Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанников лагеря с дневным пребыванием «Эффективное поведение в конфликтах»


Утверждено
Директор МБОУ
«СОШ № 14» с УИОП
«_____»_____________2016
_______________________








Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанников лагеря с дневным пребыванием

7-8 класс













педагог-психолог
МБОУ СОШ № 14 с УИОП
Сироткина О.А.


Балахна
2016г


Пояснительная записка
Подростковый возраст - это период, протекание которого во многом предопределяет весь дальнейший жизненный путь человека. Именно в это время формируется общее представление о себе, своем месте в мире, жизненных целях и ценностях. Подросток на качественно новом уровне познает как физический мир, так и мир человеческий взаимоотношений. От того, насколько благополучно протекает этот процесс, напрямую зависят дальнейшие достижения человека, становление его личностных качеств.
Одной из важных задач психолого-педагогического сопровождения развития личности подростков является работа по формированию навыков уверенного поведения в различных жизненных ситуациях. В настоящее время многие стороны жизни человека все больше требуют активности, смелости, личной инициативы и уверенности в себе. Сегодня наиболее успешными и перспективными в жизни являются те люди, которые не боятся ситуаций соревнования, способны действовать самостоятельно, активно, целеустремленно.
Кроме того, развитие навыков уверенного поведения повышает вероятность стремления к здоровому образу жизни, так как уверенный в себе человек, имеющий свою точку зрения и умеющий отстоять ее, имеет все шансы не стать жертвой приобщения к злоупотреблению психоактивными веществами.
Уверенно вести себя - значит уметь ставить и достигать цели, контролировать себя, отстаивать свои интересы без агрессии и застенчивости, с честью выходить из конфликтов. Обладающий такими качествами человек в состоянии проявлять толерантность, не станет проявлять немотивированную агрессию. Конечно, эти качества развиваются на протяжении всей жизни и зависят от многих факторов. Однако в наибольшей степени на их формирование влияет тот жизненный опыт, который накоплен в подростковом возрасте.
В рамках работы данной программы подростки познакомятся с основами конфликтологии, способами разрешения конфликтов. В процессе работы с элементами тренинга ребята попробуют ответить на вопрос «Можно ли конфликтовать конструктивно?», то есть выявлять разногласия или противодействия, чтобы направить усилия всех конфликтующих сторон на поиск и решение проблемы, вызывающей эти разногласия и противодействия.
Навыки уверенного поведения, умение вести себя в конфликтных или нестандартных ситуациях, также необходимо учитывать при формировании духовно-нравственной основы личности учащихся.




Цель программы: 
Формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи:
Формировать отношения к конфликтам, как к новым возможностям творчества и самосовершенствования.
Развивать способности адекватного реагирования на конфликтные ситуации, умения предупреждать конфликты.
Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений.
Обучить выбору эффективных стратегий разрешения конфликтных ситуаций, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять взаимоотношения людей.

























Методы, используемые на занятиях
Мастер-классы с элементами тренинга, соответствующие темам занятия;
Ситуационно-ролевые и развивающие игры и упражнения;
Диспуты, круглые столы;
Индивидуальные консультации (по запросу учащихся, по результатам диагностики)

Ожидаемые результаты:
расширить представления о видах и динамике конфликтов расширить регуляцию адаптивных реакций на конфликтные ситуации
освоить стиль сотрудничества как один из основных элементов в профилактике разрешения конфликтов
выявить факторы эффективного общения, способствующие достижению взаимопонимания
Диагностика
Анкетирование «Стиль решения конфликтов»
Диагностика конфликтности (Тест В.Ф. Ряховского «Самооценка конфликтности»)






















Использованная литература

Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – Лютова Е.К., Монина Г.Б. СПб., «Речь», 2003.
Тренинг развития жизненных целей. Под редакцией Е.Г. Трошихиной. - СПб., «Речь», 2002.
Справочник педагога-психолога (школа). – 2012. № 5. С 53-59.
Психогимнастика в тренинге. Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. - СПб., «Ювента», 2002.
Основы конструктивного общения. – Т.Г. Григорьева. Новосибирск. Издательство Новосибирского университета, 1999г.































Мастер-класс с элементами тренинга по конфликтологии для подростков


п/п
Тема мастер-класса
Используемые техники и упражнения
Форма проведения

1
Что такое конфликт? Понятие о конфликте. Стратегия поведения в конфликтах. Способы решения конфликтов. Диагностика «Самооценка конфликтности» обсуждение.
Рефлексия занятий.
Упражнения на создание позитивной обстановки, раскрепощение, сплочение участников.
Занятие с элементами тренинга, диспут
психодиагностика

2
Стиль принятия решения в конфликте. Анкетирование. Разработка памятки «Как выйти из конфликтной ситуации.
Рефлексия занятий.
Упражнения на создание позитивной обстановки, повышение работоспособности
Занятие с элементами тренинга, круглый стол, Ситуационно-ролевые и развивающие игры и упражнения;
психодиагностика

3
Что такое «конфликтовать конструктивно?»
Творческое разрешение конфликтов.
Обобщение полученных знаний.
Упражнения на осознание собственных чувств. Работа с собственными переживаниями и эмоциями. Способы разрядки
Занятие с элементами тренинга, Ситуационно-ролевые игры.

