Доклад на тему: Исследование в действии


Школа составляет громадную силу,
определяющую быт и судьбу народов и государства,
смотря по основным предметам и по принципам,
вложенным в систему школьного образования.
Д. Менделеев
В настоящее время в системе образования государственной программы Р.К. определены точные цели и задачи определяющие новизну и результативность методов обучения. С этой целью в марте месяце, я поставила пред собой задачу- пройти 3-х месячные курсы повышения квалификации учителей.
До прохождения курсов, я на своих уроках использовала традиционные методы обучения, конечно включая некоторые элементы новизны, но этого конечно мало, поэтому процесс обучения был не таком уровне как хотелось бы. К примеру, на своих уроках, я использовала элементы методики С.Л. Лысенковой, которая предусматривает комментированное управление и опережающий метод обучения. Эти методы направлены только на общий кругозор и развитие мышления учащихся.
Кембриджский Университет и интеллектуальная школа Назарбаева совместно создали программу курса, которые дают точные методы обучения, как нужно обучать учащихся, чтобы в конечном результате учащиеся были свободными ,способными, развитыми, хорошо владеющими информационными технологиями, умеющие говорить, отстаивать свою точку зрения, мнение.
Эта Программа направлена на то, чтобы учителя учили учащихся самостоятельно приобретать знания, методом проб и ошибок умели находить правильное решение.
Второй месяц – практика в школе – внес очень много разных, положительных изменений и моментов в моей практике. Но все проходило не совсем гладко? как хотелось бы .На своих уроках во время 2 этапа – дистанционного обучения я использовала 7 модулей Программы. Общей целью моей серии уроков в рамках «исследования в действии» было:
Способствовать развитию умения видеть проблему, исследовать и добиваться её разрешения;
Формировать умения работать в группах, в парах;
Развивать критическое мышление;
Содействовать воспитанию стремления к совместному творчеству, сотрудничеству; позитивному отношению к учёбе.
Данную серию уроков я проводила в 3 классе по предмету «Познание мира». Темы проведённых уроков были следующие:
1 – « Государственные символы», 2 – «Государственный язык»,3 – « Вооруженные силы», 4 – « Астана». На каждом из этих уроков можно проследить применение 7 модулей.
Модуль « Новые подходы в преподавании и обучении» был применён на всех уроках;. Это была работа в группах, составление кластера, составление синквейна, применение стратегии «Дерево предсказаний», стратегии « Верные и неверные утверждения», «Ромашка Блума».
Внедрение данного модуля помогли совершенствовать мои уроки. Ребята с удовольствием включались в любую работу. Удивило то, что при составлении и защите кластеров, принимали участие замкнутые и слабоуспевающие дети, они раскрывались с другой стороны. Активное участие в такой работе принимали Валя, Нурбол, Николай. Они с удовольствием сами принимались за оформление кластеров и защищали работу групп.
Удивляло многое – при групповой работе, стали более активно проявлять себя «медленные ученики» - Максим, Дамира, Елизавета . Они, глядя на своих одноклассников, и наблюдая за их работой, постепенно стали включаться в работу. Их всегда было трудно привлечь к работе, завладеть их вниманием. Они сидели на уроках в своем мирке, ни чем не интересовались им была безразлична любая работа. А новые подходы способствовали раскрытию их, как учеников умеющих с желанием работать в коллективе. В этом помогла и немало важная формативная оценка – похвала и одобрение ребят. В процессе практики, я старалась уделять больше внимание на оценивание и взаимное оценивание. Очень сложно проследить за каждым на уроке, да еще и увидеть, на какую оценку он работал. Здесь, безусловно, срабатывали и критерии оценивания. Критерии оценивания на уроке мы разработали вместе с ребятами. Заполняя оценочные листы, которыми мы пользовались либо на определенных этапах, с целью оценить конкретный вид работы, либо с целью оценивания всей работы на уроке. Для них я включала в эти листы либо просто выставление оценки, либо, с целью повышения интереса, различные фигуры, знаки, символы.
