Статья на тему Социализация детей с особыми потребностями как один из ключевых факторов современного воспитания детей дошкольного возраста. Теоретический аспект.


УДК 376
Социализация детей с особыми потребностями как один из ключевых факторов современного воспитания детей дошкольного возраста. Теоретический аспект.
Socialization of children with special needs as one of the key factors of modern education of children of preschool age. The theoretical aspect.Горбачева Анна Владимировна, студент – магистрант, Россия, Калуга, калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, gorbachevaanna20@mail.ru
Gorbacheva Anna Vladimirovna, student – graduate student, Russia, Kaluga, Kaluga state University. K. E. Tsiolkovsky, gorbachevaanna20@mail.ru
Представлен теоретический анализ трактовки социализации детей с особыми потребностями как ключевого фактора современного воспитания детей дошкольного возраста. Описаны предпосылки для решения проблемы обеспечения воспитания: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов воспитания и социализации.
Ключевые слова: воспитание, социализация, ребенок дошкольного возраста, дети с особыми потребностями
Presents a theoretical analysis of the interpretation of the socialization of children with special needs as a key factor in modern education of children of preschool age. Described the conditions for solving the problem of providing education: disclosed concepts, the characteristics of agents, factors, and institutions of education and socialization.Keywords: upbringing, socialization, the child of preschool age, children with special needs.
В современной России характер и результаты воспитания подрастающего поколения вызывают обоснованную тревогу у всех ответственных за этот процесс взрослых.
Комментируя сложившуюся ситуацию, историки, обществоведы, социологи, психологи и педагоги, сходятся в одном – новые условия и определяемые ими общественные установки способствовали негативной трансформации процесса воспитания детей, в том числе и имеющих особые потребности.
В настоящее время на уровне государственного заказа образовательной системы России предписывается реализация на практике принципа формирования здоровой, ответственной и самостоятельной личности, занимающей активную позицию по отношения к собственной жизни, то есть, ставиться задача осуществления позитивной социализации, как ключевого фактора воспитания современного ребенка, а особенно ребенка, имеющего особые потребности в воспитании и образованииВ ФЗ «Об образовании» в РФ, что ребенок с ОВЗ имеет равный доступ к образованию и воспитанию, обеспечивающий коррекцию нарушений и социальную адаптацию. [6, ст.11].
ФГОС ДО определяет содержание социального – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование готовности и совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства к принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. [5, п.2.6.]Исключительно важное место в воспитании ребенка занимает дошкольное образование. “Конечно, дошкольник ещё не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности”. (С.А. Козлова)
Таким образом, в науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечения воспитания: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов социализации, но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме воспитания ребенка в ДОУ, а особенно имеющего особые потребности
Характерной особенностью исследований проблемы социализации личности как ключевого фактора современного воспитания является рассмотрение ее с позиций различных наук: философии (Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, И. Кант, Т. Парсонс и др.), социологии и психологии (И.С. Кон, В.В. Рубцов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), педагогики (С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) Изучением этой проблемы в разное время занимались В.Р. Беспалова, П.П. Блонский, Е.А. Радина, П.М. Саморукова и др. педагоги.
Элементы социальной и педагогической характеристики процесса социализации личности ребёнка были освещены в своё время А.В. Луначарским, А.С. Макаренко и др.
Особый воспитательный феномен на исторически разных этапах развития общества раскрывается в теоретико-методологических трудах Е.А. Аркина, Л.Б. Эльконина и др. Влияние социальной среды: семьи, ДОУ и др. на развитие личности ребёнка, раскрытие сущности и структуры явления социализации и особенностях воспитательного процесса освещены в трудах В.В. Абраменковой, Н.Ф. Головановой, И.С. Кона, А.В. Мудрика и др.
Следует отметить положения концепции В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, А.А. Усовой, которые отмечают, что ребёнок дошкольного возраста способен усваивать и понимать систему информации о социальном мире.
В исследованиях С.А. Козловой, В.И. Логиновой, Е.Н. Радиной освещены вопросы формирования определённых знаний о социальной действительности, о воспитании как главной факторе взаимодействия с окружающими.
По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
Анализ отечественной педагогической и методической литературы позволяет выделить и различные подходы к проблеме приобщения ребёнка к социальному миру. Так, предметами изучения становятся вопросы “социальной компетентности” ребёнка (Е.П. Арнаутова, Н.А. Разганова и др.), осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова), о роли игры в процессе формирования детской среды (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др.), о формировании коммуникативной функции (Л.К. Шипицына и др.).
Благодаря усилиям отечественных учёных (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) воспитание, образование и развитие детей в детском саду строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач в процессе социализации личности ребёнка.
В общем понимании социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности.
В настоящее время в отечественной науке прочно укрепилось представление о том, что социализация должна рассматриваться как двусторонний процесс, включающий в себя не только усвоение, но и активное воспроизводство индивидом общественных отношений. Так, например, Г.М. Андреева отмечает: «Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях) процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».[1, 140- 152]
А.В. Мудрик также говорит о двух сторонах социализации: «С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, систему социальных связей, а с другой, в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду». [2,176]
А.Г. Асмолов считает, что социализация ребёнка приводит к усвоению различных социальных ролей, формированию социального характера и других социально-типических проявлений личности, обусловленных местом личности в совокупности общественных отношений, её социальной позицией, её образом жизни.
В отечественной науке в качестве основного эффекта социализации, глубинного образования, отвечающего за регуляцию поведения личности, чаще рассматривается такое целостное образование личности, как направленность, под которыми подразумеваются ведущие мотивы-интересы, убеждения, мировоззрения личности, определяющие внутреннюю позицию личности по отношению к объектам социальной среды и целям жизнедеятельности (Л.И. Божович)
Опираясь на вышеизложенное, можно рассматривать процесс социализации как индивидуальный творческий процесс включения личности в социальные отношения, осознания их и наполнения индивидуальным смыслом. Это творчество субъективных отношений с социальной средой, творчество открытия данной среды для индивида. Результаты данного творчества лежат не вовне, а внутри личности, то есть можно сказать, что это результаты обучения личности, усвоения социальных норм как субъектом социального знания.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, являясь равноправным участников образовательного процесса, закономерно включается вместе со здоровыми детьми в процесс социального развития.
Таким образом, философия, социология, педагогика и психология понимают под социализацией совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид воспроизводит определённую систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный и воспитанный член общества.
Список литературы:
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1996. С.140-152
Мудрик А.В. Социальная педагогика.: Учебник для студентов вузов/ Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 1999. С.176-194
Рылева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для руководителей и методистов. – М.: Айрис – пресс, 2012. – 64с.
Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья с семье. – М.: АРКТИ, 2007. = 80с.
ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования")
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