Современные подходы к проектированию учебных занятий в системе дополнительного образования


И.Н. КафуринаТема: «Современные подходы к проектированию учебных занятий в системе дополнительного образования»
Основа деятельности педагога дополнительного образования – его дополнительная общеобразовательная программа. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации (ст.75, п. 2. 273-ФЗ) дополнительные общеобразовательные программы могут быть двух видов: дополнительные общеразвивающие и дополнительные предпрофессиональные.
Дополнительные общеобразовательные программы делятся по направленностям:
техническая;
естественнонаучная;
физкультурно-спортивная;
художественная;
туристско-краеведческая;
социально-педагогическая.
Дополнительные предпрофессиональные программы делятся на программы в области искусств и в области физической культуры и спорта.
В соответствии с Приказом Министерства образования науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 структура дополнительных общеобразовательных программ может быть представлена в двух вариантах:
Первым вариантом является применение структуры, обозначенной в письме Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Структурными элементами в рамках данного варианта будут выступать:
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание курса.
Методическое обеспечение.
Список литературы.
Вторым вариантом структуры дополнительной общеобразовательной программы может являться структура рабочей программы по учебному предмету организации общего образования.
Структурными компонентами здесь будут выступать:
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения программы.
Содержание программы.
Учебный план.
Календарный учебный график.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Описание системы оценки результатов освоения программы.
Таким образом, содержание дополнительной общеобразовательной программы и сроки обучения определяются образовательной программой, разработанной и утверждённой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
В МБУДО «Центр детского творчества» г. Сергач для организации образовательной деятельности используются дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы. Нормативным основанием структуры дополнительной общеобразовательной программы является письмо Министерства образования науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Структура общеобразовательной программы в организации представлена в составе следующих структурных компонентов:
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание изучаемого курса.
Методическое обеспечение программы.
Список литературы.
Являясь частью системы общего образования, дополнительное образование детей не может не учитывать требования общества к образованию, поэтому в условиях перехода образовательных организаций на ФГОС перед системой дополнительного образования детей стоят задачи по внесению изменений как в содержание и технологии организации образовательного процесса, так и в систему оценивания образовательных результатов обучающихся. В связи с этим предлагаются два основных взаимосвязанных подхода, при которых должен осуществляться процесс проектирования учебных занятий в системе дополнительного образования детей.
Подход первый – внесение изменений в содержание и технологии организации образовательного процесса:
ориентация учебных занятий на достижение предметных, метапредметных (надпредментных) и личностных результатов;
использование продуктивных методик и технологий (направленных не только на усвоение, но и на генерирование информации)
соответствие содержания учебных занятий содержанию образования в современной школе по принципу «дополнительности»
Подход второй – оценивание образовательных результатов обучающихся на основе:
использование оценочных процедур, ориентированных на индивидуальные нормы;
перехода от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке;
внедрения деятельностных методов оценивания (в форме проектов, деловых игр, дебатов);
использование ситуационных заданий и задач;
сочетания оценки индивидуальных умений с оценкой умений работать в группе.