4
Как научиться доверять?
Упражнения на доверие
Занятие с элементами тренинга.






«Все конфликты в мире и в душе человека проходят через его сердце и возвращаются к нам осмысленными и понятными. А то, что понятно, уже не так страшно» немецкий психолог, Фромм Э.

Тематическое планирование занятий

п/п
Тема и цели
занятия
Ход занятия и используемые упражнения и
техники

1.

Что такое конфликт? Понятие о конфликте.

Сплочение и создание позитивного настроя на работу у воспитанников лагеря.
Развитие представлений о сущности конфликтов;

Знакомство. Вводное слово ведущего с целью информирования участников группы о целях и форме проведения занятий.
Упражнение «Представление имени». Каждый называет свое имя, сопровождая его каким-либо жестом или движением. Остальные копируют жест или интонацию.
Принятие правил поведения на занятиях.
С точки зрения психологии конфликт – это результат столкновения интересов, взглядов, мнений двух и более людей. Конфликты естественны и неизбежны. А почему же в нашей жизни возникают конфликты? Это мы с вами попытаемся выяснить с помощью упражнения «Эксперимент».
Упражнение «Эксперимент»: сейчас мы будем выполнять определенные действия с бумагой (салфетка), ваша задача точно следовать инструкции, так, чтобы у всех результат был одинаковый.
Сгибаем лист пополам.
Сгибаем еще раз пополам.
Отрываем верхний правый угол.
Отрываем нижний правый угол
- Что получилось? Обсуждение
Получились различные узоры. Возможно, если очень внимательно присмотреться, можно найти похожие «творения», но одинаковых мы не встретим, хотя инструкция звучала для всех одинаково. Так происходит и с людьми, общаясь друг с другом, они воспринимают информацию по разному, что ведет к непониманию друг друга, появляется напряжение в отношениях, а значит, возникает опасность конфликта.
Виды конфликтов:
1. Открытые - четко понимаем, что что-то не так.
2. Скрытый - еще не знаем, что конфликт
3. Мотивационный - конфликты потребностей и намерений (они очень объединяют людей)
4. Коммуникационный - барьеры общения, просчеты возводятся в принципы, отсутствие обратной связи. Причина - жесткость, отсутствие гибкости во взаимоотношениях.
5. Целевой конфликт - за цель.
6. Статусный - за приоритет, кто главный, конфликт выбора.
Обсуждение совместное
Участники обсуждают, возможно ли в жизни полностью избежать конфликтов; если между родителями и друзьями возникает конфликт, значит ли это, что отношениям и дружбе пришел конец. Необходимо, чтобы подростки поняли: конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей; при кажущейся, на первый взгляд, негативной окраске часто приводят к созиданию нового, более совершенного способа взаимодействия.
Психологи выделяют пять стратегий поведения в конфликте:
- конкуренция – ориентация на себя и активностью.
- избегание, пассивность.
- приспособление - ориентация на другого, пассивность. - компромисс - средний уровень активности и пассивности, ориентация на себя и другого. - сотрудничество - активность и ориентация на себя и другого.
А как Вы думаете, какой у Вас стиль решения конфликтов? Хотите узнать?
Анкетирование
Инструкция: Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации, для этого выберете один из трех предложенных вариантов ответа и поставьте: цифру 1 если вы так поступаете редко, цифру 2 если от случая к случаю и цифру 3 если часто.
Угрожаю или дерусь.
Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
Ищу компромисс.
Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
Избегаю противника.
Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
Иду на компромисс.
Сдаюсь.
Меняю тему.
Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.
Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
Предлагаю мир.
Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту.
А (1, 6, 11);
Б (2, 7, 12);
В (3, 8, 13);
Г (4, 9, 14);
Д (5, 10, 15).
Посчитайте сумму баллов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.
Интерпретация результатов теста
А – жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.
Б – примиренческий стиль. Ориентирован на “сглаживание углов” с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.
В – компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.
Г – мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
Д – уходящий. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Рефлексия занятия.

2
Стиль принятия решения в конфликте. Анкетирование. Разработка памятки.

