значимых знаний и умений способствует более качественной подготовке выпускаемых специалистов колледжа.
.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
специальность 060101 Лечебное дело углубленной подготовки
ПМ.02 «Лечебная деятельность» МДК02.02 «Лечение пациентов хирургического профиля» раздел «Оказание медицинских услуг в оториноларингологии» Тема: Оказание медицинских услуг при заболеваниях глотки Организационные формы: практическое занятие
Форма работы: групповая
Методы обучения: репродуктивный, метод критического мышления, погружение в профессиональную деятельность
Цель: обучающая: сформировать умение применения полученных знаний при решении ситуационных задач: грамотно поставить предварительный диагноз и оказать медицинскую помощь, определить тактику ведения пациента; - способствовать формированию практических навыков проведения осмотра пациента, диагностики заболевания, заполнения медицинской документации при решении ситуационных задач; - активизировать самостоятельную работу студентов на занятии с помощью введения рейтинговой системы оценивания; развивающая: формирование у студентов логического мышления, мыслительных способностей, творческой и поисковой активности, умения обобщать, выделять главное, формирование грамотных речевых формулировок; воспитательная: формирование у студентов навыков самостоятельной работы, чувства ответственности, взаимопонимания, умения работать в команде, применять коммуникативные способности; формирующая: освоение общих и соответствующих профессиональных компетенций
Код Наименование результата обучения
ПК 2.1 Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп хирургического профиля.
ПК 2.2 Определять тактику ведения пациента.
ПК 2.3 Выполнять лечебные вмешательства.
ПК 2.4 Проводить контроль эффективности лечения.
ПК 2.5 Осуществлять контроль состояния пациента.
ПК 2.8 Оформлять медицинскую документацию
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качества.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать ответственность за работу, членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
План проведения урока- конкурса
№ Название этапа Описание Цель Время
1. Подготовительный этап Знакомство со сценарием, с заданиями конкурса. Формирование 2-х команд
Активизировать познавательную деятельность, создать мотив для изучения данной темы. 2 мин
2. 1 этап конкурса Блиц-опрос по терминологии изучаемой темы.
Оценка преподавателя Закрепление полученных знаний. Активизация мыслительной деятельности студентов.
5мин
5мин
3. 2 этап конкурса 1.Решение ситуационной задачи каждой командой.
1.1подготовка к решению ситуационной задачи
1.2 демонстрация решения ситуационной задачи
1.3 оценка решения
ситуационной задачи командой соперников
1.4.демонстрация практических навыков, указанных в задаче.
1.5 оценка практических навыков командой соперников
1.6 заполнение
медицинской документации
2.Оценка командой соперников Оценка степени усвоения материала по основным вопросам темы. Активизация мыслительной деятельности студентов,
создание деловой атмосферы
10 мин
5 мин
10 мин
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин
4. 3 этап конкурса Подготовка презентации по заданной теме с использованием интернет – ресурсов. Требования, критерии оценки представляются на экране.
Презентация темы.
Оценка преподавателя. Углубление и закрепление знаний, развитие творческого потенциала
20 мин
5мин
3мин
5. Подведение итогов. Заключительное слово преподавателя. Выставление оценок каждому студенту. Оценить степень достижения цели урока. 5мин
Итого 90 мин