Эти листы были введены в работу для того, чтобы увидеть, как мои ученики могут подойти к оцениванию или взаимному оцениванию. Конечно, с первого раза, надеяться на удачу – бесполезно. Потому, что ребята еще не научились объективно оценивать друг друга. Здесь следует выработать систематичность использования данных видов оценивания. Хочу выделить, что разработав определенные критерии оценивания, легче работать в течении урока по оцениванию. Очень часто в течении урока бывает сложно оценить всех ребят – либо забываешь либо не успеваешь. В течении практики мне очень помогли данные листы. Я смогла охватить всех ребят.
Не возникало никаких трудностей с разбиением на группы, тем более мы уже «потренировались» и для нас это не составило никакого труда. Ребята реагировали быстро и мобильно. Не вызывала и сама работа в группах – не было никаких конфликтов. Возрастные особенности моих ребят располагали к подобному виду работы – они с большим удовольствием работали как в «домашних», так и в чужих группах, с удовольствием общались друг с другом. А для слабых это была и помощь – работа в группах помогла раскрыться таким ученикам.
Они стали более подвижными, стали выражать свои мысли, строить предложения. Перемешивание групп способствовало тому, что ребята учились общаться с каждым, видели каждого, сотрудничали с теми, с кем до этого общались очень мало.
Диалоговая беседа, сотрудничество, создание благоприятной атмосферы все это способствовало тому, что ребята очень хорошо шли на контакт, стали активными. Медленные ученики стали постепенно втягиваться в общую работу. Я увидела у некоторых медленных ребят внутренний потенциал. Главная проблема – раскрыть его. В этом помогало, при планировании уроков, содержание 7 модулей. Но еще одной главной проблемой – правильно подобрать тот или иной модуль, знать с какой целью я его буду применять . Будет ли он способствовать улучшения обучения?
Для себя я отметила, что работа в группах помогла и мне. Я увидела, как работают мои ребята, способны ли они работать в коллективе. На основе данных наблюдений, я могу скорректировать дальнейшие шаги в работе, с целью усовершенствования своей практики. А организация работы в группе требует от учителя продумывать досконально работу на уроке. Я научилась прорабатывать каждый свой шаг, каждое задание.
В нашем классе очень хорошо проходили ситуации успеха, когда ребята сближались друг с другом, чувствовали поддержку и раскрывались. А это уже половина успеха – ребенок открыт для нового, интересного. После таких ситуаций наши уроки проходили в динамичном, энергичном темпе. А бывали уроки, где мы забывали про это, и чувствовалось нежелание ребят работать в полную мощь. Где-то были и мои ошибки.
Для себя я делаю пометки – не забывать про ситуации успеха, положительный настрой в начале урока – это огромный успех для всех нас. Тем более для учащихся начальных классов. На одной такой ситуации я предложила ребятам встать со своих мест, просто двигаться по классу. По моему сигналу они должны были поздороваться с каждым. Сколько радости, активности всплыло даже у наших медленных, закомплексованных ребят. И как результат отличного начала – урок прошел быстро и незаметно.
За четыре недели практики я многое узнала о своих ребятах, работая по новым технологиям. Многие ребята раскрылись, стали активными, пусть у них не все и не так еще получается, но они на правильном пути. Главное помогать им и направлять в нужном направлении. Я узнала, что мой ученик – Саша – способен самостоятельно написать мини эссе. И не просто написать, но и презентовать на всеобщее обозрение, чего раньше он не делал. Он пришел к этому постепенно. И ничего, что в его эссе понятна лишь половина темы. Но он сделал первый шаг выступив на новую ступень своего развития. Способен ли он на дальнейшее повышение? Да, конечно. И моя задача – не бросить его на полпути.Для помощи таким ребятам я стала привлекать талантливых и одаренных. На некоторых этапах уроков я старалась привлекать Настю, Матфея, Наташу к оказанию помощи для медленных ребят. И они не подвели меня – старались быть моими помощниками – проверяли своих одноклассников, оказывали им помощь.
Огромную помощь в построении дальнейших действий, помогала рефлексия ребят, их мнение. Читая то, что они выражали в конце урока, я делала для себя выводы, что было не так, что их заинтересовало. И на основе этого я видела, как мне действовать и в каком направлении идти дальше.
