Особенности взаимодействия педагога с родителями (законными представителями) воспитанников.


Баталова Ольга Сергеевна
Воспитатель дошкольных групп
МБОУ «Школа развития № 24» г.Нефтеюганск Особенности взаимодействия педагога
с родителями (законными представителями) воспитанников.
Достичь высокого качества образования, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при тесном сотрудничестве с семьей. И это возможно, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, проявят единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, найдут единые подходы к выработке цели, задач и определению путей по достижению намеченных результатов.
Детский сад выступает сегодня инстанцией развития не только ребенка, но и психолого-педагогической поддержки родителей. Положительный результат в воспитании ребенка можно достичь только при согласованных действиях педагогов и семьи, при условиях развития интереса родителей к вопросам воспитания.
Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных, такое  взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и развития. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее.
Родители - неотъемлемое звено в образовательном пространстве ДОУ. Формы   работы  с родителями постоянно меняются. Традиционные  формы   работы, в которых главное место отводилось собраниям, консультациям, сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные  формы   работы  с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс воспитания, развития и познания собственного ребенка. Расширить диапазон методов  взаимодействия  с родителями позволяет использование интерактивных методов.
Интерактивные  методы воспитания обозначают воспитание через участие и  взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке.
Использование  интерактивных  методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего,  интерактивные  методы ставят родителей в активную позицию. Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с педагогами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес. Интерактивные  методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности. Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей, способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков. Таким образом, работа по взаимодействию с родителями адресна и актуальна
Основная цель взаимодействия педагога с семьями воспитанников - вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в единое образовательное пространство группы.
Задачи взаимодействия педагога
с семьями дошкольников старшей группы:
Ориентировать родителей на изменения в личностном развитии старших дошкольников — развитии любознательности, самостоятельности, инициативы и творчества в детских видах деятельности; помочь родителям учитывать эти изменения в своей педагогической практике.
Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье, обогащению совместного с детьми физкультурного досуга (занятия в бассейне, коньки, лыжи, туристические походы), развитию у детей умений безопасного поведения дома, на улице, в лесу, у водоема.
Побуждать родителей к развитию гуманистической направленности отношения детей к окружающим людям, природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявлять внимание, заботу о взрослых и сверстниках.
Познакомить родителей с условиями развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей дошкольников в семье; поддерживать стремление родителей развивать интерес детей к школе, желание занять позицию школьника.
Включать родителей в совместную с педагогом деятельность по развитию субъектных проявлений ребенка в элементарной трудовой деятельности (ручной труд, труд по приготовлению пищи, труд в природе), развитию желания трудиться, ответственности, стремления довести начатое дело до конца.
Помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств старших дошкольников, приобщения детей в семье к разным видам искусства (архитектуре, музыке, театральному, изобразительному искусству) и художественной литературе.
Перспективный план работы
с родителями воспитанников старшей группы
№ п/п Формы работы Срок Ответственные Участники мероприятия
1. Публикация в СМИ по запросу, общение в режиме ОнЛайн, приглашение в группу в роли ассистента.
В течение года Воспитатели
Родители воспитанников
2. Взаимопосещения с обсуждением актуальных проблем, телефон доверия.
В течение года Воспитатели
Родители воспитанников
3. Тренинг «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Сентябрь Педагог - психолог
Родители воспитанников
4. Составление социальных паспортов группы. Сентябрь
Воспитатели Родители воспитанников
5. Проект «Портфолио дошкольника». Сентябрь
Воспитатели, Социальный педагог Родители воспитанников
6. Совместное составление индивидуальных образовательных маршрутов Октябрь Воспитатели,
Педагог – психолог Родители воспитанников
7. Посещение семей «Выяснение условий проживания ребенка».
Октябрь
Воспитатели, Социальный педагог
Родители воспитанников
8. Консультации:
- «Всё о развитии детской речи».
- «Азбука дорожного движения».
- «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города».
Памятка для родителей:
- «Кодекс здоровья».
- «Как отвечать на детские вопросы?».
- «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».
Ноябрь
Январь
Март
Февраль
Март
Март Воспитатели,
Учитель-логопед Родители воспитанников
9. Проектная деятельность
- «Игра, как средство воспитания дошкольников».
- «Животные Югры».
Ноябрь
Январь Воспитатели
Родители воспитанников
10. Педагогический всеобуч
- «Что надо знать о своём ребёнке».
- «Здоровье ребёнка в наших руках».
Ноябрь
Январь Педагог-психолог
Воспитатели
Инструктор
по физоРодители воспитанников
11. Игровой тренинг «Воспитание добротой».
Ноябрь Воспитатели
Родители воспитанников
12. Дискуссия «Почему дети дерутся?»
Памятка для родителей «Какие родители, такие и дети!».
Декабрь Воспитатели
Педагог-психолог Родители воспитанников
13. - Досуг «Здравствуй, здравствуй Новый год, приходи к нам ёлка».
- Досуг «Папа, мама, я – спортивная семья».
- Досуг «Моя мама – лучше всех».
Декабрь
Февраль
Март Музыкальный руководитель
Воспитатели Родители воспитанников
14. Изготовление коллажей:
- «Подари мне дед Мороз».
- «Наша Армия родная».
