СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Методические рекомендации по организации и проведению конкурсов профессионального мастерства по профессии «Продавец, контролер -кассир»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ











СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Методические рекомендации по организации и проведению конкурсов профессионального мастерства по профессии
«Продавец, контролер -кассир»





Подготовила:
Крюкова Ирина Николаевна
мастер производственного обучения первой квалификационной категории






г. Севастополь 2015 год
Методические рекомендации по организации и проведению конкурсов профессионального мастерства разработаны по профессии « Продавец, контролер-кассир». Подготовка осуществляется на базе 9 классов основного общего образования; срок обучения 3 года.
Цель проведения семинара-практикума – отработать систему подготовки и проведения конкурсов профкссионального мастерства.
Проведение конкурсов – это традиция, которой наше учебное заведение следует из года в год. Конкурсы, олимпиады профессионального мастерства проводятся с целью повышения качества профессионального образования и выявления творческих и талантливых обучающихся.
Постоянный рост требований работодателей к квалификации и качеству подготовки специалистов, возрастающая конкуренция на рынке труда ставят перед образовательным учреждением серьезные задачи.
Для решения этих задач педагогический коллектив создает условия для приближения знаний полученных обучающимися, к их практической деятельности, избранной профессии, изучению новых производственных технологий, освоению современного оборудования за счет учебно-производственной структуры, которая, используя имеющиеся традиции, являются нишей для социальной защиты молодежи от ударов рынка.
Эффективным способом поиска талантливых, постоянно дерзающих молодых людей является конкурс профессионального мастерства.
На конкурсах (олимпиадах) профессионального мастерства учащиеся учатся приобретать знания, учатся работать, учатся жить вместе (формировать в себе устойчивую систему эмоционально - ценностного отношения к миру, к людям, сознавать себя членом общества).
Организацией и проведением конкурсов мастера производственного обучения хотят подчеркнуть важность главного требования к работнику в любой сфере: он должен чувствовать ответственность за свое дело и уметь делать свою работу наилучшим образом.
Но чтобы достичь профессиональных высот, когда профессия становится искусством, а профессионал - творцом, настоящим мастером своего дела, необходимо много учиться, работать над собой, перенимать опыт тех, кто готов поделиться всем, что знает и умеет.
Профессиональная готовность студентов и учащихся рассматривается как личностное качество и существенная предпосылка эффективной деятельности специалиста по окончании учебного заведения, успешного выполнения своих обязанностей, правильного использования знаний, опыта, помогает сохранять самоконтроль, быстро адаптироваться к условиям труда и дальнейшему профессиональному совершенствованию.
Современному производству нужны специалисты инициативные, способные внести новые идеи.
Данные методические рекомендации могут оказать определенную помощь мастерам производственного обучения при подготовке и проведению конкурсов (олимпиад) профессионального мастерства по другим профессиям.
Считаю, что методические рекомендации будут интересны и полезны как мастерам производственного обучения, так и преподавателям специальных дисциплин, которые решают основные задачи профессионального образования, в том числе формирование профессиональных компетенций обучающихся.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Конкурс профессионального мастерства по профессии «Продавец,
контролер-кассир» проводится ежегодно ГБОУПО «Севастопольским колледджем сервиса и торговли.
1.2. Порядок проведения конкурса профессионального мастерства определяется согласно утвержденного графика проведения конкурсов (олимпиад) профессионального мастерства на учебный год, рассматривается на цикловой методической комиссии торговых дисциплин дисциплин, согласовывается со старшим мастером торгового отделения и утверждается заместителем директора по УПР.
1.3. Конкурс представляет собой очные соревнования, предусматривающие выполнение конкретных заданий, с последующей оценкой качества, времени и других критериев, проводимые в течение определенного периода и завершающиеся церемонией чествования победителей.
1.4. Участники конкурса должны продемонстрировать теоретическую и практическую подготовку, профессиональные умения, проявить творческую активность и высокую культуру, владение профессиональными терминами, умение на практике применять современные технологии, в т.ч. обслуживание покупателей.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

2.1. Цель конкурса - повышение качества профессиональной подготовки молодых рабочих, выявление их мастерства, пропаганда среди молодежи рабочих профессий.
2.2. Задачи конкурса:
-повышение качества профессионального образования в интересах развития личности и ее творческих способностей, росту значимости профессионального образования для обеспечения профессионального мастерства молодых рабочих;
-совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, обучающихся и мастеров производственного обучения, внедрение в образовательный процесс прогрессивных технологий, рациональных приемов и методов труда;
-формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, а также приобретение опыта практической работы.

3. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

В конкурсах (олимпиадах) профессионального мастерства принимают участие обучающиеся 2, 3 курсов, осваивающие основные профессиональные программы в соответствии с ФГОС.
Внутригрупповой конкурс (олимпиада) профессионального мастерства: В отборочных (1, 2) турах участие принимают все обучающиеся группы. Для участия в финале (3 туре) конкурса выходят не менее 6 участников от группы (по результатам отборочных туров).
Внутриколледжный: В конкурсе принимают участие обучающиеся, являющиеся победителями (1, 2, 3 места) внутригрупповых конкурсов (олимпиад) профессионального мастерства.


4. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

Конкурс (олимпиада) профессионального мастерства включает выполнение обучающимися (участниками) теоретического и практического заданий.
В отборочном туре принимают участие все обучающиеся группы:
1 этап - теоретическое задание – вопросы по профессиональным модулям: «Продажа продовольственных товаров», «Продажа непродовольственных товаров» и предметам специального цикла: организация розничной торговли; оборудование торговых предприятий, охрана труда.
Теоретическое задание выполняется в виде контрольной работы (тестовых заданий) в течении 45 минут. Общая оценка определяется по сумме баллов за каждое тестовое задание.
По результатам выполнения теоретического задания членами жюри заполняется ведомость.
2 этап - практическое задание –выполняется в течение 60 минут и включает
перечень из 1-2 заданий.
Общая оценка определяется по сумме баллов за каждое задание. Финальный тур проводится по результатам отборочных туров.
З этап – практическое задание выполняется в течение 2-3 часов и может включать следующие задания: приемка, выкладка, фасовка товаров, обслуживание и расчет с покупателями, работа на ККМ, оформление ценника, декоративная выкладка товара, оформление подарочного набора, органолептическая оценка качества товаров и т. д.
Критерии оценки выполненной работы:
-качество работы;
-соблюдение технологических требований;
-выполнение трудовых приемов и операций;
-норма времени;
-культура обслуживания;
-творческий подход;
-применение рациональных приемов и методов труда;
-организация рабочего места;
-соблюдение охраны труда и техники безопасности.
При выполнении практического задания всем участникам предоставляются равноценные рабочие места.
По результатам выполнения практического задания членами жюри заполняется ведомость и сводная итоговая ведомость.
При несоблюдении условий конкурса, грубых нарушениях технологии работ, правил безопасности труда участник конкурса по решению жюри может быть отстранен от выполнения конкурсного задания.
Контроль за соблюдением участниками безопасных условий труда, норм и правил охраны труда возлагается на администрацию учреждения проводящего конкурс и членов жюри.
Жюри обеспечивает:
-проведение жеребьевки;
-проведение экспертизы работ всех этапов конкурса;
-оценку уровня теоретической и практической подготовки конкурсантов в соответствии с конкурсными заданиями;
-оформление ведомостей выполнения конкурсных заданий;
-определение победителя и призеров конкурса.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Итоговые показатели выполняемых конкурсных заданий жюри определяет в соответствии с разработанными критериями оценок.
Для победителей конкурса, определяемых по наибольшему количеству баллов, устанавливаются три призовых места.
При равенстве показателей предпочтение отдается участнику, имеющему лучшую оценку выполнения практического задания.
Итоги конкурса оформляются отчетом старшего мастера о конкурсе
профессионального мастерства.
Победители награждаются грамотами и ценными подарками.
В случае несогласия с оценкой, выставленной жюри, участник может подать письменную аппеляцию в течение часа после объявления результатов.
Обеспечивается гласность конкурса - по итогам конкурса выпускается молния с указанием призеров-победителей.
15