У нас у всех есть огромный потенциал, который нужно развивать в себе, помогая друг другу. И в этом случае мы можем наблюдать улучшение и совершенствование нашей деятельности путем систематизации всего материала, при регулярном внедрении нового. Но при этом не стоит забывать про умение управлять процессом. Моей важной миссией остается совершенствовать лидерские и управленческие качества. Как важно уметь правильно управлять всем процессом, не забывая ни про кого и ни про что. Проявление лидерства – важная составляющая, человеческая способность, побуждающая к постоянному развитию. После проведения серии уроков я ловлю себя на мысли, что нужно постоянно работать над развитием лидерских качеств и умением управлять.
Впечатлений во время практики и после практики было много, и в основном, это положительные впечатления. В первые дни работы меня поразило то, что мои ученики без труда и проблем работали в группах, учитывали мнения каждого. При составлении кластеров, схем, рисунков, ребята работали дружно. Конечно, были небольшие разногласия, которые ребята решали быстро на местах.
В данной работе неоценимая помощь моих коллег, которые не просто выслушали и поддержали, но и помогали советами, предложениями и конкретными корректировками в заданиях с целью улучшения. В период прохождения «Дистанционного обучения» я могу с уверенностью сказать, что повышаю свою компетенцию в научно-теоретическом, технологическом разрезе. У меня вырос творческий интерес к работе. В процессе обучения я общалась с тренерами, коллегами и это способствовало моему профессиональному развитию.
Для себя я делаю выводы – обучение должно происходить параллельно на всех уровнях; то есть обучения, предназначенное для учащихся, для учебно-воспитательного персонала, для школ и для систем, в рамках которых они работают. Качественная работа по обучению учеников возможна с использованием новых технологий.
Проследить процесс собственного профессионального развития лучше в ходе этого самого процесса. Я считаю, что здесь помогает рефлексия, умение видеть себя, уметь оценить свои ошибки, проанализировать и спрогнозировать дальнейшие шаги. Стараться, совершенствовать задания, предназначенные для вовлечения других в сотрудничество. Но главным условием я считаю то, что должна быть поддержка. Со стороны школы, общества.
Школа, в лице администрации, коллег, должна первой помочь учителю реализовать свои идеи. Это может быть и моральная поддержка и методическая. Коллеги также способны помочь мне найти более правильные и рациональные пути решения проблемы.
Свою дальнейшую работу я не представляю без использования содержания 7 модулей. Они подходят мне и моим ученикам. По крайней мере, я вижу, что данные новые подходы положительно сказываются в процессе обучения и благотворно влияют на развитие моих учеников.
Главным достижением моей практики я считаю нашу совместную трансформацию: менялась я, и вместе со мной менялись мои дети.
Какие изменения произошли в моих учениках?
Наблюдя за учащимися я хочу сказать, что мои дети приобрели уверенность в себе, заинтересованность в обучении, появилась ответственность в само- и взаимооценивании, проявилась саморегуляция.
Анализируя свою работу чему научилась я?
В процессе работы я научилась доверять детям, изменила мнение о своей роли в обучении, научилась сотрудничать.
Вместе со мной менялось и сознание моих детей. Им была даже не важна оценка, а сам процесс получения знаний. То, что мои ученики меняются вместе со мной, повышается их уровень мотивации к обучению – я считаю одним из важнейших достижений в своей практике, а в частности, в моем исследовании в действии, которое я намерена продолжать и в последующее время. В итоге я сделала для себя вывод развивая себя, мы развиваем учеников. Все модули очень практичны, каждый ученик работает, не остается без внимания. У каждого ученика появляется вера в себя и принцип дружбы и сплоченности коллектива.
На достигнутом я не собираюсь останавливаться и поэтому я так определила свои последующие действия:
Дальнейшая системная интеграция 7 модулей
Дальнейшая совместная трансформация
Определение новой методической проблемы на новый учебный год
Консультирование учеников
Изменение оценочной деятельности
Изменение структуры урока.
Использованная литература:
Руководство для учителя, программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК, http:wisdoms.ru|179.html