- «Этот день Победы».
Декабрь
Февраль
Май Воспитатели Родители воспитанников
15. Дайджест «Учимся, играя»
Декабрь Воспитатели
Педагог-психолог Родители воспитанников
16. Мастер - класс «Наши меньшие друзья!» – изготовление кормушек. Январь Воспитатели
Родители
воспитанников
17. Круглый стол «Единственный ребёнок в семье».
Январь
Воспитатели
Педагог-психолог
Родители воспитанников
18. - Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!»: «Как организовать выходной день с ребенком».
- Фотовыставка «Наши замечательные папы».
- Фотовыставка «Моя любимая мамочка».
Январь
Февраль
Март Воспитатели
Родители воспитанников
19. Социологические опросы:
- «Правильно ли Вы воспитываете своего ребенка?»
- «Защита прав детей в семьях воспитанников».
- «Удовлетворенность качеством дошкольного образования».
Февраль
Март
Май
Воспитатели
Педагог-психолог
Родители воспитанников
20. - Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры
- Выставка рисунков «Папа, мама, я – очень дружная семья».
Март
Апрель Воспитатели
Родители воспитанников
21. Изготовление папки – передвижки «Осторожно – красный свет». Март Воспитатели
Родители воспитанников
22. День открытых дверей.
Апрель
Воспитатели
Родители воспитанников
23. Презентация семейного опыта:
- «Мой ребёнок и его права в семье».
- «Мы играем».
- «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».
Апрель
Май Воспитатели
Родители воспитанников
24. Коммуникативный бой «Воспитание добротой».
Апрель
Воспитатели
Родители воспитанников
25. Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей». Апрель
Воспитатели
Родители воспитанников
26. Размещение информации на интернет – сайте МБОУ «Школа развития № 24» (по запросу родителей). В течение года Воспитатели
Педагог – психолог Учитель - логопед Воспитатели
Задачи взаимодействия педагога
с семьями дошкольников подготовительной к школе группы:
1.Познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребенка, развития самостоятельности.
2. Познакомить родителей с особенностями подготовки ребенка к школе, развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребенка, способствовать развитию родительской ответственности в процессе подготовки детей к школе обучению методам и приемам подготовки детей к школьному обучению.
3.Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка.
4.Помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности.
5.Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитию положительной самооценки, уверенности в себе.
Перспективный план работы
с родителями воспитанников подготовительной к школе группы
№ Формы работы Срок Ответственные Участники мероприятия
1. Мастер – класс
«Развиваем мелкую моторику»
«Развиваем речь детей»
Декабрь
Апрель Воспитатели
Учитель - логопед Родители воспитанников, посещающих кабинет коррекции речи
2. Проектная деятельность
«Мир сказок»
«Животные жарких стран»
«Наши защитники»
«Народные традиции»
«Увлекательный полет»
«До свидания, детский сад!»
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май Воспитатели Родители воспитанников
3. Дискуссия
«Что должен уметь делать выпускник детского сада» Март Воспитатели Родители воспитанников
4. Совместное обсуждение проблем с учителями начальных классов Ноябрь Воспитатели Учителя начальных классов,
родители воспитанников
5. Изучение ФГОС НОО В течение года Воспитатели Учителя начальных классов,
родители воспитанников
6. Дебаты
«Нужно ли учить читать до школы?» Январь Воспитатели Родители воспитанников
7. Коммуникативный бой Октябрь Воспитатели Родители воспитанников
8. Дайджест
«Учимся, играя» Ноябрь Воспитатели Специалисты ДОУ, родители воспитанников
9. Публикация в СМИ В течение года Воспитатели Специалисты Родители воспитанников
10. Общение в режиме ОнЛайнВ течение года Воспитатели
Специалисты Родители воспитанников
11. Совместное составление индивидуальных образовательных маршрутов Октябрь Воспитатели
Педагог – психолог
Учитель - логопед Родители
12. Приглашение в группу в роли ассистента В течение года Воспитатели Родители воспитанников
13. Взаимопосещения с обсуждением актуальных проблем. В течение года Воспитатели Родители
14. Участие в социологическом опросе. По плану педагога - психолога Воспитатели
Педагог – психолог Родители воспитанников
15. Презентация семейного опыта воспитания с трансляцией достижений детей. Октябрь
Февраль Воспитатели Семьи воспитанников
16. Телефон доверия. В течение года Воспитатели
Педагог – психолог Учитель - логопед Родители воспитанников
17. Постановка театра. Декабрь Воспитатели Музыкальный руководитель Родители воспитанников
18. Создание коллажей к знаменательным датам:
- Новый год;- 23 февраля;
- 8 Марта:
- День космонавтики;
- День Победы;
- Выпуск в школу. Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Май
Май Воспитатели Родители воспитанников
19. Игровой тренинг
«Веселые уроки». Апрель Воспитатели
Педагог – психолог
Учитель - логопед Родители воспитанников
20. Круглый стол
«Вот и стали мы на год взрослей». Май Воспитатели
Педагог – психолог
Учитель - логопед Родители воспитанников
21. Размещение информации на интернет – сайте МБОУ «Школа развития № 24» (по запросу родителей). В течение года Воспитатели
Педагог – психолог
Учитель - логопед Родители воспитанников