показать возможность разрешения большинства разногласий при стремлении находить конструктивные способы их преодоления;






Игра «Коллективный счет» - для развития эмпатических способностей, внимания к окружающим. С закрытыми глазами группа должна досчитать до 10, причем каждое число произносит только один голос.
Издавна для того, чтобы конструктивно решать конфликты или не допускать их развития, в более серьезных областях взаимодействия людей создавались различные правила. Ведущий предлагает подумать подросткам, какие существуют правила на случай конфликтов, между: пешеходами и водителями (правила дорожного движения), между покупателями и продавцами (правила торговли), между работодателями и работниками (должностные инструкции) и т.п. Ведущий делает акцент на то, что существует множество правил и инструкций, регламентирующих решение спорных вопросов, касающихся производственных отношений, отношений собственности, других правовых вопросов. Для решения конфликтов между близкими людьми (родственниками или друзьями) существуют правила.
Выясните как можно точнее, в чем именно заключается причина разногласий.
Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликтов.
Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.
Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.
Обсудите, что вы предпримите, если дела пойдут не так, как вы хотели.
Практическое упражнение «Учимся разрешать конфликты»
Задание: ребятам предлагается описать на отдельных листочках конфликты, которые произошли с ними. Подписывать листочки не следует. Эти ситуации будут рассмотрены коллективно, чтобы найти совместно оптимальное решение каждого проанализированного конфликта.
Памятка «Как выйти из конфликтной ситуации» (попробовать разработать самим) предложения и обсуждения.
Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

3
Что такое «конфликтовать конструктивно?»
Творческое разрешение конфликтов.
Обобщение полученных знаний.

отработать стратегии решения повседневных конфликтов.


Ролевая игра "Cглаживание конфликтов"
Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов. Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов. Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра. На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы: - Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы? - Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры? - Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?
Работа по осознанию чувств в конфликте( работа со списком эмоций)
По завершении обсуждение подростками, что было самым трудным и почему. Обобщая высказывания участников, еще раз подчеркните, что:
разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость;
конфликт разрешается мирно, когда стороны готовы пойти на уступки;
конфликт между близкими людьми не приведет к серьезной ссоре, если будет решаться на основе компромисса;
преимущества компромисса: уметь выслушать и постараться понять другую сторону; согласиться (предложить самому) пойти на уступки (если это не угрожает твоей безопасности);
часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это - единственный путь разрешения конфликта.


Упражнения на доверие и сплочение коллектива
«Скала»
«Поводырь»
«Счет»
«Построй фигуру»
«Падение в пропасть»
и др.




























Приложения
Диагностика конфликтности
( Тест В.Ф. Ряховского «Самооценка конфликтности»)
           Инструкция: выполните тест, который поможет определить степень вашей конфликтности. Вам необходимо оценить по 7-бальной шкале, насколько в вас представлено каждое из перечисленных свойств. Семь баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется свойство, описанное в левой части таблицы, 1 балл – для вас характерно поведение, описанное в правой части.
  
1
Рвётесь в спор
7654321
Уклоняетесь от спора

2
Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений
7654321
Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном

3
Считаете, что добьётесь своего, если будете возражать
7654321
Считаете, что если будете возражать, то не добьётесь своего

4
Не обращаете внимания на то, что другие не принимают твоих доводов
7654321
Сожалеете, если видите, что другие не принимают твоих
доводов

5
Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента
7654321
Рассуждаете о спорных вопросах в отсутствии оппонента

6
Не смущаетесь, если попадаете в напряжённую обстановку
7654321
В напряжённой обстановке чувствуете себя неловко

7
Считаете, что в споре надо проявлять свой характер
7654321
Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции

8
Не уступаете в спорах
7654321
Уступаете в спорах

9
Считаете, что люди легко выходят из конфликта
7654321
Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта

10
Если «взрываетесь», то считаете, что без этого нельзя
7654321
Если «взрываетесь», то вскоре ощущаете чувство вины

 
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитывается суммарное количество баллов.
Менее 15 баллов. Для вас свойственно избегать конфликтных ситуаций. Вы предпочитаете отказаться от своих интересов, лишь бы избежать какой-либо напряжённости в отношениях. Так можно потерять уважение окружающих.
15 – 30 баллов. Конфликтность не выражена. Вы тактичны, не любите конфликтов. Если же вам приходится вступать в спор, вы всегда учитываете, как это может отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими.
31 – 50 баллов. Конфликтность выражена слабо. Вы умеете сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы.
51 – 60 баллов. Выраженная конфликтность. Вы настойчиво отстаиваете своё мнение, даже если это может отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими. За что вас не всегда любят, но зато уважают.
Свыше 60 баллов. Высокая степень  конфликтности. Зачастую вы сами ищите повод для споров. Не обижайтесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Лучше задумайтесь о своём поведении.


Ћђ Заголовок 415