Урок литературного чтения Тема урока: Как хорошо уметь читать!


Урок литературного чтения
Тема урока: Как хорошо уметь читать!
Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»
Задачи: совершенствовать у учащихся навыки чтения, поддерживать стремление к лучшему чтению;
совершенствовать умение выделять звуки в словах,
закрепить знания об изученных буквах,
развивать любознательность, мышление, воображение, речь, умение работать в паре,
оценивание своих возможностей в результате рефлексии; воспитание интереса к книге, культуры речи.
Формирование УУД:
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; логические - построение рассуждений по обозначенной проблеме; постановка и решение проблем - самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками
Прогнозируемые результаты: Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. На основе названия текста определять его содержание. Читать текст самостоятельно. Называть героев произведения.
Ход урока
Организационный момент.
У. Прозвенел звонок,
Начался урок.
Будем тихо мы сидеть,
Чтобы знать всё и уметь.
- Ребята, вы слышали про страну Грамотеев? - А вы хотите туда попасть? - А кто может туда попасть? (Кто умеет читать, писать, считать,… )- На пути в эту страну вам встретятся различные препятствия. Как вы должны работать, чтобы их преодолеть? (Дружно, сплоченно)
- А ещё вы должны обладать хорошими качествами человека. Давайте выберем качества, которые помогут нам в пути
Доброта, смелость, злость, зависть, честность, трусость, уважение, хвастовство, юмор.
- Молодцы, ребята. Именно эти положительные качества мы возьмём с собой в путь.
- А в стране Грамотеев вас всех ждёт секрет.
2. Актуализация опорных знаний
- Итак, начинаем путешествие с разминки.
- Прочитайте буквосочетания:
Ан, Ал, Та, Ол, Ксе, Се, Ро, Да
-Как можно дополнить, чтобы получились слова? Запишите своё имя на шаблоне-ладошке. Какое правило вы должны вспомнить? Если кому-то будет трудно сегодня на уроке, вы протяните ладошки помощи.
- Встаньте, чьё имя начинается с гласного звука, и представьтесь, - с согласного звонкого твёрдого звука, - с согласного звонкого мягкого звука, - с согласного глухого твёрдого звука, - с согласного глухого мягкого звука.
3. Постановка темы и цели урока
- Что мы изучали на уроке чтения, начиная с 1 сентября до сегодняшнего дня? (Звуки и буквы)
- А для чего нам это было нужно? (Чтобы научиться читать, писать, красиво и правильно говорить)
- А как вы относитесь к чтению книг? (Нам нравится читать) А если вам нравится читать, то, как мы назовём наш сегодняшний урок?
Тема урока: Как хорошо уметь читать!
Работа по теме урока.
- Поэт Валентин Берестов написал об этом стихотворение. Открываем учебники на стр. 83. Прочитаем название этого стихотворения. («Читалочка»)
- Как вы понимаете это слово? (Считалочка вовлекает детей в игру, а «читалочка» вовлекает детей в чтение)
- Теперь прочитаем это стихотворение сами и ответим на вопрос:
- Почему автор считает, что хорошо уметь читать?
- Потренируемся в чтении. Читаем цепочкой по строчкам.
- А сейчас прочитаем это стихотворение по ролям в паре. Один ученик читает четыре первые строчки, второй ученик две следующие строчки, а последние строчки прочитаем хором.
- В этом стихотворении есть спор или утверждение? (Утверждение)
Есть подтверждение того, что хорошо уметь читать.
- Найдите предложения, в конце которых стоит восклицательный знак. Как их нужно прочитать? Почему? (С чувством радости, удовлетворения) Прочитаем их.
- Прочитайте первое предложение и найдите слова, где букв больше, чем звуков. (Уметь, читать) Почему вы так считаете?
5. Физкультминутка
У. Вы немножечко устали? А теперь мы отдохнём
Ну-ка глазки закрывайте,
Ушки, ушки навострите.
Мы по-честному играем,
Своих глаз не отворите.
Если мы в ладошки хлопнем -1
Или мы ногою топнем -2
Догадайся, милый друг,
Значит, мы услышим … (звук) Открываем глаза.
