Пути становления непрерывной модели музейного образования в системе ДОУ-ШКОЛА-УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ МОДЕЛИ МУЗЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОУ – ШКОЛА –УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ.
Мамонов В.И.
МОУ Красненская сош
имени М.И.Светличной
Воспитание патриотизма на рубеже 20-21 века сопряжено с рядом негативных явлений, охвативших часть общества: разрушение прежних нравственных ориентиров, слом традиций общения и взаимодействия людей разных национальностей. Эти и другие факторы вынуждают подрастающее поколение больше воспитываться на окружающей действительности, чем на изучении истории.
Сегодняшние достижения обновляющейся России не так еще велики, чтобы вызвать у части учащихся высокий дух патриотизма. Прошлое же. несмотря на известные издержки, не может не вызывать гордости за жизнь своих далеких и близких предков и историческое краеведение позволяет почувствовать гордость за свою малую родину, ведь ее достижения действительно заслуживают огромное уважение. Патриотическое воспитание осуществляется на примерах героического прошлого, подвигов, талантов хорошо известных и малоизвестных в истории своего края.
Важнейшим условием формирования патриотических качеств личности выступает создание непрерывной модели музейного образования в системе ДОУ – школа – учреждения дополнительного образования и культуры. На протяжении нескольких лет ведется целенаправленная работа в данном направлении. Школьный краеведческий музей является связующим звеном в составных элементах этой сети непрерывного образования. В дошкольном детском учреждении создан краеведческий уголок, в котором представлены отдельные экспонаты музея. На основе образов далекого прошлого строится ознакомительная работа, и вводятся отдельные элементы исторического краеведения. В дни знаменательных дат дошкольники становятся посетителями школьного музея. Такими вводными мероприятиями закладываются основы, которые позволят перейти на стадии школьного образования на более высокую ступень в краеведческой работе.
Основной формой, через которую в школе идет формирование и развитие всех качеств личности, в том числе и патриотизма, является урок, в ходе которого пытаюсь использовать все возможные формы и методы при изучении той или иной темы в целях формирования чувств и решения задач патриотического воспитания.
Работа с вопросами краеведения доказывает эффективность применения групповых форм работы с элементами исследовательской деятельности. На мой взгляд, групповая работа результативна на уроках истории, посвященных изучению нового материала на документальной базе. Очевидность преимущества в том, что использование этих форм и методов обучения побуждают каждого ученика ощутить себя аналитиком и критиком, синтезировать идеи, формулировать гипотезы, аргументировать и опровергать их. Ввиду того, что эта форма работы требует творческого подхода, умения работать с историческими источниками по краеведению.
Именно организация работы в данном направлении позволяет решить три главных дидактических условия - превращения знаний в убеждение, что составляет своеобразный фундамент в формировании патриотических качеств личности. Работа строится на обязательном выполнении трех методических условий: [2; 150]
Научная доказательность и логическая завершенность всех изучаемых положений. Практика работы показывает, что фактическая база, основанная на историческом факте, т.е знание о конкретном событии, это только половина успеха. Необходимо, чтобы учащиеся могли интерпретировать факт и сделать выводы, поставить в общую логическую связь с другими фактами.
Вторым необходимым дидактическим условием превращения знания в убеждение является пробуждение положительно – эмоционального отношения учащегося к изучаемому материалу.
Эмоционально – заинтересованное отношение учащихся к окружающей исторической действительности превращает теоретические знания в убеждения, вызывает в его сознании процесс, в результате которого отражение объективного факта, явления трансформируется в личную позицию молодого человека. Активное отношение к изучаемому материалу выражается в их интересе к тем или иным вопросам истории, а это свидетельствует о том, что в их сознании происходит процесс выработки своей позиции, своего отношения к историческим событиям.
Третьим необходимым дидактическим условием превращения знания в убеждение является самостоятельно – познавательная деятельность учащихся. Убеждения невозможно кому бы то ни было передать в готовом виде. Убеждение должно быть выработано, выношено самим человеком. Поэтому особенно актуальна задача организации активной познавательной деятельности. Создать возможности для проявления и применения творческих способностей школьников, побудить их к самообразованию и самовоспитанию, исследовательской деятельности.
Методика преподавания краеведческого компонента доказала, что три данных отправных момента дидактики успешно реализуются в учебно – воспитательной деятельности.