Повторение о звуках и буквах
- На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)
- Сколько букв в русском алфавите?
- Чего больше букв или звуков? Почему?
- Сейчас я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте:
Шоколад с названьем этим
Хорошо известен детям.
На рисунке там девчонка
С нежным именем … ( Алёнка)
Завертелось, закружилось,
По тарелке покатилось,
Сочное, медовое,
С буквой «я» знакомое …
А тарелка не простая-
Там каёмка золотая. (Яблоко)
- А теперь подумайте и скажите, почему именно эти загадки я для вас выбрала? (Алёнка начинается на « А», а яблоко начинается на «Я»). Это начало и конец алфавита.
- Расшалились остальные буквы, разбежались. Давайте их вернём на свои места.
7. Физкультминутка
А, Б,В руки к голове,
Г, Д, Е, ходим по земле,
Ж, З, И, руки подними,
К, Л, М, весело нам всем,
Н, О, П, рады мы зиме,
У, Ф, Х, руки на бока,
Ц, Ч, Щ, зарядка хороша,
Э, Ю, Я, садимся все, друзья!
- Мы все буквы назвали? Какие буквы пропустили? А чтобы знать буквы и хорошо читать, надо выучить весь алфавит.
- А какие произведения вы больше всего любите читать? (Сказки)
Работа с иллюстрациями
- Рассмотрите иллюстрации на стр. 82, 83. Сколько сказочных героев пришли к нам на урок! Назовём их.
(Лиса Патрикеевна, Волк, Кот в сапогах, Емеля, Василиса Прекрасная, Красная Шапочка, Заяц)
- Из каких сказок они пришли к вам в гости на урок?
- Они не просто здесь оказались, а пришли послушать, как вы умеете читать. Ну, давайте прочитаем стихотворение С. Я. Маршака
9. Работа по стихотворению С. Я. Маршака
(Читает ребёнок)
- О каких ключах идёт речь в стихотворении? (О буквах)
Прочитаем стихотворение по столбикам и ответим на вопрос:
- Почему буквы сравнивают с волшебными ключами? (Зная буквы, можно прочитать любую книгу)
Работа с выставкой книг. Сколько книг вы здесь видите!
- О чём вы можете прочитать в книгах?
- Какие края откроет вам азбука от А до Я?
- Значит, книги читать полезно. Есть много пословиц о пользе книг и пользе чтения.
Игра « Собери пословицу»
(Работа в паре.)
С книгой поведёшься, ума наберёшься.
Сама молчит, а сто друзей научить может.
Золото добывают из земли, а знания - из книг.
Кто много читает, тот много знает.
- Итак, ребята, вы справились со всеми заданиями, добрались до страны Грамотеев и вас ждёт секрет, который откроет вам наш библиотекарь Наталья Георгиевна.
- Может, кто-нибудь догадался, о каком секрете идёт речь?
Секрет находится в этом волшебном ларце. Откроем его ключом.
Библиотекарь читает волшебное послание:
«Тем, кто любит приключения.
Мы откроем вам секрет:
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Я к вам обращаюсь, товарищи дети!
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума».
- Я вижу, что вы уже умеете читать, поэтому я всех вас приглашаю в библиотеку. А ещё вы получите вот такие памятки читателя.
У. Какой полезный секрет!
Пока чтение для вас ещё труд, а скоро чтение станет для вас удовольствием, как игра.
Домашнее задание
Я, думаю, что к следующему уроку чтения вы выберите книгу, прочитаете и познакомите с ней нас.
Подведение итогов
– Понравился вам урок?
- Что было самым интересным на уроке?
12. Рефлексия
Приготовьте ладошки – шаблоны и оцените свою работу.
Красным цветом: Я полностью справился с заданиями. Своей работой доволен.
Жёлтым цветом: Я справлялся с заданиями хорошо, но мне помогали.
Зелёным цветом: Я не справился с заданиями так, как бы мне хотелось. Мне надо ещё поучиться и потренироваться.
Из наших ладошек сделаем солнышко и посмотрим, над чем нужно поработать на следующем уроке.