Историческое краеведение открывает большие возможности в различных отраслях: учебно – урочной, внеурочной, кружковой деятельности учащихся.
Практика работы показывает, что выстраивается своеобразная логическая цепочка: урок - внеклассные мероприятия - кружковая деятельность -- поисковая деятельность- итоги работы- выход на районный краеведческий музей.
Изучение краеведческого материала позволяет учащимся комплексно рассматривать события и факты. Создать возможности для проявления и применения творческих способностей школьников, побудить их к самообразованию и самовоспитанию, исследовательской деятельности, является музейное дело. Работа школьного краеведческого музея реализуется на основе кружковой деятельности. Работа через систему дополнительного образования позволяет привлекать разновозрастные группы для поисковой и исследовательской деятельности. Накопительная и поисковая работа позволила создать в школе музей, превратившийся в центр патриотического воспитания.
Приоритетным направлением в работе краеведческого музея является поиск и сбор информации по истории Великой Отечественной войны в нашем крае. По фрагментам в строгой хронологической последовательности восстановили события Острогожско–Россошанской наступательной операции, в частности освобождение Красненского района и села Красное в ночь с 16 на 17 января 1943 года. Благодаря изучению архивных документов, воспоминаний участников освобождения восстановлен до мельчайших подробностей ожесточенный и отчаянный бой за наш населенный пункт. Собранный материал используется в работе различных районных структур и составляет одну из экспозиций школьного краеведческого музея, который является результатом поисково-исследовательской работы учащихся. В результате переписки в школьном музее появилась фотография 1942 года, где запечатлен командир 1002 стрелкового полка 305- стрелковой дивизии майора Диканева, его полк освободил наше село 17 января 1943 года. И таких фактов можно привести много.
В течение всего времени учащиеся, посещающие краеведческий кружок, являются активными пропагандистами гражданских и патриотических идей. Проводят циклы лекций, экскурсий и бесед по истории родного края, знаменитых земляках, его символики.
За последние три года создана летопись школы с момента ее основания в 1872 году и до наших дней, воссоздана до мельчайших подробностей хроника освобождения нашего района зимой 1943 года. Ликвидировано немало других неизвестных страниц в истории края, относящихся к тяжелому лету 1942 года. Материалы исследовательских работ учащихся передаются в районный краеведческий музей, а находки пополняют фонды и экспозиции музея. Практика тесного сотрудничества с районным историческим музеем подсказала такую эффективную форму сотрудничества как обмен экспонатами и выставками. В начале учебного года разрабатывается график обмена фондами между двумя музеями. Особенно актуальна такая форма при проведении музейных уроков по истории России 19 века. Сложилась устойчивая практика работы членов краеведческого кружка с межрайонной газетой «Заря» На её страницах неоднократно публиковались материалы исследований учащихся по истории родного края, особенно много материалов было опубликовано к 65 летию Великой Победы, посвященные малоизвестным страницам периода 1941 -1943 годов. В частности были восстановлены трагические события расстрела военнопленных и жителей хутора Яружного, история партизанского отряда «Гроза» и деятельность разведгруппы Воронежского фронта в период оккупации.
Историческое краеведение выступает средством и воспитательным инструментарием в достижении главной задачи школы – воспитании целостной личности учащихся старших классов, используя личностно – ориентированной подход, целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных особенностей в учебной и воспитательной деятельности. Краеведение позволяет помнить о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времен. Важно, чтобы честное прочтение прошлого облагораживало, а при соприкосновении с былым не покидала гордость за свою малую родину.



Литература
1 Погодин М.П. Познавательные процессы и способности в обучении М., 1990.
2 Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории М., 2000
3 Теоретические проблемы исторических исследований. М., 1998 Вып. 1.
4 Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М., 1988.


























Заявка на участие в конференции (Регистрационная форма)


ФИО (полностью)
Мамонов Владимир Иванович

Ученая степень, звание


Полное название представляемой организации
МОУ Красненская СОШ им. М.И. Светличной

Должность
Учитель истории и обществознания

Название доклада
Пути становление непрерывной модели музейного образования в системе ДОУ – школа – учреждения дополнительного образования и культуры.

Полный адрес с почтовым индексом (для отправки сборника статей участникам)
309870 с.Красное, ул. Подгорная 1

E-mail
kra_kss@mail.ru

Контактные телефоны/факс
8 47 262 5 23 19

Варианты участия в конференции: - заочное участие с публикацией статьи - очное, выступление с докладом и с публикацией статьи
Заочное участие с публикацией статьи